Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Акция "Период полураспада"

Акция “Период полураспада”

Развитие атомной энергетики: больше вреда, чем пользы

Утверждение, что атомная энергетика является почти единственной надеждой на пути решения энергетических проблем человечества - один из самых опасных мифов нашей эпохи. Атомная энергетика продолжает развиваться только благодаря промышленному лобби со стороны компаний и корпораций, выпускающих оборудование для атомной энергетики, а также государственных чиновников, лично связанных с атомной промышленностью.

Официально сделанные расчеты себестоимости атомной энергии учитывают только прямые расходы на строительство и управление реактором, стоимость добычи, переработки и транспортировки топлива. Они не включают косвенные расходы общества на возмещение ущерба природе и здоровью людей, расходы на ликвидацию последствий аварий, дезактивацию отходов и вывод станции из эксплуатации. Если посчитать все вместе, атомная энергия окажется гораздо дороже.

Например, газовая электростанция мощностью 1000 МВт сегодня стоит в 5-7 раз дешевле АЭС такой же мощности и может быть реально построена максимум за 2 года, в то время как разные трудности вынуждают строить реакторы за много более длительные сроки и делают их более дорогими. В 70-х между началом планирования и пуском нового реактора проходило 10 лет, в 90-е годы этот период более чем удвоился.

Как создать атомную бомбу - больше не секрет. Ее можно сделать не только из оружейных ядерных материалов, но и из энергетических. На сегодня четыре пятых запасов плутония в мире произведено на коммерческих ядерных реакторах. Благодаря атомной энергетике существует 34 потенциально ядерных державы. Пять продекларированных ядерных держав - Китай, Франция, Россия, Великобритания и США - составляют только одну шестую часть реально существующего ядерного клуба.

Специально для того, чтобы помешать распространению ядерного оружия под эгидой ООН было создано МАГАТЭ - чрезвычайно дорогой и сложный орган контроля. Тем не менее, Пакистан, Бразилия, Аргентина и ЮАР смогли создать ядерное оружие под прикрытием программы "мирного" использования атома. Иран, Ирак и Ливия идут по тому же пути. Великобритания и Франция продолжают наращивать свои собственные арсеналы под предлогом разработки мирных ядерных программ.

В экономически развитых странах рынок ядерных технологий очень незначительный. В США новых АЭС не строится с конца 70-х, в Германии, так же как и во многих других странах, все проекты были заморожены после аварии на Чернобыльской АЭС. Норвегия под давлением общественности обязалась вступить в новый век без ядерных объектов на своей территории. Исключение составляют только Франция и Япония, и только потому, что государство постоянно вкладывает все новые средства в атомную индустрию. Во Франции долг энергопромышленности государству составляет более 30 млрд долларов.

Из 434 действующих реакторов две трети работают в Европе или Северной Америке. Большинство из них будет закрыто к 2030 году и лишь немногие будет замещены. В результате, взоры магнатов и бизнесменов направлены на Восток. Так, 17 из 31 реактора строятся к востоку от Суэца, а большинство остальных - в Восточной Европе. Таким образом, страны бывшего соцблока и развивающиеся азиатские государства неизбежно попадают в зависимость от кредитов международных организаций типа МВФ и Мирового банка - затраты на атомную энергию оказываются непосильным грузом для слабой экономики.

Но теперь, в результате финансовых трудностей, развитие ядерной индустрии в Азии замедляется. Долговременная ядерная программа Южной Кореи, как стало известно в декабре 1997 года, будет пересмотрена в соответствии с новыми условиями - МВФ больше не собирается предоставлять 60 млрд. долларов на ее реализацию. Запланированные 15 АЭС к 2010 построены не будут. Только что прекращено строительство четвертой Тайваньской атомной станции, начатой в 1980 г. Протесты местного населения не позволяют Национальной электрической компании "ТАЙПАУЭР" выбрать место для захоронения радиоактивных отходов.

Российский Минатом тоже стремится проводить политику экспансии на внешние рынки: как более далеких стран - Индии, Китая и Ирана, так и стран ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии и Казахстана. В декабре 1997 года был подписан генеральный контракт на строительство Ляньюньганской АЭС, состоящей из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000, контракт на поставку ядерного топлива для Ляньюньганской АЭС и передачу технологии для производства ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000.

Продолжают развиваться планы наращивания доли ядерной энергетики в России. Концепция развития ядерной энергетики в РФ предполагает строительство новых АЭС и продление срока эксплуатации действующих. Практически во всех регионах России, где действуют или планируются новые атомные объекты, местное население, экологические, правозащитные и антивоенные организации бьют тревогу. Они чувствуют ответственность перед будущими поколениями (в отличии от нынешних властей) и продолжают доказывать, писать письма и ложиться на рельсы.

Реального дефицита электроэнергии в России не существует. (Минатом даже предлагает продавать электричество АЭС заграницу). Тем не менее, планируется возобновить строительство новых АЭС в Ростовской и Костромской областях, 3-го реактора на Калининской АЭС и 5-го - на Курской. Несмотря на многочисленные акции протеста местного населения, переполненность хранилищ действующих АЭС радиоактивными отходами, нехватку средств на работы по модернизации уже существующих объектов атомной энергетики и уж тем более - на возмещение вреда населению и природе от многочисленных аварий и катастроф, Минатом продолжает отстаивать свои ведомственные интересы.

Какие же аргументы приводят атомщики, размышляя о будущем Российской энергетики? На сервере Ростовской АЭС можно найти следующую информацию: "мировые цены на природный газ по сравнению с 1995 годом к 2000 году вырастут в 1,54 раза, а к 2010 году - в 1,91 раза". Они предлагают использовать энергопотенциал имеющихся запасов урана и оружейных ядерных материалов, что позволит сэкономить 7 трлн.куб.м газа для экспорта в Западную Европу. "У нас уже работают первые АЭС с реакторами на "быстрых" нейтронах, и Россия в этом направлении пока лидирует. Они позволяют в десятки раз увеличить используемый энергетический потенциал ядерного топлива". (Речь идет о так называемой MOX-технологии, которая порождает огромное количество радиоактивных отходов). Цель всех этих технологических ухищрений формулируется атомщиками предельно откровенно: "При такой стратегии перспектива для России быть топливно-сырьевым "придатком" Запада представляется не такой уж обидной”.

Погоня за “дешевым” и “неиссякаемым” источником атомной энергии уже обернулась для человечества затратами на минимизацию последствий многих катастроф,, многократно превысившими выгоды от развития атомной энергетики на много лет вперед. Главное теперь - не повторять однажды сделанных ошибок.

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность