Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Для кого этот жемчуг?

29 мая 2003 года мне довелось побывать в Ичалковском бору: попросили сопровождать группу школьников из 8-й школы, провести им экскурсию. В бору я не был несколько лет, и мне не терпелось посмотреть на него, можно сказать, я ожидал встречи со старым знакомым. Для начала пришлось заехать в администрацию Перевозского района, потому как в бор не пускают просто так, и нужно сначала заплатить за посещение, кому следует. Для меня это было необычно, но, видимо, теперь новые порядки, которым нужно следовать. В администрации нас встретила женщина по фамилии Шурыгина, приняла деньги, по 20 рублей за человека, записала нас в журнал как руководителей, выдала топор и котелки и поехала с нами в качестве экскурсовода.

Автобус въехал на территорию карьера Перевозского ДРСУ, остановился. Там уже поджидал милиционер, насколько я понял, местный участковый, регулирующий поток туристов в бор и принимающий чеки из администрации Перевозского района. Перед нами выстроилась колонна из автобусов, а в направлении бора от них тянулась процессия туристов. Я подумал, что весь транспорт останавливается здесь и к бору никто не подъезжает. Подойдя ближе, увидел и другие автобусы и машины.

Перед бором раскинулось туристическое царство: дымили костры, резвилась молодежь и гоняла мячи по пойменному лугу, мирно расположились в удалении те, кто повзрослей, и занимались более серьезными делами со стаканами в руках. Люди радовались природе: собирали растения, в том числе и редкие, охраняемые (где в них разобраться, какие редкие, а какие нет - все пойдет в букет). Мусор был аккуратно разбросан на краю бора у плаката, предупреждающего об опасности неосторожного обращения с огнем. К нам подходил мужчина в камуфляже и с символикой МЧС на куртке, кричал на нас, когда мы заняли одну из стоянок, и говорил, что надо было его сначала спросить. Выяснилось, что это был директор нижегородского турклуба, и он здесь всем распоряжается благодаря полномочиям, которыми наделил себя сам. Позднее выяснилось, что здесь идет спор и раздел «сфер влияния» - кто будет распоряжаться Ичалковским бором и собирать дань с туристов и с природы.

Вошли в лес. Широкая, сильно растоптанная дорога легла перед нами. Очень странно видеть в лесу такое шоссе, раньше здесь этого не было. Экскурсовод Шурыгина вела нас по лесу и рассказывала: показывала гнездо ястреба-тетеревятника и говорила, что принадлежит оно императорскому орлу (ну да, орел, конечно, круче, чем ястреб, к тому же императорский), были и разные легенды про историческое прошлое этого уникального уголка России. Периодически мы останавливались у красочных плакатов, прибитых или валявшихся недалеко от тропы.

Вот и пещеры. Народа масса, приходится некоторое время ждать, пока одна толпа вылезет и залезет другая. Первой мы посетили «Старцеву яму». Помню ее по 1996 году, когда я, будучи школьником, принимал участие в зоологических исследованиях экоцентра «Дронт». То, что увидел в этот раз, не обрадовало: берега и дно ямы были ужасно вытоптаны, стерта, словно ластиком, неконтролируемыми толпами посетителей реликтовая растительность. Не спаслись растения и на отвесных склонах. На них решили отрабатывать навыки скалолазания нижегородские МЧСники. Нетрудно представить, как выглядит отвесная стена после таких тренировок. Наш экскурсовод подвел детей к подземному озеру и рекомендовал набрать воды, которая, по ее мнению, пригодна для питья и, главное, экологически чистая. Так и несут дети в полторашках эту воду домой и угощают свою семью. Я спросил у Шурыгиной, а есть ли у них разрешение ЦГСЭН на употребление этой воды в качестве питьевой. Выяснилось, нет такого разрешения.

Побывали мы и в других пещерах, где ситуация мало отличается от описываемой в «Старцевой яме». Словом, страдает бор, от человеческой несознательности и серости.

Не секрет, что выгодное это дело - водить туристов в пещеры Ичалковского бора, вот и делят его хищники в человеческом обличии, а до самого бора им нет дела. Сколько он еще протянет - год или два - неясно, ясно то, что стонет он, страдает, но не слышат люди этого или не хотят слышать. Какая судьба ждет «пятно горно-таежного типа», степную жемчужину в лесной оправе, неизвестно.

                                                                                                                               Роман ХАНОВ.
                                                                                                                             Нижний Новгород.

НАША СПРАВКА

Специальным распоряжением Совета Министров СССР от 1 июля 1963 года № 2724-р Ичалковский бор площадью 936 гектаров отнесен к категории особо ценных лесов в почвозащитном отношении (карстовые пещеры). По решению Горьковского облисполкома от 20 октября 1965 года № 915 Ичалковский бор, его пещеры и карсты взяты под охрану как достопримечательный природный объект. В 1971 году организован Ичалковский заказник площадью 10650 гектаров. В него вошли: Ичалковский бор, участки поймы Пьяны, прилегающие поля и перелески. Бор расположен на правом возвышенном берегу южной ветки Пьяны в 18 км к югу от районного центра Перевоз и в 1,5 км к востоку от села Ичалки, в Перевозском лесничестве Бутурлинского мехлесхоза.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность