Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Научно-практическая конференция "Права человека, экология и гражданское общество"
3-4 июня 2005 г., г.Ивантеевка Московской области

Нарушения прав человека при проектировании нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" по территории Бурятии
Кислов Е.В., Шапхаев С.Г.

Председатель правительства РФ М. ФРАДКОВ 31 декабря 2004 г. подписал распоряжение №1737-р. В соответствии с ним принято решение о "проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет - Сковородино - бухта Перевозная общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год".

Из 4 тысяч километров трассы на Бурятию приходится 555 километров. 140 из них проходят в пределах водосборной зоны Байкала. Это район экстремально сложных инженерно-геологических условий с сейсмичностью до 11 баллов, многолетней мерзлотой, селями, снежными лавинами, высокогорными склонами, курумами, осыпями, пучениями, наледями, термокарстом. Проектировщики не учли, что по рекам бассейна Правой и Левой Мамы ряд артелей моет золото - возникнет конфликт интересов. Трасса пересекает родовые угодья и оленьи пастбища эвенков.

Нефтепровод пересекает одну из крупнейших рек бассейна Байкала Верхнюю Ангару, ее притоки Янчуй, Янчукан, Дяпкар, Ковокта, Безымянная, Итыкит и ряд других. Повсеместно запланированы подземные переходы рек. В основном это траншейный способ: поперек реки экскаватор роет канаву, в нее укладывается труба, а затем закапывается. Лишь для каждой десятой реки предусмотрено микротоннелирование или направленное бурение.

Значительную опасность представляют проектируемые на территории бассейна Байкала две нефтеперекачивающие станции и терминал для перегрузки нефти в цистерны и последующей перевозки по БАМу. Вызывает озабоченность проектирование этих крупных сооружений в речных долинах с высокой проницаемостью грунтов.

Для прогнозирования вероятности аварий использована статистика действующих трубопроводов "Транснефти". Но они находятся в несопоставимо более простых природных условиях. При оценке вероятности аварий не учтены несанкционированные врезки и диверсии. Поскольку трасса проходит в безлюдных метах, а ее строительство и эксплуатация подорвет продуктивность охотничьих угодий, трубопровод будет привлекателен для противоправных действий. Разработчики считают, что опасность могут представлять только крупные аварии, связанные с полным разрывом трубопровода. На самом деле небольшие утечки из-за большого времени их обнаружения могут дать объемы загрязнения, сопоставимые или даже превышающие случаи крупных аварийных разливов.

Минимально возможное время добегания нефтяного пятна до Байкала оценено в 100-104 часов. Но даже приблизительный подсчет, исходя из скорости течения 0,5-1 м/с, дает время 40-80 часов. Разработчики указывают, что развертывание сил и средств аварийного реагирования и локализация нефтяных разливов займет 4 часа. Но во время осеннего ледостава и весеннего ледохода это в принципе невозможно. Непонятно, насколько предлагаемые меры будут эффективны зимой, во время половодья и паводков.

Попадание нефти в Верхнюю Ангару способно вызвать катастрофу. Это приведет к утрате рыбой Верхней Ангары, Ангарского Сора и северной части Байкала товарных качеств, сокращению или прекращению нереста, снижению поголовья. А от рыбы как важнейшего компонента рациона питания и источника доходов зависит благополучие значительной части местного населения, включая работников Нижнеангарского рыбокомбината, рыбаков эвенкийского села Байкальское.

До 14% местного населения используют наземные воды как источники питьевой воды. Но резервные источники питьевой воды не предусмотрены. Необходимо провести оценку негативных последствий проекта для культуры и природопользования коренных малочисленных народов.

ОАО "Транснефть" постоянно чинит препятствия в проведении общественных экологических экспертиз, отказывая общественным организациям в предоставлении необходимых материалов, а также организует собственные "общественные экологические экспертизы" при помощи подставных общественных организаций.

Список тезисов сообщений участников
На стартовую страницу конференции

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность