Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

Жизнь на развязках

Несколько лет назад мы рассказывали о непрофессиональном, общественном исследовании детской заболеваемости в Нижнем Новгороде. Две женщины - Александра Хуртина и автор этой статьи - отправились в департамент здравоохранения, и, чуть ли не карандашиком на коленке выписывая и считая цифирки из отчетов, обнаружили, что по 5 заболеваниям за 5 лет (с 1994 по 1998г.) произошел двукратный рост. Мы говорили об этом - хотелось, чтобы общество вздрогнуло. Считали: наивно думать, что все эти цифирки - чисто нижегородские - это средняя картинка среднего большого города со средней промышленностью, автотранспортом, воздухом, почвой и т.д. Это просто «пять лет из жизни катастрофы». Все разновидности болезней, от бронхиальной астмы до аллергического дерматита и врожденных патологий, были явными экозаболеваниями, "подарками цивилизации" - подтвердила тогда профессор Нина Матвеева. Упомянутая астма, ринит и в целом болезни дыхательных путей намекали на связь с воздухом. Был промышленный спад. И мы, непрофессионалы, позволили себе спросить: а не связан ли этот рост с другим, так же упрямо ползущим вверх графиком? С ростом автотранспорта? ...Честно говоря, какой-то ощутимой реакции тогда не последовало ни от общественности, ни от властей. Думалось: может, дело в том, что мы - «зеленые», непрофессионалы? ...Сейчас у меня на столе книга с большой и, слава Богу, очень профессиональной статьей. Она называется «Влияние автомобильного транспорта в г.Н.Новгороде на состояние здоровья детей и онкологическую заболеваемость». Ее авторы - главный санитарный врач города Тамара Макарова и ее заместитель Вера Кукушкина. Это опять 5 лет (уже с 1996 по 2000) из жизни катастрофы среднего российского мегаполиса.

Из предисловия: «Одним из последствий бурного развития автомобильного транспорта является химическое загрязнение атмосферного воздуха... Парк автомобилей в Нижнем Новгороде за 10 лет вырос в 2,2 раза. ...Выбросы возрастают в 10 раз, если двигатели работают на малых оборотах, т.е. во время заторов и проч. Выброс выхлопных газов осуществляется практически в зону дыхания. Большинство ингредиентов выхлопных газов тяжелее воздуха, они скапливаются у земли, и ребенок, сидящий в коляске или идущий по тротуару вдоль напряженной магистрали, вдыхает гораздо больше токсических веществ, чем взрослый. ...Используя методику оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды, было выделено 10 основных транспортных узлов с неудовлетворительным уровнем загрязнения и связанным с ним потенциальным риском здоровью выше 10%».

Итак, исследователи ограничились 10-ю городскими, особо нагруженными транспортом площадками. «Комсомолка» (Комсомольская площадь), площадь Лядова, улица Рябцева. Здесь гудит нескончаемый автопоток - с разных сторон, в том числе транзитных грузовиков. Снег черный. Из предисловия: «Одним из наиболее информативных показателей в ответ на воздействие экологических рисков, является здоровье детей». Дети наиболее чувствительны к внешним неблагоприятным факторам. Кроме того, они не подвержены факторам профвредности и не пьют водку. «Заболеваемость детей в Нижнем Новгороде с 1996 по 2000 год имеет неблагоприятную динамику. На фоне выраженной тенденции к росту общей заболеваемости детей значительно количество заболеваний... связанных с загрязнением атмосферного воздуха. Так, выявлена сильная прямая ...связь заболеваемости бронхиальной астмой и болезнями органов дыхания с загрязнением атмосферного воздуха в городе».

Вот транспортная развязка «Центр Автозаводского района». Здесь много современных жилых домов, построенных в советские времена, в основном знаменитым ГАЗом, где делают «Волги». Жилая зона отделена от промышленной, но испытывает сильное воздействие автотранспорта. Каждый час проезжает 3400 автомобилей. Много грузовиков - из промзоны, из области. В отличие от других площадок, где главный загрязнитель - легковые автомобили, «доля грузового транспорта в выбросах в районе транспортной развязки «Центр Автозавода» доминирует». Здесь, как и в целом по городу, чаще всего дети болеют болезнями органов дыхания. На втором месте - болезни нервной системы и органов чувств. Так же, как и все дети Нижнего, дети в центре Автозавода с 1996 по 2000 годы стали болеть гораздо чаще. Рост общей заболеваемости - больше, чем в 2 раза. Еще сильнее - рост заболеваемости бронхитом: «дыхательная система наиболее тесно связана с атмосферным воздухом». «...Наиболее экологически зависимыми являются аллергические заболевания и прежде всего бронхиальная астма, заболеваемость которой в центре Автозавода имеет выраженную тенденцию к росту: в целом за 5 лет она выросла в 1,9 раза... К разряду заболеваний, имеющих в этиологии аллергический компонент, относится аллергический ринит, дерматит, экзема и ряд других. Заболеваемость аллергическим ринитом детей, проживающих в центре Автозавода, вдвое выше, чем по городу, причем, начиная с 1997г., регистрировалось значительное увеличение заболеваний, особенно у детей от 1 до 6 лет. Уровень заболеваемости аллергическим дерматитом и экземой у детей в центре Автозавода на 39% превысил среднегородской показатель. ...Особую тревогу вызывает энцефалопатия у детей 1-го года жизни, которая выросла за 5 лет в 3,2 раза (!) Не исключено, что эта патология формируется на стадии внутриутробного развития, поскольку организм беременной женщины наиболее чувствителен к действию вредных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе. Такие загрязнения атмосферного воздуха оказывают воздействие и на кроветворную систему ребенка: в целом заболеваемость анемией у детей в центре Автозавода, почти в 2 раза выше, чем в среднем по городу (наиболее высокие показатели по анемии - у детей до 6 лет)».

...Теперь из промышленного, «нижнего» района перенесемся на другой берег Оки, в как бы элитную нагорную непромышленную часть. Площадь Лядова. Жилые здания - в основном «сталинки». Неподалеку несколько новых элитных домов. Престижно - центр города. Здесь - транспортная развязка 5 потоков! Они движутся не только в разные районы города, но и в сторону Москвы, Кирова, Казани. Всего за час проезжает 6 с половиной тысяч автомобилей, в основном легковых. Здесь та же картина. Тот же рост болезней дыхания - у детей 7-14 лет его темп составил 210,7%. Средний показатель детской заболеваемости бронхиальной астмой здесь превышает среднегородской в 2,2 раза. И так далее. В три с лишним раза за 5 лет выросла заболеваемость бронхитом. Анемия - почти в 2 раза. Не буду цитировать весь материал, «посещать» остальные 8 территорий и утомлять читателей не очень-то разнообразными цифрами. Еще раз: речь всего лишь о 5 годах, ничтожно малом промежутке времени. И такие явные, сильные и последовательные изменения популяции.

Что дальше? Кое-что уже известно. Например, на той же площади Лядова скоро будет еще больше транспортных потоков - прибавится автопоток с ...метромоста. В общем, средняя, типичная картина предпоследнего дня Помпеи.

Я задала авторам статьи несколько вопросов.

- Как вы считаете, те печальные цифры, что приводятся в вашем исследовании, характеризуют только ситуацию со здоровьем нижегородских детей?

- Без сомнения, это проблема всех больших городов России. И в том, что касается самого роста автотранспорта как источника загрязнения воздуха, и в том, что касается динамики детской заболеваемости. Ваши читатели наверняка знают статистику - к окончанию школы 80% детей имеет ту или иную хроническую патологию. Нас заинтересовала проблема автомобильного загрязнения и практическое применение методик оценки риска здоровью населения. Мы поставили себе цель - изучить динамику здоровья детей, живущих на транспортных развязках, где воздействие автотранспорта особенно сильно и посмотреть, действительно ли она будет отличаться от среднегородской. К сожалению, предположение о связи роста автомобильных потоков и ухудшения здоровья детей подтвердилось.

- Речь ведь не идет о том, что от автомобильного загрязнения страдает здоровье только тех, кто живет в самых «автомобильных» местах?

- Нет, конечно, это проблема всего города. Под воздействием находятся все горожане. Да и нет четкой границы: «в 50 метрах от магистрали есть воздействие, в 60 - уже нет» - так не бывает. Сейчас уже признано и лабораторно подтверждено явление затекания приземного слоя воздуха с магистралей во внутренние дворы. Кроме того, горожане не находятся все время в каком-то одном месте, например, в относительно чистом микрорайоне, все посещают каждый день напряженные магистрали, и дети - тоже.

- Ну, и самый тяжелый вопрос - о профилактике экозаболеваний.

- Мы свою информацию в секрете не держим. Выпускается ежегодный государственный доклад "О санитарно-эпидемиологическом благополучии г. Н. Новгорода", в котором мы приводим имеющуюся у нас информацию о состоянии здоровья населения и окружающей среды. Его мы направляем в администрацию, публикуем в печати... А что дальше происходит - надо, видимо, спрашивать у них, этих людей.


Ирина ФУФАЕВА.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность