Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

РЕЗОЛЮЦИЯ "О СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ СНГ"

Мы, делегаты и участники шестой конференции Социально-экологического Союза (Темиртау, Казахстан 26-28 сентября 1997 г.), с тревогой отмечаем развитие негативных тенденций в решении экологических проблем СНГ, увеличение числа и масштаба социально-экологических проблем нерешенных, не решаемых или решаемых недостаточно энергично.

Пассивность общества, вызванная социально-экономическими проблемами переходного периода, провоцирует экологическую близорукость и экологический авантюризм лиц, принимающих решения. Развитие экономики в странах СНГ оказывается самоцелью, а не средством достижения благополучия общества и сохранения окружающей среды. В то же время ресурсы и потенциал общественного, и в том числе экологического, движения реализуются совершенно недостаточно.

Шестая конференция СоЭС считает, что во всех странах СНГ:

  • отсутствует долгосрочная продуманная государственная экологическая политика;
  • возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы подвергаются хищнической эксплуатации, что связано с занижением их реальной стоимости и отсутствием должного государственного учета и контроля;
  • темпы использования возобновляемых природных ресурсов превышают темпы их восстановления;
  • темпы использования невозобновляемых природных ресурсов не соответствуют темпам разработки их устойчивой возобновимой замены;
  • не получает должной государственной поддержки энерго- и ресурсосбережение и альтернативное энергообеспечение;
  • не получает должной государственной поддержки система экологического образования и просвещения;
  • существующее природоохранное законодательство часто оказывается неэффективным и постоянно нарушается на всех уровнях; гармонизация экологического законодательства стран СНГ и других стран происходит недостаточно активно;
  • нарушаются фундаментальные и неотъемлемые экологические права граждан:
    • право человека на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,
    • право на информацию о состоянии природной среды и здоровье населения,
    • право на компенсацию ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного состоянием окружающей среды,
    • право на участие граждан в принятии решений, затрагивающих состояние окружающей среды,
  • все яснее проявляется влияние качества окружающей среды на снижение средней ожидаемой продолжительности жизни, что особенно заметно в экологически неблагополучных регионах, где резко сократилась реальная продолжительность жизни человека;
  • происходит опасное для настоящего и будущего нарушение природных экосистем и уничтожение биоразнообразия.

Шестая конференция СоЭС считает, что важнейшими социально-экологическими проблемами, общими для большинства стран СНГ, требующими срочного решения, являются:

  • поддержка и развитие структур, обеспечивающих баланс интересов между настоящим и будущими поколениями;
  • реальное обеспечение экологических прав граждан и совершенствование системы правовой защиты населения;
  • превращение потока жалоб во властные структуры в поток судебных исков в защиту экологических прав граждан;
  • осуществление принципов:
    • "загрязнитель платит" - полное возмещение обществу расходов на ликвидацию последствий загрязнения;
    • "предосторожности"- ограничение использования технологий, последствия которых для здоровья общества и окружающей среды недостаточно ясны;
    • "применения наилучших технологий" - при решении любых социально-экономических проблем использование наиболее эффективных (в т.ч. природосберегающих) из доступных технологических решений;
    • "презумпции виновности технологий" - безопасность, применимость и социальную приемлемость новых технологий перед их распространением должны доказывать те, кто их внедряет;
    • "общественность решает" - обязательное участие населения в процессе принятия экологически значимых решений;
  • использование достижений ВПК и ресурсов армии для решения экологических проблем;
  • признание противоправной и преступной разработки и использования ядерного, химического, биологического оружия, а также всех новых типов оружия массового уничтожения (климатического, геофизического и др.);
  • обнародование данных о последствиях для здоровья населения и среды работ по созданию и использованию химического, биологического, бактериологического, ракетного и ядерного оружия, ликвидация последствий работ с этими видами оружия для здоровья населения и окружающей среды и компенсация ущерба пострадавшим гражданам;
  • развитие и поддержка сети охраняемых природных территорий, в том числе по границам между странами СНГ;
  • восстановление жизнеподдерживающих систем биосферы, используя существующую сеть особо охраняемых природных территорий как основу для создания экологического каркаса регионов.

Шестая конференция СоЭС считает, что актуальными проблемами экологического движения во всех странах СНГ являются:

  • расширение социальной базы экологического движения и придание ему массовости;
  • разработка методов общественной оценки экологического воздействия (Environmental Impact Assessment, оценка воздействия на окружающую среду, общественная экологическая экспертиза) как одного из наиболее перспективных и юридически наиболее обоснованных методов участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений;
  • усиление профессионализма в экологическом движении;
  • поиск путей конструктивного взаимодействия экологического движения с властными структурами, включая участие в выборах представительной власти, а также в области формирования национальной и международной экологической политики (в том числе через механизмы СНГ - Межпарламентскую Ассамблею и Межгосударственный экологический комитет стран СНГ);
  • расширение влияния экологического движения на производственный и финансовый сектора общества (в том числе - создание национальных и международных общественных организаций оценки воздействия на окружающую среду; экологизация жилищного сектора);
  • повышение эффективности использования экологическим движением средств массовой информации;
  • подготовка и участие в проведении съездов по охране природы во всех странах СНГ (в том числе в 1998 году Второго Всероссийского съезда по охране природы, экофорумов Армении, Казахстана и Кыргызстана);
  • более активное участие НПО в формировании как национальной, так и международной экологической политики (в том числе в рамках процесса "Окружающая среда для Европы", стратегии энергосбережения, Конвенции по доступу общественности к информации, Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте, Соглашения по охране Арктики, Пан-Европейской стратегии, Конвенциям по опустыниванию, лесам, климату и сохранению биоразнообразия и другим).

Отражая мнение большинства членов СоЭС, шестая конференция СоЭС считает:

  • темпы использования возобновимых природных ресурсов (вода, плодородие почв, живые природные ресурсы) должны соответствовать темпам их восстановления;
  • темпы использования невозобновимых природных реусурсов должны соответствовать темпам разработки их устойчивой возобновимой замены;
  • глобальное химическое загрязнение биосферы, ведущее не только к распространению экологически-зависимых заболеваний (рак, аллергия и пр.),но и к разрушению генетической, иммунной и эндокринной систем живых организмов, должно быть остановлено;
  • развитие и использование атомной энергетики в ее современном состоянии является неприемлемо опасным для общества. Необходимо активно препятствовать агрессивной политике атомной промышленности СНГ и западных стран по продлению сроков работы существующих и строительству новых АЭС в России, Армении, Казахстане и на Украине (в том числе путем организации региональных референдумов). Практика переработки отработавшего ядерного топлива, выделения из него плутония, производства и использования МОХ-топлива является экологически и политически неприемлемой;
  • необходимо поддержать создание Международного и национальных союзов общественных оценок экологического воздействия для содействия информированию и обучению общественности, а также содействия ее участию в процессах общественной оценки экологического воздействия как на национальном уровне, так и в рамках Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  • возобновление широкомасштабного применения пестицидов в сельском, лесном хозяйствах и на транспорте в странах СНГ опасно и недопустимо;
  • крайнюю опасность для решения экологических проблем СНГ представляют попытки возвращения к советскому режиму секретности. Организация судебных процессов и преследование экологических активистов несовместимо с демократическим развитием стран СНГ. Судебные процессы над А.Никитиным (Санкт-Петербург) и Н.Щуром (Снежинск Челябинской области) должны быть немедленно прекращены. Генеральной прокуратуре России необходимо обратить особое внимание на дело А.Никитина, проверить конституционность действий ФСБ РФ в этом деле;
  • уничтожение имеющихся запасов химического оружия должно быть осуществлено при обеспечении мер экологической безопасности. Обществу должна быть представлена информация о местах прошлого уничтожения химического оружия на территории стран СНГ;
  • позорно и опасно попустительство государственных структур России уничтожению старовозрастных лесов, в том числе, в Карелии;
  • экологически, экономически и социально неприемлемо строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва;
  • экологически опасно строительство новых российских портов на Балтике и Новороссийского нефтяного терминала;
  • развитие нефтепромысловой индустрии в Каспийском регионе, в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике должно осуществляться на основании жесткого соблюдения экологических стандартов и передовых технологий и сопровождаться стимулированием развития традиционного природопользования коренных народов, эффективным усилением защиты уникальных живых природных ресурсов и биоразнообразия;
  • ключ к решению проблем Арала находится в изменении системы водопользования бассейнов рек Амударья и Сырдарья и в улучшении состояния естественных аккумуляторов влаги (горных экосистем) региона, а не в переброске дополнительных вод из других регионов;
  • необходимо безотлагательно выполнить неоднократно принимавшиеся правительственные решения и прекратить экологически пагубное целлюлозно-бумажное производство на берегах Байкала;
  • предполагаемое возобновление строительства Катунской ГЭС является экологически, экономически и социально неприемлемым нарушением прав населения всего региона Южной Сибири;
  • необходима скорейшая эколого-социальная оценка воздействия работы космодромов в Казахстане и России.

Природная среда планеты в результате деятельности человека претерпела качественные изменения, в связи с чем привычное существование человечества оказалось под вопросом. Мы надеемся, что нашу тревогу по поводу экологического состояния Земли разделят и другие общественные движения и организации, все люди, обеспокоенные своим будущим, благополучием своих детей и внуков.

Социально-экологический союз - международная неправительственная экологическая организация, действующая в 18 странах (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Норвегия, Палестина, Россия, США, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия, Шотландия, Эстония) приглашает к сотрудничеству всех, кому близки наши цели и задачи. Только все вместе мы справимся с решением возникших социально-экологических проблем.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность