Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Рожденные свободными

Маргарита ПОЧИТАЕВА, член Марийского отделения СоЭС и Российской Сети Рек, была участницей конференций обеих организаций. В сегодняшнем номере мы публикуем ее выступление на конференции «Общественные ресурсы образования», где она вела секцию «Формирование эмоционально-чувственного восприятия природы и гуманного отношения к объектам исследования». На конференции РСР для читателей газеты были переданы авторские методики М.В. Почитаевой по работе с детьми на природе.

- Хочу начать с одной истории, которая случилась в 1998 году. Друзья-биологи однажды попросили меня провести экскурсию в зоологическом музее Марийского госуниверситета для одного американца. Молодой человек оказался симпатичным темнокожим бизнесменом, который приехал в гости к своей русской невесте. В ходе экскурсии оказалось, что ему абсолютно не интересны наши амфибии, рептилии и прочая живность. Я водила его по музею и видела, что гость откровенно скучает, и мероприятие, судя по всему, не удалось. Незадолго до этого у нас уже была в гостях группа американцев, и они рассказали мне, что один из экспонатов - черепаха, привезенная из далекой тихоокеанской экспедиции, - относится к очень редкому виду. Когда мы дошли до нее, и я обратила внимание гостя на этот вид, он необычайно оживился. Вы не представляете, что вдруг с ним произошло! Он быстро-быстро заговорил,размахивая руками и сверкая глазами, и посвятил нас в такие биологические подробности существования этого вида, что стоявшие рядом биологи просто диву дались: откуда он все это знает? Мне это тоже показалось очень интересным...

Любопытство мое было "наказано" поездкой в Соединенные Штаты в 1999 г, где я изучала опыт работы с детьми на природе. Знакомство с работой американских коллег привело меня к очень простой мысли: наш образовательный процесс и наши учителя слишком далеки от природы. Не потому ли наши дети не готовы с таким жаром и убежденностью отстаивать интересы редких и исчезающих животных, как это делал американец? При этом я отнюдь не считаю, что «у них все лучше». У нас тоже есть интересный опыт, но приходится признать, что сегодня в ряде стран методики эмоционально-чувственного восприятия и воспитания чувства сопереживания природе проработаны лучше.

Как, каким образом можно приблизить наших детей к природе? Как при этом не нанести ей ущерба? С помощью каких методов и методик можно сформировать навыки бережного отношения к родной земле?

Мы, например, уже четыре года проводим у себя экологические лагеря. Причем большинство наших детей - не кружковцы, а самые обычные, не очень подкованные в биологии и экологии школьники. Каким образом можно работать с ними в летнем лагере?

В первую очередь, мы учим их наблюдать. При этом стремимся воспитать бережное и уважительное отношение к животным - объектам наблюдения, чтобы дети не хватали руками насекомых, лягушек, ящериц, не стремились обязательно их потрогать. Как это можно сделать? Увлечь личным примером. Находишь интересный объект, садишься рядом и начинаешь его изучать, и буквально через минуту кто-то из детей обязательно полюбопытствует: а что там у вас такое? Следующий вопрос, который они задают: а можно это взять? Объясняешь, что за сидящим животным или насекомым наблюдать интереснее, чем брать его в руки, когда оно трепыхается, ломает себе лапы, крылья... Когда"объект наблюдения" сидит и не убегает на протяжении получаса, можно рассмотреть его до мелочей, а если взять лупу, то можно увидеть еще больше. Вот так мы и изучаем, какие у него глаза, какие полоски, пятнышки или щетинки, как оно прячется...

Когда дети понимают, что за сидящим в траве насекомым наблюдать интереснее, желание хватать живое пропадает, на смену ему приходит стремление изучать, не причиняя вреда. А если"объект" убежал, объясняем: ничего страшного, ведь любое существо имеет право на свободу передвижения. Мы учим детей общаться с животными как с равными существами, достойными уважения. Без помощи взрослых ребенку трудно освоить эту науку, не отсюда ли растут корни подростковой жестокости? Думаю, что дети, которые могут общаться с животными как с равными существами, никогда не унизят и своего более слабого товарища.

В своей работе мы используем идею Макаренко о том, что главным воспитателем является коллектив. Если взрослые работают как одна дружная команда, то вместе с детьми они превращаются в единое педагогическое сообщество, традиции и принципы которого воспитывают новичков без специальных педагогических бесед. В нашем лагере есть определенная "критическая масса" учащихся, которые уже побывали в лагере и знают правила, которых мы придерживаемся. Они и есть главная воспитательная сила.

Другое, что очень помогает, - это привлечение к работе с детьми представителей"сильной" половины. Многие участники лагеря живут в неполных, неблагополучных или малообеспеченных семьях, есть и дети-сироты. Для них (особенно для мальчиков) очень показателен пример, когда молодые парни, нормальные симпатичные ребята, которые не пьют, не курят, не сквернословят, с увлечением проводят время с детьми. Их заинтересованность передается ребятам, они для них - авторитет, и если, например, Женя Гончаров или Глеб скажут мальчишкам, что настоящий мужик не станет обижать насекомых, то его слушают беспрекословно.

В зимнее время у нас ведется специальная программа подготовки инструкторов. Мы обучаем их методикам работы с детьми, азам психологии, педагогическим тонкостям. Ведь бывают очень непростые случаи. Года два назад у нас в лагере был мальчик, который обладал просто колоссальными познаниями в биологии, удивляя всех инструкторов. Но именно он мог утопить кузнечика просто потому, что ему интересно было смотреть, как он тонет, или оторвать насекомому лапки. Когда дети и взрослые возмущались: «Ну что ты делаешь!», он отвечал: «А у него нервная система устроена по-другому. Ему не больно». Вот уж действительно, «горе от ума»!

Прекратить эти жестокие опыты мы были не в силах, так как проделки свои наш герой не афишировал. Ребята уже были готовы побить такого горе- товарища. Пришлось нам всем крепко подумать. И мы предложили этому мальчику собирать мертвых насекомых, чтобы он не мучил живых. Эта идея его, в принципе, устроила, и он пошел нам навстречу. Хотя где-то втихаря заявил, что, мол, в школе меня не перевоспитали и здесь ничего не сделают. Позднее выяснилось, что у него во дворе дети занимались подобными вещами: резали живых голубей и прочее... То есть фактор среды, в которой растет ребенок, крайне важен, и именно на взрослых лежит ответственность за ее формирование.

В нашем коллективе дети самых разных возрастов: от пяти и до... (я и себя считаю большим ребенком). И все мы единый коллектив, работающий на единую задачу. Методики, направленные на формирование эмоционально-чувственного восприятия природы - это только часть нашей работы. Однако поскольку этот опыт пока еще не очень распространен, хочу остановиться на нем подробнее.

Для самых маленьких мы предлагаем самую простую методику, которая называется «Глазами оленя». Если кто-то видел фильм «Детство Бэмби», он поймет меня. Этот фильм удивительно погружает ребенка в мир природы и ставит его на место живых существ. То же самое мы пытаемся сделать при помощи путешествия по"оленьей" тропе. Впечатлений и интересных открытий у малышей - море.

Для старших больше подходят методики-опросники, поскольку они уже умеют излагать на бумаге свои чувства и эмоции. Идея принадлежит не мне, а Джозефу Корнеллу, но те варианты опросных листов, которые используются у нас, не являются копией работы этого замечательного педагога. Наши опросники нацелены на решение конкретных задач, исходя из условий российской действительности. Это ознакомление с территорией лагеря, ландшафтом данной местности, особо ценными (эстетически привлекательными) природными объектами. Могу порекомендовать такие опросники для работы на охраняемых территориях (у памятника природы, в национальном парке или в заказнике) или с целью воспитания особого отношения к ценным и эстетически привлекательным природным территориям.

Работая по предложенной методике, школьникам необходимо понаблюдать за каким-нибудь естественным процессом в природе: послушать, подумать, посчитать звуки, что-то зарисовать или предположить. Это совсем не похоже на традиционную для средней школы научно-исследовательскую работу. По отзывам участников, заполнение опросника позволяло ощутить какое-то особое чувство погружения в природу. Я обобщала полученные результаты, и среди них были очень интересные. Кто-то, отвечая на поставленные вопросы, даже отметил, что ощутил любовь к Родине.

Также на занятиях мы используем в работе муляжи насекомых. Они продаются в киосках и магазинах - брелочки, изображающие гусениц, паучков, жуков и пчел. Детям они нравятся, и это можно использовать при проведении игровых заданий. Например, есть такая игра «Найди насекомое». Даем детям жучка или паучка - одного на двоих. Один прячет его в траве, на земле или среди ветвей, а другой ищет. Игра идет «на ура!» Допустим, есть у нас коричневый жучок. Кажется, вокруг все зеленое. Но ребята находят кусочек коры и сажают жучка под нее. Попробуй, отыщи! Детей это очень увлекает, а попутно они делают открытие, что жучок, оказывается, может вот так вот взять и спрятаться. По ходу игры можно объяснить, что такое покровительственная окраска и почему яркие надкрылья отличаются по цвету от серенького брюшка. Такие муляжи можно изготавливать и из подручных материалов. К примеру, прекрасных бабочек можно делать из перьев птиц, раскрашивая их в разные цвета.

Если дети боятся насекомых, то взять в руки муляж для них не представляет сложности. Я, например, купила своей дочке, которую напугали в саду змеями, змею-муляж. Она ее так полюбила, что даже клала под подушку, когда ложилась спать. То же самое можно делать с помощью рисунков, сказок... Так можно формировать позитивное отношение к тем существам, которых мы традиционно боимся или не любим.

В лагере и в походах с детьми мы не только проводим игровые занятия, но и занимаемся чисткой мусора (параллельно проводим исследование, откуда он появляется), краеведческой работой (собираем экологические традиции), выполняем научные исследования... Детей вдохновляет опыт старших, для них важно знать, что они - часть одного коллектива, что их работа приносит пользу людям и природе. Мы не стремимся сделать всех экологами, но очень приятно видеть, когда кто-то из выпускников лагеря (инструктора и школьники) принимают участие в акциях Молодежного экологического союза и Марийского отделения МСоЭС, а кто-то из них становится и лидерами зеленого движения Марий Эл.

При поддержке Фонда Макартуров методики по работе с детьми на природе планируется издать весной этого года. Желающие могут направить запрос на электронный адрес s_pochitaev@mail.ru. Издание и его рассылка оплачиваются за счет проекта. Буду рада, если кто-то пришлет свои замечания по опубликованному материалу и методикам.


Записала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность