Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

5 ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

5.1 Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды

Основной задачей является создание экономически и институционально эффективной единой системы государственного управления охраной окружающей среды, соответствующей демократическому устройству и рыночной экономике. Эта задача включает:

  • обеспечение институциональной независимости органа государственного управления, отвечающего за реализацию экологической политики, экологическую экспертизу и контроль от государственных органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную экономическую деятельность;
  • обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
  • создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства специализированных экологических подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации ущерба, в том числе всех видов загрязнения и заражения, нанесенного территориям страны в ходе предьщущей деятельности
  • обеспечение эффективного и экологически безопасного разграничения прав собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
  • обеспечение государственного и общественного контроля за экологической безопасностью особо опасных видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • дифференцированный подход к интенсивности и направленности государственного управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации;
  • внедрение системы лицензирования экологически опасной деятельности;
  • внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов.

5.2 Нормативно-правовое обеспечение

Основной задачей является устранение противоречий между экологическим и отраслевыми нормативно-правовыми базами, а также совершенствование ответственности за экологические правонарушения.

Также необходимо предусмотреть:

  • включение первичной оценки экологических последствий реализации проектов в механизм их отбора на стадии проведения конкурсов или внеконкурсного распределения;
  • создание и совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между организационными и функциональными структурами единой государственной системы экологического мониторинга;
  • нормативное закрепление действующих международных стандартов, в том числе Международной организации стандартизации (ISO);
  • устранение противоречий между национальным экологическим законодательством и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в международных договорах и соглашениях.

5.3 Экономические и финансовые механизмы

Основными задачами являются:

  • обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением оплаты вложенного труда и капитала и соответствующее изменение структуры налогообложения;
  • включение в экономические показатели реальной все возрастающей ценности природных объектов и услуг и их учет при принятии решений;
  • формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
  • создание и применение системы налогов и пошлин, обеспечивающих преимущества экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
  • развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
  • совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
  • неукоснительное обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
  • содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству, разных форм и добровольной сертификации;
  • установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
  • создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, включая залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, продажу прав на загрязнение и т.п.;
  • создание условий для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
  • совершенствование механизмов приватизации с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и др.);
  • продвижение схем международных расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу");
  • использование механизмов зачета квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
  • обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
  • формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.

5.4 Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Осноными задачами являются:

  • обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным регионам, так и по административно-территориальным образованиям страны;
  • организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду возможных аварийных ситуаций;
  • обеспечение практического выявления и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными веществами, в том числе в ходе предшествующей, в особенности военной, деятельности;
  • обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для обеспечения их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды;
  • формирование государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

5.5 Научное обеспечение

Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об отношениях природы и общества. Для реализации экологической политики приоритетными являются следующие направления:

  • научно-исследовательские работы в области научно-теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов, направленной на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и создание условий осуществления хозяйственных деятельности для развития реального сектора экономики в экологически безопасном русле;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы по созданию условий для использования в производственной и иной деятельности новых экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
  • формирование перспективных технологических полей обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для общества.
  • формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
  • формирование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения осуществления системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая текущее и прогнозируемое состояние запасов природных ресурсов и комплексную оценку здоровья окружающей среды;
  • разработка методологии и методик определения экономической ценности природных ресурсов для использования экономического механизма в управлении;
  • создание теории управления экологическими рисками с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы по утилизации особо вредных отходов.

5.6 Экологическое воспитание и образование

  • подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и экологического образования и их методическое обеспечение;
  • включение программ по популяризации идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и разъяснению ценности ресурсов в проекты, связанные с природопользованием;
  • включение вопросов устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов в содержание образовательного процесса системы непрерывного экологического образования;
  • всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) общественных инициатив по формированию экологической культуры;
  • поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и ценности ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями;
  • усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
  • создание целостной междисциплинарной системы образования в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности в вузах страны;
  • развитие стандартов образования с формированием специальностей, непосредственно ориентированных на устойчивое развитие социо-природных систем;
  • конкурсная целевая государственная поддержка системы экологического просвещения и ее развитие через распространение экологических знаний, идей устойчивого развития, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, об экологической безопасности;
  • включение вопросов развития экологической культуры в федеральные целевые, региональные и местные программы развития;
  • экологическая направленность молодежной политики и государственная поддержка молодежных экологических организаций и движений с целью приобщения молодежи к реализации на практике конкретных направлений экологической политики государства;
  • развитие системы экологической подготовки и переподготовки педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
  • развитие системы повышения квалификации специалистов управления, экологических и природоохранных служб в том числе в области обеспечения устойчивого развития;
  • обязательность экологической подготовки лиц, принимающих решения, в различных сферах производства, экономики и управления;
  • повышение информированности деловых кругов (предпринимателей, бизнесменов) в области природоохранного законодательства, природопользования, охраны окружающей среды, экологического менеджмента, экологического аудита, а также привлечение их к использованию методов экологического управления на уровне предприятий;
  • государственная методическая и финансовая поддержка общественных инициатив по развитию экологической культуры населения;
  • государственная конкурсная поддержка СМИ, в том числе электронных, редакций, издательств и типографий, чья деятельность ориентирована на распространение экологических знаний и знаний в сфере устойчивого развития;

5.7 Развитие гражданского общества, как условие реализации государственной экологической политики

Основными задачами являются:

  • усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их конституционное право на здоровую окружающую среду, либо представляющих угрозу для их жизни и здоровья, в том числе через общественные слушания и опросы общественного мнения, общественные экспертизы и референдумы;
  • обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
  • создание режима благоприятствования экологической благотворительности и экологическим общественным движениям;
  • создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов;
  • обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики;
  • активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, в том числе в области охраны окружающей природной среды;
  • усовершенствовать систему взыскания исков и обеспечения исполнимости судебных решений;
  • создать законодательные и организационные условия для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций и механизмов оценки воздействия на окружающую среду.

5.8 Региональная экологическая политика

Основной задачей в этой области является реализация оптимального размещения производительных сил и обеспечение баланса развития регионов на территории Российской Федерации. Для этого необходимо:

  • внедрение бассейнового принципа управления водными объектами;
  • поддержка развития хозяйств, обеспечивающих нужды местного населения;
  • расширение практики использования местных энергоресурсов;
  • концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала по преимуществу на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
  • резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо обеспечение непревышения экологической емкости экосистем при освоении этих территорий;
  • обеспечение выбора коренными народами стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.

5.9 Международное сотрудничество в целях реализации государственной экологической политики

Основными задачами являются:

  • обеспечение активного участия России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;
  • активное участие в процессах и переговорах, направленных на сокращение мировых и национальных расходов на вооружение, на обеспечение режима нераспространения оружия массового поражения;
  • активное участие в международных процессах и переговорах, имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению технологий, товаров и услуг, использование которых способно нанести ущерб населению, природным объектам и средам;
  • использование зарубежного опыта для решения экологических проблем Российской Федерации;
  • инициация и участие в соглашениях о сотрудничестве по пресечению незаконного международного оборота природных ресурсов;
  • содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров и соглашений в области регулирования международной торговли и процессов глобализации.

    Назад Оглавление Вперед

    На главную страницу обсуждения Экодоктрины

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность