Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

28/02/98

Заявление
Социально-экологического Союза

Реализация международных договоров о сокращении ядерных вооружений в России и США приведет к высвобождению десятков тонн оружейного плутония. Чтобы процесс ядерного разоружения уже невозможно было остановить, необходимо перевести плутоний в такую форму, в которой он будет непригоден для изготовления атомной бомбы. Эксперты и общественность разных стран рассматривали различные доступные на данный момент способы обезвреживания "избыточного" оружейного плутония, которые смогли бы обеспечить безопасность и соответствовать целям Договора о нераспространении ядерного оружия:
  • иммобилизацию, т.е. перевод плутония в некоторую матрицу в смеси с высокоактивными отходами или без них;
  • сжигание плутония в реакторах атомных станций в виде МОКС-топлива;
  • захоронение плутония в глубоких геологических формациях.
В последнее время ядерным сообществом все настойчивее предлагается сжигание плутония в виде МОКС-топлива в легководных реакторах или реакторах на быстрых нейтронах как единственный способ избавления от избытков оружейного плутония. Вместе с тем последствия реализации программы утилизации плутония в виде МОКС-топлива непредсказуемы. Учитывая объективные трудности как технического, так и социально-политического характера, можно ожидать, что эти последствия будут скорее негативными.

Причины:

  1. Конструкция существующих типов реакторов АЭС приспособлена под урановое топливо. Увеличение содержания плутония в активной зоне таких реакторов усложняет управление ими с точки зрения обеспечения безопасности. В случае серьезной аварии, от которой не застрахованы современные действующие реакторы, последствия для населения и окружающей среды будут очень тяжелыми.
  2. Персонал на плутониевых производствах подвергается гораздо большему риску, чем персонал предприятий по производству уранового топлива. Ведь в производство будет вовлечен один из самых опасных элементов, когда-либо искусственно полученных человеком. Произойдет загрязнение плутонием самих предприятий по производству МОКС- топлива.
  3. Вовлечение плутония в ядерный топливный цикл создает угрозу распространения ядерного оружия, так как число операций с плутонием, транспортировок материалов, содержащих плутоний, и количество людей, имеющих к нему доступ, многократно увеличится.
Предполагаемое некоторыми экспертами и правительственными чиновниками (например, в США) однократное сжигание плутония в реакторах без последующей переработки облученного топлива не решает проблемы уничтожения избытков плутония. Даже при однократном сжигании уничтожится только половина загруженного в активную зону оружейного плутония. При этом образуется новый, реакторный плутоний, который затем может быть выделен из облученного топлива и использован для производства ядерного оружия, пусть и не такого совершенного, как с плутонием чисто оружейного качества.

Минатом России считает, что плутоний - ценное энергетическое сырье и не собирается отказываться от радиохимической переработки облученного топлива. Это подразумевает, что развив технологическую базу для сжигания имеющегося в наличии плутония, Минатом получает возможность его вновь производить и сжигать. Таким образом, для России начало реализации МОКС-программы означает старт плутониевой экономики, т.е. строительство перерабатывающих радиохимических заводов, загрязняющих окружающую среду плутонием на сотни километров вокруг себя, и строительство новых реакторов. Для того чтобы защитить персонал от всех видов вредного воздействия изотопов плутония, требуются невероятные технологические и экономические усилия. Топливо из плутония можно производить только на оборудовании с дистанционным управлением, что значительно удорожает такое топливо. Плутониевая экономика не только экологически опасна, но и разорительна для государства и может служить лишь ведомственным интересам, но не обществу.

Специфика плутония как материала, наиболее пригодного для изготовления ядерного оружия, и опасность его распространения при включении в экономику усилит режимность ядерного топливного цикла, а значит, усилит полицейскую функцию государства. Угроза ядерного терроризма - реальность наших дней. Поэтому общество вынуждено будет пойти на усиление мер безопасности, которые могут находиться только под контролем государства. Следовательно, гражданские права, реализация которых в России только началась, будут принесены в жертву общественной безопасности.

В России решения об утилизации оружейных материалов, высвобождающихся в результате ядерного разоружения, принимаются келейно, без широкого обсуждения. В последнее время приняты законы и постановления, ограничивающие доступ общественности к информации по этой проблеме. Однако эти материалы по сути являются общественным достоянием, поскольку на их производство работало все общество в течение многих лет, принеся в жертву неисчислимые материальные и человеческие ресурсы. Общество само должно решить, как распорядиться наследием холодной войны. Это будет способствовать не только повышению общественной безопасности, но и развитию российской демократии.

Российские неправительственные организации обеспокоены характером развития российско-американского сотрудничества в области ядерных технологий. Мы считаем, что это сотрудничество не направлено на объединение усилий для уменьшения ядерной и радиационной опасности, для решения проблемы радиоактивных отходов, проблем радиоактивного загрязнения и помощи населению обеих стран, пострадавших в результате гонки вооружений и аварий на предприятиях ядерного топливного цикла. Вместо этого мы видим усиление военно-промышленных ядерных групп, которые совместно лоббируют МОКС-программы в обеих странах. Американская помощь России в этом случае обернется увеличением экономической и политической нестабильности в нашей стране, а также может способствовать появлению угрозы новой холодной войны.

Принято на семинаре по устойчивой энергетике (Москва, 26-28 февраля 1998 г.)

Л.Попова, Центр ядерной экологии и энергетической политики СоЭС, Москва
А.Яблоков, Центр экологической политики России, Москва
Н.Кузнецов, ГАИА, Апатиты
В.Берлин, Живая Арктика, Апатиты
О.Бодров, Зеленый мир, Сосновый Бор
Т.Добрецова, Во имя жизни, Кострома
Г.Мингазов, Зеленый лист, Петрозаводск
В.Сулин, Эндемик, Воронеж
А.Пинчук, Центр содействия гражданским инициативам, Саратов
В.Лагутов, Зеленый Дон, Новочеркасск
И.Резникова, Волгодонское отделение СоЭС, Волгодонск
Ю.Федорин, Зеленая волна, Череповец
Н.Добрынина, Экологическая инициатива, Томск
Б.Некрасов, Студенческая экологическая инспекция, Томск
Н.Зубов, Красноярское отделение СоЭС, Красноярск
Л.Пискунов, Комитет радиационной безопасности, Екатеринбург
Н.Миронова, Движение за ядерную безопасности, Челябинск
В.Сливяк, Антиядерная кампания СоЭС, Москва
Ecodefense!, Калининград
М.Пискунов, Гражданская инициатива, Димитровград

Для контакта

Попова Лидия Владимировна
тел.факс: (095)131-70-12
E-mail: seulydia@glasnet.ru

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность