Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Защищайся!

Лицензирование для чего?

Явись Иисус Христос в своё второе пришествие в России, ему, наверное, не удалось бы исцелить никого. Чиновники различных ведомств обложили бы его таким количеством лицензий, сертификатов и аккредитаций, что Он просто покинул бы нашу и так забытую Богом страну. Грустно?

Помню, на заре нового времени в Россию поступил первый масс-спектрометр с возбуждением в индуктивно связанной плазме. Прибор позволял измерять в сложных матрицах практически все элементы таблицы Менделеева, да ещё с изотопным разрешением. Я обратился в Госстандарт и в два соответствующего профиля института Минздрава с просьбой зарегистрировать прибор как средство измерения и выдать нам лицензию на использование этого прибора для элементного анализа биологических сред. Специалисты из этих организаций сказали, что этого сделать невозможно, поскольку в стране нет приборов подобного класса, и что их образования и квалификации не хватает, чтобы разобраться с устройством и принципом действия прибора. Чтобы решить проблему, чиновники предложили нам купить такой же прибор для них (а он стоит в полной комплектации более $ 500 000) и оплатить трёхмесячное обучение и стажировку 6 чиновников ($90 000) в Манчестере и пообещали, что через несколько лет они оформят все необходимые документы. В итоге мы нашли более простой выход из этой, поистине идиотской, ситуации. Мы собрали комиссию из лучших отечественных масс-спектрометристов, химиков-аналитиков и врачей и сделали всё необходимое, чтобы легитимно пользоваться этим современным прибором.

Когда на заре лицензирования мы получали свою первую лицензию на научно-исследовательскую медицинскую деятельность, параллельно с нами получала лицензию организация, состоящая сплошь из докторов медицинских наук, которые планировали заниматься очищением организма от шлаков с помощью пищевых добавок. Когда я публично спросил докторов, что же они разумеют под шлаками - уж не меркаптуровые ли кислоты или, может быть, конъюгаты глюкуроновой кислоты? - патриархи обиделись и сказали, что таких ругательных и заумных слов они не знают, а шлаки они и есть шлаки, чего тут объяснять. Представьте себе, они получили вожделенную лицензию без всяких проблем и сейчас в массовом порядке очищают граждан от шлаков, а кошельки граждан - от вполне реальных денег.

Вообще говоря, наука уже давно выработала свои собственные критерии профессионализма и критерии эффективности деятельности учёного и научного коллектива. В науке от Бога - это опубликованные и цитируемые работы учёного, а в науке от Человека, которой мы имеем честь профессионально заниматься последние 15 лет, это ещё, и, кроме того, и в основном - результаты научно-практической деятельности (по данным официальной медицинской статистики): в виде количества незаболевших граждан (если речь идёт о профилактике); в виде количества граждан, у которых прошли заболевания (если речь идёт о лечении); в виде ликвидированных, а до этого аккуратно, профессионально и доказательно установленных источников патогенов, действие которых привело к массовому заболеванию; в виде компенсаций вреда здоровью, выплаченных гражданам по решению судов.

Так вот, всё перечисленное в нашем активе имеется, и имеется в большом количестве. Посмотрите на нашем сайте «ecotox.narod.ru» хотя бы два последних случая исследованных нами массовых заболеваний граждан.

В г. Зеленограде, на основе обнаружения патогенного источника, действовавшего на протяжении нескольких десятков лет (!), нам удалось за три года в разы (!) снизить заболеваемость детей и подростков по целому ряду нозологических групп заболеваний. В посёлке Разъезд Мыслец (Чувашия) на основании нашего экспертного заключения (два тома, примерно по 500 страниц каждый), сделанного в рамках судебной экспертизы, уже более 350 граждан получили компенсации вреда (скоро компенсации получат ещё 500 пострадавших граждан), нанесённого им железнодорожной аварией, при которой произошёл разлив и возгорание больших количеств дизельного топлива, фенола и полиэтиленовой крошки.

До нас специалистами подразделений Минздрава РФ и Минздрава Чувашии, имеющих все необходимые лицензии, сертификаты и аккредитации, и специалистами подразделений Центров Государственного Санитарно-эпидемиологического Надзора (ЦГСЭН) разного уровня, имеющих все необходимые лицензии, сертификаты и аккредитации, проводилось несколько экспертиз, и все они кончались написанием бездоказательных экспертных заключений на 1,5 - 7 страницах. На основании подобных, с позволения сказать, заключений, суд на протяжении трёх лет не мог принять никакого решения. Проведённая нами судебная экспертиза включала: математический анализ медицинской статистики; специализированное клинико-лабораторное обследование в условиях московской клиники всех детей и подростков пос. Разъезд Мыслец по единому протоколу, адекватному по содержанию токсикологии выявленных патогенов; модельный (следственный) эксперимент по сгоранию токсичных смесей с реконструкцией полного перечня и количественных соотношений продуктов горения и испарения; контроль объектов среды обитания граждан (на сотни тысяч органических веществ и на все элементы периодической системы); токсико-клинический и токсико-патогенетический анализ полученных результатов с применением методов клинической эпидемиологии и с использованием компьютеризированной базы данных по токсикологии и экологии более миллиона токсичных веществ и их смесей (с автоматизированным поиском по симптомам и лабораторным показателям).

Как только высокопоставленные государственные мужи наконец-то осознали, что чиновники, первыми почувствовав прелесть рынка, начали торговать лицензиями и сертификатами, так сразу же ими были в разы ограничены перечни лицензируемой деятельности, в том числе и научной (См. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ).

Чиновники из органов российского санитарно-эпидемиологического надзора неоднократно предлагали нам аккредитоваться при них на проведение социально-гигиенического мониторинга. Уверяю Вас, что этого никогда не случится. Вряд ли специалисты ЦГСЭН, не имеющие в своём активе ни одного исследованного в полном объёме и доказанного случая массового заболевания граждан, вызванного патогенными факторами химической или физической природы, не имеющие современной аналитической техники, не имеющие современных компьютеризированных баз данных по токсикологии и экологии, не имеющие современных компьютеризированных геоинформационных систем по медицине и экологии - вряд ли они смогут делать то, что им предписано делать по закону - устанавливать причины массовых заболеваний граждан.

А на самом-то деле всё намного проще. Верхом экспертной деятельности является судебная экспертиза. Согласно Гражданскому Процессуальному Кодексу экспертом может быть назначено любое лицо, представившее доказательства своей компетенции в вопросах, выносимых на экспертизу. К доказательствам компетенции относятся дипломы учебных учреждений, научные звания, публикации и/или задокументированные результаты практической деятельности, в том числе и экспертные заключения. Вот и всё. Ни о каких лицензиях, сертификатах или аккредитациях ничего ни в гражданском процессуальном кодексе (ГПК), ни в уголовном процессуальном кодексе (УПК) не сказано.

Более того, по целому ряду причин представители ЦГСЭН и Комитетов по экологии не имеют права участвовать в проведении судебной экспертизы. Действительно, представители ЦГСЭН выбирают источники водоснабжения, проводят текущий контроль качества питьевой воды в жилой зоне, определяют размер санитарно-защитных зон (СЗЗ), участвуют в комиссиях по приёмке в эксплуатацию нового жилья, а представители Комитетов по охране природы заверяют тома предельно допустимого выброса в атмосферный воздух (ПДВ) и тома предельно допустимого сброса сточных и ливневых вод (ПДС) и разрешения на выброс, сброс, хранение, транспортировку и утилизацию отходов производства.

Совершенно очевидно, что при обращении гражданина в суд с требованиями возмещения вреда, нанесённого его здоровью некачественной питьевой водой, или некачественным жилищем, или выбросами и сбросами предприятий, построенных с нарушением СЗЗ и осуществляющих сброс отходов производства в жилую зону, ни сотрудники ЦГСЭН, ни сотрудники Комитетов охраны природы не имеют права участвовать в судебной экспертизе, поскольку будут стараться скрывать свои предыдущие промахи или промахи своих коллег по надзорной и контрольной деятельности (то есть потому, что являются заинтересованными в результатах экспертизы лицами).

Чтобы не быть голословным, приведу одну небольшую цитату из Методического руководства Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) “Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению в результате противоправных действий юридических и физических лиц в системе ОМС”, Москва, 2000 г. стр. 23: “... то, в отношении большинства других заболеваний населения (например, хронических), обязанности по установлению их связи с вредными факторами окружающей среды возложены на местные органы санэпиднадзора, которые однако, не всегда располагают необходимыми кадрами и ресурсами для проведения этой работы. Как правило, достаточно полные для проведения экспертизы материалы могут быть получены лишь ограниченным числом научных учреждений”. Высокая ценность и непредвзятость этой цитаты заключается в том, что она принадлежит специалистам государственной (!) организации, которые по роду своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемой доказывания причин массовых заболеваний граждан (!) в судебном порядке (!).

Вот и всё, что я хотел сказать по этому поводу. Пространно получилось только потому, что уж слишком часто возникают у граждан и чиновников эти вопросы относительно лицензирования, сертифицирования и аккредитации и слишком часто очень многие путают Закон и незаконные трактовки чиновниками этого закона, а также незаконные подзаконные акты, которые чиновники часто принимают и используют в своих корыстных целях.

Что касается нашей организации, то эффективность нашей деятельности в решении проблем массовых заболеваний граждан мы доказали публично и неоднократно, как в области административных, так и правовых путей решения подобных проблем. Мы несём всю полноту ответственности за результаты своей экспертной работы и за все 15 лет работы в этой области никто и никогда не опроверг наши результаты.

При обнаружении нами сверхнормативных концентраций шести токсичных элементов второго класса опасности в питьевой воде г. Зеленограда (факт, который упускали все контролирующие и надзирающие ведомства почти на протяжении 50 лет!!!) была проведена комиссионная проверка наших результатов с участием Российской Медицинской Академии последипломного образования (профессор д.м.н. Буштуева Кира Андреевна), НИИМосводоканала, Российско-французской фирмы “Роса”, аккредитованной при Мосводоканале, ЦГСЭН по г. Москве и ЦГСЭН по г. Зеленограду и нашей организации ЗАО НЦЭТ. Сходимость результатов многочисленных измерений элементного состава питьевой воды поразила всех. Правда, следует отметить, что на протяжении нескольких месяцев мы ждали, пока все эти организации докупят необходимые приборы и реактивы и откалибруют своё оборудование, чтобы наравне с нами участвовать в комиссионных измерениях.

Мы неохотно берёмся за одиночные измерения чего бы то ни было. Для нас важнее предложения по решению более сложной и интересной задачи - доказательного установления причин массовых заболеваний граждан в связи со сверхнормативным загрязнением среды обитания (питьевой воды, воздуха жилых или рабочих помещений, атмосферного воздуха). В профессиональном плане нам также интересны задачи по установлению источников обнаруженных нами токсичных веществ. Само по себе измерение токсичных веществ в объектах окружающей среды практически ничего не даёт пострадавшему гражданину, поскольку от измерения сверхнормативных концентраций токсичного вещества в объектах среды обитания до восстановления нарушенного права гражданина на охрану здоровья, жизнь и благоприятную среду обитания - очень большой путь.


Алексей ФИТИН.
Москва.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность