Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту серых китов

Документы

Экологическая Вахта Сахалина * Центр Российской Экологической Политики * Институт содействия общественным инициативам - кампания "Живое Море" * Бюро Региональных Общественных Кампаний * Правовой Центр "Родник" * Камчатская лига независимых экспертов * Кайра Клуб * Центр защиты дикой природы "Зов Тайги" * Магаданский центр окружающей среды * Лесной бюллетень* Фонд "Северная Пацифика" * Независимая защита * Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов * Экологическая защита * Друзья Земли Интернешнл * Вахта Байкала * Институт Остров Земля * Друзья Земли Япония

10-ое декабря 2001 г.

Президент Жан Лемьер,
Европейский Банк Реконструкции и Развития
1 Эксчэйндж Сквер
Лондон, EC2A 2JN, Великобритания

Копии: Совет директоров

Уважаемый Президент Лемьер!

  Мы выражаем серьезную озабоченность возможной поддержкой со стороны Вашей организации второй стадии проекта "Сахалин-II" по добыче нефти на шельфе острова Сахалин. Охотское море является одним из самых биологически продуктивных морей в мире. Добыча богатых запасов краба, креветки, минтая и других биоресурсов Охотского моря давно является одной из базовых отраслей Дальнего Востока России. В Охотском море вылавливается до 70% морепродуктов, добываемых в России, и экономика Российского Дальнего Востока уже давно сориентирована на эксплуатацию богатых рыбных ресурсов. Прибрежные воды Охотского моря продолжают привлекать на нерест естественные популяции тихоокеанских лососей, которые в других частях Северной Пацифики сильно сократили свою численность. Участки шельфа северо-восточного Сахалина являются местом обитания охотско-корейской популяции серых китов, находящихся под угрозой исчезновения. В то же время добыча нефти на шельфе северо-восточного Сахалина значительно увеличивает риск серьезного ухудшения экологических условий Охотского моря и его побережья.
  Многие из наших организаций приняли участие в судьбе ранних стадий проекта "Сахалин-II" и продолжают внимательно следить за его ходом. Мы считаем, что ряд экологических, социальных и экономических обязательств, взятых проектом "Сахалин-II" совместно с банками многостороннего развития и агентствами по экспортным кредитам, профинансировавшим первую стадию проекта, так и не были выполнены. В связи с осуществлением проекта "Сахалин-II" возникли следующие экологические, социальные и экономические проблемы:

* Сокращение численности популяций рыб, в том числе резкое сокращение численности стад наваги и сельди, являющихся главными объектами питания коренных народов - нивхов, и невыполнение обязательств по своевременному и полному обеспечению государственных органов и общественности информацией по экологическому мониторингу.
* Неадекватный доступ общественности к экологической информации и отсутствие прозрачности экологического мониторинга, несмотря на данные компанией "Сахалин Энерджи" - оператором проекта, обязательства проводить регулярные консультации с общественностью.
* Неприемлемый риск от сбросов буровых отходов и невыполнение обязательств по обеспечению высочайшего уровня защиты окружающей среды, по использованию наилучших доступных технологий и оптимальных методов для предотвращения или минимизации экологического ущерба;
* В "План ликвидации аварийных разливов нефти" были внесены совершенно неадекватные изменения, также как неадекватны были попытки предотвратить начальные утечки нефти, несмотря на то, что компания бесплатно получила отчеты и рекомендации по этому вопросу от международных экспертов, и несмотря на данное обещание, что План будет постоянно обновляющимся документом, регулярно пересматривающимся и совершенствующимся;
* Несмотря на обязательство, что федеральное правительство, регион и его население получат значительные выгоды от промышленного освоения шельфа, и что эти выгоды будут постоянными и длительными, реальный вклад проекта в региональную и национальную экономику оказался неадекватным обещаниям.
* Соглашение о разделе продукции не соответствует российскому экологическому и ресурсному законодательству;
* Нарушение российских законов и международных конвенций по охране корейско-охотской популяции серых китов, находящейся под угрозой исчезновения
  Для ознакомления мы прилагаем дополнительную информацию, которая более подробно освещает данные проблемы. В настоящем обзоре приводятся некоторые факты, доказывающие невыполнение спонсором проекта - компанией "Сахалин Энерджи", своих обязательств по корпоративной экологической и социальной ответственности. Исходя из приведенных здесь фактов, мы считаем, что пока все обозначенные проблемы не будут разрешены, ваша организация ни в какой форме не должна поддерживать следующую стадию проекта.

  Обращаемся к Вашей организации с просьбой воздержаться от поддержки любого расширения работ по проекту "Сахалин-II" до тех пор, пока:
* Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать сохранение в здоровом состоянии рыбных ресурсов данного сектора Охотского моря, в том числе восстановление существовавшего ранее уровня численности сельди и наваги при условии адекватного и регулярного предоставления мониторинговых данных государственным органам и общественности;
* Компания "Сахалин Энерджи" не будет активно предоставлять общественности всю необходимую информацию по проекту "Сахалин-II" - включая Соглашение о разделе продукции, Декларацию промышленной безопасности, ежегодные отчеты по экологическому аудиту, все отчеты по мониторингу за рыбными ресурсами, экологическому мониторингу, наблюдениям за популяцией серых китов;
* Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит 100-процентную закачку в подземные пласты отходов бурения, выполняя тем самым экологически наилучший вариант "нулевого сброса отходов", который применяется широко в мире;
* Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит на Сахалине такой уровень работ по предотвращению нефтяных разливов и реагированию на них, который был бы эквивалентен или лучше того, что в настоящее время применяется на Аляске и в Северном море;
* Соглашение о разделе продукции не будет переписано таким образом, чтобы гарантировать приоритет природоохранного законодательства над СРП, пока не будет обеспечена прозрачность финансовых документов и их открытость для общественности и гарантировано положение о том, что Российская Федерация и население острова Сахалин получит от проекта существенные выгоды;
* Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и жизнеспособность признанной на международном уровне и находящейся в критическом состоянии охотско-корейской популяции серых китов.
  Будем благодарны Вам за ответ на это обращение.

  Искренне Ваши,
  Дмитрий Васильевич Лисицын, председатель
Наталия Баранникова, координатор морской программы
Экологическая Вахта Сахалина, Южно-Сахалинск
watch@dsc.ru
  Алексей Владимирович Яблоков, президент
Центр российской экологической политиги, Москва
  Антон Валерьевич Семенов, координатор, кампания "Живое море"
Институт содействия общественным инициативам, Владивосток
  Анатолий Викторович Лебедев, директор
Бюро региональных общественных кампаний, Владивосток
  Ольга Алексеевна Яковлева, директор
Правовой центр "Родник", Москва
  Ольга Андреевна Чернягина, испольнительный директор
Камчатская лига независимых экспертов, Камчатка
  Геннадий Смирнов, испольнительный директор
Кайра Клуб, Чукотка
  Василий Анатольевич Солкин, председатель
Центр защиты дикой природы "Зов Тайги", Владивосток
  Эльвира Александровна Грищенко, испольнительный директор
Магаданский центр окружающей среды, Магадан
  Владимир Петрович Захаров, редактор
Лесной бюллетень, Москва
  Алексей Сергеевич Вахрин, вице-директор
Фонд "Северная Пацифика," Камчатка
  Валерий Петрович Кочетов, испольнительный директор
Независимая защита, Камчатка
  Девид Гордон, Заместитель директора
Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов, США
  Брюс Рич
Директор, международная программа
Экологческая защита, США
  Джон Сон
Координатор кампании по кредитно-экпортным агентствам
Друзья земли интернешнл, США
  Гэри Кук, директор
Вахта Байкала, Институт остров земля, США
  Токихару Оказаки, директор программ
Друзья Земли - Япония, Токио

  

Информация для ознакомления

Нарушенные обязательства: проект "Сахалин-II" и текущие экологические, социальные и экономические проблемы

  Историческая справка:
  Район работ проекта "Сахалин-II" характеризуется высоким биоразнообразием морской жизни. Это один из наиболее богатых на тихоокеанском побережье рыболовных участков, здесь обитает свыше 25 видов морских млекопитающих, в том числе 11 видов, находящихся под угрозой исчезновения (самый заметный из которых - западная популяция серых китов). Кроме высокой ценности этого района с точки зрения биоразнообразия, участок является также чрезвычайно важным ресурсом местной рыбной промышленности, одной из наиболее развитых в России. Действительно, в Охотском море добывается почти 70% всей морепродукции, и экономика Российского Дальнего Востока уже давно сориентирована на развитие рыболовства. Возможность катастрофического разлива нефти, вызванного бурением или транспортировкой нефти, а также "нормальные" хронические ежедневные выбросы отходов и нефти в результате добычных операций представляют чрезвычайно высокую угрозу для окружающей среды и всей экономики РДВ. Этот риск еще более увеличивается, т.к. район проекта Сахалин-II находится в зоне высокой сейсмической активности.
  Когда Корпорация США по частным инвестициям за рубеж (OPIC), Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), и Экспортно-импортный банк Японии (JEXIM) рассматривали финансирование первой стадии проекта "Сахалин-II", это сопровождалось энергичным вмешательством местных, национальных и международных некоммерческих организаций (НКО). Этими НКО было отмечено, что проект представляет повышенную угрозу для окружающей среды и недостаточно эффективен для местной экономики, кроме того, в процессе его развития не осуществлялись соответствующие консультации с общественностью, да и вообще реализация проекта была начата в нарушение российских законов, так как не была проведена государственная экологическая экспертиза, как часть проверки на экологическую добропорядочность предприятия. Прореагировав на эти сигналы, финансовые организации задержали выплату кредитов, обещанных еще до проведения экологической экспертизы. В качестве условия, при котором эти кредиты будут выплачены, финансовые организации поставили разработку и составление двух документов - "Плана по реагированию на разливы нефти" и "Плана экологических действий" (Плана действий в области охраны окружающей среды). При этом многие члены совета директоров этих финансовых институтов выразили серьезную озабоченность существованием больших пробелов в информации представлены спонсорами проектов по экологическим вопросам и давлением на банки, осуществляемого партнерами по проекту. Тем не менее, решение о финансировании проекта было все-таки принято, так как проект обещал крупные экономические выгоды для региона.
  Несмотря на неоднократные вмешательства НКО, "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани" и международные финансовые институты, спонсирующие проект, не смогли выполнить свои обязательства по обеспечению адекватной экологической защиты, по проведению регулярных консультаций с общественностью и по прозрачности своей деятельности для населения, так же как не смогли обеспечить получение экономических выгод местной экономике. Примерами тому является следующее:

  

Снижение рыбных запасов на северо-восточном шельфе Сахалина


  Перед реализацией первого этапа проекта "Сахалин-II" экологические группы, рыбаки и общины коренных народов поднимали вопрос о возможном воздействии проекта на рыболовные угодья на шельфе северо-восточного Сахалина. По данным Госкомрыболовства, специалистов, участвовавших в экологической экспертизе нефтяных проектов, а также материалов СахНИРО за предыдущие годы, воды северо-восточного Сахалина отличаются богатым биоразнообразием и высокой продуктивностью различных видов морских биоресурсов. Район проекта совпадает с местами нагула, нерестилищ и миграций главных коммерческих видов (включая лосось, крабов, минтай, тихоокеанскую сельдь, а также навагу, играющую важную роль в традиционном питании коренных народов - нивхов), на которых держится рыбная промышленность Сахалина и в целом всего Российского Дальнего Востока.
  Чтобы избежать пагубного воздействия проекта на морские биологические ресурсы, Европейский банк реконструкции и развития в своем меморандуме постановил, что:
  "При возведении сооружений для добычи нефти и проведении операций по добыче компания "Сахалин Энерджи" должна использовать меры по смягчению возможных экологических последствий, зарекомендовавших себя в других проектах по добыче нефти и газа, а также те меры, что требуются в соответствии с различными правилами и нормами. Должны быть исследованы конкретные особенности участков шельфа, в том числе... участков, на которых осуществляется коммерческое рыболовство... Эти современные технологии зарекомендовали себя эффективными при снижении и минимизации возможных экологических последствий нефте- и газодобычи в других частях мира, в том числе имеющих сходные экологические условия."1
  В то же время за последние три года с начала первой стадии проекта "Сахалин-II" добыча наваги, составляющей основную часть традиционного питания нивхов, на северо-восточном побережье Сахалина значительно упала. По сообщениям коренных народов, местных рыбаков, ведущих промысел в заливах северо-восточного Сахалина, и рыбинспекторов отмечается резкое падение объемов добычи наваги. Навага нерестится в заливах и мигрирует, питается и нагуливается на шельфе северо-восточного Сахалина близи районов нефтедобычи. В других районах Сахалина такого спада в коммерческих уловах наваги не наблюдается.
  Популяции сельди на северо-восточном Сахалине подверглись еще более мощному воздействию. В июне 1999 года - после начала работы платформы "Моликпак" по проекту "Сахалин-II" - в заливе Пильтун была зафиксирована небывалая гибель огромного количества сельди тихоокеанской. Подобные случаи в этом районе никогда не отмечались. Научный отчет СахНИРО констатирует, что могло погибнуть до 11 тыс. тонн сельди. Экологи считают, что погибло не менее 5 тыс. тонн. Исследование, проведенное общественными организациями с помощью научно-исследовательских лабораторий показало, что в тканях погибшей рыбы содержались нефтепродукты и вещества, входящие в состав буровых растворов, образующихся при работе платформы "Моликпак" проекта "Сахалин-II" В следующем, 2000 году, рыбаки смогли выловить всего 40 тонн сельди - в 4,5 раз меньше квоты и обычного объема сельди, добываемой в предыдущие годы.
  Ведущие международные финансовые институты, спонсирующие проект "Сахалин-II", предполагали, что компания "Сахалин Энерджи" будет проводить адекватный и постоянный мониторинг потенциальных воздействий на рыбные ресурсы, адекватные консультации с общественностью и предоставит доступ к информации. В 1997 году ЕБРР в своем Меморандуме постановил:
  "Как часть ОВОС, компания "Сахалин Энерджи" разработала детальную программу для оценки эффективности мер по предотвращению и смягчению возможных экологических последствий. Программа по мониторингу призвана вести слежение как за специфическими воздействиями добычи нефти на конкретных участках вокруг буровых сооружений (например, за последствиями сброса буровых отходов, механического перемещения грунтов), так и на окружающую среду в региональном масштабе (например, воздействие на миграции китов, состояние популяций рыб и морских птиц)... Компания будет продолжать вести ежегодный полевой мониторинг окружающей среды...Для того, чтобы гарантировать своевременное обнаружение любых негативных последствий проекта и выявление их причин, будет регулярно получаться информация о численности и состоянии популяций рыб, птиц и морских млекопитающих...Для того, чтобы удостовериться в отсутствии негативных эффектов, потребуется дополнительная информация, кроме той, что собрана около платформы. Чтобы определить, какие понадобятся данные на популяционном уровне для обеспечения работы программы по изучению биологических ресурсов в районе действия проекта, компания "Сахалин Энерджи" обязуется работать с соответствующими российскими министерствами, оказывая им финансовую поддержку. Мониторинг окружающей среды на региональном уровне должен состоять... из регулярного сбора и анализа данных соответствующих рыболовных структур."2
  Согласуясь с этим, далее в Меморандуме Европейского банка реконструкции и развития заявлено: "...Совет директоров был информирован о том, что компания "Сахалин Энерджи" ведет дальнейшую работу по проведению консультаций с общественностью... Компания "Сахалин Энерджи" разработала программу по предоставлению текущей информации и консультаций с общественностью, относящейся к первой стадии проекта "Сахалин-II", а также по дальнейшим работам по проекту "Сахалин-II"."

  Примерно в то же время компания "Сахалин Энерджи" заявила:
  "Отвечая на озабоченность (со стороны НКО) слишком длительным сроком процесса экспертизы, мы рассматриваем последние консультации с общественностью скорее не как часть экспертизы, а как еще один шаг в продолжающейся серии консультаций с населением острова Сахалин."3"

  Вскоре после этого компания "Сахалин Энерджи" заявила следующее:
  "Сахалинский проект двигается вперед при сотрудничестве, поддержке и участии населения острова Сахалин. Наша программа участия общественности продолжится и после данного периода консультаций. Мы осознаем, что вовлечение населения острова Сахалин в каждую стадию планирования и реализации нашего проекта - в интересах не только населения, но и наших, и мы как раз этим и занимаемся."4

  Кроме того, в требуемом со стороны OPIC "Плане действий в области охраны окружающей среды" для проекта "Сахалин-II" было записано:
  "Компания "Сахалин Энерджи" несет ответственность за своевременное реагирование на запросы и озабоченность общественности, связанные с вопросами ЗБО (здоровье, безопасность и окружающая среда) по проекту."5

  Вскоре после инцидента с сельдью, Сахалинская общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" призвала к тому, чтобы соответствующие министерства дали ответ на вопрос - причастны ли работы по проекту "Сахалин-II" к этому случаю? К сожалению, государственные органы не провели полного исследования гибели сельди и не проанализировали пробы рыбы на предмет их загрязнения нефтепродуктами и веществами, входящими в состав буровых растворов. Более того, государственные органы оказались не способны назвать реальные причины гибели сельди. Тем временем "Экологическая вахта Сахалина" провела независимый анализ и показала, что наиболее вероятной причиной гибели сельди было загрязнение моря отходами, образующимися при работах по проекту "Сахалин-II", а также нефтью. Однако компания "Сахалин Энерджи" отказала "Экологической вахте Сахалина" в просьбе предоставить образец нефти из конкретной скважины проектного района, который мог бы подтвердить или опровергнуть результаты проведенного анализа.6 Таким образом, "Сахалин Энерджи" обеспечила невозможность установления факта, является или нет проект "Сахалин-II" причиной катастрофической гибели сельди.
  Учитывая вероятность того, что загрязнение нефтепродуктами наносит ущерб экономически и экологически важным ресурсам рыболовства, выполнение компанией "Сахалин Энерджи" своих обязательств по обеспечению государственных органов и населения необходимой экологической информацией ставится под вопрос. Следовательно, подписавшие договор организации также вынуждены считать, что все операции по нефтедобыче в этом регионе должны быть приостановлены до тех пор, пока нефтяные компании не смогут гарантировать поддержание в нормальном состоянии популяций рыб, в том числе и восстановление существовавшей раньше численности популяций сельди и наваги. Кроме того, должно быть гарантировано своевременное и регулярное представление всей информации государственным органам и общественности.

  

Отсутствие доступа к информации и недостаточная прозрачность мониторинга


  Как было заявлено ранее, Европейский банк реконструкции и развития и компания "Сахалин Энерджи" обязались проводить по проекту "Сахалин-II" строгий мониторинг и консультации с общественностью. В то же время, несмотря на неоднократные обещания открыть доступ к информации, компания "Сахалин Энерджи" постоянно демонстрирует отсутствие корпоративной ответственности - прежде всего тем, что не дает заинтересованным гражданам информацию и документы о своей деятельности.
  Например, несмотря на неоднократные запросы, "Сахалин Энерджи" отказалась открыть для общественности свою официальную "Декларацию промышленной безопасности". Граждане не смогли получить и экземпляр Соглашения о разделе продукции по проекту Сахалин-II. Не были открыты для общественного доступа и отчеты по ежегодному экологическому аудиту, которые компания обещала представлять по контракту с государственными финансовыми институтами. НКО "Экологическая вахта Сахалина" не смогла получить данные по различным исследованиям по экологическому мониторингу на шельфе, которые, как предполагалось, проведет компания "Сахалин Энерджи". Та же "Экологическая вахта Сахалина" не смогла получить и данные компании по исследованию ущерба, нанесенного проектом "Сахалин-II" рыбным ресурсам. Она также не смогла получить от компании и данные о профинансированных компанией исследованиях по мониторингу популяции серых китов.7
  Когда же представители "Экологической вахты Сахалина" допускались к просмотру этих отчетов, им часто говорили, что они могут посмотреть документы только в офисе компании "Сахалин Энерджи" без разрешения на вынос. Фото и ксерокопирование документов также запрещалось - это делало невозможным проведение сколько-нибудь серьезной экспертизы научных отчетов. Более того, при этом компания требовала, чтобы представители "Экологической вахты Сахалина" подписали акт, что они обязуются не разглашать никакую информацию, которую они узнали из Декларации о промышленной безопасности объектов компании. И это несмотря на то, что сама "Экологическая вахта Сахалина" как общественная организация и была создана для того, чтобы обеспечивать общественность точной информацией по экологическим проблемам Сахалина! Такие требования со стороны компании заставляют природоохранные организации усомниться в безвредности операций по проекту. Они заставляют нас предполагать, что компания собирается скрыть возможные угрозы проекта окружающей среде.8
  "Сахалин Энерджи" оправдывает свое сокрытие информации от общественности определенными обязательствами о конфиденциальности, перечисленными в "Соглашении о разделе продукции". Компания заявляет, что сохранять экологическую информацию, связанную с проектом, в конфиденциальности обязывает ее российское правительство. Однако Конституция России гарантирует права граждан на получение информации об окружающей среде, таким образом, заявления компании противоречат российскому законодательству.
  Наши организации считают, что проект "Сахалин-II" должен быть приостановлен, пока компания "Сахалин Энерджи" активно не поделится всей имеющейся у нее информацией по проекту "Сахалин-II" - в том числе, откроет для общественности "Соглашение о разделе продукции", "Декларацию о промышленной безопасности", ежегодные экологические аудиты и отчеты по мониторингу за рыбными ресурсами, состоянием окружающей среды и популяцией серых китов. Компания "Сахалин Энерджи" должна также представить общественности всю информацию об утечках нефти, зарегистрированных на платформе "Моликпак" и других участках проекта (плавучем нефтехранилище, транспортных танкерах, подводном нефтепроводе), всю информацию относительно сброса отходов (объем и время сбросов) а также информацию о загрязняющих веществах. Компания "Сахалин Энерджи" должна дать обязательство предоставлять всю информацию общественности по первому требованию в форме твердой или электронной копии.

  

Сброс в море бурового раствора и шлама


  В соответствии с положениями Меморандума ЕБРР:
  "В структуре и плане проекта, насколько это возможно, следует выдерживать самый высокий уровень экологической защиты."9

  Кроме того, ЕБРР постановил следующее:
  "Компания "Сахалин Энерджи" включила в планирование, проектирование, строительство и операции по проекту конкретные меры по смягчению экологических последствий. Благодаря использованию наилучших возможных технологий и самых современных методов строительства и добычи нефти, и принимая во внимание высокую экологическую уязвимость данного района шельфа, потенциальные экологические воздействия проекта на окружающую среду могут быть предотвращены или снижены до минимума."10

  Однако "самый высокий уровень экологической защиты" в проекте "Сахалин-II" достигнут не был, не были использованы ни самые лучшие имеющиеся технологии, ни самые оптимальные методы для предотвращения или минимизации экологического ущерба. Так, компания "Сахалин Энерджи" неоднократно критиковалась за сброс буровых растворов и шлама в биологически богатые воды шельфа острова Сахалин. В соответствии с первоначальной проектной документацией, "Сахалин Энерджи" в течение первых двух лет работы по проекту планировала сбросить в море 70 тыс. тонн буровых отходов. Это может вызвать загрязнение биологически продуктивных вод, снижение биомассы бентоса и планктона, нарушение нерестилищ и мест нагула.
  В независимом анализе мировой практики способов удаления буровых отходов, проведенном по просьбе Экологической вахты Сахалина д-ром Джонатаном Уиллсом, сказано: "Сброс любых буровых отходов в мелководные прибрежные моря, сходные с участками сахалинского шельфа, европейскими и североамериканскими государствами не приветствуется, и в большинстве районов эффективно запрещен."11
  Компания "Сахалин Энерджи" настаивает на том, что использование ею буровых растворов на водной основе (WBM) экологически лучше, чем использование нефтяных буровых растворов (OBM). В то же время по этому поводу д-р Уиллс написал следующее: "Несмотря на то, что водные буровые растворы признаны менее вредными, чем растворы на нефтяной или синтетической основе, они имеют такие экологические последствия, которые могут оказаться более серьезными, длительными и более широкого действия, чем промышленные источники могут предположить. В частности, не совсем правильно понимается воздействие подводных шлейфов взвешенных частиц, которые могут вызвать смерть личиночных стадий многих коммерческих видов рыб, моллюсков и ракообразных."12
  У компании "Сахалин Энерджи" есть другая, более экологически оптимальная альтернатива сбросу буровых отходов - это технология, которая как раз и соответствует условию "использования наилучших возможных технологий и лучших международных практик". Д-р Уиллс пишет, что "уже существует доказавшая свою экологическую оптимальность, опробованная технология глубинной закачки загрязненных буровых жидкостей и шлама в подземные пласты, где они могут храниться в течение неограниченного времени .... Захламление же отходами морского дна и толщи воды наносит экологический ущерб, и кроме того, технически совсем необязательно. Финансовая ответственность за долговременный ущерб хотя еще никем и не оценивалась количественно, но может оказаться куда дороже, чем глубинная закачка на шельфе или вывоз отходов на берег и захоронение в специально отведенных местах."13
  Уже тогда, когда проект "Сахалин-II" только начинался, Водным Кодексом Российской Федерации был установлен запрет на сброс бурового раствора и шлама в воды северо-восточного шельфа Сахалина. Однако в "Соглашении о разделе продукции" была введена статья, по которой проект "Сахалин-II" исключался из сферы действия этого важного природоохранного закона. Тем не менее, природоохранные группы настаивают на том, чтобы проект "Сахалин-II" вел свои работы в соответствии с российским Водным Кодексом, запрещающим сброс загрязняющих веществ на важных для рыболовства участках.
  В настоящее время компания "Сахалин Энерджи" делает определенные шаги по организации глубинной закачки своих отходов. Для своих новых скважин компания планирует закачать от 40 до 70% бурового раствора и шлама. Это обязательство показывает, что для проекта такая глубинная закачка технически вполне возможна и осуществима. Принимая во внимание важность данного участка и всего Охотского моря для сохранения рыбных запасов, мы считаем, что проект "Сахалин-II" должен двигаться ко второй стадии - к 100-процентной глубинной закачке своих буровых растворов и шлама - то есть ориентироваться на экологически наилучший вариант "нулевого сброса".

  

Повышенная опасность нефтяных разливов


  В 1997 году ЕБРР постановил:
  "Компания "Сахалин Энерджи" включила в проектирование, строительство и операции по проекту конкретные меры по смягчению экологических последствий. Благодаря использованию самых лучших последних технологий и самых современных методов строительства и нефтедобычи, и принимая во внимание высокую экологическую уязвимость данного района шельфа, потенциальные экологические воздействия проекта на среду могут быть предотвращены или снижены до минимума."14

  В продолжение этого, в Меморандуме ЕБРР было записано:
  "Потенциальное попадание нефти в окружающую среду в процессе всех типов работ представляет критическую проблему нефте- и газодобычи, особенно в отдаленных регионах... Если возникнет такое попадание, при реагировании на утечку нефти и ее ликвидацию будут использованы обученный персонал и оборудование, созданное по последним технологиям... Хотя этот план (по предотвращению утечек нефти) будет оперативным документом в течение всего проекта, он должен регулярно обновляться и совершенствоваться, чтобы удовлетворять конкретным потребностям каждой стадии проекта."15

  Действительно, в "Плане действий в области охраны окружающей среды по проекту "Сахалин-II", требуемом корпорацией OPIC, говорится:
  "Документы по проблемам ЗБО (Здоровье, Безопасность и Окружающая среда), в том числе "План действий в области охраны окружающей среды" (частью которого является "План по предотвращению, реагированию и смягчению возможных последствий утечек нефти") будут обновляться в соответствии с требованиями OPIC, а по системе проблем ЗБО будут составляться ежегодные отчеты."16

  С тех пор, как в 1999 году в проекте "Сахалин-II" была получена "первая нефть", экологи, рыбаки и коренные жители выражали свою озабоченность отсутствием мер по предотвращению разливов нефти и механизмов быстрого реагирования на такие разливы, которые бы удовлетворяли мировым стандартам. Выражалась и озабоченность использованием далеко не лучших технологий, которые бы могли стать гарантом сохранения богатых и уязвимых морских местообитаний и рыбных ресурсов. Принимая во внимание сложные погодные и климатические условия Охотского моря и огромную ценность его морских биологических ресурсов, следует исходить из того, что разлив нефти в любой точке вдоль побережья Сахалина или Японии из перевозящего нефть танкера может привести к крупной катастрофе.
  Один значительный разлив нефти уже был зарегистрирован - он случился в сентябре 1999 года на производственном комплексе "Сахалин-II" Природоохранные группы озабочены также слухами о том, что произошли еще по крайней мере два крупные разлива, информация о которых не подтверждена документально.
  Реагируя на запросы общественности, для проведения анализа имеющихся на Сахалине стандартов и нормативов по разливам нефти и технологиям их очистки и предотвращения, "Экологическая вахта Сахалина" и "Тихоокеанский центр окружающей среды" привлекли к работе независимых экспертов, имеющих образование и опыт в области предотвращения разливов нефти и реагирования на них в зонах севера, от Аляски до Северного моря. Эти эксперты имеют непосредственный опыт работы по реагированию на разливы нефти из танкеров "Эксон Валдиз" и "Байер", случившихся на Аляске и в Северном море; они в свое время сыграли важную роль в повышении нормативов и стандартов по предотвращению разливов нефти в обоих этих регионах.
  В подготовленном экспертами отчете "Сахалинская нефть: как обеспечить безопасность?" было сделано 78 рекомендаций, вот главные и основные из них:
- по прибытию транспортные танкеры должны тщательно инспектироваться Российской государственной морской инспекцией;
- требуется детальное исследование оценки риска танкерных маршрутов вдоль всего побережья Сахалина;
- российскими государственными органами должны постоянно отслеживаться идентичность, местонахождение, курс и скорость всех нефтяных танкеров, идущих вдоль побережья Сахалина и Курильских островов;
- государственная морская спасательная служба должна включать в свои регулярные радиометеопрогнозы советы и предупреждения по прохождению танкеров;
- российские пограничники должны методом случайного выбора обследовать команды танкеров на предмет наличия алкоголя в крови;
- морские пути и районы перевозок, которых следует избегать танкерам, должны быть отмечены на навигационных картах, маршруты перевозок нефти должны быть нанесены на картах и в обязательном порядке установлены для танкеров, занимающихся перевозкой сахалинской нефти;
- все крупные танкеры, направляющиеся по проливу Лаперуза или другим сложным водным путям, должны в обязательном порядке сопровождаться лоцманскими буксирами;
- на участках шельфовой добычи нефти и газа на рейде должны стоять буксиры второго класса Нефтегаз для помощи танкерам, получившим повреждения, кроме того, они должны использоваться для сопровождения.17
  Несмотря на обязательства, заявленные в документах ЕБРР и OPIC о том, что "План реагирования на утечки нефти" станет обновляющимся и регулярно совершенствующимся документом, несмотря на постоянно возникающие утечки нефти, на то, что компании представлялись рекомендации и аналитические отчеты международных экспертов, реально была выполнена лишь малая толика этих принципиальных рекомендаций. Например, компания "Сахалин Энерджи" сопротивлялась попытке администрации порта Корсаков провести инспекцию всех танкеров по прибытии на комплекс "Сахалин-II" - несмотря на то, что такие инспекции обязаны проводиться в соответствии с Токийским меморандумом. Инспекторы порта Корсаков также сообщали, что при перевозке нефти с комплекса "Сахалин-II" в 2000 году использовались по крайней мере два чрезвычайно старых танкера. Более того, компания "Сахалин Энерджи" не имеет необходимых лицензий для лоцманской проводки танкеров в российских водах. Это означает, что нефтяные танкеры, покидающие комплекс "Сахалин-II", продолжают нести огромный риск морской среде из-за возможного разлива нефти, потенциально настолько же катастрофического, как разлив с танкера "Эксон Валдиз".
  Слабая попытка компании "Сахалин Энерджи" и властей Сахалина повысить нормативы и стандарты по предотвращению и реагированию на разливы нефти на Сахалине вызвали значительную озабоченность населения той опасностью, которую представляет собой проект "Сахалин-II" для региона. Хотя в будущем перевозка нефти и газа планируется с южной части Сахалина через Пригородное, большая часть существующих проблем - в том числе отсутствие специальных маршрутов для танкеров, отсутствие инспекции и сопровождающих лоцманских и буксирных судов - остается. Действительно, как только вторая стадия проекта "Сахалин-II" будет завершена, танкеры будут идти прямым ходом в пролив Лаперуза - водный путь, уже переполненный транспортными и рыболовными судами, поэтому риск крупной катастрофы остается и даже увеличивается.
  Наши организации продолжают выражать озабоченность тем, что проект "Сахалин-II" в конечном итоге не выполнит свои обязательства по совершенствованию "Плана по предотвращению, смягчению последствий и реагированию на разливы нефти", и таким образом не сможет обеспечить высочайший уровень экологической защиты, использование наилучших возможных технологий и наиболее оптимальных методов для предотвращения или реагирования на крупные разливы нефти. Если и вносились какие-то мелкие изменения в План, то о них не сообщалось общественности, что само по себе есть еще одна проблема проекта. Поэтому мы считаем, что проект "Сахалин-II" не должен продвигаться, пока не достигнет таких нормативов и стандартов по предотвращению нефтяных утечек и реагированию на них, которые применяются на Аляске и в Северном море.

  

Экологические и экономические проблемы Соглашения о разделе продукции


  Спонсоры проекта и государственные финансовые институты, финансирующие проект "Сахалин-II", так и не смогли гарантировать, что проект принесет существенную экономическую выгоду Российскому государству и региону. По крайней мере, две из трех финансовых организаций, принимавших участие в проекте "Сахалин-II" - OPIC и ЕБРР, считают мерой успешности проекта уровень экономического развития того региона, где осуществляется проект. "Сахалин Энерджи" присоединилась к этому критерию, заявив, что: "...Наша совместная цель - это гарантировать, что регион и его население получат свою долю прибыли и выгод от наших операций, и что эти выгоды будут постоянны и длительны".
  Предполагалось, что проект "Сахалин-II" принесет населению Сахалина значительные экономические выгоды, не разрушая при этом окружающую среду. В то же время отчет Счетной палаты Российской Федерации по анализу Соглашения о разделе продукции проекта "Сахалин-II" показывает, что работы по проекту вызвали экологические проблемы, а экономический эффект проекта для населения можно поставить под сомнение.
  По данным Счетной палаты, "Соглашение о разделе продукции" было первоначально принято с нарушением федеральных законов. Более того, статьи Соглашения нарушают другие федеральные законы, в том числе природоохранное законодательство. Например, мы уже видели, что Соглашение исключает проект "Сахалин-II" из сферы действия таких важных экологических регламентаций, как запрет на загрязнение моря сбросами отходов.

  В Соглашении записано, что:
  "После соответствующей обработки и очистки буровые растворы, буровой шлам и добываемая из скважин жидкость могут сбрасываться в море с морских платформ и не должны рассматриваться в качестве отходов или стоков, запрещенных к сбросу в море."18

  В отчете Счетной Палаты говорится:
  "В результате, в указанных Соглашениях в недостаточной мере учтены интересы Государства в вопросах экологии, недропользования, налогового и таможенного законодательства, а также государственного контроля, что привело к ущемлению интересов Российской Федерации, проявившееся в процессе реализации данных Проектов."19
  Счетная Палата оценила, что к моменту написания отчета неправильно проведенные финансовые операции нанесли ущерб федеральному бюджету на сумму не менее 19,7 миллионов американских долларов. Кроме того, Счетная Палата указала на содержащиеся в "Соглашении о разделе продукции" проблемные положения, благодаря которым инвесторы могут увеличивать свои затраты до неоправданно больших размеров, и как результат, уменьшать объем продукции или прибыли, передаваемых Российскому Правительству.

  Счетная Палата заявляет, что вообще все "Соглашение о разделе продукции" целиком было подписано нелегально, что ставит вопрос о правомочности всего проекта "Сахалин-II". В отчете Палаты записано:
  "Таким образом, подписание Минтопэнерго России (в качестве представителя государства) Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" является неправомочным действием органа государственной власти. ... В соответствии с положениями Соглашения "Сахалин-2" таможенные органы Российской Федерации, а также государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды, должны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями данного Соглашения. "20
  Как указывает Счетная Палата, Соглашения о разделе продукции по проекта Сахалин-1 и Сахалин-2 снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период - на 61692 млн. долларов США.21 Счетная Палата заявила, что Наблюдательный совет по проекту "Сахалин-II" не представил отчеты о финансовой деятельности по проекту, как это предусматривается в "Соглашении о разделе продукции" и в российском законодательстве.
  Учитывая ущерб окружающей среде и отсутствие адекватных выгод для экономики острова Сахалин и Российской Федерации, будущее проекта "Сахалин-II" находится под угрозой - по крайней мере, пока остается в силе существующее "Соглашение о разделе продукции". Наша организация считает, что работы по проекту "Сахалин-II" должны быть приостановлены, пока "Соглашение о разделе продукции" не будет переписано таким образом, чтобы гарантировать верховенство природоохранных законов России над Соглашением, пока не будет обеспечена прозрачность бухгалтерских систем и их открытость для общественности, и пока не будут представлены гарантии существенных выгод, получаемых Российской Федерацией и населением острова Сахалин.

  

Угроза исчезающей популяции серых кито

в
  В соответствии с Меморандумом ЕБРР:
  "Северо-восточная часть сахалинского шельфа является высокопродуктивной зоной по биомассе фитопланктона (плотность более чем 1000 г/м3)...В прилежащих водах Охотского моря наблюдается 32 вида морских млекопитающих...В акваториях у острова Сахалин, отмечается 10 видов китообразных - это малый полосатик, финвал, южный кит, серый кит, кашалот, гренландский кит, клюворыл Бэрда, касатка, белокрылая морская свинья и белуха. Гренландский, южный, серый киты и финвал в настоящее время занесены в Красную Книгу МСОП. Стадо корейско-охотской популяции серых китов в настоящее время восстанавливается из состояния почти полного вымирания."22

  В добавление к статусу, присвоенному охотско-корейской популяции серых китов Международным союзом охраны природы - "находящийся под угрозой исчезновения", Международная китовая комиссия (МКК) на своем собрании в июле 2001 года приняла резолюцию, в которой призвала "продолжать всю возможную деятельность по устранению антропогенных причин смертности среди китов, и максимальному снижению антропогенного воздействия на пути миграции китов, мест их размножения и обитания. "23 Научный комитет МКК отметил, что "сокращение всех возможных видов антропогенных нарушений до минимально возможного уровня... является вопросом чрезвычайной срочности и важности [выделение сохранено в соответствии с оригиналом]."24 МКК далее рекомендовала расширенную программу по исследованию, мониторингу, и сохранению серых китов.
  Расширение проекта "Сахалин-II" представляет угрозу для морских млекопитающих и возможно еще большую угрозу для находящейся на грани исчезновения популяции серых китов, нагуливающихся на шельфе северо-восточного Сахалина. Корейско-охотская популяция серого кита насчитывает менее 100 особей, из них менее половины репродуктивных.
  Научное исследование охотской популяции серых китов показывает, что работы по проекту "Сахалин-II" могли иметь негативное воздействие на серых китов. Платформа "Моликпак", ведущая основные работы по добыче нефти, находится всего в 20 км от основных мест нагула серых китов, и расширение района работ к северу может оказать еще большее воздействие на состояние популяции. Ведущие ученые, в том числе д-р Роберт Броунелл, к.б.н. Александр Бурдин, д-р Дэйв Веллер и Григорий Цидулко пишут: "Особую опасность представляют возможные разливы нефти как для самих китов, так и для бентосных сообществ, составляющих основу питания серых китов, и шумовое загрязнение среды обитания в результате сейсмической разведки, бурения, других промышленных и сопутствующих шумов, производимых судами обеспечения и вертолетами, работающими в районе нефтеразработок по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. "25
  Другой ведущий российский ученый из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, доктор биологических наук Валерий Владимиров пишет: "интенсивное строительство, бурение, добыча нефти и транспортная деятельность могут напрямую воздействовать на серых китов охотско-корейской популяции, а также представлять угрозу их единственному в Охотском море богатому пищей нагульному участку."26
  В 1999 и 2000 годах, например, после начала работ на платформе "Моликпак" ученые зарегистрировали, что киты сместились к северу от обычных мест нагула, прочь от платформы. Кроме того, в 1999-2001 годах отмечалось большое число "истощенных" китов, этот факт вызвал большую озабоченность о будущей жизнеспособности этой популяции серых китов. В 1999 году было отмечено 10 таких худых китов, в 2000 году их было уже 27, а в 2001 году, по предварительным данным, 19. Популяция столь уязвима, что потеря даже одной репродуктивной особи может вызвать катастрофическое снижение всей популяции, находящейся на критическом пределе возобновления. Некоторые ученые отмечают что ослабление популяции охотских серых китов может быть связана с деятельностью "Сахалин-II." Академик М.Е. Виноградов, председатель межведомственной ихтиологической комиссии Министерства природных ресурсов, Госкомрыболовства и Российской Академии наук, подтверждает возможность воздействия на популяцию серых китов деятельности компании "Сахалин Энерджи". Он пишет следующее: "Вполне возможно, что отмеченное в 1999-2000 гг. исхудание части китов и их смещение к северу связано со следующими техногенными факторами:
- постоянным шумом от буровой платформы "Моликпак", установленной осенью 1998 года в 24 км к юго-востоку от входа в зал. Пильтун;
- ведущимися строительными работами;
- интенсивным движением воздушного и водного транспорта;
- частичной гибелью донных биоценозов в прилегающей к Моликпаку южной части нагульного ареала серых китов в результате химического загрязнения;
- загрязнением моря при донных строительных работах и разноса его прибрежными течениями;
- накоплением токсинов в тканях тела и органов китов."

  В продолжение М.Е. Виноградов пишет: "Без разработки специальных мероприятий по охране китов дальнейшая реализация проекта "Сахалин-II" может привести к гибели этой уникальной популяции." 27
  Природоохранные группы указывают, что продолжающийся сброс буровых отходов может повлиять на бентосные сообщества, являющиеся ключевыми для питания охотских серых китов. Они также указывают на то, что в заключении государственной экологической экспертизы проекта "Сахалин-II" государственные эксперты рекомендовали создание для охраны серых китов специального заказника. Тем не менее, ни Российское Правительство, ни компания "Сахалин Энерджи" не предприняли еще никаких шагов для выполнения этой важной рекомендации.
  В 1997 году компания "Сахалин Энерджи", как часть своих обязательств перед кредиторами, обещала разработать План охраны серых китов. Однако в настоящее время, в конце 2001 года, "Сахалин Энерджи" лишь только составляет проект этого документа. Такая задержка вызывает озабоченность со стороны природоохранных организаций и подозрение, что компания "Сахалин Энерджи" разрабатывает данный план только для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов, так как готовится запросить финансирование для расширения работ по проекту "Сахалин-II". К тому же, План охраны серых китов относится только к Первому этапу проекта и не обсуждает расширенное влияние на серых китов, которое возникнет с осуществлением Второго этапа проекта "Сахалин-II".
  Ни компания "Сахалин Энерджи", ни кредиторы проекта, не учитывают кумулятивное воздействие от полного развития проекта "Сахалин-II" и кумулятивное воздействие от всех шельфовых проектов "Сахалин-I" и "Сахалин-II", которые сегодня активно развиваются, а также от других планируемых шельфовых проектов. Ученые озабочены, что кумулятивное воздействие от Сахалинских проектов будет мешать или не позволит истощенным серым китам нормально питаться, чтобы успешно мигрировать на зимовку для рождения потомства. Отсутствие способности воспроизводства и истощение сил из-за воздействия разработок нефтяных залежей у побережья Сахалина угрожает самому выживанию популяции серых китов.
  Дальнейшее расширение работ по проекту "Сахалин-II", которое включает в себя планы по освоению полезных ископаемых к северу от ныне действующей платформы "Моликпак", скорее всего, приведет компанию "Сахалин Энерджи" к еще более прямому столкновению с интересами серых китов. Расширение работ по проекту "Сахалин-II" на север может поставить под угрозу само существование охотско-корейской популяции серых китов, которая и так находится в критическом состоянии на грани исчезновения.
  Наши организации считают, что спонсоры и финансовые институты, поддерживающие проект "Сахалин-II", не выполнили свои обязательства по соблюдению российского законодательства и международных конвенций по охране исчезающей корейско-охотской популяции серого кита. Мы глубоко убеждены в том, что строительство дополнительных платформ, трубопроводов и развитие инфраструктуры на северо-восточном побережье Сахалина будет нарушением этих законов и конвенций, и что оно может явиться "последней соломинкой", которая приведет к вымиранию популяции серых китов, находящейся уже в критическом состоянии. Таким образом, мы считаем, что дальнейшее расширение работ по проекту "Сахалин-II" должно быть приостановлено до тех пор, пока компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и жизнеспособность этой признанной на международном уровне популяции серых китов.

  

Заключение


  В настоящее время инвестиционная компания "Сахалин Энерджи" занимается планами по развитию второй стадии проекта "Сахалин-II". Хотя общественность до сих пор получила чрезвычайно мало конкретной информации о второй стадии проекта, ясно, что в ее процессе возрастут как объемы нефтедобычных работ, так их воздействие на окружающую среду Охотского моря.
  Учитывая недостаточность информации о работах по проекту "Сахалин-II", а также возникшие в связи с проектом проблемы по снижению численности популяций рыб, сбросу в море буровых отходов, возросшей угрозе утечек нефти и риска вымирания популяции серых китов, экологические и экономические проблемы в "Соглашении о разделе продукции" и отсутствие прозрачного мониторинга, становится ясно, что компания "Сахалин Энерджи" зарекомендовала себя на Российском Дальнем Востоке плохим "корпоративным гражданином". В течение тех нескольких лет, пока планировались и начинались работы по проекту "Сахалин-II", компания "Сахалин Энерджи" показала полное отсутствие экологической и социальной корпоративной ответственности.
  Исходя из всего вышеизложенного, можно заявить, что ни спонсоры проекта "Сахалин-II", ни государственные финансовые институты, финансировавшие первую стадию этого проекта, не могут доказать реальное выполнение данных проектом обязательств по экологической защите и предоставлению экономических выгод местной экономике. Возникшие проблемы сводят также на нет любые заявления о том, что финансировавшие проект государственные финансовые институты обеспечивают обещанные в проектных договорах экологические приоритеты.
  Вышеизложенные проблемы в негативном ключе отражаются на репутации государственных и частных финансовых институтов, финансирующих и оказывающих поддержку проекту "Сахалин-II", и будут отражаться на тех, кто собирается поддерживать вторую стадию. Мы считаем, что Ваша организация должна отказаться от поддержки второй стадии проекта "Сахалин-II" до тех пор, пока все вышеотмеченные проблемы не будут полностью разрешены, чтобы гарантировать экологическую защищенность и поступление в регион достаточных экономических выгод при участии общественности и учете мнения населения.

  Ссылки:
  1 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Section 5, Executive Summary; Mitigation of Environmental Impacts, October 9, 1997
  2 там же, что и в примечании №2; раздел 7 "Мониторинг".
  3 Переписка между Р.Е. Ейлем (инвестиционная компания "Сахалин Энерджи") и Дугом Норленом, советником по политике (PERC), от 3 октября 1997 г.
  4 там же.
  5 Overseas Private Investment Corporation, Phase 1 Environmental Action Plan; Sakhalin Energy Investment Project; Sakhalin II Project (received by Pacific Environment 04/19/98).
  6 Материалы расследований по массовому замору тихоокеанской сельди в заливе Пильтун о-ва Сахалин. "Экологическая вахта Сахалина", июнь 1999 г.
  7 Письмо "Экологической вахты Сахалина" в компанию "Сахалин Энерджи" №89 от 24.05.1999 г., письмо "Экологической вахты Сахалина" в компанию "Сахалин Энерджи" №92 от 28.02.2000 г., письмо компании "Сахалин Энерджи" в "Экологическую вахту Сахалина" №01-34 от 10.03.2000 г., письмо "Экологической вахты Сахалина" в компанию "Сахалин Энерджи" №103 от 28.03.2000 г., письмо компании "Сахалин Энерджи" в "Экологическую вахту Сахалина" № 01-131 от 5.06.2000 г., письмо "Экологической вахты Сахалина" в компанию "Сахалин Энерджи" №23 от 23.02.2001 г.
  8 там же
  9 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Executive Summary; Introduction, October 9, 1997
  10 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Executive Summary; Section 5, Mitigation of Environmental Impacts, October 9, 1997
  11 Muddied Waters: A Survey of Offshore Oil Field Drilling Wastes and Disposal Techniques to Reduce the Ecological Impact of Sea Dumping, May 25, 2000, Jonathan S. Wills, p.8.
  12 там же
  13 там же
  14 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Executive Summary; Section 5, Mitigation of Environmental Impacts, October 9, 1997
  15 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Executive Summary; Section 6, Spill Contingency Planning, October 9, 1997
  16 Overseas Private Investment Corporation, Phase 1 Environmental Action Plan; Sakhalin Energy Investment Project; Sakhalin II Project (received by Pacific Environment 04/19/98).
  17 "Sakhalin's Oil: Doing It Right," October 1999.
  18 "Соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-II", Приложение E, Дополнение 7, Общие вопросы.
  19 "Отчет о результатах комплексной оценки использования государственной собственности, полученной на основе права пользования минеральными ресурсами субъектами предпринимательской деятельности на возмездной основе, в частности, на основе уплаты налогов, сборов или других платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в течение использования их "Соглашением по разделу продукции по проектам "Сахалин-I" и "Сахалин-II" и выполнение рекомендаций Счетной Палаты, принятых Коллегией Счетной Палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической оценки организации, взимающей налоги и платежи в бюджет в процессе исполнения "Соглашения по разделу продукции" в соответствии с федеральным законом "О соглашениях по разделу продукции" в предприятиях и организациях Сахалинской области". 21 марта 2000 г., стр. 15, раздел 3.2.
  20 там же, Заключение, пункт 1.
  21 там же, заключение, пункт 1.
  22 EBRD Memorandum to Directors and Alternate Directors, Russian Federation: Sakhalin II (Phase I) Project, Executive Summary; Section 4, Baseline Environment, October 9, 1997
  23 Resolution 2001-3 "Resolution on Western North Pacific Gray Whale," International Whaling Commission.
  24 Report of the Scientific Committee, International Whaling Commission, Section 10.7.5, July 22, 2001, p. 54.
  25 Письмо к В.Ю. Ильяшенко, Министерство природных ресурсов РФ, от 1 сентября 2001 г.
  26 В.А. Владимиров. Проблемы сохранения исчезающей популяции серых китов Охотского моря.
  27 Письмо №1-33/149 от 6 июня 2001 г., к академику Ю.С.Осипову, Президенту Российской Академии наук, Б.А.Яцкевичу, министру природных ресурсов РФ, и Е.И.Наздратенко, председателю Госкомрыболовства.
  Broken Commitments: Sakhalin II and Ongoing Environmental, Social, and Economic Problems

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами