Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Правозащита

Борцу с незаконной застройкой

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЯХ

Вот уже почти 17 лет, с 1988 года, в городе Сосновый Бор Ленинградской области (зона Ленинградской АЭС) работает общественная организация «Зеленый мир» - член Международного Социально-экологического союза и Коалиции Чистая Балтика. «Зеленый мир» информирует общественность по вопросам ядерной безопасности, энергоэффективности и альтернативных источников энергии в регионе, защищает морскую экосистему Балтики, уникальные природные заповедники на побережье Финского залива.

Главные объекты наблюдения «Зеленого мира» - это Ленинградская АЭС в Сосновом Бору, хранилище отработанного ядерного топлива, цех по разделке ядерного топлива, завод по переплавке радиоактивных металлических отходов «ЭКОМЕТ-С», новые порты в Приморске, Усть-Луге; Балтийская трубопроводная система; природный заповедник Лебяжье к Востоку от Соснового Бора. «Зеленому миру» удалось добиться проведения объективной государственной экологической экспертизы по проекту строительства алюминиевого комплекса рядом с городом (проект Сосновоборского алюминиевого завода).

Организация накопила большой опыт в области общественного экологического контроля, и сегодня мы публикуем «Рекомендации для эффективного участия в общественных слушаниях», разработанные совместно с программой «ЭКОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей.

На общественных слушаниях, обязательных при каждом предполагаемом строительстве, оформляется протокол. Протокол проведения общественных слушаний является главным итогом проведенных слушаний. Этот документ входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по Оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и в составе этих материалов поступает на Государственную экологическую экспертизу.

Что можно сделать, чтобы добиться результата, реально повлиять на ход событий?

ДО СЛУШАНИЙ

1. Прочтите материалы к предстоящим слушаниям. Местные власти через СМИ должны опубликовать за месяц дату и место проведения общественных слушаний о предполагаемом строительстве. Должно быть опубликовано краткое и понятное описание того, что предполагается строить.

2. Требуйте от муниципалитета предоставления документации в удобное время, в удобном месте. Подходящим вариантом являются библиотека, школа или клуб поблизости от места застройки. Вся обсуждаемая документация должна предоставляться гражданам заблаговременно, не менее чем за 2 недели до слушаний. Предоставляемая на общественное обсуждение документация не содержит коммерческой тайны, поэтому при необходимости ее можно копировать.

3. Убедитесь, что территория застройки изображена и описана верно, что ваш благоустроенный двор не стал «пустырем», озеро не превратилось в «карьер, временно заполненный водой и отдыхающими» и пр.

4. Ознакомьтесь с официальными замечаниями СЭС, органов государственного экологического и технического надзора. Это поможет Вам сформулировать собственные замечания.

5. Обратите внимание, как описан в проекте подъезд транспорта во время эксплуатации объекта, парковка, организация строительства.

НА СЛУШАНИЯХ

6. Убедитесь, что представлена именно та документация, которая будет рассматриваться государственной экспертизой: проверьте, чтобы во всех документах совпадало наименование фирмы-заказчика проектной документации и другие реквизиты. Проверьте правильность адреса застройки!

7. Добивайтесь занесения в протокол наименования и регистрационных номеров представленной документации. Если не будет необходимой для понимания проекта документации - требуйте, чтобы ее отсутствие также было занесено в протокол.

8. Требуйте предоставления картографической информации и наглядных материалов (макетов и пр.). Важно понять, как это все будет выглядеть на местности. Если не представлено - фиксировать в протоколе.

9. Целевое назначение строительства, а также основные параметры здания должны быть зафиксированы документально.

10. В соответствии с п.4.9 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» заказчик четко фиксирует в протоколе основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласия. Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти, граждан, общественных объединений, заказчика.

11. Также документально фиксируются обязательства заказчика проекта. Все аспекты благоустройства, которые заказчик предлагает включить в инвестиционный договор, должны быть занесены в протокол слушаний или приложены к нему в виде отдельного документа. (Инвестиционный договор - это документ, который фиксирует взаимные обязательства инвестора (застройщика) и муниципалитета.)

12. Аналогично в протоколе слушаний должно быть отражено, какие требования выставляет администрация города.

13. Эмоциональные высказывания, пожелания в адрес заказчика на слушаниях юридической силы не имеют. Поэтому, если вы считаете, что проект несет угрозу благополучию жителей, добиться нужного вам результата можно, только предоставив убедительные аргументы, а именно:

- искажения фактов в проектной документации;

- нарушения порядка проектирования, порядка разработки и согласования документации;

- нарушения действующих нормативов;

- доказательства возможного нарушения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.

14. Диктофон, видеокамера на слушаниях - очень желательны, это дополнительные возможности иметь документальные свидетельства.

ПОСЛЕ СЛУШАНИЙ

15. Не пускайте на самотек оформление протокола. Добивайтесь - это не запрещено законом - создания рабочей группы, которая проверит правильность составления протокола и внесение изменений в рабочую документацию по проекту по итогам слушаний.

16. В соответствии с п.4.5 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» замечания и предложения от общественности принимаются заказчиком и документируются в течение 30 дней.

17. Если вы не согласны с предполагаемым решением о размещении строительства, после слушаний у вас есть примерно 1-2 месяца, чтобы обратиться в суд или провести общественную экспертизу проекта.

ОРГАНИЗУЙТЕСЬ!

18. Обсуждайте ситуацию с соседями. ПРИДИТЕ на слушания, иначе на них придут другие и примут решение вместо ВАС. После этого сетования бесполезны. Никто за вас не сделает эту работу. Всегда можно сказать, что «народ безмолвствует». Этот инструмент (общественные слушания) работает в ваших интересах, если вы им умело пользуетесь. Как показывает практика, пока незнанием ваших прав умело пользуются заказчики строительства.

19. Читайте Законы РФ: Конституция, Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Устав города, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы и правила (СанПиН). Жильцов в домах, ближних к стройке, много - всегда можно найти нужных специалистов. Все документы есть в интернете или системах законов «Кодекс», «Гарант», «Консультант»...
 
 
 
 
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность