Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Цена энергии

Экологически ориентированный потребитель. Где его найти?

Экологически ориентированный потребитель отказывается покупать товары, которые:

обладают свойствами, негативно сказывающимися на здоровье потребителя и других людей;

наносят ущерб окружающей среде в процессе производства, использования и утилизации;

потребляют значительное количество энергии в процессе изготовления, использования и утилизации;

приводят к появлению дополнительных отходов вследствие излишеств при упаковке либо короткого срока службы;

изготовлены с использованием видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; завезены из неблагополучных в экологическом отношении мест;

связаны с нежелательным обращением с животными. Потребление экологически ориентированными потребителями, несмотря на свою избирательность и дороговизну, более рационально и бережливо.

В России, где по данным социологических опросов, экологическая проблема волнует почти 50 % населения, в ближайшие годы можно ожидать повышения уровня экологического сознания населения и, как следствие, роста спроса на экологически чистые товары повседневного спроса. Крупнейшие компании начинают выпускать экологически чистую продукцию, успешность которой зависит от знания потребностей целевых потребителей.

Последние исследования позволяют предположить, что наиболее лояльной категорией покупателей данной продукции являются высокообразованные женщины 30-44 лет с уровнем дохода выше среднего. Движущим мотивом для них служит желание оградить свою собственную жизнь и жизнь своей семьи от вредного воздействия загрязнения окружающей среды и обрести уверенность в безопасности в будущем своих детей.

Женщины делают большинство покупок, оказывают влияние на образ жизни своих семей и закладывают основы потребительских предпочтений своих детей в будущем.

Женщины уделяют гораздо больше внимания экологическим характеристикам покупаемой продукции, чем мужчины. Женщины эмоционально уязвимее и больше подвержены влиянию экологических проблем. Они более склонны вести здоровый образ жизни и больше заботятся о безопасности.

В отличие от классического маркетинга, где определяющими при выборе того или иного продукта являются демографические характеристики потребителя, в экологическом маркетинге на первом месте стоит степень собственного участия в решении экологических проблем и доверие к производителю экологической продукции.

В результате проведенного исследования было выявлено пять основных групп потребителей.

«Подверженные». Политически и социально активная группа, часто являются участниками различных экологических движений. Обеспокоены состоянием окружающей среды, считают экологическую ситуацию важной для себя лично и готовы отдать часть собственных сбережений на ее охрану. В осознании нравственного долга перед природой такие люди видят выход из экологического кризиса.

Члены данной группы являются активными покупателями экологически чистой продукции и готовы платить «чуть больше» за экологическое качество продукции. Часто из принципиальных соображений бойкотируют продукцию «экологически безответственных» компаний.

В этой группе преобладают женщины, имеющие высшее образование (наиболее образованная из всех групп) и занимающие ответственные и руководящие должности.

«Тратящие». Люди, входящие в эту группу, имеют возможность и готовы платить дополнительно немалые деньги за экологически чистые товары. Они обеспокоены состоянием окружающей среды и поддерживают решение экологических проблем, но слишком заняты, чтобы уделять этому большое внимание и изменить собственный образ жизни.

Представители данной группы расположены к покупке широкого спектра продукции экологического качества и отдают предпочтение продукции экологически ответственных компаний.

В этой группе преобладают достаточно молодые (до 40 лет) семейные мужчины, имеющие высокий уровень образования и высокооплачиваемую работу.

«Колеблющиеся». Для людей, входящих в эту достаточно многочисленную группу, экологические проблемы являются второстепенными. Они готовы уделять им внимание время от времени, не прилагая особых усилий. Несмотря на приличный доход, представитель данной группы не выберет экологически чистый продукт, если он будет значительно дороже обычного (более 3-5 %).

В этой группе преобладают женщины после сорока лет. Они хорошо образованы. Но только две трети из них замужем. Представители этой группы наиболее подвержены смене экологической ориентации, в большей степени в сторону ее усиления.

«Жалующиеся». Представители данной группы не верят, что один человек может повлиять на решение экологических проблем и имеют смутное представление о них. Они перекладывают всю ответственность на государство и крупные компании, жалуются, что они слишком заняты, что экологически чистые продукты стоят очень дорого, но не приносят реальной пользы. Стереотип их мышления «это не моя проблема».

«Равнодушные». Наиболее многочисленная из всех групп. Члены данной группы вообще не вовлечены в решение экологических проблем, не приобретают и не потребляют экологическую продукцию. Они полагают, что экологические проблемы не существенны и есть много других более серьезных забот, требующих решения.

Для экологического маркетинга наибольший интерес представляет самая активная группа «подверженные», которую в свою очередь можно разбить на более мелкие подгруппы. Их изучение позволит не только правильно позиционировать экологически чистую продукцию, но и выделить основные типы потребительского поведения.

Защитники планеты. Представители этой подгруппы ставят перед собой цели защиты и сохранения первозданной природы. Основными приоритетами для них являются качество атмосферного воздуха, воды и земли. Они являются рациональными потребителями и сторонниками разумного ограничения потребления (стараются экономить энергию, воду и т.д.).

Фанаты здоровья. Основной проблемой для представителей этой подгруппы является вредное воздействие загрязнения окружающей среды на собственное здоровье. Они обеспокоены последствиями долгого нахождения под солнцем, генетическими заболеваниями вследствие радиации и размещения токсических отходов, влиянием на здоровье их детей фруктов, содержащих пестициды. Такие люди стараются покупать и употреблять только натуральную и органическую пищу, пить только очищенную и фильтрованную воду.

Любители животных. В данную подгруппу входят защитники прав животных, которые бойкотируют меха и изделия из натуральной кожи. Эти люди часто являются вегетарианцами.


По сообщению
журнала «Экология и промышленность».
Прислал Дмитрий ЛЕВАШОВ.
Социально-правовое экологическое сотоварищество.
Дзержинск.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность