Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

5 ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

5.1 Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования

Основной задачей является создание экономически и институционально эффективных единых систем государственного управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, соответствующих демократическому устройству и рыночной экономике. Для этого необходимо:

  • развитие государственного регламентирования и контроля качества окружающей среды и использования природных ресурсов при стимулировании частных форм их освоения;
  • развитие государственной системы нормирования качества окружающей среды с целью обеспечения принятия экологически обоснованных решений и установления единых требований для хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение институциональной независимости органа государственного управления, отвечающего за реализацию экологической политики, экологическую экспертизу и контроль от государственных органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную экономическую деятельность (редакция межведомственной рабочей группы);
  • обеспечение институциональной независимости органа государственного управления, отвечающего за реализацию экологической политики, проведение государственной экологической экспертизы и контроль за управлением природными ресурсами и состоянием окружающей природной среды (редакция Министерства природных ресурсов);
  • обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
  • создание в рамках министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства специализированных экологических подразделений, предназначенных для организации и осуществления мероприятий по предотвращению (снижению) ущерба здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, экологическому контролю и очистке территорий, загрязненных в ходе предыдущей деятельности;
  • обеспечение экологически эффективного разграничения собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
  • обеспечение государственного, ведомственного и общественного экологического контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • обеспечение необходимых полномочий, государственной защиты и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды;
  • дифференцированный подход к интенсивности и направленности управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
  • развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности;
  • совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы;
  • развитие государственного контроля над производством и оборотом особо опасных веществ, в том числе ядов, синтетических химических веществ и пр.;
  • развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
  • внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов.

5.2 Нормативно-правовое обеспечение и правоприменение

Основной задачей является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимо:

  • устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природноресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права;
  • введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация), в частности хозяйственного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и т.д.;
  • обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов путем принятия полного пакета подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
  • правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
  • закрепление в правовой системе Российской Федерации действующих международных стандартов в области охраны окружающей среды (экологические стандарты), в том числе Международной организации стандартизации ;
  • гармонизация российского экологического законодательства и норм международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и соглашениях;
  • развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей природной среды;
  • укрепление системы прокурорского надзора и реализации мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей природной среды;
  • совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;
  • совершенствование применения механизма применения остановки незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5.3 Экономические и финансовые механизмы

Основной задачей является экономическое регулирование государственных и рыночных отношений для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимы:

  • обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением оплаты вложенного труда и капитала и соответствующее изменение структуры налогообложения;
  • включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений;
  • формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
  • создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
  • развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
  • совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
  • обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
  • содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству, разных форм и добровольной сертификации;
  • установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
  • создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, включая залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, продажу нереализованных прав на загрязнение и т.п.;
  • реинвестиция экологических платежей бюджетных организаций, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги в строительство и реконструкцию природоохранных сооружений, нормирование показателей негативного воздействия на окружающую среду источников загрязнений и ликвидацию долговременных загрязнений территорий;
  • создание экономических и финансовых условий для осуществления природоохранной деятельности в министерствах и ведомствах, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги;
  • создание условий для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
  • совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и др.);
  • продвижение схем международных расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу" и механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
  • обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
  • совершенствование практики государственных заказов федерального правительства, министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации на природоохранную деятельность на конкурсной основе;
  • создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения, окружающей среде, понесенных при авариях и катастрофах, связанных с экологически опасной деятельностью, в том числе военной;
  • формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.

5.4 Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Основной задачей является обеспечение государства, юридических и физических лиц достоверной информацией, необходимой для устойчивого природопользования, предотвращения неблагоприятных изменений состояния окружающей среды, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого необходимы:

  • развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов (воздух, вода, грунт);
  • совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг;
  • обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
  • формирование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения осуществления системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
  • организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду;
  • обеспечение практического выявления и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими веществами в масштабах, представляющих экологическую опасность для окружающей природной среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
  • проведение инвентаризации экологически опасных промышленных и сельскохозяйственных производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения и их ранжирования по степени опасности, формирование и ведение "Кадастров объектов негативного воздействия на состояние окружающей среды" федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, муниципального уровня;
  • завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и принятия мер по их реабилитации;
  • инвентаризация территории России для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой пищевой продукции; водоемов, имеющих стратегически важные запасы питьевой воды, лесных массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных регионов; земель, обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
  • обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для обеспечения их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
  • формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая территории традиционного природопользования;
  • ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

5.5 Научное обеспечение

Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых научно-техническим прогрессом. Для этого необходимы:

  • формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
  • разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России с учетом альтернативных сценариев будущих изменений;
  • научно-исследовательские работы в области теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
  • исследования биологических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем;
  • разработка научных принципов и технологий устойчивого использования и воспроизводства возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых ресурсов, лекарственных растений и др.);
  • разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
  • разработка экологически сбалансированных технологий в сельском хозяйстве, конструирование агросистем на принципах экологической саморегуляции;
  • анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
  • разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
  • формирование перспективных технологических подходов для обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для человека и общества.
  • разработка методологии и методик эколого-экономического учета, в том числе определения экономической ценности природной среды и природных ресурсов для использования в экономических механизмах управления;
  • изучение международного оборота биологических ресурсов, в особенности российского происхождения;
  • создание теории управления экологическими рисками с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
  • разработка средств предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной среды и утилизации опасных отходов;
  • научно-исследовательские работы в области эколого-зависимых заболеваний, в особенности связанных с загрязнением окружающей среды нехарактерными для биосферы загрязнителями, такими как синтетические органические вещества, токсичные металлы, различные виды излучений и др.;
  • разработка и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей государственного управления в области охраны окружающей среды.

5.6 Экологическое воспитание, образование и просвещение

Основной задачей является создание государственно-общественной системы экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, научного экологического мировоззрения и профессиональных навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности у специалистов производственной и иных сфер деятельности. Для этого необходимо:

  • включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
  • усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности, особенно экономики природопользования наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
  • экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
  • включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, устойчивого развития в федеральные целевые, региональные и местные программы развития; содействие включению этих вопросов в проекты, связанные с природопользованием;
  • конкурсная целевая государственная поддержка структур, осуществляющих экологическое просвещение и образование, включая природоохранные организации, учреждения образования и культуры, средства массовой информации, творческие союзы, издательства и общественные экологические организации и движения с целью приобщения населения к реализации на практике конкретных направлений экологической политики государства;
  • развитие стандартов образования с формированием специальностей, непосредственно ориентированных на устойчивое развитие социо-природных систем;
  • развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
  • повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, экологического аудита, экологического риска, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления.

5.7 Развитие гражданского общества как условие реализации государственной экологической политики

Основной задачей является государственное содействие развитию гражданского общества как выразителя права населения на благоприятную окружающую среду. Для этого необходимы:

  • усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их конституционное право на здоровую окружающую среду, либо представляющих угрозу для их жизни и здоровья, в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные экспертизы и референдумы;
  • обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
  • создание режима благоприятствования экологической благотворительности и экологическим общественным движениям;
  • создание условий для обеспечения и развития традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
  • обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики;
  • создание законодательных и организационных условий для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.

5.8 Территориальная экологическая политика

Основной задачей в этой области является экологически приемлемое размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов, максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны. Для этого необходимо:

  • внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;
  • концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала в основном на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
  • резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо обеспечение непревышения экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;
  • расширение практики использования местных природных и энергетических ресурсов с использованием экологически чистых технологий;
  • обеспечение выбора коренными народами стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.

5.9 Международное сотрудничество

Основной задачей является реализация национальных интересов Российской Федерации через участие в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития. Для этого необходимы:

  • обеспечение активного участия Российской Федерации в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;
  • обязательная государственная экологическая экспертизу и экологический контроль всех потенциально опасных международных программ и проектов, реализуемых на территории и акватории России;
  • активное участие в международных процессах и переговорах, имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению технологий, товаров и услуг, использование которых способно нанести ущерб населению, природным объектам и средам;
  • использование зарубежного опыта для решения экологических проблем Российской Федерации;
  • инициация и участие в соглашениях о сотрудничестве по пресечению незаконного международного оборота природных ресурсов;
  • содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров и соглашений в области регулирования международной торговли.

    Назад Оглавление Вперед

    На главную страницу обсуждения Экодоктрины

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность