Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Стоянка человека

В сопровождении трембиты, флейт и скрипок

Мы с подругой приехали в Шешоры из Москвы. Добрались до города Коломыя, а потом шли пешком три дня через горы. Миновали альпийские луга, просветы среди лесов, так называемые «полонины», где растут травы и яблони-черешни. А вокруг нас были горы - зеленые, синие, голубые. Ручьи, водопады. Я думала, водопады холодные, а они в Карпатах теплые, мы под ними стояли сколько угодно. Видели в горах оленя.

...Каждое утро на "Экотопии" мы просыпались под звуки флейт и скрипок, а к обеду всех призывали с помощью трембиты - огромной карпатской трубы из бересты. Нас было несколько сот человек, и мы жили в национальном парке, и после нашего трехнедельного пребывания не осталось никаких следов, кроме компостных куч да примятой травы. Конечно, все было замечательно продумано.

Например, посуду мы мыли с тазах с использованием растительных моющих средств (их привезли из Европы) или местной золы. Специально для лагеря были построены души с черными бочками, вода от солнца нагревалась. Но шампунем в лагере нельзя было пользоваться. Народ пытался мыть волосы щелоком - настоем золы. Еще были построены, очень быстро, классные компостные туалеты (из отходов шешорской лесопилки). Они были приподняты над землей на 2 метра, будка стояла на большом ящике, отходы пересыпались опилками. Остальные органические отходы выбрасывались на специально построенные компостные устройства.

Туалетами и компостными кучами заведовал Серджио, специалист по компостированию из Каталонии. Ежедневно он проводил около компостных устройств лекции о жизни компоста и правилах обращения с ним. Народ с умилением копался в очистках и огрызках, изучая их химический состав. Что касается туалетов, то время от времени Серджио бросал в ящики ветки для лучшей аэрации. По окончании лагеря к туалетам был торжественно призван сотрудник нацпарка, которому объяснили, через какое время содержимое ящиков полностью разложится и его можно будет вносить в почву.

У себя на родине Серджио преподает в университете биохимию. Занимается постройкой биогазогенераторов для малых фермерских хозяйств в Испании и в развивающихся странах Азии. Они оказались очень дешевыми по сравнению с нашими биогазовыми установками, о которых я читала в журнале «Приусадебное хозяйство». Устройство на семью стоит примерно 180 евро. И требует наличия в хозяйстве восьми-десяти коров или аналогичной скотины. Тогда количества биогаза хватает для приготовления пищи для людей и скота и обслуживания некоторых других хозяйственных нужд.

Серджио прочитал несколько захватывающих лекций об устройстве кустарного биогазового реактора, и у нас создалось впечатление, что при желании его можно изготовить самому.

Готовили пищу все по очереди с помощью военно-полевой кухни. Люди из каждой страны готовили национальные блюда, при этом только вегетарианские, проявляя удивительные ухищрения при столь простом быте.

Каждый день начинался с Утреннего круга, где решались все хозяйственные вопросы, самоназначались дежурные на все работы и оглашались предстоящие лекции, воркшопы, экскурсии и прочие мероприятия. Почти все вопросы решались консенсусом, хотя это несколько затягивало время.

Все происходило на двух (одновременно) языках: русском и английском. Присутствовали люди из всех стран СНГ, Балтии и почти всех стран Европы, особенно из Восточной Европы, Ирландии и Испании, по одному человеку из Турции, Мексики, Новой Зеландии. И каждый привез частичку своего знания о устойчивом образе жизни и исконном знании своих народов.

Молдавские экологи оказались профессиональными врачами и учили акупунктуре и траволечению. Поппи из Новой Зеландии рассказывала, как красить травами шерсть. Индеец из Мексики учил строить сакральную баню и проводить в ней церемонию очищения. Это такой шалаш, обитый толстыми шерстяными одеялами - внутри него сидят и потеют, пока не впадут в медитацию, а потом ныряют в реку и общаются с духами воды. Одеяла-лежнаки из овечьей шерсти были одолжены у местных бабушек.

Мишель Спаам из нидерландского города Утрехт руководит организацией, которая занимается органическим земледелием и сохранением генофонда сельскохозяйственных животных и растений перед лицом ГМО и монокультуры. Они держат «банк семян» не в замороженном, а в самовоспроизводящемся виде. Мишель привез целый мешок семян различных бобовых, пряных трав, картошки (синей, красной и так далее), которые находятся под угрозой вымирания. Он раздал их людям для разведения. Еще Мишель занимается «Building with Earth» - строительством из земли, глины, самана и тому подобных материалов в разных странах. Два дня мы делали саманную печку для выпечки хлеба, возясь, как хрюшки, в глине, перемешивая ее с соломой.

Вообще там было несколько десятков семинаров: от феминизма и блокады Мирового Банка до игры на ирландской дудке и астрологии. Местные зеленые (ассоциация «Наш дом», Юрий Васидлов, институт Экоправо-Львов, Дмитрий Скрыльников) рассказывали, как они борются за сохранение биоразнообразия, ведут судебные дела против рубок и незаконных строек.

Научный сотрудник нацпарка «Гуцульщина» по имени Любомир провел экскурсию по парку. О природных красотах рассказать трудно. Сказочные буково-пихтовые леса. Но, говорят, с рубками и биоразнообразием у них ситуация ухудшается. Численность бурого медведя в украинской части Карпат упала с 1200 штук в 1975 году до 550 в 2002. Хотя, когда мы там ходили, попадались участки леса с деревьями в несколько обхватов.

Почти каждый день к нам в лагерь приходили местные мастера - резчики, кузнецы, вышивальщицы - рассказывали о своем искусстве и учили желающих основам своего ремесла. Все очень открытые и душевные люди.

Сильное впечатление произвели карпатские бабушки, которые проявляли ко мне какую-то невероятную доброту. Я заболела, и одна бабушка увела меня из палатки ночевать к себе на печку, поила травами. Пока я спала на печке, она за ночь связала мне носки! Расспросила меня, кто у меня есть в семье, и подарила для домочадцев носки тоже! К слову, эта бабушка рассказала о себе: родившись в 1933 году, она с тех пор, не покидая родного дома, умудрилась пожить... в пяти разных государствах! В Австрии, Польше, при немцах, в СССР и теперь вот в Украине. А вообще-то местные жители украинцами себя не считают и с гордостью поясняют, что они - гуцулы.

На полонине в горах мы встретили большую семью. Зиму они проводят дома в селе, а летом со скотом - в горах. Неолит. В небольшом домике из камня молоко обрабатывают, делают сыр. В нашей компании был ирландец, у себя дома он живет на ферме с родителями. А из этой семьи одна тетенька оказалась по профессии ветеринаром. И у них завязался очень живой и долгий разговор на тему разных коровьих болезней, причем я была вынуждена переводить все это с гуцульского на ирландский... нет, конечно, с русского на английский и обратно.

Этот ирландский парень, кроме того, рассказал примечательную историю. Они с друзьями протестовали против сброса опасных отходов в море у берегов Ирландии. А в это время у его отца были проблемы - скот не продавался. И когда соседи-фермеры увидели этого парня по телевизору, они решили поддержать его отца, и каждый сосед купил по одной скотинке.

Два дня шел фестиваль «этничной музыки и ремесел» на Шешорском стадионе - зеленой лужайке меж гор у водопада. В первый день выступали фольклорные ансамбли из гуцульских селений. Запомнился ансамбль дрымбисток из горного села. Вышло 15 женщин от 6 до 70 лет, все с дрымбами - такой народный инструмент типа русского варгана. Был мужик с большой колесной лирой - загадочная вещь! - и пел былины.

На второй день что-то вроде фолк-рока исполняли украинские и московские группы. Тоже очень здорово оторвались.

Там же, на стадионе, шла ярмарка народных ремесел, продавали вышитые рубахи, полотенца, очень тонкой работы. Восхитил базар с рукодельем и в районном центре Косиве, старинном городке с ратушей. В этих местах женщины до сих пор занимаются ткачеством, во всех домах можно увидеть старинные костюмы. Одна женщина ткет... поэмы Шевченко. Нет, не словами. В поэме говорится: вышли на небо звездочки ясные. Она ткет звездочки. Дальше: вылетели птички, к примеру. У нее на полотне вылетают птички... Конечно, это уже авторское искусство.

Вообще европейцев Карпаты очаровали, и хотя "Экотопия" собирается каждый раз в новой стране, но большинство стало строить планы вернуться сюда. Возможно, весной.


Гусляна Картюшова.
Москва-Шешоры-Москва.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность