Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Не надо плакать в военкоматах

О смысле работы Нижегородского областного комитета солдатских матерей рассказывает председатель его Координационного совета Наталья Станиславовна ЖУКОВА. Она вела круглый стол "Военная служба и реформа армии" на конференции правозащитных организаций ПФО в Нижнем Новгороде:

- Военная реформа возможна только при безусловном переходе армии на совершенно другой принцип комплектования - добровольный.

Что такое солдат, загнанный в казарменную обстановку, абсолютно не располагающую к нормальным, достойным межличностным отношениям, загнанный туда, как правило, насильственным образом? В настоящее время, при всеобщем смещении ценностей и понятий, только словами о патриотизме мало кого убедишь послужить в таких бесчеловечных условиях, какие созданы в подавляющем большинстве войсковых частей. Безусловно, есть романтика спецназа, куда мечтают попасть служить большинство тех, для которых служение Родине не пустой звук. Однако, их ожидания, поддержанные военкоматом, превращаются в реальность служения в железнодорожных или строительных войсках, где основной контингент - это или бывшие условно осужденные, или больные настолько, что их и в армию-то призывать было нельзя. Эти два контингента, встретившись в одной казарме, создают вполне криминальную обстановку, из которой нормальный человек не сможет не убежать, и бегут поодиночке, небольшими группами, повзводно. Что дальше? Весь мир уже понял, что униженная, замордованная, запуганная "личность", вынужденная 2 года существовать в двухъярусной казарме на 100-150 человек, не способна эффективно обеспечить безопасность страны.

Солдатские матери с 1989 года, т.е. с момента создания первых комитетов, говорили о необходимости реформы армии. Объединившись в Союз Комитетов Солдатских Матерей, насчитывающий сейчас более ста региональных и районных организаций, мы стали, безусловно, влиятельной силой, не позволяющей безнаказанно нарушать в армии права человека. Именно это влияние больше всего раздражает Генштаб и вызывает опасения у министра обороны. Неуклюжи и бессмысленны их периодические высказывания о том, что "солдатские матери" - это ставленники неких вражеских сил, призванных развалить наши доблестные войска, высказывания, в которых слышится несостоятельность и упорное нежелание что-либо менять в армии, даже в ущерб велению времени. Такое отношение не может вызвать ничего, кроме досады, вызванной пониманием, что если генерал, министр не уважает МАТЬ СОЛДАТА, то он тем более не способен уважать самого солдата.

Армия призвана быть надежным инструментом защиты народа от внешней агрессии. Вооруженные силы сегодня превратились из инструмента защиты гражданина и государства в формирования, опасные для здоровья и жизни людей. Не имеет смысла приводить примеры, доказывающие деградацию армии, так как почти ежедневно мы можем читать и слышать о них в печатных и электронных СМИ. Поэтому волокита с реформой или видимость реформы под предлогом экспериментов в отдельно взятых частях могут привести к дальнейшему разложению армии.

В конференции правозащитных организаций ПФО принимали участие представители различных организаций, в том числе молодые люди - сторонники идеи сознательного отказа от службы в армии, отвергающие силовые методы разрешения внутригосударственных и межгосударственных проблем. Это движение уже давно имеет в мире много последователей. Однако многие участники конференции говорили о том, что те молодые люди, которые желают присоединиться к этому движению, должны быть осведомлены о тех последствиях, которые, к сожалению, в нашей современной ситуации могут за этим последовать.

В рамках обсуждения многих вопросов на круглом столе и на пленарных заседаниях не остались без внимания проблемы войны в Чечне, розыска пропавших без вести и опознания погибших - трагедия неизвестности, затянувшаяся для некоторых родственников на годы. При Администрации Президента есть Комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести с временной рабочей группой, которая занимается пропавшими без вести в Чечне. Должна заниматься, так скажем. Мы достаточно хорошо знакомы с ее работой, поэтому можем дать ей оценку. Если во время первой войны в Чечне представители этой группы постоянно работали там, помогали родителям погибших, пропавших без вести, то потом эта группа превратилась в структуру "для галочки", которая узнает о пропавших без вести от самих родителей или от общественных организаций, занимающихся этим вопросом, не предпринимая никаких усилий для поисков пропавших военнослужащих. К сожалению, свернуты в Чечне и работы по эксгумации захоронений - как одиночных, так и массовых. Их возобновление с последующей идентификацией могли бы дать возможность многим семьям похоронить останки своих детей.

И на Конгрессе солдатских матерей в марте 2002 года, и на нашей конференции обсуждался вопрос о работе 124-й лаборатории, которая проводит опознание и идентификацию погибших. В министерстве обороны с некоторых пор периодически начинается кампания по прекращению работы данной лаборатории, реорганизации ее или дискредитации начальника лаборатории полковника Щербакова, организационными усилиями которого за время чеченской кампании были опознаны более 3000 военнослужащих.

И на Конгрессе, и на конференции нельзя было не поднять вопрос о псевдоорганизациях солдатских матерей, которые, как правило, были созданы военными структурами по "указивке" министерства обороны для дезориентации граждан, последней надеждой которых в поисках справедливости бывает обращение в общественные организации. К сожалению, находясь под влиянием и контролем тех органов, которые и создали комитеты-двойники, они не ставят своей целью защиту прав человека в армии, а главной их задачей является доставка гуманитарной помощи в воинские части. Чиновники ставят их в пример: "Вот эти-то комитеты нормальные. Они же ездят в воинскую часть. Они привезли туда телевизор!" Неважно, что солдат бьют по ночам, убивают в туалете или каптерке - зато в казарме стоит телевизор. Необходимо использовать законные способы, чтобы развенчивать деятельность таких "комитетов", рассказывая о своей работе в прессе, на собраниях, издавая доступные информационные материалы и т.д. Комитеты-двойники периодически обнаруживают себя неблаговидными делами. Оказывая посреднические услуги в переводе солдата из одной воинской части в другую, они запрашивают с родителей немалые суммы. Такие факты должны стать достоянием гласности.

Для комитетов солдатских матерей, да и для других правозащитных организаций, я считаю, главным является работа с людьми. До тех пор, пока граждане не будут осознавать свои права и уметь грамотно и последовательно их защищать, в стране ничего не изменится. Именно поэтому каждую субботу мы проводим правовой ликбез для родителей призывников. Кроме разъяснения законов, во время этих бесед мы стараемся, чтобы люди усвоили, что у них есть не только обязанности, но и права. Объясняем каждому: ты не раб, а человек, от рождения наделенный правом на жизнь, на здоровье, на достоинство, на возможность выбора, и ты эти права должен уметь защищать. Знания, полученные теми, кто пришел на наши беседы-консультации, передаются людьми дома, на работе, что способствует их распространению и росту самосознания граждан. Только все вместе мы сможем сломать стену чиновничьего равнодушия и хамства, которые поджидают нас практически в любой структуре, которой дано право распоряжаться судьбами. Красноречивым примером являются военные комиссариаты, сотрудники которых в погоне за выполнением плана призыва очерствели настолько, что в ответ на материнские слезы могут крикнуть: "Пошла вон отсюда", не вникая в суть материнской просьбы. Важно не только дать людям знания о законах и правах, но и пробудить в них уверенность в возможности добиться справедливости, желание защитить себя, защитить сына. После собрания нас благодарят именно за это, говоря: "Мы привыкли верить чиновникам. Раз сказали, что с язвой служат, значит, так и есть. А теперь будем бороться".

Пока президент и его команда выстраивают вертикаль власти, то есть вертикаль подавления, так как в России традиционно власть направлена на подавление, мы должны помочь гражданам выстроиться как личностям, чтобы они смогли сопротивляться этому подавлению. Изменения в сознании "низов" и изменения в отношении к своим обязанностям "верхов" обязательно произойдут. Тогда вертикаль власти станет вертикалью ответственности. Другого не дано.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность