Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Защищайся!

Изнанка "Ветхого фонда"

Председателю

Законодательного Собрания

Нижегородской области

Люлину Е.Б.

Прокуратурой Нижегородской области обобщено состояние законности в сфере исполнения законодательства при предоставлении и использовании земель, выделенных под строительство.

Проведенными во 2-й половине 2002 г. проверками исполнения названного законодательства установлены многочисленные нарушения закона при выделении земельных участков, большинство которых связано с изданием органами местного самоуправления незаконных правовых актов.

До настоящего времени несоблюдение органами местного самоуправления требований земельного законодательства отчасти объяснялось отсутствием кодифицированного нормативного акта, подзаконным регулированием данной области общественных отношений. Однако с принятием Земельного кодекса РФ, призванного ликвидировать пробелы и коллизии, сложившиеся в правоприменительной практике из-за обилия Указов Президента и Постановлений Правительства РФ, нередко противоречащих друг другу, количество нарушений земельного законодательства, допускаемых органами местного самоуправления, не уменьшилось. Не изменился и их характер.

Несоблюдение требований Земельного кодекса РФ установлено почти во всех 19 муниципальных образованиях, в которых проводились проверки. Систематический характер приобрели нарушения в порядке предоставления земельных участков. Особенно остро проблема приведения практики использования земель и градостроительной деятельности в соответствие с законодательством стоит в г. Н. Новгороде. Проверка, проведенная в администрации г. Н. Новгорода, показала непоследовательность в проведении градостроительной политики, отсутствие необходимой градостроительной документации о застройке городских поселений, несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ действует более 4 лет.

На протяжении последних лет администрацией г. Н. Новгорода проводилась практика предоставления земельных участков под строительство, минуя торги, противоречащая требованиям Земельного кодекса РФ, Указа Президента РФ № 1263 от 26.11.97 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды», действовавшего на момент издания администрацией правовых актов Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 № 2 «Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды».

Предоставление земельных участков для строительства, минуя торги, стало обычной практикой для администрации г. Н. Новгорода при выделении земельных участков под строительство и расселение в рамках реализации программы «Ветхий жилой фонд г. Н. Новгорода». Нахождение на земельных участках ветхих и аварийных жилых домов, требующих сноса и расселения, расценено администрацией г. Н. Новгорода как обстоятельство, исключающее проведение торгов по продаже земельного участка или прав на него. Между тем такой вывод является неправильным и противоречит требованиям закона, поскольку торги, в силу ст. 447 ГК РФ, могут проводиться в форме конкурса, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия. Предоставление земельных участков, на которых расположены ветхие и аварийные дома, должно производиться путем проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды, в форме инвестиционного конкурса, одним из условий которого следует предусматривать снос и расселение указанных домов.

Ряд распоряжений администрации г. Н. Новгорода оспорен в судебном порядке. Основаниями для обращения в суд послужили нарушения действующего земельного законодательства в порядке предоставления земельных участков, предпочтение интересов одного юридического лица другим, нарушение государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности.

Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении требований прокурора на том основании, что проведенные администрацией города отборочные конкурсы среди застройщиков-инвесторов на право участия в программе «Ветхий жилищный фонд на 1999-2003 годы и на период до 2008 года» являются ничем иным как торгами по предоставлению земельных участков. Из чего судом сделан необоснованный вывод о том, что порядок предоставления земельных участков для строительства соблюден.

Из распоряжений администрации г. Н. Новгорода № 644-р от 06.03.2000 г. «О проведении конкурса среди заказчиков-инвесторов на право участия в программе «Ветхий жилищный фонд на 1999-2003 годы и на период до 2008 года» однозначно следует, что торги по продаже земельного участка или права аренды земельного участка администрацией города не проводились. Предметом проведенного второго отборочного конкурса среди застройщиков-инвесторов явилось право на участие в программе «Ветхий жилищный фонд на 1999-2003 годы и на период до 2008 года», целью которой является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, имеющегося в городе за счет привлечения источников и средств инвесторов-заказчиков при одновременном снижении бюджетных средств (раздел 3 Программы «Ветхий жилищный фонд на 1999-2003 годы и на период до 2008 года», утвержденной распоряжением главы администрации города № 1614-р от 22.09.99 г.).

Сроки освоения освобождаемых земельных участков, участие в развитии инфраструктуры, порядок и условия застройки указанная программа не регламентирует. А эти условия как раз являются неотъемлемыми при предоставлении земельного участка для строительства.

Проведенные конкурсные отборы выявили потенциальные возможности и ресурсы строительных фирм, и не более того.

Проведенный администрацией конкурсный отбор на право участия в программе «Ветхий фонд» может явиться основанием для участия победителей этого конкурсного отбора в закрытом аукционе или закрытом конкурсе, поскольку в силу п. 1 ст. 448 ГК РФ в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Аналогичные требования содержатся в п. 2 «Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 г., согласно которому в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка торги проводятся в форме конкурса.

В связи с изложенным, на решения областного арбитражного суда, которыми отказано в признании недействительными распоряжений администрации г. Н. Новгорода, принесены жалобы, находящиеся в настоящее время на рассмотрении.

Необходимо отметить, что незаконная практика предоставления земельных участков для строительства без проведения торгов главным образом лишает доходную часть бюджета г. Н. Новгорода значительных денежных средств, поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 170-ФЗ от 24.12.2002 г. «О федеральном бюджете на 2003 год» средства от продажи земельных участков и от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков перечисляются в размере 50 % в местные бюджеты.

В целях устранения отмеченных нарушений главе города внесено представление об устранении нарушений градостроительного и земельного законодательства при осуществлении строительства в г. Н. Новгороде. По результатам рассмотрения представления разрабатывается градостроительная документация; отмена распоряжений, не соответствующих требованиям законодательства, производится в каждом конкретном случае; нормы законодательства, регламентирующие конкурсный порядок предоставления земельных участков, учтены при разработке новой редакции положения о порядке предоставления и изъятия земель на территории г. Н. Новгорода.

Однако, несмотря на отдельно принятые меры по устранению названных выше нарушений, позиция администрации г. Н. Новгорода по вопросу необязательности предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, или права аренды этих участков на торгах, остается неизменной. Реальных мер, свидетельствующих о том, что практика предоставления для строительства земельных участков, расположенных в г. Н. Новгороде, минуя торги, будет прекращена, не принято, что не исключает в будущем нарушений со стороны администрации г. Н. Новгорода, требований закона, охраняемых им прав граждан и юридических лиц.

Учитывая это, прокуратурой области создана рабочая группа по проверке всех без исключения распоряжений главы города о предоставлении земельных участков, по результатам проверок незаконные распоряжения будут опротестованы в каждом отдельном случае.


Заместитель прокурора
Нижегородской области
Д.В. Кречетов.
14.02.2003 г.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность