Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

Что есть велосипед разумный

Вячеслав Степанович ШАЛЯВИН, житель города Балахны Нижегородской области, пришел в нашу редакцию с заботой о велосипеде. Не то чтобы только о своем - пришлось его усовершенствовать собственноручно, а о российском велосипеде для большинства населения. Он убежден, что верхняя труба в раме так называемых мужских моделей велосипедов, прозванная в народе перепялиной, таит в себе крайнюю травмоопасность.

В 1857 г. польский естествоиспытатель В. Ястшимбовский ввел в технику безопасности понятие эргономика (гармония машины и человека). Ученые-медики (физиологи, анатомы, психологи и т.д.) установили согласно эргономике медицинскую норму: междуножье при работе сидя должно быть свободно. До миллиметра выверенные размеры пространства междуножья Минздрав узаконил в ГОСТ 12.2.032-78. Однако, к глубокому сожалению, нарушив клятву Гиппократа, Минздрав как разработчик в предисловии к этому ГОСТу сделал примечание: «стандарт не распространяется на транспортные средства», т.е. в том числе и на велосипеды для детей, подростков и взрослых. В результате велоиндустрия по сей день загромождает это пространство. Нижеследующее описание наиболее характерных ситуаций свидетельствует о том, что такое нарушение эргономичности крайне травмоопасно. Причем получает повреждения преимущественно мужская половина человечества из-за внедренных велоиндустрией обманных статусов велорам: «мужская» и «женская». Это при том, что хотя велосипед и равноправное транспортное средство, но в ГИБДД велотравмопроисшествия не регистрируются и не анализуются, поскольку не имеют статуса ДТП. Как происходят травмы?

Скользнуло в бок, например, переднее или заднее колесо. Велосипед резко теряет равновесие. Верхняя труба велорамы ударяет в пах и скидывает ездока на бок. При этом усиливает удар груз, например, в 15 кг на заднем багажнике. В результате падения от такой чистейшим образом выполненной борцовской подсечки люди получают переломы ребер, рук, голени, бедра, ключицы, рвут связки плечевого пояса и рук, травмируют голову, погибают, натыкаясь на лезвие неосторожно транспортируемой косы, и т.д. Например, И. К. Ганичев получил перелом ноги в области голеностопа, а Т. Ф. Береговой в результате падения в такой ситуации установили металлический тазобедренный сустав (стоимость 60 тыс. долларов). Повредил тазобедренный сустав также и И.Д. Чернов.

Бывает, что велоспортсменам сводит судорогой одновременно икроножные и бедерные мышцы обеих ног. Поскольку перекинуть ногу через седло невозможно, приходится "слезать" с велосипеда при помощи падения на бок... Вообще, проведение любых массовых соревнований и на скользких зимних трассах, и по пересеченной местности на велосипедах с мужскими рамами, особенно среди девушек и подростков, иначе как безответственным не назовешь. На всех массовых соревнованиях спортсменов-любителей надо использовать спортивные велосипеды только с эргономичной рамой. Спортивные велосипеды с мужскими велорамами должны быть отданы на откуп только спортсменам-профессионалам, экономящим каждый грамм. Аналогично, например, боксеры-профессионалы не пользуются шлемами.

Наиболее опасно верхняя труба в г-образном сочетании в перекрестии руля проявляет себя, когда переднее колесо неожиданно затормаживается из-за попадания его в яму, перелома у него оси или вилки, наезда на кирпич или иное препятствие, незаметное в темноте, луже или траве, попадания в спицы сучков, проволоки или иных предметов.

Велосипед в этих случаях, поворачиваясь вокруг центра, расположенного на переднем колесе, как катапульта подбрасывает верхней трубой велосипедиста, причем опрокидывает его тело и вынуждает падать с велосипеда вниз головой. Тело, по инерции скользнув по трубе, ударяется животом в перекрестье руля. Если оно г-образное, как у спортивного велосипеда, и не прикрыто инструментальной сумкой, есть вероятность получения травмы внутренностей живота. Так, на пути Ю.П. Филиппова из микрорайона «Правдинск» в луже попалась яма. От удара в пересечение руля была повреждена селезенка. От удара головой о землю произошли сотрясение мозга и потеря сознания. Человека спасти не удалось.

На велосипедах с эргономичной рамой в таких ситуациях ездок не опрокидывается, а проваливается в пространство между седлом и рулем и травм не получает.

Верхняя труба рамы провоцирует владельцев велосипедов усаживать на нее детей или даже пассажира со значительным весом. Детские ноги при этом довольно часто затягивает в зазор между спицами и перьями передней вилки (то же происходит при посадке детей на задний багажник). А в случае посадки тяжелого пассажира при наезде на препятствие передняя вилка ломается и либо пассажир, либо велосипедист могут получить травму. Так, И. В. Малов из микрорайона «Правдинск» ехал с 16-летним сыном. Наехал на не заметную в траве рытвину. Сломалась передняя вилка. Ездок упал и повредил позвоночник.

Верхняя труба мужской велорамы не дает возможности тормозить «лаптёй», что очень важно при отказе тормозного устройства, особенно на спуске.

Миллионы грибников и огородников, установив на задний багажник велосипеда с закрытой рамой корзину с высокой ручкой, выезжают на огороды. Слезть с велосипеда для них в этом случае - проблема! Можно получить такие же повреждения, как и при подсечке.

Вячеслав Степанович Шалявин ведет записи о случаях травм, связанных с конструкцией мужской велосипедной рамы. Нам он принес перечень из 49 случаев. Большинство пострадавших - земляки или те, кого знают земляки. Действительно, чаще пользуются велосипедом в малых городах и весях, где, как напоминает Вячеслав Степанович, и дома пониже, и асфальт пожиже, а цены за проезд кусаются, поэтому без велосипеда как без рук.

Вячеслав Степанович - конструктор по призванию и убежден в своей правоте. Кому он только не писал, чтоб обратить внимание на злополучную перепялину! Писал, конечно, и в Минздрав, который есть разработчик ГОСТа 12.2.032-78. Минздрав откомандировал его письмо в Министерство здравоохранения родной Нижегородской области, а министр здравоохранения области уж подписал ответ, где сказано, что «решение вопросов по машиностроению не входит в компетенцию министерства» и по вопросу запрета выпуска травмоопасных велосипедов «рекомендуем Вам обратиться в Госстандарт России».

Надеется Вячеслав Степанович на производителей велосипедов, на их внимание к потребителям, покупателям, ездокам. Просит их прекратить выпуск дорожных велосипедов с мужскими велорамами для детей, подростков и взрослых, последовать примеру велозавода из Йошкар-Олы или пермского велозавода, который выпускает раму типа «универсал». В подтверждение сказанному конструктор принес фотографию переделанного велосипеда. Смотрите: вот на снимке эргономичная, согласно Шалявину, модель самого экологичного транспортного средства. Автор модели - Александр Сергеевич Саитов (у руля) переделал закрытую «мужскую» раму в открытую «женскую» и вместо тонких спиц вварил в стапеле спицы диаметром 4 миллиметра. Безусловно, это под силу лишь заводским умельцам. Остальным могут помочь только велозаводы.


Записала Наталья ПЧЕЛИНА.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность