Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Государство и мы

Три шага навстречу. Здравствуй, чиновник!

Осенью прошлого года я побывала в «Сибэкоцентре» - общественной экологической организации Новосибирска. Среди прочих тем меня интересовал вопрос: как складываются отношения новосибирских зеленых с местной властью, есть ли опыт взаимодействия в этой сфере? Ответ на него по моей просьбе дал руководитель «Сибэкоцентра» Александр ДУБЫНИН:

- Власть и общественность - надо ли искать точки соприкосновения? Полагаю, что надо. Раньше наши отношения напоминали нейтралитет: власть имущие не обращали на нас внимания, а мы старались меньше контактировать с ними. Но последние полтора года решили радикализироваться. И вот какой получили опыт.

Была как раз ситуация, связанная с нашими действиями на реке Издревой. Положение там сложилось такое, что нужно было в открытую критиковать власти, и мы поначалу подискутировали между собой, принесет ли это какой-то успех делу. Жизнь показала: принесет. Выяснилось, что критику власти замечают и воспринимают гораздо ярче. И если она аргументированная, это дает эффект и пробивает обычные бюрократические препоны.

В нашем случае речь шла о том, что в бассейне Издревой совершенно не решалась проблема мусора и нелегальных рубок. По берегам реки образовались гигантские свалки, но районные представители комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды их как бы не замечали и с ними не работали. Ну, пусть в комитете к сегодняшнему дню осталось всего два человека... Но и они обязаны были что-то делать. Последние же тридцать пять-сорок лет, как там возникли дачные поселки, мусор никого не беспокоил. Дачники валили его в реки, валили в овраги, и никто отродясь его не вывозил. Поэтому наши претензии были и к дачникам, обязанным организовывать вывоз собственного мусора, и к контролирующим структурам (комитету).

После нашей критики была целая серия встреч с чиновниками, в ходе которых мы показали, что владеем ситуацией гораздо лучше, чем они, и даже с законодательством знакомы лучше. В результате в перечень мероприятий на 2004 год комитет включил отдельным направлением деятельности создание экспериментальной площадки для ТБО в бассейне Издревой. Даже заложил на это бюджетные деньги. После того случая у нас с комитетом завязались очень хорошие деловые отношения.

Второй пример - с Болотнинским районом. Это один из немногих лесных районов нашей области. Мы устроили неожиданный рейд по проверке сведений о нелегальных рубках и обнаружили сваленные деревья и деляну, разработанную без лесорубочного билета. Вернее, он был, но оказался выписан всего за день до того, как мы приехали. Узнали о том, что будет проверка, и выписали, а на лесосеке уже месяц как шла заготовка. Мы увидели размеры порубок, увидели старые опилки... Но виновникам тогда удалось открутиться. Они просто подняли нормы выработки так, что получилось, будто за ночь столько нарубили. Подвела наша тогдашняя неопытность. Надо было сразу сделать перечет, но я поверил чиновнику ГУПРа, который с нами был. Он сказал: «Мы создадим комиссию и вас обязательно позовем, вместе приедем и все посмотрим». Они съездили - но без нас. И я теперь совершенно этой структуре не доверяю...

Теперь мы ведем себя по-другому: сами увидели, зафиксировали, написали протокол и сами действуем.

А в тот раз произошло вот что. Поначалу директор лесхоза испугался и рассердился: решил, раз пришли общественники с такой масштабной проверкой, значит, что-то замышляют плохое, значит, «враги», но потом решил все-таки сотрудничать. Ведь у лесхозов есть свои контролирующие функции... Мы поняли: когда заявлена жесткая позиция, люди понимают, как с ней дальше работать. Когда мы говорим, что хотим осуществлять общественный контроль, нам отвечают: «Хорошо, мы осуществляем государственный контроль, давайте работать вместе». Плюс мы получили поддержку со стороны окружных структур - чиновника, который взял на себя роль улаживающего конфликт. Это Владимир Петрович Роговцев, бывший главный лесничий Новосибирской области. Он выслушал меня, выслушал директора лесхоза, дал обоим полезные советы и сказал: «Работайте вместе!» Во многом благодаря и его посреднической роли нам удалось найти общий язык.

После нашей проверки в лесхозе было еще несколько. В них участвовали областная прокуратура и районная, и ГУПР проверял... Были телевизионщики, был очень большой шум. И хотя в конце концов дело закрыли, это оказалось сильным ходом со стороны экологов, мы показали, что представляем собой реальную общественную силу, заставили власти изменить свое отношение к нам. И если еще три года назад чиновники не обращали на нас особого внимания (ну, занимаются там образованием...), сейчас воспринимают как самую сильную экологическую организацию в городе. Потому что остальные и по составу меньше, и охват тем у них уже, и не такие они дерзкие, не так нападают на власть. Все больше советуют...

И третьей нашей историей, тоже показательной, стала целевая экологическая программа, которая создавалась в недрах администрации без активного обсуждения с общественностью. Года два назад нам предложили «слегка поучаствовать» в ее создании... «Вы напишите какие-нибудь свои предложения...Совершенно не факт, что программу профинансируют, но что-нибудь напишите». Мы написали, отправили, забыли. Никакого обсуждения в других общественных организациях не было. Просто мы подвернулись чиновникам мимоходом в коридоре (хочу подчеркнуть несистемность этого контакта). Потом прошло полтора года, нас зовут на одобрение этой программы на президиум области. Президиум - это такой координирующий орган при губернаторе, в котором - представители власти, общественных структур, главы районных администраций. Об этой самой целевой программе там докладывал руководитель комитета природных ресурсов при администрации. Оказывается, они ее все-таки создали. Правда, мы об этом ничего не знали. Из тех двадцати предложений, которые мы давали, прошло только одно. Почему - оно, тоже непонятно... В программе какие-то непонятные статьи, большой крен в коммунальную сферу...

После этого общественные экологические организации Новосибирска сорганизовались и написали письмо губернатору Виктору Толоконскому, что недовольны этой программой и хотят, чтобы она разрабатывалась по-другому. Тогда началось не то что бы «бодание», но выяснение отношений: «почему, да зачем, да что вы хотите?» Мы ответили: «Давайте обсуждать программу и выстраивать ее по-другому: с учетом критериев эффективности, изменением приоритетов финансирования, включением в работу общественных организаций»... Реакцией на наше письмо стало приглашение на встречу к заместителю главы администрации области. Туда позвали и общественные организации, и создателей программы. Выяснилось, что этот зам. главы гораздо более демократичен, гораздо более лоялен к общественным организациям, чем председатель комитета природных ресурсов, «товарищ старой закалки», которому взаимодействовать с общественностью не очень хотелось. После всех обсуждений был очень смешной момент, зам. главы сказал: «Поручаю Алексею Ивановичу (думаем, интересно, что он поручит-то?... пауза такая) ...изменить свое отношение к общественным организациям».

Результатом того обсуждения стало создание общественного совета при администрации области (это было нашим предложением). Председателем совета стал заместитель главы области по промышленности и экономическому развитию, вошли туда частично и чиновники, но большей частью - представители общественных организаций.

В августе 2004 года было принято официальное решение о создании совета, было утверждено положение, список участников. Дальше - очень многое будет зависеть от общественных организаций: как они сумеют использовать эту возможность. Вопросы, которые надо ставить на таком совете, должны быть достаточно высокого уровня - областного, регионального. Пока многие общественники привыкли работать маленькими проектами, а здесь требуется достаточно широкое и экспертное видение, и соответствующее мировоззрение... Нужен другой уровень подхода.

Вот такой был прецедент. Власть уже начала нам вручать какие-то грамоты, благодарности и прочее, «набираем вес»... Смотрю как-то: грамота лежит от ГУПРа - а мы ли на них не «наезжали», мы ли их не критиковали! На самом деле там все просто объяснилось. И в чиновничьих кругах есть люди, которые за природу радеют, вот такой человек и проявил инициативу, решил, что нас надо поощрить: «Я же знаю, как вы работаете, мы с вами много сотрудничаем по охраняемым территориям»...

И на самом деле нам с властью неминуемо придется контактировать - это аксиома. Аксиома и то, что созидательный результат бывает только тогда, когда все-таки удается найти пусть не компромисс, но хотя бы общее поле для развития, для взаимодействия...

И еще одно наблюдение: чем ближе тот же работник властной структуры к нуждам людей, тем легче найти общие точки для пересечения. То есть с районными властями очень быстро можно находить контакт, потому что они каждый день эти проблемы решают. И если еще кто-то сам приходит, предлагает свою инициативу и аргументирует ее, а, главное, готов сам участвовать, то, конечно, районные власти пойдут навстречу. Если, повторюсь, они действительно радеют за людей. Но чем выше чиновники, тем с ними сложнее, потому что там уже больше политики, больше других интересов...

Понятно, что по всем направлениям, во всех действиях мы с властными структурами не сойдемся. Всегда будет поле для критики, всегда мы найдем, за что ругать нашу власть, но, с другой стороны, если мы находим общую проблему и видим, что у нас есть общее понимание методов решения, то надо в этом направлении «рыть».

Одним словом, можно делать акцент на противостоянии, а можно пытаться решать проблему. Это две тактики. Понятно, что в одном случае лучше сработает одна, в другом - другая. И, наверное, в тех условиях, когда власть готова воспринимать общественность, и когда в ней сидят не одни воры, но люди, которые радеют за дело, тогда можно и нужно и взаимодействовать, и сотрудничать. Нужно и критиковать, естественно, потому что они периодически расслабляются... Но работать можно.


Беседовала, записала, фотографировала
Альбина БЛИЖЕНСКАЯ.
Новосибирск - Нижний Новгород.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность