Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Уфимский феномен

Странное время настало у двуногих. Малые народы стоят за свою великую культуру - кто насмерть, кто тихо вымирая, кто торгуя своей самобытностью. Великие народы энергично и успешно стремятся к культуре малой. И тоже этим торгуют. Эта схема, конечно, нарисована черным цветом, но, к сожалению, полезна для осмысления. И, конечно же, для спора. Великий народ российский (прислушайтесь к тональности концертов ТВ, радио, бытовому звучанию) воет уже много лет голосами развращенных малолеток и переростков, и это даже уже нигде не купят, поскольку мир не может любить нищенство.

Что у нас плавает поверху в культурной проруби? Великие и лучшие российские детективные романы и сериалы? Одежда с чужого плеча, открывающая девичий пуп ледяным ветрам? Вообще: кому мы доверили расковыривать эту прорубь для всеобщего обозрения? И почему мощная горячая река истинной российской культуры подо льдом? Откуда он наморозился? Наверное, умные люди об этом много написали, честь им и хвала. Но река-то подо льдом, и там не хватает кислорода...

В эту реку я окунулась нежданно-негаданно в Уфе этим летом благодаря нашему доброму гению Людмиле Николаевне Сурковой - известному журналисту, активисту зеленого движения, организатору республиканской молодежной экологической газеты «Экорост». Из жизни я знала, что русский город Уфа, родившийся в 1586 году в башкирско-татарских степях, издавна был звездой российской культуры (назову только одно имя - Аксаковы). И никак не думала, что окажусь в атмосфере подвижнической охраны и развития того первостепенного, о чем наше государство думает в последнюю очередь.

Штучные люди

Слушаю одну из магнитофонных кассет - и понимаю, что ни на одной из моих журналистских записей не звучало столько смеха. Даже хохота - и очень мелодичного, потому что в числе хохочущих - две певицы.

Запись сделана в одном из старинных уфимских домов, принадлежавших когда-то купцам Вавиловым. С 1918 года здесь в одной из возникших на революционном переделе квартир живет семейство Вавиловых, ныне представленное тремя сестрами.

Поднявшись на второй этаж по крутой деревянной лестнице, вы попадете в 19 век. Многие, особенно школьники, испытывают шок - настолько непохожа на нынешнюю эта бытовая среда. Потому что, во-первых и в-двадцатых, это КУЛЬТУРНАЯ среда. Некоторые внешние приметы этого - рояль и пианино, старинные картины, мебель, портреты Лермонтова, горки с антикварными вещицами, бесчисленные кошки и огромный пес...

А я испытываю шок, когда узнаю, что в эту квартиру по понедельникам может прийти любой человек, - двери открыты. Пять лет назад сестры посчитали по журнальным записям - их посетили около 10 тысяч человек! После этого уже не считали, со смехом говорит младшая из сестер певица Ольга Злобина... Бывает, что в тесных комнатах собирается до 70-80 человек за раз! Надежда Георгиевна Андрианова, Старшая Сестра (организатор и вдохновитель, как я поняла):

- Ну, сколько тут перебывало, можно понять по состоянию моей квартиры. (Хохот). Вот прошлой весной были 47 юных краеведов со слета, я их с трудом раздела, усадила, стала беседовать о Роде, о Памяти. О квартире, которая хранит стиль старого времени. Показала им «Огоньки» 1914, 17, 42 годов, чтобы они попробовали ощутить дух иных времен. Рассказала на примере Лермонтовых, как человеческий род, принадлежащие ему семьи берегут свою историю, Посоветовала чаще разговаривать с бабушкой, дедом, узнавать семейные предания, рыться на чердаке, в старых бумагах, с почтением относиться к старинным вещам...

Конечно же, сюда идут не просто смотреть на уникальную квартиру. Три сестры смолоду попросту говоря были очень творческими людьми. К ним сейчас на улицах обращаются: «Вы меня не помните? А я у вас бывал, когда вы снимали игровые фильмы, нас к вам из школы приводили 1 сентября»... Оказывается, человек работает на ТВ - и не без влияния тех детских встреч. Или: «Для меня из всей школьной жизни самое сильное впечатление - вечера в вашем доме». Да, снимали фильмы, даже с участием «Чарли Чаплина»: «Надя как проявочная машина работала, за ночь по шесть пленок обрабатывала, а когда воды не было, бегали на колонку с ведрами. И на следующий день монтировали фильм». От любопытных не было отбою. Были и есть изумительные музыкальные вечера - Ольга и ее муж Геннадий Валяев поют дуэтом, у них около 60 программ русского романса, классики; приходят другие исполнители. Выставляются работы средней сестры Людмилы - художника.

Откуда у них такой дар - быть открытым домом, где живут «штучные» люди? Надежда Георгиевна:

- От предков, наверное. Я задавалась таким вопросом. Понять бы, хотя бы с материальной стороны, - а на кой черт мне это нужно! Честно! Просто мы не можем быть другими. Были, конечно, времена, когда семьи, особенно вроде нашей, жили закрыто, боялись, потом страх ушел. А мы его уже не знали. Конечно, КГБ со мной выясняло отношения - что это, мол, за собрания такие в частной квартире. Я отвечала: принимаем рабочих, делаем для них музыкальные образовательные вечера, водку не пьем, в карты не играем... Потом, правда, в обкоме объяснили, что в карты - можно. (Хохот). Теперь играем в канасту для разгрузки. Ну, пять лет без работы сидела... Да ерунда все это... Вот что странно - как нас «передают» по цепочке. Хочу даже сесть мемуары писать: столько интересных людей мы повидали! Например, после концерта Оли и Гены в Малом зале Московской консерватории подходит человек, знакомится: директор музея Булгакова в Киеве. Улетает сейчас из Москвы к себе. А мы с Милиной выставкой через два дня тоже в Киеве - и процесс создания интереснейшего музея наблюдаем, и новый круг людей уже есть. И в Москве, и в Петербурге, и в Вильнюсе... И что потрясающе - все делятся с нами творческими задумками.

Символ отечественной культуры

Для сестер и их друзей это Лермонтов. Сейчас их квартира - штаб Лермонтовского центра Республики Башкортостан.

- Он возникал постепенно и так давно, что это трудно определить, так что я могу говорить только о юридических датах, - рассказывает Надежда Георгиевна. - По существу - с нашего детства: всегда мы в нашей семье поклонялись творчеству Лермонтова, всегда собирались у нас люди в день его памяти 27 июля. С возрастом вокруг нас складывался большой круг людей, а потом наступили года, когда стали официально возникать общественные организации. И в 1991 году мне предложили создать центр русской культуры на основе наших встреч. Это мне не понравилось - делать упор на национальный момент. И когда была создана в России Лермонтовская ассоциация, включившая всех представителей рода Лермонтовых, они предложили нам свое имя - это понравилось, и в 1992 году мы зарегистрировали центр. Его ядро - человек 10-15. Наша семья - я, Людмила, Ольга, Геннадий, моя дочь Варя и ее муж, певица Ирина Самарская, Вадим Болотов, юрист Нелля Назмутдинова, другие... Это те, кто бескорыстно вкладывает в наше общее дело свои силы и средства.

А я еще до посещения сестер знала: Ольга и Геннадий заработали сорок три тысячи рублей - и отдали их на празднование 190-летия со дня рождения Лермонтова этим июнем. «И они еще хохочут над этим! И так легко об этом говорят! Ведь не так-то часто им приходится неплохо зарабатывать», - комментировала потом свой рассказ моя чудесная Людмила Николаевна. А вот мой комментарий. По решению Лермонтовской ассоциации во главе с ныне живущим Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, полным тезкой и родственником поэта, празднование прошло не где-нибудь в других лермонтовских местах России, а именно в Уфе. Сколько бы вы думали правительство РБ выделило на празднование? Правильно, 10 тысяч рублей. Надежда Георгиевна обижается на общий хохот: нет, очень помогли, всем, чем могли, - и звонками, и письмами, и благодарностями, и транспортом... Приехали на праздник в конце июня 13 гостей - М.Ю. Лермонтов, директора лермонтовских и литературных музеев из Москвы, Питера, Тамани, Пятигорска, видные лермонтоведы. Надежда Георгиевна:

- Под Москвой есть бывшее столыпинское имение, где в юности бывал Лермонтов. Владелица усадьбы в самом начале 19 века увековечила там память поэта - заказала Голубкиной его бюст, поставила стелу, потолки второго этажа украсили росписью на темы «Демона» и «Ангела». А через несколько десятков лет Лермонтовская ассоциация взяла эту усадьбу в аренду на 49 лет, и усилиями Михаила Юрьевича она восстановлена. Именно там и было принято решение ехать на Лермонтовские дни в Уфу. И мы сейчас под большим впечатлением от июньской встречи. Не хотелось расставаться...

Люди, которые рады делиться творчеством. Их не волнует пребывание на Олимпе. В официальных проповедях государства вы услышите им хвалу. Иногда. Но кто из вас видел, чтобы правители их отечески поддерживали?

Вечером

На высоком берегу Белой в черте старой Уфы есть молодой музей художника Александра Эрастовича Тюлькина, много сделавшего для становления живописи Башкортостана. Одноэтажный домик затерялся в густых зарослях древесного молодняка и гаражей - не все желающие его отыскивают. Директор музея, экскурсовод, сторож и ремонтный рабочий в едином лице - Геннадий Валяев, великолепный баритон с Петербургской консерваторией за плечами. В одной из четырех комнат домика, самой большой, стоит рояль, как и при жизни художника. Здесь вечерами часто звучит дуэт Ольги Злобиной и Геннадия. Я его слышала. О чарующем пении высоких профессионалов писать трудно.

Когда в доме трех сестер зашел разговор о шоке школьников при встрече с живым 19 веком, Ольга, посмеиваясь, сказала: «Мы по своим концертам в школах, детских садах знаем, что в первый момент у детей тоже бывает шок - от человеческого голоса. Слышим: ой, так это же без «фанеры» так поют!»

Я поняла, что в Уфе Ольга и Геннадий поют много: в школах, в музее, в Лермонтовском центре, даже в детских садах (есть заведующая-энтузиаст, решившая строить воспитание малышей на классической музыке, и музыкальный работник подключилась к программе, предложенной Ольгой и Геннадием). И цены этому всему нет. Но все же - гуляя по культурному центру Уфы, я не увидела филармонийских или консерваторских приглашений на концерты дуэта, которому Европа предлагала серьезные контракты. Узнала я об этих европейских предложениях стороной и не могу судить точно, почему дуэт такого уровня не востребован концертными и оперными залами крупного столичного города, каким стала за последние годы Уфа. Ольга с Геннадием об этом не говорят. Известны факты, которые тоже шокируют... А московский композитор Мацкевич специально для них написал оперу по мотивам лермонтовского «Демона». Они поют цикл на слова Цветаевой «Есенин-Цветаева». Я слышала отзывы о потрясающем исполнении дуэтом «Молитвы» на слова Лермонтова. У них, как уже сказано, 60 концертных программ. Великолепных.

Честно говоря, есть от чего расстроиться.

И еще от того, что через несколько лет может развалиться дом, в котором квартира-феномен сестер Вавиловых. И от того, что в киосках местных издательств не найти репродукций картин Тюлькина (а они выставлялись, например, в США), как не найти в сувенирных магазинах Уфы и даже на роскошном рынке в центре города никаких национальных башкирских изделий и сувениров, кроме деревянных рамочек с сотовым медом и деревянных баклаг с ним же. И от того, что уходят в небытие великолепные вечера в квартире покойной Милицы Александровны Черданцевой, лектора местной филармонии, - один из них в записи я слышала: «Женская лирика 20-х годов 20 века». Восьмидесятилетняя женщина наизусть читала стихи Ахматовой, Лохвицкой, Лесной, Руссат в сопровождении произведений Шумана, Шопена в исполнении профессора, зав. кафедрой специального фортепиано Уфимской консерватории Людмилы Ивановны Алексеевой. Но это тоже особая статья, как и личность и произведения А.Э.Тюлькина...

На главной улице Уфы орет истошно торговый центр «Пассаж», подбухивая «блямц-блямцем». Ничто живое находиться здесь более минуты, не разрушаясь от силы звука, не может. Это орут большие деньги. Они орут не только в Уфе. Они не умеют видеть и слышать. Государство, ау!

А как вы проводите свои вечера?


Татьяна
СЕЛИВАНОВСКАЯ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность