Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Химическая безопасность

Экобандитизм ЛУКОЙЛА в Пермской области

Рассказ активистки из Юго-Камска

23 апреля 2002 г. на 38-м км нефтепродуктопровода «Пермь-Альметьевск-Запад» произошел прорыв, в результате которого на рельеф местности, а также в р. Северка, расположенную в 1,5 км от места аварии, по данным Лукойла вылилось около 140 тонн дизельного топлива. Думаем, что счет идет на тысячи тонн, поскольку по самым современным технологиям с поверхности удается собрать не более 10-20% пролившихся нефтепродуктов. А Лукойл собрал около 300 тонн суспензии. Ниже по течению на реке Северка расположен пруд, который является источником центрального водоснабжения пос. Юго-Камск. Из 9,2 тысячи жителей поселка более 5 тысяч являются потребителями воды данного водопровода. Т.о. по Постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1996 года «О классификации ситуаций природного и техногенного характера» наша ситуация относится к разряду федеральных, т.к. нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек. По данным изыскательских работ, проведенных еще в 60-е годы Управлением Геологии, водоносных пластов, способных обеспечить нужды поселка, поблизости нет. Это подтверждают и изыскательские работы, проводимые сейчас ГП «Запуралгидрогеология» в рамках областной целевой программы развития минерально-сырьевой базы Пермской области, - воды нет в радиусе 12 км. Питьевую воду в поселок стали подвозить с 27 апреля.

По официальным данным произошла утечка дизельного топлива в 21 час. Однако местные рыбаки сигнализировали главе администрации поселка о запахе нефтепродуктов в воде и рыбе еще в марте. Никаких мер принято не было. По результатам лабораторного контроля качества воды на водозаборе содержание нефтепродуктов в водоеме еще в начале апреля превышало ПДК в 10-14 раз, что зарегистрировано актами, составленными госинспектором ФГУ «КамУралрыбвод» Думченко Т.К., директором Пермского отделения Гос.НИОРХ Щербинком Ю.И., ст. лаборантом водозабора Некрасовой Т.А., инженером по охране среды ООО «Энергосервис» Путиной Е.А. В актах регистрируется и массовая гибель рыбы в Северинском пруду. Любопытно, что рыбу из Юго-Камска не берет на анализы ни одна аккредитованная вет.лаборатория, т.к. областная СЭС не дает на эти анализы «КамУралрыбводу» разрешения.

А ЛУКОЙЛ разослал во все лаборатории письма о том, что рыба из Северинского пруда не может быть принята на анализы, поскольку собрана не из пруда, а из куч поблизости. У общественной экологической комиссии есть видеопленка и фотографии, подтверждающие факты массовой гибели рыбы и лягушек.

Авария произошла 23-го вечером, а 24-го запах солярки стал ощутим в горячей водопроводной воде, т.е. уже на следующий день после аварии. Хотя от места аварии по реке Северке до Северинского пруда около 16 км. Комиссия по ликвидации аварии была сформирована только 26 апреля. Население оповестили о том, что воду употреблять в пищу нельзя, только 30 апреля вечером. Районная СЭС стала брать пробы воды на анализы с 25 апреля. Данные СЭС расходятся с результатами анализов, проведенных в лаборатории на кафедре аналитической химии ПГУ к.х.н. доцентом И.А.Кислициным (превышение по нефтепродуктам на 28-29 апреля в 7 и 10 раз выше нормы). Но у лаборатории нет аккредитации.

Общественная экологическая комиссия поселка обратилась за помощью для проведения анализов в химико-аналитическую лабораторию ФГУП МНИИЭКО ТЭК, имеющую аккредитацию. На 16 мая нефтепродукты в воде из пруда составляли 0,45 мг/дм3, а вода перед подачей в сеть соответствовала норме по нефтепродуктам. Но запах воды значительно превышал норму по САНПИНу. 22 мая той же лабораторией методом хроматомасс-спектрометрии был сделан анализ водопроводной воды, который показал, что в воде есть производные бензола, производные нафтановых кислот (канцерогены и мутагены, вызывающие рак и мутации на генном уровне), т.е. и легкие, и тяжелые фракции нефтепродуктов. Производные бензола придают воде запах, а осколки нафтановых кислот покрыли дно Северинского пруда, что подтверждает массовая гибель рыбы и лягушек.

Однако СЭС, зная о результатах наших анализов, продолжала делать их только на нефтепродукты. А главный санитарный врач Пермского района В.И.Семенов комментировал ситуацию так: «17 мая качество воды стабилизировалось. Сейчас она соответствует ГОСТу по всем параметрам, но пока не удалось окончательно устранить запах нефтепродукта. Для приготовления пищи такую воду использовать нельзя, но принимать ванну, поливать огороды можно без опасений».

Зная, что население поселка употребляло в пищу отравленную воду, власти оказались безучастны к просьбам общественной комиссии о том, чтобы разработали систему мер, направленных на оздоровление населения, а особенно детей...

Известно, что из-за попадания в организм нефтепродуктов пострадают печень, почки, легкие, система кровообращения, суставы. Печень и почки - как органы, отвечающие за вывод из организма токсикантов. Легкие - из-за попадания паров нефтепродуктов, система кровообращения и суставы - так как в солярке присутствуют тяжелые металлы, которые будут накапливаться в организме в виде «бляшек». Директор Пермского института детской экопатологии Н.В.Зайцева на сходе 6 мая в п. Юго-Камск заявила, что ощутить мы можем последствия аварии, если только просидим полдня в цистерне с соляркой. Однако у некоторых детей еще за неделю до аварии уже была отрыжка бензином. Сейчас у жителей, пользующихся водой для мытья, наблюдаются аллергические реакции на коже. Массовых отравлений у людей не было, но долговременные последствия этой аварии нам и нашим детям предстоит еще испытать.

ЛУКОЙЛ развязывает информационную войну, заявляя следующее: «В последнее время ряд печатных и электронных средств массовой информации включился в процесс нагнетания истерии вокруг событий в Юго-Камске. ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт» официально заявляет, что упомянутые сообщения носят заказной характер и их появление в прессе было подготовлено известными организациями. В соответствии с Законом о СМИ, ООО Лукойл-Пермнефтепродукт оставляет за собой право привлечь к ответственности средства массовой информации, в распространении сведений, порочащих репутацию Компании» (стиль и пунктуация ЛУКОЙЛа сохранены - ред.). А некоторые представители общественности, по мнению Лукойла, «спекулируя результатами независимых исследований, стремятся заработать на общей беде политический багаж».

Общественность поселка шантажируют тем, что если жители начнут подавать иски в суд, то ни копейки от Лукойла на ликвидацию последствий аварии поселок не увидит. Если мы будем обращаться в прокуратуру, то Лукойл тут же разорвет соглашение, подписанное с главой Администрации Пермского района Кузнецовым А.П. К сказанному Уполномоченный по правам человека по Пермской области Матвеев С.Н. добавил, что мы на это и не имеем права, поскольку это должны делать уполномоченные на то органы. «Вы что, хотите лишить область 70% дохода, который дают области нефтяники?» - спрашивал некоторых наиболее активных представителей общественности поселка С.Н.Матвеев.

С 1 июля к воде из Северинского пруда будут подключены детсадики, которым поставят установки дополнительной очистки «Сорбент». Воду подвозить больше не будут. Но ведь экспертиза на пригодность Северинского пруда как источника питьевого водоснабжения так и не была проведена, хотя с такой просьбой мы обращались к губернатору Пермской области Трутневу Ю.П. Провести такую экспертизу аккредитованным институтом собственными средствами нам не под силу - стоимость проводимых анализов составит около 200 тысяч рублей. А в верховьях Северинского пруда спичку бросишь - все вспыхивает, берега настолько пропитаны соляркой, что после нескольких минут пребывания там кружится голова, кругом погибшая рыба и лягушки. Так как же можно идти на такое преступление властям! Что же они еще хотят сделать с нами и нашими детьми?! Нарушили наше право на благоприятную экологическую среду, на получение достоверной информации, теперь, видимо, хотят отобрать право на жизнь.

Хочу перечислить, в какие инстанции мы обращались, но пока не получили ни одного официального ответа: 1. Главному санитарному врачу Пермской области Сбоеву А.С. 2. Во Всероссийский центр надзора и лабораторного контроля, начальнику отдела мониторинга экол. ЧС Игнатьеву В.М. 3. Старшему госинспектору комитета природных ресурсов по Пермской области Клейну Д.А. 4. В Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем РФ. 5. В Комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ. 6. Председателю Гос. Думы Селезневу Г.Н. 7. Руководителю программы «Здоровье» канала ОРТ. 8. Губернатору Пермской области Трутневу Ю.П. 9. В Прокуратуру Пермской области. 10. В программу «Человек и закон»

Подготовлены жалобы в природоохранную прокуратуру Пермской области, Ген. Прокуратуру и Министерство юстиции РФ. Надеемся на вашу помощь.


Председатель общественной
экологической комиссии
Светлана Рожина.
perm_ai@ukmz.perm.ru,
13 июня 2002 г.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность