Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российская Сеть Рек

Слишком дорого!

Прямая речь: кусочки стенограммы

Быть ли новому гидроузлу на Волге? Обсуждаем эту тему с марта-апреля. А 19 мая в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» состоялись общественные обсуждения обоснования инвестиций низконапорного гидроузла выше Н.Новгорода в районе города Балахна. Они организованы и проведены Координационным центром РСР.

Пришли все стороны в первых лицах (заказчики, представители судоходной компании, разработчики, первые и непервые лица местного самоуправления населенных пунктов, затрагиваемых строительством плотины) и члены движения «Поможем реке», Российской Сети Рек из разных регионов России, Экоцентр «Дронт» и независимые эксперты. Мест за столом и в самом помещении не хватило, собравшиеся плотно стояли вокруг стола в 2-3 ряда, теснились в дверях - и никто не ушел до самого конца обсуждения.

Желающие познакомиться с результатами общественных обсуждений, общественной экологической экспертизы, зарегистрированной и проведенной Экоцентром «Дронт», могут обращаться в Координационный центр движения «Поможем реке».

А теперь вы сможете познакомиться с некоторыми репликами некоторых участников этого горячего обсуждения. Его сухой остаток: если на стадии разработки проекта учитывать все требования экологов и населения, не стоит и начинать. Слишком дорого. Так сказал глава проектировщиков Олег ЛЕБЕДЕВ (ОАО «Трансмост», С-Петербург).

А экологи и население не намерены отступать. Для контроля за тем, как проектанты учтут ВСЕ требования компенсаций ущербов и охраны природных сообществ, создается наблюдательная комиссия. Ее состав мы обнародуем.

Владимир САМАРИН, главный инженер предприятия «Гипроречтранс» (Москва): ...Эта преграда (плотина - ред.) сделана для того, чтобы был подпор на Горьковских шлюзах, 15 и16-м. Чтобы там обеспечить глубины, необходимые для судоходства...

Асхат КАЮМОВ, директор НОУ Экоцентр «Дронт»: Налицо нарушение федерального законодательства. Территория русла Волги от Городца до Нижнего Новгорода является ключевой орнитологической территорией международного значения. Три вида птиц из Красной книги России и 6 видов птиц из Красной Книги Нижегородской области обитают на песчаных островах, песчаных пляжах, которые со стопроцентной гарантией по нынешнему состоянию проекта оказываются затопленными и уничтоженными. Это прямое противоречие статье 24 Федерального закона о животном мире... Есть противоречия статье 27 (неизбежная гибель охраняемой законом дубравы около Городца), статье 28 - дорога, спроектированная без учета требований закона. Если проект противоречит федеральному законодательству, о чем дальше говорить?

Сергей АНАЦКИЙ, к.б.н., доцент кафедры ихтиологии и гидробиологии СПбГУ (НПО «Балтийская федерация рыбаков»), общественный эксперт: ...В проекте указано, что на данном участке Волги обитают стерлядь, жерех, язь, лещ, а в качестве компенсации предполагается разводить и выпускать на этом участке пелядь, сазана, белого амура и толстолобика. Что это за компенсация такая?.. Не так давно Россия подписала и ратифицировала Международную конвенцию (Рио-де-Жанейро) о биологическом разнообразии. Один из ее пунктов требует приостановить или полностью прекратить вселение чужеродных неаборигенных видов в открытые водоемы. Вселение пеляди, толстолобика, белого амура и других видов рыб на указанный в проекте участок Волги - явное биологическое загрязнение...

Сергей ЕРЕМИН, гл. архитектор города Заволжье: Согласованность действий проектных или предпроектных решений с Нижегородской ГЭС у вас есть или нет? Это первый вопрос. Второй. В администрацию города Заволжья не были представлены документы гидрогеологических исследований, поэтому мы пользуемся теми, которые были разработаны Гипроречтрансом при возможном подъеме Чебоксарского водохранилища до отметки 68, т.к. указанные в них условия и результаты подтопления сходны с условиями и результатами при низконапорном узле. Размыв берега, на котором расположен и моторный завод, и другие строения, будет усилен до 0,3-0,5 м. Почему я этот вопрос задал? Мы получили на наш запрос официальный ответ, который гласит: берегоукрепление мы у вас делать не будем...

Анжела БАККА, зам. директора Экоцентра «Дронт»: ...Конечно, решение экологической проблемы - такой, как вывод транспорта за пределы Нижнего Новгорода, - очень важно, но кто сказал, что решить эту проблему можно только плотиной? Ее можно решить мостовым переходом. Давайте не будем мешать кислое с пресным... Я не знаю, чье заключение есть у вас и кто писал раздел, посвященный живой природе. Он вызывает множество нареканий у специалистов, в нем содержатся ошибки, ну простите меня, пожалуйста, на уровне курса биологии средней школы. Это просто некрасиво...

Сергей АФОНИН, первый заместитель главы Балахнинского района: 21 апреля этого года прошли общественные слушания обоснования инвестиций проекта. Шли очень тяжело. Были выкрики, были, конечно, глупые вопросы. Протокол составлен, я его привез. Я сейчас зачитаю четыре пункта, которые касаются как Балахнинского района, так и Городецкого «Участники слушаний договорились о том, что обсуждение проекта строительства низконапорного гидроузла возможно только при условии выполнения заказчиком проекта обязательного финансирования предложенных мероприятий: берегоукрепление, разработка системы мелиорации, строительство нового водозабора и компенсация за подтопленные сельскохозяйственные земли, частные дома и садоводческие товарищества. Обязательно освещение в средствах массовой информации подготовки, проектирования и строительства низконапорного гидроузла»...

Юрий ВЯТКИН, глава администрации поселка Большое Козино, около которого запланирована плотина: ...Одна или две трети транспорта пойдет в обход Нижнего Новгорода между поселком Дубравный и нашим поселком. Расстояние - порядка 400 метров. И всеми выхлопными газами будем дышать мы... Другое. Как проработавший на заводе «Красное Сормово» тридцать пять лет, я не сторонник того, чтобы строить крупнотоннажные суда. Посмотрите, сейчас строят грузоподъемностью 13 тысяч тонн для Каспия нефтеналивное судно. Когда такую махину поведут по Волге, что она сделает с берегами, я, например, представить не могу!..

Петр БУЗУН, депутат Земского собрания Балахнинского района: Я участвовал в слушаниях в Балахне. Они, действительно, прошли очень тяжело. И основная причина не в том, что у нас будет строиться гидроузел. Отношение людей, которые представляли проект, было непонятным жителям Балахны. Во-первых, было сказано: «У вас все в порядке. У вас никаких проблем. У вас все будет хорошо». Мы в этом абсолютно не уверены. Второе. Вот генеральный проектировщик сказал, что он заложил 10 % затрат на те работы, которые не учтены в проекте. Могу вам как строитель сказать, что в каждом строительном проекте закладывают 10 % непредвиденных затрат. И они все съедаются в процессе строительства, даже когда непредвиденных работ нет. Потому что всегда что-то не учтено... Мы не говорим сегодня о компенсации. Компенсация - разовая вещь. Ее получили, ушли. А мы строим плотину, которая будет влиять на поколения людей. Поэтому наши требования будут очень жесткими. Мы будем за этим делом смотреть и отстаивать свои интересы... Перед тем, как состоялись слушания, мы направили все наши предложения заказчику. Перед самыми слушаниями получили ответ: все, что вы предлагаете, это не проблемы гидроузла, они нас не касаются и ничего у вас не получится, в том числе и берегоукрепление. И уже перед слушаниями мы поняли, что наши интересы никто не думает даже рассматривать. Поэтому мы еще раз говорим, что должен быть постоянный мониторинг в процессе строительства. Ведь как может получиться? Закончится строительство. Деньги будут вложены, освоены, специалисты уйдут. И мы уже нигде и никогда не найдем никаких концов...

Андрей ЛАПШИН, глава администрации города Заволжье: Считаю, что полемика, которая возникла, имеет причину: форма подачи информации о гидроузле на сегодняшний день некорректна... Вот уважаемый профессор постоянно вставляет реплики: «Нас, специалистов, не слышат». Для того чтобы слышали, надо услышать и другую сторону. Потому что нам дали ответы уже на наши замечания, что подтопление - это проблема города, Горьковской ГЭС и приниматься во внимание не будет...

Венера ПЕЧНИКОВА (Чувашское отделение Экопарламента Поволжья): Я хочу предупредить население, чтобы оно особенно не обольщалось насчет компенсаций. Потому что в разработанном труде написано, что социальное положение улучшится, экологическое. Все это буквально продекларировано. Ничего в довод не приведено. Это во-первых. Во-вторых. Чем же улучшается социальное положение населения, если строители до 2010 года будут из трех бюджетов еще и деньги брать? А ведь частная кампания... (аплодисменты). Меня потрясла одна фраза, которая в вашем труде из 25 томов есть (я за 15 лет работы по экологии привыкла изучать документы очень досконально). Цитирую: «Коммерческая эффективность отражает интересы судоходных кампаний, их эффект образуется в результате чистой прибыли от дополнительного объема перевозок грузов». Вот и все, чего добиваются нынешние руководители... (аплодисменты).

Асхат КАЮМОВ: Коллеги, в моем понимании сейчас у нас на глазах происходит ломка сознания. Мы с вами пытаемся перейти к новому типу понимания отношений человека к природе. От режима «не смей», «мы вас научим родину любить», «а если не захочешь - заставим» до режима - «мы должны ее действительно любить и учитывать максимально при нашей хозяйственной деятельности». К сожалению, пока проектирование идет в старом режиме: Волга - это что-то, по чему мы должны возить большегрузными судами как можно больше товаров. Это такая канава... Вот мы до Городца сверху можем возить, потому что там уже Волги нет, там каскад водохранилищ и нет проточных участков фактически. И мы от Чебоксар вниз легко можем возить, потому что там тоже Волги нет. Вот есть кусочек Волги, с которым мы еще ничего не сделали, от Городца фактически до Работок, до верховий Чебоксарского «моря» (аплодисменты). И вот в этом кусочке Волга нашей с вами великой поступи цивилизации сопротивляется. Давайте мы ее тут тоже заставим. Вот там уровень падает, мы сейчас еще плотинку... Нам говорят: «Мы специалисты. Мы классно все делаем». Но, извините, Горьковская ГЭС построена так, что там больше 40 см воды скидывать нельзя - кто-то что-то не так спроектировал. Так мы специалисты или «кто-то что-то не так спроектировал»? (Аплодисменты). Тридцать лет мы на Волге ворочали, и теперь будем всю жизнь эту реку всяко корячить под то, что мы наделали раньше? Давайте считать все. Потому что здесь, извините, международного значения ключевая орнитологическая территория, несколько десятков тысяч птиц, которые уникальны, из Красной Книги России. Гибель каждой этой особи запрещена. Их цена ничуть не меньше, чем цена потерь перевозок на стоянках судов на шлюзах. Птиц надо будет переселять, им надо будет строить новые места обитания чуть выше или чуть в стороне. Давайте, закладывайте это - и это будет стоить больших денег...

Елена КОЛПАКОВА, ведущая слушаний, координатор РСР: Я хотела бы поблагодарить всех, кто предоставил информацию. Это произошло быстрее, чем обычно. Даже не в месячный срок. Это просто замечательно. То, что сейчас происходит, радует, потому что слушания прошли без агрессии, хотя точка кипения и была...





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность

Совсем недорого anticaptcha предлагаем всем желающим.