Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Путь к детям

Ход конем

Когда Баходыр закончил биофак Самаркандского университета, большого желания учительствовать у него не было. Он вел часы в двух школах, не особенно напрягался и на все попытки увеличить нагрузку отвечал: «У меня в той школе много работы, больше не потяну». Так продолжалось до тех пор, пока ушлый завуч одной из школ все не разузнал и не понял, что молодой подающий надежды педагог просто филонит. Молодость... Он стал уговаривать Баходыра: «Я тебе столько же уроков здесь найду, зачем тебе бегать по двум школам? Такой класс тебе дам! Будешь классным руководителем, по-настоящему себя проявишь!» В общем, уломал, заинтересовал. «А в результате, - вспоминает Баходыр Джумаевич, - мне такой класс подсунули! Я как зашел... Я же не знал, что он из самых отъявленных! «Сливки» хулиганов из разных мест, из других школ собрали в один класс. Не было ни одного, кто хотя бы на четверки учился... Но отступать уже неудобно было. Я же мужчина».

И начались бессонные ночи. Десятки блокнотов исписал! Каждую ночь анализировал прошедший день, записывал, что сделал, разбирал, почему не получилось, что надо сделать завтра: этому такое задание, этому - такое... А на следующий день, все, что планировал, летело к черту. Опять ночью «работа над ошибками»...

И все-таки подобрал он ключик к своим «отъявленным». Каждому находил такую задачку (и по предмету, и по жизни), какую тому хулигану было интересно решать. И когда получалось, у парня радости было столько! «Давай еще!» Ведь работать с интересом гораздо лучше, чем умирать от скуки. И еще Баходыр Джумаевич учил их самостоятельности: учил принимать решения и отвечать за них. Мальчишкам это тоже нравилось. Как и его справедливость.

«Когда был директором, - вспоминает Баходыр, - провинившегося ученика ко мне приведут с жалобами, отвечаю: «Хорошо, вы идите, я сам разберусь», а ученику говорю: «Ну-ка садись, давай, рассказывай» (рядом с директором хулигану сидеть само по себе в диковинку!). А я вот с ними так разговаривал, на доверии. Все выявлю, разберусь, кто действительно виноват. И, главное, никто передо мной не хитрил, они сами быстро все рассказывали: «То и то сделали. Ну, так получилось... Если можете, простите нас, больше не повторится!» Дальше мораль не читал: «Ну, все, иди». Кратко и понятно. И дети это очень ценили». Будущий староста «отъявленного» класса вспоминал, как его, непоседу, привели к директору с жалобами. Баходыр Джумаевич пригласил его поближе к своему столу и показал журнал, где красивая аристократическая пара танцевала бальный танец. Показал на танцора во фраке с белой бабочкой и спросил: «Хочешь быть на него похожим?» Тот, не задумываясь, ответил: «Да!» «Замечательно, можешь идти». Вот и весь разговор. Потом эта картина долго стояла у мальчишки перед глазами, и хотя он тогда до конца не понял, что хотел сказать ему учитель, но уже взрослым вспоминал: «Я усек главное: каждый человек должен к чему-то стремиться, тогда он добьется в этой жизни всего».

Во времена директорства Баходыра в школе царило самоуправление. Оно воспитывало ответственность, помогало детям раскрыться. Учитель вспоминает:

«Приучал их к тому, чтобы сами все организовывали и сами отвечали за все. Готовим, например, классное собрание или воспитательный час. Я не один готовлю, все участвуют: что-то предлагают, спорят, улучшают. Классный час начинаем, они сами ведут. Мне оставалось только порядок поддерживать. Говорю: «В течение одной минуты все излагай: что ты сделал, и что ты хочешь, никаких лишних слов, коротко и ясно. Иначе ничего не успеешь».

Сам увлеченный шахматист, он предложил тем, кто хочет, оставаться после уроков еще на один час, чтобы заниматься шахматами. Остались почти все и с увлечением начали изучать дебюты, знакомиться с цугцвангом и миттельшпилем. Известно, что шахматы дисциплинируют и развивают мышление. Поэтому или почему другому, но скоро в классе чуть не половина учеников стала отличниками, ударниками, появились активисты... В роно не поверили и устроили молодому педагогу хорошую взбучку: «Кто разрешил давать детям дополнительную нагрузку?» Хотя шахматами занимались исключительно добровольно. И только когда после неоднократных проверок убедились, что ребята действительно подтянулись в учебе, отстали.

А этот «отъявленный» класс стал таким!... На ученических конференциях, где со всех школ собираются лидеры, Баходыр слушал своих и душой радовался: «Как они умеют выразить свои мысли, как говорят, я бы сам так не смог! Но ведь это я их научил!» Такая радость была... Вот так мать обычно радуется, любуясь своим ребенком, мужчине, отцу это обычно не свойственно, но я точно чувствовал себя «матерью». Иногда слезы от радости появлялись, неужели это мои дети! Ведь они такие же боевые, такие же независимые, но толковые, сознательные. Сами многое понимают.

Как-то возвращались с ними из тугайного леса и увидели стаю журавлей. Смотрим, клин остановился, одно его крыло словно смято, и видно, что дерутся там. Дети говорят: «Вожак наказывает кого-то». Поняли».

В школе, где преподавал Баходыр Джумаевич, он создал биологический центр, который объединил кабинеты анатомии, общей биологии, зоологический музей, оранжерею, лимонарий, теплицы, плодовый сад, розарий... Сделан он был по образцу Самаркандского государственного университета, и все уроки ботаники, зоологии, анатомии проходили там. Не любит Баходыр схоластику, чем ближе к жизни, к практике, тем лучше. Добивался от ребят понимания. Поэтому на уроках не главу из учебника спрашивал, а давал в руки яблоко и говорил: «Расскажи, как оно появилось». Вот тут ученику и про корни надо вспомнить, и про фотосинтез... Или даст в руки хлеб: «Расскажи, как идет усвоение пищи?» Сам рисовал для уроков таблицы и клеточное строение преподавал по своей методике: нарисовал плакат так, чтобы самому отстающему было понятно, какие процессы происходят в клетке.

Особую славу завоевала созданная Баходыром ученическая производственная бригада «Зеленая выставка». Ребята установили контакт со Среднеазиатским НИИ животноводства, с НИИ рисоводства и начали выращивать и размножать для Пахтачийских хозяйств семена новых высокопродуктивных сортов кормовых культур. Организовали их наглядную пропаганду. На их поле росли кукуруза, сорго, овес, соя, свекла... Вели их первичное семеноводство, растили сортовой посевной материал для колхозов.

О бригаде писали газеты. Корреспондента «Комсомольца Узбекистана» поразило то, что ребята выработали и утвердили свой свод законов, которые внутри бригады соблюдались неукоснительно. В числе их такой: «Все выполнять вовремя» - то есть запланированная на день работа должна быть закончена в срок. Кроме того, действовал «закон метлы и ведра», и потому поражали чистота и порядок вокруг и внутри полевого стана. А еще действовали такие правила, как уважение к песне, уважение к девушкам... А по «закону зелени» в рейд отправлялись голубые и зеленые патрули.

35-летний опыт учителя в одной заметке не отразишь, но, я думаю, главное - то, что Баходыр просто жил рядом с ребятами так, как должен жить достойный человек, и работал так, как должно. Это и воспитывало. Он остается после уроков мастерить очередной экспонат для кабинета - и ребята рядом: интересно же! «Колдует» над экзотическими комнатными растениями - и они тут как тут. Потом вместе обсуждают, что надо сделать, чтоб это растение прижилось, не погибло. Вместе строили оранжерею и выращивали в ней лимоны, вместе провели праздник птиц: смастерили скворечники, прошли с ними по улицам райцентра, а потом дали в школьном дворе большой концерт, на который собралась половина взрослого населения и вся детвора поселка. После этого праздника в школе исчезли рогатки.

Я познакомилась с Баходыром Худайбердыевым на 8 конференции МСоЭС, где он представлял солнечный Узбекистан. Причем его глубокую провинцию - поселок Зиадин. От Самарканда до районного центра 150 км, от Ташкента - 600 км.

Баходыр - один из первых узбекских экологов. Рассказывает: «Еще в 85-86 годах, когда только-только заговорили об экологии, мы вышли на первомайскую демонстрацию с лозунгами «Арал просит помощи», хотя тогда власти такие выступления не приветствовали».

Вообще, власти Баходыром частенько были недовольны. Но он не боится. Еще до всех перестроек в 84 году вышел из партии, когда понял, что слова у нее расходятся с делом. И на все уговоры покаяться и вернуться отвечал: «Не в чем мне каяться. Я ничего дурного не делал».

Разве что нелицеприятные вещи властям говорил... Рассказывает: «Вы знаете, что у нас в сельском хозяйстве очень активно применяют ядохимикаты? Мы организовали в парке большую выставку плакатов, на которых дети талантливо разрисовали как уничтожают людей, нацию... Кроме того, создали экологическую карту района. Придумали так: капелькой воды отмечали экологически неблагополучные места. Если какой-то объект загрязняет воздух, капелька голубого цвета, если воду - зеленого, почву - коричневого. Если загрязнение идет по всем составляющим, капля делилась на три части. Когда в 93 году была создана экологическая карта Узбекистана, многое взяли у нас».

В своем поселке Баходыр создал детскую экологическую организацию «Зеленая волна». И в ней применял те же принципы воспитания - самостоятельность и ответственность, включение в реальное серьезное дело.

Взялись, например, члены «Зеленой волны» за восстановление тугайного леса в пойме реки Зеравшан. Из-за монополии хлопка леса вырубали вплоть до берегов реки. Лесное хозяйство выделило юным экологам 10 га. Посоветовались с учеными университета и на средства гранта закупили саженцы калифорнийского тополя - болезнестойкого, выносливого. Землю почистили, провели необходимые агротехнические работы. В выходные и каникулярные мартовские дни занялись посадками. Все ребята были разделены на звенья, за которыми закрепили участки. В течение года они не просто пололи и поливали, но и вели наблюдения, как прижились деревья, как растут. Теперь тополя уже большие...

- Во время этих работ, - рассказывает Баходыр Джумаевич, - был такой случай: возвращаемся с работы усталые - туда 5 км, назад столько же, да там еще дети работают... Надо было отдохнуть, и я специально выбрал захламленное место. Там арык протекает и все вокруг в мусоре. Сидим. Я молчу. Здесь, вообще, не надо спешить. Надо дать им приглядеться, чтобы у них самих проснулось понимание. И через определенное время слышу: «А что это здесь так грязно? Почему столько мусора? Надо же что-то делать!» Потом один говорит: «Давайте субботник организуем, почистим», другой отвечает: «Бесполезно. Опять намусорят». В общем, посыпались десятки вопросов и предложений. Я не стал подводить черту и ставить точку. Сказал: «На следующей ученической конференции мы этот вопрос поставим, пусть ребята сами решат, как тут быть».

В тот раз решили, что без работы с населением не обойтись. Стали обходить дома, проводили рейды вдоль канала, чтоб выявить злостных загрязнителей...

Сейчас Баходыр на пенсии, в школе не преподает, но в детской экологической организации по-прежнему работает. На конференции МСоЭС рассказывал: «Я все время думал, как можно сделать экологическое воспитание непрерывным? Как распространить его на все школы? Во-первых, создал календарь работ, куда включил все международные экологические даты: День Дерева, День Земли, День Воды и т. д. - и всю годовую экологическую деятельность привел в единую систему».

Кроме того, члены «Зеленой волны» вербуют себе союзников: идут в соседние школы и показывают там свои видеофильмы об эколагере, зоологическом музее, всех интересных мероприятиях. «Кино» сопровождают рассказами, в конце концов, у зрителей появляется интерес: «А можно и у нас организовать такое?» Так возникает новая школьная экологическая организация, определяются ее лидеры. Сейчас «Зеленая волна» курирует 15 школ, и есть план охватить весь район.

Еще в юности своим учителем в педагогике Баходыр выбрал Сухомлинского. Сумел раздобыть практически все его книги, изучил их от корки до корки. Говорит: «Я даже во сне с ним разговаривал. А о месте его рождения, Павлышах, так могу рассказать, что все подумают, будто я там был. А я не был там! Просто этот человек мне очень близок. И книгу написать он мне помог».

Эта книга - о 35-летнем опыте педагогической деятельности Баходыра Джумаевича. Вот тут и пригодились те десятки исписанных в юности блокнотов. Говорит, все честно написал и не постеснялся ошибки свои показать, чтоб другие их не повторили.

Вот, например: в 14-15 лет Баходыр стал чемпионом области по шахматам. Приехав с дальней периферии, обыграл всех городских школьников из клубов и секций. А он - самоучка, сам шахматы освоил и других в школе научил. Вернулся с соревнований героем, вся школа на него смотрела, а на уроке учитель его вызвал и спросил пропущенный материал. Услышав «не знаю», поставил двойку. «Мне стало так обидно! - вспоминает Баходыр. - Я же герой, как он мог со мной так поступить! Но потом понял, что учитель прав, самолюбие свое поборол, все выучил и стал опять получать хорошие оценки. Я обо всем об этом и пишу».

Наверное, только истинный мастер не боится своих ошибок и не скрывает их. Потому что не о собственном авторитете беспокоится, а о том, чтобы идущие следом не повторили эти ошибки и сумели пройти дальше.

Такой мастер сам всю жизнь ученик. И именно потому - Настоящий Учитель.
 
 

Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность