Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Что угрожант "Шульган-Ташу"

Блокируется компенсационное расширение заповедника, попадающего в зону воздействия Юмагузинского водохранилища

...Несколько лет назад зеленая общественность пыталась помешать сооружению очередного гиганта гидростроя - Юмагузинского водохранилища в Башкирии. Не удалось. Плотина построена, начат ее ввод в эксплуатацию. Какие проблемы уже возникли в связи с этим у уникальной заповедной территории «Шульган-Таш»? Можно ли как-то компенсировать негативное воздействие на нее и что говорит об этом башкирская власть? Эту тему глубоко исследует журналист, замредактора газеты «Природоресурсные ведомости» Ольга ШЕВЕЛЕВА, чей материал мы перепечатываем в сокращении.

«Шульган-таш» - один из самых маленьких заповедников европейской части России, его площадь всего 225 кв. км. Но он известен и в России, и за рубежом. Здесь сходятся широколиственные леса, лесостепь и южная тайга, их флора и фауна сосуществуют, создавая, как говорят ученые, «один из ключевых районов таксономического разнообразия, своеобразную «горячую точку» с повышенным числом видов». Не зря «Шульган-Таш» вместе с крупнейшим в республике заказником «Алтын Солок» и природным парком «Мурадымское ущелье» предполагается включить в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Притягивает гостей многое. И всемирно известная Капова пещера с наскальными рисунками, которым пятнадцать тысячелетий. И только здесь сохранившееся бортевое пчеловодство. Туристские объекты «Шульган-Таша» разумно скомпонованы. Визит-центр заповедника стоит на самой границе, и попасть сюда можно не только на автомобиле, но и водным путем - сплавляясь по реке Белой. Огромная поляна (густая трава, по вечерам - крик перепелов и коростелей) окаймлена с одной стороны скалами, с другой - лесом, с третьей - рекой, за которой зеленеют пологие горные вершины... С внешнего края поляны гости ставят свои палатки и отправляются в сопровождении экскурсовода по экологической тропе. Всего 5 километров, но насыщенных информацией - здесь и музей природы, и колодная пасека, где можно попробовать и купить бортевой мед. Через могучий широколиственный лес, чистую речку Шульганку тропа ведет к величественной Каповой пещере. Туристы уезжают радостными и обогащенными, а природные комплексы заповедника остаются непотревоженными. Кажется, все замечательно... И почти никто из гостей не догадывается, какие проблемы давят на прекрасный клочок башкирской земли.

Площадь заповедника и так недостаточна для выполнения своей миссии - сохранения природных комплексов Южного Урала, и в особенности бурзянской бортевой пчелы. По методике определения минимально большой площади ООПТ, при которой поддерживается естественная саморегуляция, площадь «Шульган-Таша» (при наличии близко расположенных ООПТ, таких, как НП «Башкирия», заказник «Алтын Солок») должна быть 400-900 кв. км, а отнюдь не 225 кв. км».

Но теперь рядом возникает обширный и глубокий водный объект, Юмагузинское водохранилище, что скажется на окружающих территориях. Ожидается увеличение влажности, изменение температурного режима, возникновение постоянных бризовых ветров вдоль ложа. Эти явления неблагоприятно скажутся на популяции охраняемой в заповеднике бурзянской бортевой пчелы, т.к. нарушат ее многовековую адаптацию к местным условиям. Кроме того, усилившаяся циркуляция атмосферы над водохранилищем, в совокупности с преобладающими юго-западными ветрами, будет способствовать более активному переносу техногенных выбросов Южного промузла Башкирии. Это окажет дополнительное ингибирующее влияние на диких медоносных пчел и другие компоненты экосистем заповедника. Поэтому одним из условий реализации проекта Юмагузинского воодхранилища, отраженных в заключении государственной экоэкспертизы, было компенсационное расширение площади заповедника.

...Что до промузла, он грозит придвинуться к границам «Шульган-Таша»: ходят упорные слухи о планирующейся разработке Кужинского барит-полиметаллического месторождения в верховьях заповедной речки Кужи (которая понесет стоки промышленного объекта в заповедник?).

Но, по мнению директора заповедника М.Н.Косарева, главный урон грозит сейчас изнутри.

Недалеко от заповедника расположена деревня Максютово, частично попадающая под затопление при заполнении Юмагузинского водохранилища. Прежняя граница Максютова отстояла от заповедника на шесть километров. Это не так уж много, при башкирском вольном способе выпаса скот уходит и за 15 км от жилья.

Вообще-то башкиры - от века скотоводы, на каждом подворье - и коровы, и кони, и овцы. И, конечно, не могло быть так, что деды и прадеды держали скот, охотились, бортничали, жили традиционным укладом - а когда объявили все заповедным, осталось только бортничанье. Разумеется, все равно будут и пасти, и рубить, и косить. На территории заповедника стоят стога, и запретительными мерами можно лишь озлобить население, дискредитировав в его глазах идею ООПТ.

Так вот, на средства ООО «Юмагузинское водохранилище» в удовлетворение требований максютовцев построен рядом новый поселок с большими добротными деревянными домами и надворными учреждениями. А покосы жителей в основном располагались на свободной территории вдоль реки. Теперь эта полоса уходит под воду, и все насущные потребности жителей автоматически перемещаются вверх по склону и, вместе с переносом самой деревни, приближаются к заповедной территории.

Между тем выход из положения очевиден и проговаривался на специальной комиссии Госсобрания Республики Башкортостан, в работе которой мне довелось участвовать. Выход этот - землю, прилегающую к Максютову, 26 кв. км, отдать жителям, чтобы они нормально на ней жили. А заповедник расширить в два с половиной раза за счет территории между реками Нугуш и Урюк. Этот вариант не требовал денежных затрат и, казалось, будет легко осуществлен. Да не тут-то было!

Что же за земля лежит к западу от заповедника между Урюком и Нугушом? Это страна девственной природы, где текут чистые ручьи, высятся дубы и сосны в три обхвата, живут и плодятся разные звери. Здесь сохранились девственные старовозрастные широколиственные леса. Здесь нет населенных пунктов (от ближайших деревень расстояние 10-15 км). Уже сорок лет как она не затрагивалась рубками. Десять лет как убрали отсюда последний гурт отгонного животноводства. Присоединение этой территории к заповеднику позволило бы компенсировать неблагоприятное влияние Юмагузинского водохранилища. А для сохранения бортевой пчелы территория просто бесценна: тут и могучие сосны - идеальные бортевые деревья (попадаются и готовые заброшенные борти), и отсутствие ульевых пасек, что обеспечивает генетическую изоляцию пчелы-бурзянки, и разнообразие растительности - конвейер медоносов.

На всем Южном Урале не найдется такой благоприятной ситуации для сохранения популяции южноуральского медведя - зверя в основном травоядного и неагрессивного. Даже индивидуальные участки отдельных медведей (для дикого зверя святое дело!), судя по следам, лежкам и прочим отметинам, в этих краях слабо выражены. Да и зачем здешним мишкам хищничать и что им делить, если вокруг полно пищи: муравьев, зонтичного крупнотравья, желудей, черемухи, рябины... Можно с уверенностью сказать, - считает коллектив ученых Института биологии УНЦ РАН, - что благополучие популяции медведя, обитающего в зоне широколиственных лесов, определяется территорией в междуречье Нугуша и Урюка. Кажется, сам Бог велел заповедать такую территорию!

Итак, есть заключение ГЭЭ по проекту Юмагузинского водохранилища, где расширение «Шульган-Таша» прописано как условие реализации проекта. Есть заключение Счетной Палаты РФ, где невыполнение данного условия рассматривается как серьезное нарушение и предлагается срочно представить в Правительство РФ предложения по расширению заповедника. Наконец, президент Башкирии М.Г.Рахимов на международном уровне принял на себя от имени народа Башкирии обязательства по сохранению уникальной природы путем увеличения площади ООПТ. Неужели этого недостаточно?

Испрашиваемая территория находится на стыке трех районов: Бурзянского, Ишимбайского, Мелеузского. Первые два района давно заявили о своем согласии. Глава третьего категорически не согласен. Говорят, в Мелеузе большое общество охотников, а угодий мало. Говорят, есть влиятельная группировка, мечтающая создать коммерческое охотхозяйство под боком у двух ООПТ. Говорят, лесхоз отстаивает свои интересы. И дело не только в районных структурах. Руководитель Государственной лесной службы Башкортостана Р.Г.Казаккулов в своем письме отвечает: «рассмотрев письмо... о передаче земель лесного фонда...заповеднику «Шульган-Таш», считают нецелесообразным изменение границ...» Это уже интересно. Выполнение проектных решений, под которые было получено положительное заключение Госэкоэкспертизы и предписание Счетной палаты считают нецелесообразным. Коротко и ясно.

- Что вы об этом думаете? - такой вопрос я задала в ходе очередной поездки в Башкирию должностным лицам.

Руководитель ОГУПР по РБ А.А.Фаухутдинов считает, что расширение «Шульган-Таша» будет выполнено, хотя, возможно, и не в тех границах, которые испрашиваются заповедником».

Депутат Госсобрания РБ В. И. Лебедков не видит необходимой активности федеральных природоохранных органов: «Сопротивление расширению заповедника вполне могло быть преодолено при достаточном упорстве. Но... в силу непрерывных перемен в структуре природоохранных органов и законодательной базе до решения конкретных вопросов дело просто не доходит».

Эх, лучше бы уж молчали про это расширение! Услышав о нем, в междуречье Нугуша и Урюка потянулись заинтересованные лица - попользоваться напоследок. Местные жители рассказывают про дагестанскую фирму, производящую дубовый паркет, которая в спешке срубила четырехсотлетние дубы, да так и не сумела вывезти - бросила гнить.

Рассказывают о местных умельцах, которые организуют охоту на берлоге для новых русских. Цена медвежьей жизни и смерти в этом случае поднимается почти до 4 тысяч долларов. Иностранцы на это не клюют - охоту на берлоге они считают убийством. А наши, видимо, - национальной традицией.

Чудом сохранившийся уголок башкирской земли нуждается в защите. «Именно заповедник там нужен - сегодня эта земля браконьерам доступна. Я так скажу - за 23 года восемьдесят процентов дичи, зверей уничтожено, еще 20 лет пройдет - все исчезнет», - говорит шестидесятитрехлетний Ф.Г.Абайдулин, один из тех немногих, что живут в междуречье, ведя близкий к природе, почти отшельнический образ жизни.

По большом счету я не сомневаюсь, что рано или поздно эта земля будет заповедана. Но когда же? Есть пословица: пока солнце взойдет - роса очи выест...





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность