Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Байкал - в чьи-то карманы?

Трасса газопровода с территории Иркутской области переходит в Торскую котловину, днище которой имеет высоты 600-650 м. Далее трасса переходит в собственно Тункинскую котловину - долину реки Иркут, характеризующуюся ровным рельефом, мягким грунтом.

Не доходя до села Жемчуг, трасса газопровода сворачивает на юг западной части хребта Хамар-Дабан. Наивысшие отметки хребта в данном районе - 2758 м (голец Ургедеевский). Его боковые гребни полого понижаются в сторону впадин. Далее по тропе Бухатый газопровод пересекает реку Бол. Уругэдэй на высоте 1562 м и тянется в юго-восточном направлении по пойме реки Уту-Жалга (1577 м), которая впадает в реку Зун-Мурин (1425 м). Затем трасса газопровода поднимается по реке Ехэ-Худуй с отметкой 1361 м и пересекает границу с Закаменским районом (перевал Хамар-Худуй, 1908 м).

Абсолютные высоты перевалов составляют 1900-2300 м, а днищ основных плоских долин - 1350-1700 м. Долины практически всех рек селеопасны и характеризуются наличием мощных наледей. Весь маршрут пролегает по территории, сложенной многолетнемерзлотными породами мощностью более 20-50 м.

Район сейсмичен, особенно северный склон Хамар-Дабана, входящий в Байкальскую рифтовую зону, где возможны 7-8-балльные землетрясения. Газопровод проходит через сельскохозяйственную территорию, охватывая восточную часть Тункинских гольцов, "грива Сарам", до западной части хребта Хамар-Дабан к тропе Бухатый до отметки 1402 м.

В таежной части он проходит от отметки 1402 м хребта Хамар-Дабан по тропе Бухатый, вверх к высоте тундровой зоны 1833 м через голец Цаган-Шулута (2111,2 м), облегая хребты Уля-Гон и хребет Бухурик по притокам реки Зун-Мурин, - к границе с Закаменским районом.

На территорию Бурятии нефтепровод должен прийти по трассе предполагаемого газопровода - в Торскую котловину через Тункинские гольцы. В Зун-Мурино планируется строительство нефтеперекачивающей станции.

Затем трасса выходит на водораздельную часть Хамар-Дабана. Этим уменьшаются проблемы с землеотводом и выплаты за аренду земли. Но риски возрастают! Одно дело - разлив нефти в долине, где быстрее можно и обнаружить, и ликвидировать аварию. А на водоразделе авария может продолжаться дольше, да и нефть может попасть в истоки сразу нескольких речных систем. Более того, в водораздельной части Хамар-Дабана запланировано строительство еще двух нефтеперекачивающих станций со всей инфраструктурой (например, по шесть емкостей на каждой). Но ведь вершины тут достигают 3 тысяч метров!

Таких сложных трасс нефтепроводов в России еще не было. Посудите сами - 40 км участка трассы на территории Бурятии находятся в зоне 9-балльных землетрясений, а 50 км - 8-балльных (остальное - 7-балльных). 150 км приходится на косогорные участки. Плюс к этому - овражно-балочная эрозия, оползни, карст, мерзлотное пучение, наледи, термокарст, солифлюкция (сползание грунта при оттаивании). Трасса нефтепровода - ночной кошмар строителя.

В основном нефтепровод планируют проложить под землей. Это позволяет меньше платить за аренду земли. Но это опаснее при авариях - теряется время на обнаружение утечки, и ликвидировать ее сложнее [...].

Что же принесет строительство нефтепровода хрупкой и ранимой природе Байкальского региона? Срезку грунта, уничтожение растительности, рытье траншей. Преодоление рек и ручьев окончится эрозией и русловыми деформациями. В условиях гор изменится рельеф. Помимо этого - перекрытие балок и ручьев; загрязнение строительной полосы отходами строительного производства - тросами, обрезками труб, полимерами; загрязнение атмосферы работающей техникой; беспокойство диких животных и домашнего скота. Естественно, предусмотрены различные меры для уменьшения такого воздействия. Например, строителей будут предупреждать, что браконьерничать нельзя. Цену словам мы знаем.

Участок трассы (124-255 км) проходит по Тункинскому национальному парку. Трасса нефтепровода с двумя нефтеперекачивающими станциями «вспарывает» зону заповедного режима, эталонный участок парка, находящийся в междуречье Зун-Мурина, Хонгорула и Тумусуна. Ведь нефтепровод - вовсе не линейное сооружение. Диаметр санитарно-защитных зон двух нефтеперекачивающих станций, строительство которых запланировано здесь, - 2,2 км! Добавьте к этому высокогорье и скорость горных рек, и вы получите запланированную катастрофу! Насколько токсична нефть, вряд ли стоит напоминать.

Если здесь пройдет трасса нефтепровода, окажется уничтоженным воспроизводственный участок горно-таежной фауны (хамар-дабанская раса соболя, благородный олень, северный олень, кабарга). А самое главное - теряется смысл существования самого Тункинского национального парка. Национальный парк без зоны заповедного режима не может существовать.

Так скажите прямо, что Тункинский национальный парк надо ликвидировать, чтобы вывозить газ и нефть на Восток, чтобы набивать свои карманы!


Байкальский центр
общественной экологической экспертизы.
г.Улан-Удэ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность