Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Дайте ему участок леса на 15 лет

 - через год вы отдадите его Бовыкину в собственность

«Дайте человеку в постоянную собственность голую скалу, и он превратит ее в сад; дайте ему в наем на 10 лет сад, и он обратит его в пустыню», - так сказал Джон Милли, классик английской политэкономии.

Я хочу высказаться на тему «Лес в частное владение». Причина сомнений - в советском менталитете. Мне в разные периоды своей жизни довелось узнать, как обращаются с лесом настоящие хозяева.

Прекрасно работали несколько лет лесные кооперативы в Балахнинском районе Нижегородской области. Ими руководил директор Балахнинского лесхоза, мой друг и соратник по общественному движению «Зеленый мир» Валентин Иванович Бовыкин. Прирожденный лесовод, с красным дипломом закончил Брянский лесной институт. У него голова была занята одним - как лес сохранить, вырастить, приумножить. Лесничества при Бовыкине избавились от текучести кадров, обеспечив достойную зарплату за нелегкий труд в лесу. Вышли из теневой экономики многие виды побочного лесопользования: реализация новогодних елок, дров по социальным ценам, выращивание рыбы в озерах, торфяных карьерах, откорм скота на лесных пастбищах. Планировалось наладить платный отдых с рыбалкой на озерах Боровское, Костичевское. Таким Валентину Ивановичу виделось решение застарелых социально-экономических проблем территорий бывших торфопредприятий.

Сколько гостей у Валентина Ивановича перебывало! Проводились семинары, как освоить новые методы хозяйствования. А что такое кооперативы? Это начальная форма приватизации. Бовыкин взял в аренду лес, обязуясь его сохранить, за ним ухаживать, проводить санрубки, реализовывать древесину. Вся выручка сдавалась в кассу, общую, у всех на глазах, по строгой отчетности. Стали приводить в порядок старые торфяники, которые должны быть рекультивированы, но этого никогда никто не делает.

...Я считаю, что могу судить о лесопользовании профессионально. Белорусская деревня, в которой я родился, называлась Лесники. Все мои предки занимались лесом испокон веков, владели им. Дед на последние гроши поехал в Америку, чтобы заработать долларов, купить земли и леса. Купил 50 га и раздал детям, их у него было десять. Но потом все мы, оказавшиеся на восточной стороне, в советской Белоруссии, попали под каток репрессий. Отец мой получил три года лагерей.

Переход к государственной собственности на лес положил конец древней культуре лесопользования. Раньше древесину заготавливали спелой, выборочно. Лес «снимали с пня» только зимой, чтобы не повредить ягодники, подрост, мхи, укрытые снегом. И только выборочно! Сосну срубят, осторожно на лошади вывезут, распилят. Летом никто в лес не войдет с топором... Нынешние сплошные рубки ужасны: все живое уничтожается - мыши, бурундуки. Все выгорает под солнцем. Страдают реки и их истоки...

Летом сеяли травы для диких животных, зайцев, другой скотинки, люпин, к примеру, заботились о птицах. Лес был как бы большой фермой. Для кабанов в земле оставляли картошку, морковку, кабаны перепахивали землю, выбирая остатки, такие борозды нароют - траншеи! Если они размножались и начинали громить урожай, оборонялись, отстреливали часть популяции. Охота поддерживала баланс: если много лосей, так они весь подрост поедят, в таких случаях часть лосей тоже отстреливали. На Западе, к примеру, коз, фазанов, зайцев ловят сетями, как рыбу: выращивают и отлавливают. Они как бы пасутся на лесной ферме.

Лесные дары использовались все - вплоть до хвоинки. Собирали «зелки» - лекарственные травы на продажу торговцам-евреям (их много жило в районном центре Плещеницы). Собирали чагу, кору деревьев для дубления кож, лыко, не говоря о грибах, ягодах. Держали много домашнего скота.

Деревня Лесники славилась в округе своими кожемяками. Тут шили дубленки, кожухи, которым не было сноса, плели корзинки...

Где теперь они - скорняки, травники, смолокуры? Их могилы - в Архангельской области, под Котласом, у деревни Текменево, где был лагерь для кулаков из Белоруссии. В 1930 г. в Лесниках организовали колхоз имени Буденного. И поселились у нас нищета и пьянство. Лес стали заготавливать как в России - круглый год; как хищники, забирают только ствол, а корешки и вершки сжигают в лучшем случае, в худшем - захламляют делянки, провоцируя лесные болезни и пожары.

...Увы, уже в наше время пошли прахом и начинания Бовыкина, который пытался привить культуру лесопользования на нижегородской земле. Его прекрасные результаты не понравились областным «лесоуправленцам». В неравной борьбе с чиновниками кооперативы в конце концов распались.

Но стало ли лесу легче? Разгромили кооперативы потому, что они были экономически самостоятельны, уже не нуждались в управленцах, сами управляли территориями, которые арендовали. Ни сучка не пропадало, все шло в дело. Валентин Иванович вел себя как хозяин и в социальном отношении: пенсионеры, инвалиды за полцены получали дрова, они им завозились прямо на двор, и не было недовольных, что вот, мол, пришли арендаторы, грабят, как у нас зачастую это себе представляют.

Сейчас люди боятся, что частные владения - это запрет на посещение лесов простыми людьми. А я еще знаю, что такое «чужой лес». Рядом с нашими Лесниками было панское владение. Да, лес был под надзором, охранялся. Чтобы взять палку дров, надо было у пана спросить разрешения. Но всегда вы имели возможность собирать в лесу грибы, никто не мелочился по таким поводам, чтобы детей в лес за ягодами не пустить... Все давно привыкли, что лес панский, и вели себя подобающим образом: не дай Бог причинить лесу вред.

Мальчишки сейчас привыкли жечь траву: чирк спичкой - кто с него спросит? А вот в Литве уже - там сейчас частное владение - таких вещей быть не может. Того, кто из хулиганства пустит пал, найдут, а родителей заставят заплатить да еще и восстановить этот лес. А у нас в Балахнинском районе сколько посадок у дорог сгорело, черные стоят... На Боровское озеро пришли какие-то самозванцы, перегородили протоку, откуда рыба выходит, и ловят ее, никого не пускают - сами уже хозяева. Идет беспредел, расхищение природных богатств. В январе я прошелся по реке Черной возле Березовой Поймы, нашел всего один след дикого кабана. Лесник говорит: «Егеря двух последних свиней и уложили», называет фамилии... Кто стреляет? Егеря, милиционеры, начальство.

Если не будет хозяина в наших полусгоревших лесах, догорит и будет расхищено и все остальное. Хозяин должен быть! Или арендатор, на здоровье! Вы не доверяете? Дайте ему участок на 15 лет! Да Бовыкину вы бы через год дали в собственность, так образцово он вел хозяйство. Сейчас через 15 лет мы пришли к тому же, с чего Бовыкин начал в 88 году. Сколько времени мы потеряли, сколько лесов сгорело! За столько лет после Бовыкина не посажено ни одного деревца. Даже то, что сгорело, привести в порядок лесхоз не в состоянии: нет денег. Захаров, нынешний директор, вроде бы все делает правильно, и закон на его стороне, и себя не обижает, но обижает природу. Вместо того, чтобы лес хранить и приумножать, оставляет после себя пустыню. И разводит руками.

...Для тушения лесных пожаров российские лесоуправленцы наняли пожарников МЧС РФ. А в Финляндии на всю страну дежурит 1 (!) вертолет и четыре пожарника с ним. Там пожары упреждают, а не тушат. Лес может быть величайшим богатством, и притом возобновляемым, только в руках хозяина - арендатора или частного владельца. Без реформ российские леса горели, горят и будут гореть. Реформы здесь необходимы.


Станислав Лешкович,
заслуженный летчик-испытатель СССР, фермер-кроликовод.
Нижний Новгород.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность