Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Города трамваев

Есть надежный способ переводить зря нефть, добытую в любом случае с огромными издержками для природы. Это - автомобильная пробка. В эту минуту миллионы автомобилей в мире стоят, выбрасывая в воздух куда больше отравы, чем при движении, но не трогаясь с места. Откуда в городах пробки? Вот нехитрый опыт. Разместите на листе (это отрезок магистрали) прямоугольник, скажем, шириной два и длиной десять см. Это - большой автобус или трамвай. В нем едет сто человек. Теперь заменим прямоугольник тремя поменьше, отделив их друг от друга расстоянием в полсантиметра. Это автобусы малого класса на необходимой для безопасности дистанции друг от друга. Вместе они также везут сто человек. Но места при этом занимают больше почти вдвое. Заменим и их - на... сто прямоугольничков размером три квадратных сантиметра каждый (соблюдайте дистанцию). Это легковушки, в них также едет сто человек, но теперь они занимают вдесятеро больше места, и на листочке образовалась «жуткая пробка». Такие игры в реальности происходят, когда ликвидируется нормальный общественный транспорт или стимулируется рост потока индивидуального транспорта. Недавно наши друзья из комитета «Москвичи за трамвай» с просто москвичами и местным префектом отбили попытку убрать трамвай с Ленинградского проспекта, что подавалось как... борьба с пробками. И мы решили выяснить, каково сейчас положение российского трамвая.

...А.В.Коречков в кресле генерального директора МУП «Нижегородпассажирэлектротранс» недавно, сменил П.С.Рузавина, преданного своему делу в течение многих лет руководителя, убежденного эколога, члена Международного союза общественного транспорта, члена правления Международной ассоциации общественного транспорта стран бСССР, члена технического совета главного управления электротранспорта Минтранса России и почетного работника транспорта России, имевшего позицию, не всегда совпадавшую с позицией мэра,- не самый удобный гендиректор. И вот его нет в его кабинете...

Алексей Валентинович, чувствовалось, в беседе взвешивал каждое слово. Его можно понять:

- В Нижнем Новгороде разговоров о снятии рельсов нет и быть не может, наоборот, мы сейчас находим полное взаимопонимание с администрацией, нам помогают с ремонтом путепроводов, заменой рельсов. А вообще, в России более 60 городов имеет трамвай, ситуации разные. Конечно, в последние лет 10 с лишним положение российского электротранспорта осложнилось. Раньше новые вагоны по истечении 10-летнего срока службы старых поступали автоматически... Подвижной состав стареет с каждым годом. Тема льгот всем давно набила оскомину. Но подвижек нет. Российские трамваи и троллейбусы продолжают перевозить большинство пассажиров бесплатно, что практически не компенсируется. Из-за этого трамвай - не конкурент коммерческому транспорту, ПАЗикам. В некоторых городах - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону - снимают пути, ликвидируют маршруты. Трамвай убирают из переполненных машинами центров городов, переносят на окраины, где есть условия для пуска его как скоростного - там нет пробок, осложняющих движение.

- Наша позиция - обратная: центры городов, тем более старинных, с радиальной структурой, должны быть пешеходно-трамвайными.

- Наверное, так и должно быть. Как в Европе. Но все же есть обнадеживающие примеры. Десять лет назад хотели ликвидировать Омское трамвайно-троллейбусное предприятие, но сейчас обстоятельства заставили омский трамвай возродить. Вот в Германии по государственной программе поддержки развития транспорта каждый город с населением свыше 100 000 жителей обязан иметь трамвай... Не может, а обязан. Тому причиной вместимость трамвая, выделенная полоса движения, удобство посадки, безопасность и, конечно же, экология!

...Зазвонил телефон, из разговора стало понятно: трамвайщики судятся. Владелец стукнутой иномарки требует возместить ущерб, оцененный им... в 150 тысяч рублей. Не спрашивайте, что, собственно, он делал на рельсах! Новые российские Правила дорожного движения напрямую отобрали приоритет движения трамвая: разрешен левый поворот автомашин с трамвайных путей. Тормозной путь у автомобиля 5 метров при скорости 30 км в час, у трамвая - 15 м. Когда трамвай приближается к светофору, автомобиль обгоняет и встает вперед. На красный свет автомобиль тормозит, трамвай остановиться не может - тормозной путь длинней - и бьет машину. Впрочем, те же правила дорожного движения запрещают автоводителям ехать по трамвайным путям, если создаются помехи транспорту, но вот этот пункт как раз на практике не соблюдается. Иной статус трамвая мы наблюдали в Праге. Пражский трамвай бежит по защищенным бортиками рельсам, требовательно звеня на немногих открытых участках, и если водитель на рельсах застрял, он будет иметь дело со специальной транспортной полицией: пражане садятся в трамвай строго по расписанию! Кстати, пробок в столице Чехии мы не обнаружили...


Ирина ФУФАЕВА.


К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность