Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Нитка жемчуга

Такое сравнение пришло на ум после того, как я услышала рассказ о Голландии. Вернее, о веками выверенных взаимоотношениях Человека и Воды в этой маленькой героической стране.

Героической потому, что жизненное пространство отвоевывалось у воды жителями этих мест на протяжении многих столетий. И все-таки, наверное, было бы неправильно называть эти отношения войной! Это мирное сотрудничество, способы которого люди нашли, относясь к Стихии Воды с уважением и почтением. Их гармоничное сосуществование и напомнило мне нить с нанизанными на нее жемчужинами найденных решений. Каковы же они?

Рассказывает заведующий кафедрой культурологии Нижегородского архитектурно-строительного университета Юрий Владимирович ФИЛИППОВ:

- Нет ни одной стороны человеческой деятельности, где бы ни использовалась вода. Но сложилось так, что одни страны испытывают дефицит этой жизненно важной субстанции, а в других ее избыток. У ряда народов столько воды, что они не только не знают, что с ней делать, но и защищаются от этого изобилия. К ним можно отнести и голландцев.

Мне повезло, я был в Голландии три раза и очень полюбил эту маленькую удивительную страну. Когда впервые туда приехал, то с удивлением узнал, что три четверти Голландии - это бывшее дно моря. И у жителей этой страны есть поговорка, что Бог создал Землю, а голландцы создали Голландию. Вернее, создали ее фламандцы и фризы - народы, первоначально населявшие эту землю. Что означает в переводе «Нидерланды»? «Нидер» - «низкая», «ланд» - страна. Вот эту «низкую страну» и заселили в свое время названные мной народы, но оказались в окружении германцев, франков и т. д. и из-за своей малочисленности не могли расширять территорию, отвоевывая ее у соседей. Поэтому голландцы стали в буквальном смысле слова создавать свою землю, осушая море.

Типичный голландский пейзаж - это ровные прямоугольники суши, разделенные каналами, пастбища, дамбы и ветряные мельницы... Смотришь и думаешь: какая идиллия! Как все хорошо продумано: вот луга, где пасется домашний скот, вот каналы, из которых он может напиться, и тут, наверняка, богатейшие хлеба растут - раз столько мельниц!

Так может подумать впервые приехавший в страну человек. И ошибется. Потому что голландцы производством хлеба не занимаются и не занимались практически никогда. Изначально экономика этой страны базировалась на морском рыболовстве. И лишь потом здесь занялись земледелием.

Вода, которая окружает ровные прямоугольники пастбищ, - это не оросительные системы, а обводные каналы. А к валам ветряных мельниц приделаны не жернова, как у обычных мельниц, а архимедов винт - самый древний вид насоса. Один конец этого винта погружен в обводной канал, а другой вынесен за дамбу. Мельница постоянно крутится под ветром, винт приводится в движение и непрерывно отсасывает воду. Вода сбрасывается за стену дамбы, а там еще одна мельница, и еще, а там уже море. Все это устройство называлось польдер. Самый древний польдер относится к 12-13 веку, когда люди стали соединять дамбами дюны. Из образовавшегося внутри озера откачивали воду и сбрасывали ее в море. Но все равно земляные дюны и дамбы пропускали воду, и приходилось на дамбу ставить мельницу. Остановите эти мельницы и... Сейчас их крутит электричество, а если представить фантастическую картину, что в прежние времена какой-нибудь гигант накрыл бы огромным куполом всю страну и установилось безветрие, очень скоро вся Голландия на три четверти погрузилась бы в воду. До 20 века, т.е. до изобретения бетона, из которого стали строить дамбы, страну терзали наводнения, уносившие сотни и тысячи жизней.

Интересно, что однажды жители этой страны даже использовали воду как оружие. Когда во время второй мировой войны Голландию заняли немцы, этот маленький народ отчаянно сопротивлялся и открыл все дамбы и шлюзы, чтоб утопить захватчиков (сами жители забрались на крыши домов). Тогда немцы объявили по радио, что если шлюзы не будут закрыты, они начнут бомбить страну. Чтобы не потерять родину совсем, голландцам пришлось сдаться, но все-таки и немалое количество захватчиков погибло...

Вот так, отгораживая дюны, строя дамбы в море, голландцы метр за метром создавали свою землю, отвоевывали у моря еще один кусок суши... Едешь из Амстердамского аэропорта и видишь с одной стороны стену. Это дамба, за которой выше тебя на пять метров плещется море. А по нему судно идет. Интересное зрелище...

Так появилась эта земля. И когда, зная это, покупаешь в универсаме свежие голландские огурцы и помидоры к новогоднему столу, то испытываешь большое уважение к этому талантливому трудолюбивому народу. А еще удивляешься тому, что голландцы выращивают свою продукцию на шариках оргстекла, политых органическими удобрениями, да еще в стеклянных теплицах под северным солнцем, а у нас есть Астраханская область с бескрайними степями, где намного теплее, чем в Голландии и где всегда росли помидоры, но мы все еще не достигли такой высокой культуры земледелия. Хотя знаем, что в 19 веке в имении графа Орлова-Давыдова в нашем Подновье в отапливаемой теплице выращивали ананасы...

Судя по всему, изобретательность не рождается в изобилии. И именно из-за скудости земельных ресурсов, оттого, что вода создала сложные условия существования для голландцев, они и достигли таких высот в земледелии. И не только в земледелии.

Голландцы создали высочайшую культуру поселений на воде, где человек не испытывает никакого дискомфорта. Просто люди в этой стране в добром соседстве с водой живут очень-очень долго. Возьмите, к примеру, Амстердам - город на воде. Даже название его говорит само за себя: в дословном переводе это «река Амстел, на которой стоят дамбы». В городе очень много каналов, а в них - бесчисленное количество водоплавающей птицы. Одних уток я насчитал с десяток видов. Есть цапли, лебеди, гуси... Жители Амстердама очень любят их и постоянно чем-то подкармливают - по крайней мере, все городские птички чрезвычайно упитаны. Такое там полное взаимопонимание между живущими на воде - птицами и людьми.

Кстати, Амстердам стоит на сибирской лиственнице, я имею в виду фундаменты старинных домов. Ее применяли в строительстве задолго до изобретения бетона. Сибирская лиственница может стоять в воде до тысячи лет, ее забивали в дно каналов, а потом уже ставили дома. (Кстати, и Венеция стоит на сибирской лиственнице). И когда гуляешь по Амстердаму, приятно осознавать, что дерево с твоей родины помогло этому чудесному городу появиться на свет.

Интересны в Амстердаме и «танцующие» дома.

Представьте себе улицу, на которой здания стоят настолько плотно друг к другу, что между ними нет никакого прохода. Во двор можно попасть, только пройдя внутрь дома и выйдя с другой стороны. Так вот, поскольку дно бывшего моря, напитанное влагой, все-таки «гуляет», дом иногда наклоняется, но люди преспокойно в нем живут. Упасть-то ему все равно некуда. А через три дома можно увидеть еще один, наклонившийся в другую сторону. Это и называется «танцующие дома».

Из-за того, что их строили так плотно друг к другу, лестницы в домах очень и очень узкие. Я долго не мог понять назначение приспособлений, которые видел под коньком крыши почти каждого амстердамского дома: крюк, а на нем висит блок. Понял, когда однажды увидел, как с помощью этого блока с верхнего этажа спускают гроб. Лестницы в домах настолько узкие, что не повернешься. И, к примеру, пианино или рояль тоже по лестнице не поднимешь. Только через окно.

Видимо, благодаря дружбе с водой Голландия подарила миру и такой прекрасный вид спорта, как коньки. Когда зимой здешние каналы замерзали, коньки становились одним из средств передвижения. Приведу пример. В Голландии я познакомился с одной семейной парой. Жену зовут ван Бокль Викью Элизабет ван дон Селаар (мы ее зовем просто Лиз), а мужа Йоханнес. Лиз - специалист по педагогике, она каждую весну приезжает в наш университет читать студентам лекции. Йоханнес - орнитолог. Так вот, Йоханнес рассказывал, что когда они долгое время жили в старинном Утрехте, ему приходилось ездить на работу в другой город, и он с нетерпением ждал зимы, чтобы добираться туда не на электричке, а на коньках. Город километрах в двадцати! И он с удовольствием на этих самых коньках туда бегал. Зимой каналы в Голландии замерзают и становятся гладкой зеркальной дорогой... Кстати, искусствоведы до сих пор спорят о том, что главное в картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» - передний или задний план? Потому что на переднем изображены охотники, возвращающиеся с охоты, а на заднем - огромный каток.

И Лиз, и ее муж - настоящие голландцы, живущие по традициям и обычаям этой страны. К примеру, как только поженились, они долгое время жили на барже. Многие голландцы и до сих пор живут в таких плавучих домах. Лиз и Йоханнес получили биологическое образование, много лет работали в голландской колонии Суринам, там родились их пятеро детей. Вернулись на родину и живут сейчас на вполне достойную пенсию в собственном трехэтажном доме. Дом с его узкими крутыми лестницами, леерами напоминает корабль. У голландцев морская тема настолько глубоко в культуре, что корабельная архитектура отразилась даже на домах...

Вот за все за это нельзя не уважать и эту прекрасную страну, и ее мужественный трудолюбивый народ, сумевший приучить и покорить грозную стихию.

                                                                                                                                Записала Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность