Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Сеть Российских Рек

О трансграничных водотоках: способ ваших действий

Требования общественности в преддверии "Киева-2003" - очередной встречи европейских министров охраны природы

По результатам обсуждения на Третьей встрече Межправительственной рабочей группы по гражданской ответственности (Женева, 6-8 мая 2002 г.) был подготовлен документ с изложением позиции Европейского Эко-Форума.

С целью дальнейшей реализации права неправительственных организаций на участие в разработке и реализации юридически обязательного инструмента по гражданской ответственности за трансграничный ущерб, вызванный опасными видами деятельности, подпадающими под Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенции по трансграничным последствиям промышленных аварий, Европейский Эко-Форум предлагает следующее (Статья 11 бис Протокола):

Доступ к информации, участие общественности и доступ к правосудию

1. Каждая Сторона обеспечивает, что государственные органы, в ответ на запрос любого представителя общественности о предоставлении информации, находящейся в распоряжении такой Стороны и связанной с вопросами, подпадающими под действие настоящего Протокола, включая:

a... промышленные аварии; b... их трансграничные воздействия на трансграничные воды и ущерб, вызванный такими воздействиями; c... меры для ликвидации таких последствий; d... меры реагирования; e... финансовое обеспечение,

и предоставляют такую информацию лицу, которое ее запрашивает.

Каждая Сторона обеспечивает также, что любое предприятие, в ответ на запрос любого представителя общественности о предоставлении информации о финансовом обеспечении в соответствии с настоящим Протоколом, предоставляет такую информацию лицу, которое ее запрашивает.

2. Информация, указанная выше в параграфе 1, предоставляется возможно быстрее и самое позднее в течение одного месяца после подачи соответствующего запроса, за исключением случаев, когда объем и сложность такой информации оправдывают продление этого периода до двух месяцев после получения запроса. При этом заявитель информируется о каком-либо продлении этих сроков и о причинах, которыми это вызвано.

3. Если у государственного органа не имеется запрашиваемой информации, то этот орган должен возможно быстрее проинформировать заявителя о другом государственном органе (если таковой существует), который, по его мнению, обладает запрашиваемой информацией или же должен передать запрос такому государственному органу и проинформировать об этом заявителя.

4. В случае промышленной аварии или наличия непосредственной угрозы здоровью людей или окружающей среде, вызванных опасными видами деятельности, подпадающими под действие настоящего Протокола, каждая Сторона обеспечивает, что вся информация, которая может помочь населению предпринять меры для предотвращения или смягчения опасных последствий, вызываемых такой угрозой, или информация, которая относится к причинам или масштабам аварии и ее последствиям, распространяется незамедлительно и без задержки среди населения, которое может пострадать.

5. Каждая Сторона предоставляет возможности для участия общественности в принятии государственными органами решений по вопросам, подпадающим под действие настоящего Протокола, на ранней стадии, когда открыты все альтернативы и когда такое участие может быть эффективным.

6. Процедуры участия общественности, указанные в параграфе 5, включают:

a... своевременное и эффективное уведомление о предлагаемом решении и о возможностях для участия; b... имеющиеся у общественности возможности предоставлять письменные замечания, информацию, анализ или мнения, которые, по мнению общественности, являются актуальными; c... требование, чтобы принимаемое решение должным образом учитывало результаты участия общественности; d... оперативное уведомление о принятом решении с указанием причин и соображений, на которых оно основывается.

7. Каждая Сторона обеспечивает должный учет местных знаний при принятии решений по заявлениям, поданным в соответствии с настоящим Протоколом.

8. Каждая Сторона, в рамках своего национального законодательства, обеспечивает, чтобы любое лицо, которое считает, что его/ее запрос о предоставлении информации, поданный в соответствии с параграфом 1, был проигнорирован, необоснованно отклонен (в полном объеме или частично), что на этот запрос был получен неадекватный ответ или же что при этом были иным образом нарушены положения приведенных выше параграфов 1 - 3, обладало возможностями для обжалования таких действий в суде или же в ином независимом и беспристрастном органе, созданном в соответствии с законом.

9. В тех случаях, когда Сторона предусматривает судебный порядок обжалования для подобных случаев, эта Сторона обеспечивает, чтобы такое лицо имело доступ к установленной законом быстрой процедуре рассмотрения, которая проводится бесплатно или же не требует чрезмерных затрат на рассмотрение от государственного органа или для рассмотрения независимым и беспристрастным органом, помимо суда. Окончательные решения, принимаемые в соответствии с данным параграфом, являются обязательными для исполнения государственным органом или предприятием, у которого имеется требуемая информация.

10. Каждая Сторона, в рамках своего национального законодательства, обеспечивает, чтобы заинтересованные представители общественности имели доступ к процедуре обжалования в суде и/или в ином независимом и беспристрастном органе, созданном в соответствии с законом, чтобы обжаловать материально-правовую или процедурную законность любого решения, постановления или изъятия, подпадающие под действие положений параграфов 5-7 и, если это предусмотрено национальным законодательством, то и подпадающие под действие других положений настоящей статьи.

11. В дополнение к параграфу 8 и независимо от него, процедуры, рассматриваемые в параграфах 8-10, должны обеспечить адекватные и эффективные средства правовой защиты, включая судебный запрет в целесообразных случаях, а также должны быть справедливыми, беспристрастными, оперативными и не должны требовать чрезмерных затрат.

12. Для повышения эффективности положений настоящей статьи, каждая Сторона должна обеспечить предоставление общественности информации по доступу к процедурам административного и судебного обжалования и должна рассмотреть вопрос о создании целесообразных механизмов поддержки для устранения или сокращения финансовых и иных препятствий для доступа к правосудию.


По материалам дайджеста новостей
Европейского ЭкоФорума "Навстречу Киеву-2003".
За более подробной информацией просьба обращаться:
Сергей ВЫХРИСТ, эксперт.
Рабочая группа по воде Европейского Эко-Форума.
Харьковская городская неправительственная организация
«ЭкоПраво-Харьков».
smv@ecopravo.kharkov.ua
Украина.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность