Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Сеть Российских Рек

Белый танец

Неудачей завершилась очередная попытка местного самоуправления наладить прямой диалог между жителями Закаменского района Республики Бурятия и нефтяной компанией "ЮКОС". 6 декабря 2002г. в райцентр Закаменск прибыла небольшая делегация "ЮКОСа" во главе с исполнительным вице-президентом ЗАО "ЮКОС РМ" А.М.Бурмистровым. Что же заставило столичных гостей сначала пролететь самолетом без малого 5000 км от Москвы до столицы Бурятии, а потом еще "отмотать" добрых 500 км на джипе до одного из самых отдаленных горнотаежных районов республики? Безусловно, подоплекой этого визита стал намеченный на 22 декабря этого года местный референдум, на котором жителям Закаменского района предстоит ответить на вопрос: "Вы согласны на предоставление земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск - Дацин" компанией "ЮКОС"?" Инициаторами референдума выступили местная буддийская община Санагинского дацана, объединяющая верующих около десяти сел и улусов района, и общественная организация "Горная Закамна-21 век", состоящая из выходцев этого района, проживающих преимущественно в Улан-Удэ. Надо сказать, что основной причиной, побудившей жителей района и их земляков из Улан-Удэ потребовать от своих районных депутатов прибегнуть к столь радикальной мере, как местный референдум, явилось упорное нежелание представителей компании "ЮКОС" и разработчиков проекта вступить в прямой диалог с жителями тех сел, вблизи которых планируется прокладка трассы нефтепровода "Россия-Китай". Вот как описывают сложившуюся ситуацию депутаты Закаменского района, обратившиеся за поддержкой к Президенту Республики Бурятия (РБ) Л.В.Потапову и Председателю Народного Хурала РБ А.Г.Лубсанову:

"Уважаемый Леонид Васильевич! Уважаемый Александр Гомбоевич! Мы, депутаты Закаменского района, обращаемся к Вам от имени населения, которое избрало нас и доверило нам решать вопросы, касающиеся жизнедеятельности, благополучия нашего народа, от мала до велика.

Единогласно принятое нами решение о проведении местного референдума на последней 22-й очередной сессии депутатов oт 05 ноября 2002 г. вызвано интересами района, интересами наших детей и внуков. Им жить и работать на своей малой родине - Закамне.

Наш край уникальный, здесь своеобразные природные и климатические условия, богатые флора и фауна. К сожалению, жители и гости нашего района уже не во всех уголках Закамны могут насладиться этой величественной природой. Печальным итогом 60-летней деятельности Джидинского вольфрамово-молибденового комбината стали миллионы тонн отходов промышленного производства, мертвая вода некогда чистейшей речки Модонкуль и целый букет социально-экономических проблем, возникших после закрытия комбината. Наших избирателей беспокоит, не повторится ли через 30 лет то же самое, что случилось с Джидакомбинатом, и с новым проектом нефтепровода компании "ЮКОС". На такие мысли нас наталкивает упорное нежелание компании приехать к нам в район, рассказать людям о своем проекте, несмотря на все обращения к компании администрации района, общественности.

Наши избиратели, ввиду отсутствия общественных слушаний в нашем районе, все больше склоняются к мнению, что нефтепровод лишит многих жителей района средств к существованию. По той информации, что мы имеем, размеры компенсаций за уничтожение лесных угодий не идут ни в какое сравнение с их реальной стоимостью. Поэтому мы не можем своим решением отказать людям в праве на жизнь, которую они ведут благодаря дарам нашей богатейшей природы - основному источнику существования населения, ставшему таковым после закрытия комбината.

Уважаемые Леонид Васильевич и Александр Гомбоевич, просим Вашего содействия в проведении общественных слушаний по материалам ОВОС, назначенных в нашем районе на 06 декабря, и надеемся, что на многие наши вопросы будут даны ответы и это станет началом конструктивного диалога с компанией "ЮКОС".

26 ноября 2002г".

Ответ региональной власти не заставил себя ждать. Уже через несколько дней в Закаменский районный суд поступило исковое заявление Прокуратуры РБ с требованием отменить решение районного совета депутатов о проведении местного референдума. В нем, в частности, сказано:

"Решение Закаменского райсовета противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям. В соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" (п.3 ст.12) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Строительство нефтепровода на территории ряда муниципальных образований РБ (Селенгинского, Тункинского и Мухоршибирского) Иркутской области, представляющего собой единый строительный комплекс, невозможно отнести к вопросам местного значения Закаменского района. Вопрос референдума: "Вы согласны на предоставление земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск - Дацин" компанией "Юкос"?" - противоречит пп.5,6 ст. 12. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" и ограничивает права, свободы человека и гражданина... Конституция РФ гарантирует каждому право на свободную экономическую деятельность, не запрещенную законом. Проведением референдума допускается ограничение права компании "ЮКОС" на осуществление экономической деятельности по строительству нефтепровода "Ангарск - Дацин".

На первом судебном заседании, состоявшемся 02 декабря 2002 г., несмотря на сильнейшее давление представителя прокуратуры РБ Магомедова Т.Ф., районный суд отложил принятие окончательного решения.

Судью несколько смутила аргументация депутатов, которые, отстаивая конституционные права своих избирателей на исконную среду обитания, ссылались на ст.9 Федерального закона "Об экологической экспертизе", где к полномочиям органов местного самоуправления отнесены, в частности, "организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе".

Накануне объявленных в местной прессе на 06 декабря общественных слушаний по проекту строительства нефтепровода в Закаменск прибыл десант государственных чиновников во главе с двумя заместителями Председателя Правительства РБ Гейдебрехт О.В. и Турбяновым Л.Д. Со строптивым главой местного самоуправления Виктором Васильевичем Аюшеевым было проведено несколько задушевных бесед, после которых было принято решение отменить намеченные слушания в селе Мыла, расположенном вдоль намечаемой трассы нефтепровода, и ограничиться только собранием в районном центре г. Закаменске. "Нас попросту задавили", - сказал в сердцах после собрания зам. главы администрации Борис Базаров. Виктория Шаралдаева, зам. председателя общественной организации "Горная Закамна-21 век", делясь впечатлениями о прошедшем мероприятии, рассказала, что собрание представляло собой странную смесь презентации деятельности компании и усеченного варианта общественных слушаний по проекту строительства нефтепровода. Причем сложилось впечатление, что специалисты "ЮКОСа" были готовы отвечать на вопросы собравшихся жителей, однако, по-видимому, по взаимной договоренности властей и руководителей компании дискуссии пресекались в зародыше. После основного доклада о деятельности "ЮКОСа" в России и за ее рубежами подкормленная научная интеллигенция и государственные чиновники расписывали радужные перспективы устойчивого развития республики и района на фоне распространяемых по залу красочных агиток о проекте с цветным изображением Президента РФ Путина В.В. на обложке. По-видимому, этот убойный пиаровский ход должен был внушить еще колеблющимся закаменцам, что ВВП уже давно в штате компании. Отдельные попытки задавать вопросы об экологических последствиях проекта, компенсациях за ущерб и прочей мелочевке умело гасились по указке первого заместителя Правительства РБ Владимира Оттовича Гейдебрехта, бывшего директора Селенгинского целлюлозо-картонного комбината. Он не преминул по-отечески пожурить зеленых за попытку сорвать очередные планы правительства по подъему экономики республики. Также он дал понять местным жителям, что интересы государства превыше всего: "Мы не допустим, чтобы какой-то Закаменский район мешал осуществлению стратегических планов России, т.к. строительство нефтепровода "Ангарск-Дацин" входит в эти стратегические планы...". Инцидент с референдумом представлялся на фоне всего происходящего уже досадным недоразумением, которое суд должен уладить, поскольку живем мы уже давно, оказывается, в правовом государстве.

Чудесное превращение общественных слушаний в презентацию деятельности компании "ЮКОС" "на штыках" административного ресурса оказывает одной из лучших российских нефтяных компаний России медвежью услугу, создавая видимость решения проблемы и переводя объективно существующий конфликт интересов на новый виток противостояния.


С.Г.ШАПХАЕВ - БРО по Байкалу (г.Улан-Удэ),
В.Д.ШАРАЛДАЕВА - ОФ "Горная Закамна - 21 век" (г.Улан-Удэ)
- от имени прибайкальских участников Сети Российских Рек.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность