Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Где искать внутренние источники развития экономики России?

После того, как положительные последствия девальвации рубля и высоких цен на энергоносители для России практически полностью исчерпаны, наиболее актуальный вопрос - где искать внутренние источники развития российской экономики? Ответу на этот вопрос был посвящен доклад директора Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей Андрея Нещадина и руководителя политологических программ той же структуры Михаила Малютина «Модернизация по-российски», обсуждение которого прошло в Московском фонде Карнеги. По мнению экспертов, таким ответом является качественная и органическая модернизация российской промышленности, невозможная стихийно, без сознательного проведения «определенной промышленной политики» совместными усилиями государства и частного капитала.

По словам Андрея Нещадина, реальный рост российского ВВП в текущем году составит не более 3-3,5 %. Эта цифра значительно уступает показателям Казахстана (9 %), Украины (8 %), Китая (около 10 %). «Чтобы хотя бы оставаться на месте, нам придется бежать», - отметил директор Экспертного института РСПП. Известно, однако, что нефтекомплекс и сырьевики способны обеспечить лишь 2,6-3,2 % прироста ВВП.

Для того, чтобы добиться большего, необходим выход на качественно новые технологии, позволяющие производить конкурентоспособную продукцию. Сейчас видны лишь 6-7 таких базовых направлений - уже даже не отраслей - промышленности, среди которых - биотехнологии, композитные материалы, high-tech и IT-технологии.

«Попытка восстановить все наукоемкие технологии по тому типу, как это было в Советском Союзе, на сегодняшний день для России совершенно финансово неподъемный вариант, - полагают эксперты. - Поэтому придется определиться с теми технологиями и разработками, которые страна сможет поддерживать и развивать в дальнейшем, имея в виду наличие оборудования, кадров и заделов, которые могут быть реализованы».

При этом именно государство является в России главным потребителем наукоемких технологий и техники, а также собственником таких производств. Оно же, как правило, и продвигает российскую научную продукцию на мировые рынки. Этим и определяется необходимость проведения государственной промышленной политики.

Основным источником инвестиций в наиболее перспективные проекты должны стать, по словам Андрея Нещадина, интегрированные бизнес-группы, среди которых как всем известные мегахолдинги, так и менее «раскрученные» объединения предприятий и промышленников в различных сферах экономики. Направлять же и контролировать этот процесс должно государство, поскольку необходимость инвестирования в высокотехнологичные и информационные направления очевидна, к сожалению, далеко не для всех бизнесменов.

По мнению экспертов РСПП, в стране уже имеются необходимые для модернизации средства. Финансовые ресурсы частного капитала сопоставимы с государственными. Можно говорить об относительном укреплении вертикали власти и соответствующем росте ее предсказуемости как для внешнего мира, так и для собственного населения. В обществе понемногу складываются довольно влиятельные корпоративные структуры, начинающие активно отстаивать свои интересы - Торгово-промышленная палата, Союз российских городов, крупные бизнес-структуры и т.д. Наконец, большинство социологических исследований показывает, что значительная часть россиян (кроме совершенно нищих и жителей регионов социального бедствия) относительно удовлетворена своим нынешним положением, но хотят большего.

Дело, однако, не только и не столько в деньгах. Задача модернизации российской экономики сталкивается с глобальными проблемами, предполагающими опять-таки комплексное решение путем проведения целенаправленной государственной политики. Так, численность населения России стремительно сокращается. Ситуация в некоторых регионах настолько катастрофична, что позволяет ряду экспертов уже сейчас говорить о «потере», например, Дальнего Востока, активно заселяемого китайцами. При этом руководство страны выступает с инициативами, практически закрывающими въезд в Россию для сотен тысяч желающих сделать это соотечественников - взять хотя бы новый закон «О гражданстве РФ». Понять эту логику невозможно.

Россия испытывает явный недостаток рабочей силы в некоторых отраслях промышленности, ее переизбыток - в отдельных субъектах Федерации, однако вертикальная и горизонтальная мобильности населения (то есть возможность повысить свой социальный статус, получив хорошее образование или профессию, и найти применение своим силам, поменяв место жительства) практически отсутствуют. Здесь государство также ничего не предпринимает.

Кроме того, заметил Андрей Нещадин, некоторые отрасли промышленности, в особенности те, что способны обеспечить стране прорыв на мировой рынок, начинают испытывать настоящий кадровый голод. Причина этого - государственная система высшего образования при рыночном выборе специальности. То есть студент самостоятельно выбирает себе будущую профессию и получает ее за государственный счет, исходя главным образом из соображений престижности и будущей «денежности». Результат налицо: до половины новоиспеченных юристов и экономистов, особенно в провинции, не могут найти работу по специальности. Кое-где высшее экономическое образование требуют уже и от обычного продавца в супермаркете. В то же время ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих и инженеров.

Особую проблему представляет «утечка мозгов» - Россия является «кузницей кадров» для всего мирового сообщества, ничего не получая взамен. Необходимость изменения этой ситуации очевидна, но о замыслах государства в этом плане ничего не известно. К сожалению, это же относится и к корпорациям, что вдвойне удивительно. Еще одну проблему представляет формирование слоя очень бедных людей (10-15 % от общей численности населения), не верящих ни в какое светлое будущее ни для себя, ни для своих детей.

Но самое настораживающее - то, что и предприниматели, и руководство страны, по-видимому, весьма довольны нынешней «стабилизацией» и не требуют немедленных реформ. Действительно, до очередного «дефолта» как будто далеко, зарплаты и пенсии бюджетникам худо-бедно, но выплачиваются, денег в федеральном бюджете хватает пусть не всем, но почти на все. Чего же еще надо? Стоит ли рушить эту хоть и убогую, но все же стабильность, ради погони за «мировым паровозом», погони с неизвестным финалом? Хотя недавний «разнос», устроенный Президентом страны Правительству за слишком низкие темпы экономического роста в прогнозах на будущий год, свидетельствует о том, что лидер страны склонен скорее утвердительно ответить на последний вопрос.

Отсутствию сформулированной государственной промышленной политики способствуют и специфически российские обстоятельства. По словам Михаила Малютина, крупные бизнес-структуры сталкиваются с великим множеством организационно-кадровых проблем - таких, как нехватка квалифицированных топ-менеджеров, неготовность к инновациям, зависимость бизнеса от «близких» отношений с региональными и местными властями, конкретными госчиновниками.

Хотя, по мнению ряда экспертов, это скорее не объективные, а субъективные проблемы «так устроенных» корпораций и «такого» госаппарата. Основная же часть населения России хочет того же, чего и в брежневские времена - жить в стабильном потребительском обществе. Именно таких «преобразований в интересах народа» ждет от все еще популярного Владимира Путина значительная часть россиян. Однако тащить только на своих плечах тяготы очередного «переходного периода» они (то есть мы) уже совершенно не согласны.

За последние полвека Россия как минимум два раза упустила свои шансы экономической модернизации. В 1960-1970-х гг. расплатой за «проедание» нефтедолларов стал системный кризис советской экономики. В 1985-1991 гг. дебаты о сроках и методах реформирования завершились распадом СССР, катастрофическим падением производства и ухудшением уровня жизни населения. Тогда советское народное хозяйство, производившее уникальную космическую, военную и прочую технику, оказалось неспособно обеспечить свой потребительский рынок качественными товарами отечественного производства.

Как полагают эксперты РСПП, в ближайшие годы без значительного экономического роста у России есть все шансы оказаться на уровне даже не развивающихся стран, а много ниже, если вообще не развалиться. От того, смогут ли российское руководство, общество, предпринимательские круги подняться до осознания важности решения стратегических задач модернизации, во многом зависит дальнейшая судьба России как государства. Пока что подобного прозрения, увы, не наблюдается.


Яна Амелина.
ИА «Росбалт».

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность