Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

29 сентября 2001 года

  В настоящее время и без того трудное и медленное становление гражданского общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже пошло вспять. Поэтому мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума.
  Вместо демократической системы, построенной на основе институтов гражданского общества, в России создается система "управляемой демократии", в которой граждане все больше отстраняются от непосредственного принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество в целом исключается из системы контроля за деятельностью власти. Складывается ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а общество во все большей степени ставится на службу власти.

  Основные причины сложившегося положения нам видятся в следующем:
* Слабость и зависимость от исполнительной власти судебной системы, в большей степени защищающей власть или корпоративные интересы от граждан, нежели закон, права и свободы человека, общественные институты и общегосударственные интересы;
* Тенденция к усилению карательных и фискальных функций государства в ущерб функциям социальной защиты и обеспечения безопасности населения;
* Несовершенство разделения полномочий и ответственности между Федерацией, регионами, и органами местного самоуправления ;
* Криминализация страны (сращивание криминальных структур с правоохранительными органами и влияние на чиновников через подкуп и коррупцию) разъедающая основы общества и государства и превращающая гражданские права и свободы в фикцию;
* Все большее ограничение доступа общественности к информации, ограничение свободы слова и гласности, расширение официальной секретности, продолжающаяся практика нарушения фундаментальных гражданских прав и свобод и фабрикации "шпионских" дел;
* Несовершенное избирательное законодательство и механизмы его обеспечения, не обеспечивающие проведения истинно свободных выборов и организации референдумов, не препятствующие фальсификации их результатов, не позволяющие досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных представителей власти, и, тем самым, не обеспечивающие конституционное право граждан на участие в управлении делами государства;
* Чрезмерная зависимость средств массовой информации от исполнительной власти и финансово-промышленных групп, приводящая к унификации представляемой информации и позволяющая манипулировать общественным мнением в опасных масштабах;
* Фактическое разрушение механизма диалога общества и власти, приходящие на смену диалогу с реальным гражданским обществом ритуальные встречи власти с назначенной ею же "общественностью";
* Недостаточная поддержка легального малого и среднего бизнеса - основы рыночной экономики и гражданского общества при том, что государство до сих пор активно занимается коммерцией, что приводит к конфликту интересов;
* Отсутствие правовых и экономических условий для развития общественных организаций и благотворительности, ведущее к финансовой зависимости третьего сектора от международных или корпоративных спонсоров, прямому административному давлению на неугодные властям общественные организации (вплоть до препятствий в регистрации), особенно на региональном уровне;
* Отсутствие должного отпора со стороны государства фашистской и националистической идеологии;
* Размывание принципа отделения церкви от государства, превращение конфессий во все большей степени в политическую силу;
* Ведение военных действий на территории страны в отсутствии законодательства о чрезвычайном и военном положении; использование непрофессиональной армии в боевых действиях, особенно на территории страны.

  БЕЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ И ОРГАНИЧНОЕ ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО!

  Для развития в России гражданского общества и правового государства необходимо:
* Повышение эффективности управления государством за счет повышения социальной активности граждан, развития партнерства между обществом и структурами власти, развития демократической культуры;
* Контроль обществом деятельности властных структур; реализация конституционного права граждан на участие (в том числе - непосредственное) в управлении делами государства;
* Жесткое организационное и финансовое разграничение функций государства, связанных с защитой государственных экономических интересов и социальной защитой населения; восстановление (в области экологии) и укрепление вневедомственного государственного контроля и экспертизы;
* Обеспечение экономических механизмов развития гражданского общества и сокращения социального неравенства на основе изъятия в полном объеме реальных рентных платежей при пользовании природными ресурсами; децентрализация хозяйственной деятельности;
* Перенос управления общественной жизнью в основном на уровень местного самоуправления; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных лиц;
* Обеспечение реальной независимости судебной власти и равного доступа к правосудию (в том числе посредством увеличения числа судов и судей, обеспечения централизованного независимого финансирования судов); упразднение военных коллегий;
* Смягчение наказаний за преступления по неосторожности и совершенные впервые и ужесточение - за тяжкие и повторные; гуманизация пенитенциарной системы, прежде всего через соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил;
* Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности и ограничение федеральным законом (исчерпывающим перечнем) случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения;
* Облегчение доступа граждан к информации, в том числе к экологической, информации об угрозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях гражданских прав и свобод, установление порядка привлечения к ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, а также за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений; безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного законом срока давности;
* Восстановление и законодательное закрепление права граждан на досрочный отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней;
* Разработка и законодательное закрепление механизма общественного обсуждения всех принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия граждан, на стадии их подготовки, и учета результатов такого обсуждения;
* Переход к комплектованию армии на контрактной основе ("профессиональной армии") в сжатые сроки, развитие альтернативной гражданской службы, возвращение военнослужащим гражданских прав в мирное время;
* Создание экономических стимулов и правовых возможностей поддержки общественных организаций гражданами России как за счет благотворительных источников, так и социального заказа;
* Выведение религиозного обучения и ритуалов из государственных учреждений и организаций, запрет на обязательность религиозного обучения в частных учебных заведениях, кроме финансируемых конфессиями;
* Разработка и введение в практику работу органов государственной власти конкретных механизмов диалога с общественностью (в том числе, привлечение общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и нормативных актов, введение представителей общественных организаций в коллегии министерств и ведомств, включение их в состав государственных комиссий);
* Запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без введения военного положения.

  Мы обращаем внимание
  Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей

  НА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУСТРОЙСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН!

Руководитель ГРИНПИС России С. Цыпленков

Председатель фонда "Гласность" С. Григорьянц

Сопредседатель Социально-Экологического Союза С. Забелин

Руководитель Центра охраны дикой природы А. Зименко

Руководитель Экоцентра "Дронт" А. Каюмов

Президент Фонда защиты гласности А. Симонов

Генеральный директор ассоциации "Голос" Т. Тройнова

Президент Союза за химическую безопасность Л. Федоров

Директор Всемирного фонда дикой природы в России И. Честин

Президент Центра экологической политики России А. Яблоков

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность