Продовольственная помощь
  "Мне кажется, многие компании слишком торопятся с внедрением трансгенных растений. Недостаток продуктов питания дает многим богатым странам хорошую возможность превратить менее богатые в опытные поля. Мы должны быть очень осторожны, должны внимательно исследовать ГМ-продукты на безопасность, прежде чем рекомендовать их развивающимся странам, в том числе России". (Сергей Паклин, заместитель начальника отдела по защите растений Министерства сельского хозяйства, интервью, 6 июля 2000 г.)
  В 1999 году США предоставили России продовольственную помощь в размере 3 миллионов тонн продуктов. В сентябре 1999 года Россия вновь обратилась к США с просьбой об оказании такой помощи в размере 5 миллионов тонн, из них 2,5 миллиона тонн пшеницы (в том числе 1,5 миллиона тонн - кормовой), 1,5 миллиона тонн кукурузы, 700 тысяч тонн соевых продуктов, 300 тысяч тонн соевых бобов и 40 тысяч тонн семян. В феврале 2000 года правительство США все еще рассматривало эту просьбу, согласившись выделить 300 тысяч тонн сои и 20 тысяч тонн семян, которые должны были поступить в Россию в марте-апреле 2000 года. В июле того же года было объявлено, что Россия, как и в предыдущие два года, не сможет обеспечить себя зерном, и недостаток кормовых культур - особенно ячменя - составит 2 миллиона тонн; российское правительство начало готовить новую заявку на получение продовольственной помощи. Согласно Министерству сельского хозяйства США, американская продовольственная помощь России увеличилась втрое по сравнению с предыдущим годом. Многие НПО считают, что США предоставляют такую помощь с большей охотой именно из-за потери для сбыта ГМ-продуктов европейского рынка и необходимости "сбагрить" эти ненужные продукты куда только возможно.
  Именно обеспокоенность возможностью попадания ГМ-пищи в Россию в качестве продовольственной помощи стала причиной сотрудничества Министерства сельского хозяйства и Института сельскохозяйственных биотехнологий в работах над ДНК-маркерной технологией. Даже после трех скандалов, связанных с обнаружением ГМО в американской продовольственной помощи (в Брянске, Санкт-Петербурге и Краснодаре), к ней относятся так же, как и другому продовольственному импорту.
  В 1999 году разразился скандал с продовольственной помощью с участием краснодарской ассоциации "Ассоя". Ассоциация подписала контракт с американской НПО "Накормить детей" на ввоз продовольственной помощи в Краснодарский край. После разгрузки корабля в порту Новороссийска было обнаружено, что груз заражен сорняками, в том числе амброзией, которая могла бы нанести серьезный ущерб природе региона и здоровью людей. После этого решено было выяснить, не является ли соя трансгенной. Тестирование, проведенное расположенным в Краснодаре институтом биологической защиты растений, дало положительный результат. Главный санитарный врач Краснодарского края был отстранен от должности, а краевые власти издали распоряжение о запрете на ввоз продовольствия из-за рубежа. В результате "Ассоя" получила массу запросов от потребителей, которые хотели знать, работает ли она с трансгенными соевыми бобами.
  Министерство сельского хозяйства хотело серьезно ограничить ввоз трансгенных растений и продуктов в качестве продовольственной помощи. Тогда представитель американского правительства г-н Фриц, сотрудник торгово-промышленной палаты, действовавший по поручению президента Клинтона, посетил министерство. "Позиция президентского порученца заключалась в том, что ГМ-пища уже разрешена в России. Я ответил, что это не так, что у нас еще нет соответствующего законодательства. Но представитель Клинтона заявил, что он уже обо всем договорился с вице-премьером Щербаком. Он сказал, что все уже решено и он не видит никаких проблем, препятствующих импорту ГМ-пищи. Мы до сих пор не получили документов, разрешающих, регулирующих или ограничивающих использование трансгенных растений". (Сергей Паклин, заместитель начальника отдела по защите растений Министерства сельского хозяйства, интервью, 6 июля 2000 г.)
  Одной из причин импорта продовольствия называется нехватка семян, в частности высококачественных. Однако Министерство сельского хозяйства настаивает на том, что истинное положение дел в этом вопросе скрывается главами субъектов федерации. "Губернаторы занижают количество имеющихся в их распоряжении семян, чтобы получить больше средств от федерального центра и использовать их для собственных нужд. Именно это, а не низкая производительность аграрного сектора, создает сейчас основу для обращения за продовольственной помощью к США. Если судить по урожаю этой весны, Россия в целом не нуждается в продовольственной помощи - хотя в некоторых регионах такая потребность и может существовать. В нынешних тяжелых экономических условиях такая помощь приносит нам потери, а не выгоду". (Сергей Паклин, заместитель начальника отдела по защите растений Министерства сельского хозяйства, интервью, 6 июля 2000 г.) Еще одной причиной, обостряющей продовольственный кризис, является соглашение между правительствами России и США, запрещающее экспорт российских семян. В результате российские потребители не могут покупать дорогие импортные семена, а российские сельхозинституты лишены возможности получать прибыль от продажи своих семян за границу. Гуманитарная помощь семенами и продовольствием, выгодная лишь небольшому количеству сельскохозяйственных предприятий, снижает возможности отечественных научных организаций-производителей семян и порождает дальнейшие экономические проблемы.
  Объединение граждан за развитие международных отношений
  Объединение граждан за развитие международных отношений - это коалиция ряда крупнейших американских компаний, работающих в аграрном секторе: производителей химикатов, переработчиков пищевой продукции, биотехнологических корпораций и их сторонников. С 1990 года объединение стремится развивать партнерские отношения между правительственными структурами и частным сектором. Оно является также основателем Агропромышленного альянса, состоящего из 250 аграрных компаний, кредитных учреждений и промышленных ассоциаций, целью которого является развитие новых экономических систем.
  С 1994 года Объединение и Агропромышленный альянс участвуют в программах американского правительства по реструктуризации аграрного и продовольственного секторов России, Украины, Молдавии и юга Африки. Американское агентство по международному развитию предоставило свыше 82 миллионов долларов США на вовлечение американских пищевых и агропромышленных предприятий в процесс развития рыночной сельскохозяйственной инфраструктуры в этих странах. Программа агропромышленного партнерства предусматривает вложение еще 100 миллионов долларов США в частный сектор для стабилизации системы снабжения продовольствием на Украине, в Белоруссии и Молдавии.
  В марте 1999 года Объединение совместно с 32 организациями товаропроизводителей, сельскохозяйственными компаниями и ассоциациями промышленников призвали вице-президента США Гора структурировать продовольственную помощь России таким образом, чтобы укрепить нарождающийся частный сектор страны. Авторы обращения к президенту полагали, что развитый российский аграрный сектор станет долгосрочным рынком сбыта для американского оборудования, сырья и других товаров.
  Хотя Monsanto, American Home Products, American Cyanamid, Pioneer Hi-Bred, и Dow были представлены в этом Объединении среди прочих, никто из крупных чинов компаний или ученых не подтвердил информацию о прямых контактах с этой организацией. Существует предположение, что среди технологий и товаров, которые она намерена продвигать в России - ГМ-семена и сопутствующие сельскохозяйственные химикаты. В настоящий момент Объединение наиболее активно действует на Украине и в Молдавии.