Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российская Сеть Рек

Нужна безопасная вода!

Елена КОЛПАКОВА, координатор Российской Сети Рек, приняла участие в восьмой встрече Европейской Водной Инициативы (ВЕКЦА) - и охотно поделилась своими впечатлениями, раздумьями, инициативами:

- Рабочее совещание ВЕКЦА прошло в Кишиневе в конце марта. Инициатива создана и финансируется успешными странами ЕЭС. Странам Восточной Европы и бывшего СССР она помогает устраивать водные дела и решать самые разные проблемы водоемов и водопользования. Российская Сеть Рек приглашена ВЕКЦА для совместной работы. На встрече были министры экологии, экономики, финансов, социального развития. Приехали представители частных компаний - в основном Водоканалов - и НПО. Кроме наших бывших республик-сестер участвовали Германия, Польша, Франция, Великобритания, Финляндия, Бельгия и представители Европейской Комиссии.

Как всегда, делились опытом, сообща разрабатывали стратегию действий и, наконец, представляли пилотные проекты по водным темам. В основном поднимались вопросы водоснабжения и канализации. Поскольку далеко не везде и не всем людям доступна питьевая вода, эта тема и была названа в числе приоритетных. Проблема нормального доступа к такой воде обсуждалась особо. Многие люди его не имеют! Что это значит? Это значит, источник находится на расстоянии более 1 км от жилья и каждый потребитель получает менее 120 л в день. Похожая проблема с канализациями - хотя и чисто санитарная, она тоже зависит от отсутствия или недостатка воды на местах. Были названы - и признаны реально достижимыми - целевые показатели по качеству всех видов воды.

К сожалению, мало говорилось об интегрированном управлении водными ресурсами. Конечно, мы понимаем: инициирование этой темы зависит от ее создателей, то есть, от нас - от РСР в частности. И мы, неправительственные организации стран бывшего Союза - своего рода экологическая оппозиция, - хотели бы предложить организовать среди секторов электронную дискуссию по темам интегрированного управления, качества питьевой воды и некоторым другим.

В июле 2006 года в Алма-Ате пройдет встреча министров (не только экологии!) по самым актуальным водным вопросам. И такая она серьезная ожидается, что в начале июня 2005 предварительно соберутся в Париже, а в середине ноября все съедутся в Москве - чтобы готовиться к основной и очень представительной встрече в Алма-Ате. Разумеется, и НПО там будут работать, и мы в их числе.

Приятно, что у всех нас был максимальный доступ к источникам информации. Было море интереснейших сообщений. Мы узнали, в чем старушка-Европа реально помогает странам ВЕКЦА, в чем ей трудно нам помочь, а что мы вполне и сами сдюжить можем. С деньгами туго у всех - вроде бы и у Европы тоже. Вопрос - как эффективно распорядиться ими и вообще откуда их взять - волновал без исключения всех.

Все в один голос хвалили Польшу и восхищались поляками. Экологический фонд был там на редкость умно и удачно создан, успешно работает и развивается. Экологическая политика является частью государственной. Там даже есть особый Экологический Банк - коммерческий, с национальными активами! Воодушевленные примером, другие польские банки тоже стали кредитовать экологические проекты. Да будь у нас такое, мы давно нашли бы деньги для нашего Мещерского озера! Вообще, в Польше многие серьезные силы помогают зеленым. А в иных странах, похоже, наши вот-вот уйдут в подполье.

Очень интересным и доступным по сути показался мне совместный проект Европейской Комиссии и московской специальной рабочей группы. Называется он «Финансовая стратегия для сектора обращения с коммунальными отходами в Ростовской области. Анализ существующей ситуации и сценариев развития». Если бы такое было сделано для Нижегородской области, я была бы очень рада. Ведь там, как и у нас, промышленные отходы составляют львиную долю всех отходов. Стратегия разработана при помощи специальных математических моделей. С прогнозами и учетом всех возможных допущений по максимуму вариантов. Поскольку при моделировании использовались новейшие практические, не раз проверенные социально-экономические и технологические показатели, то и выводы сделаны реальные, и рекомендации даны конкретные. Ростовчане, если будут им следовать, скоро и недорого наведут у себя порядок.

Представители украинских Водоканалов недвусмысленно дали понять, каким образом потери воды на коммуникациях оплачиваются простыми потребителями. Установку домовых счетчиков они, видите ли, поощряют, а квартирных - нет. И я, кажется, впервые так ясно поняла насущность именно этих последних. Хорошо бы Водоканал сам оплачивал свои объективные проблемы, а мы - свои реальные расходы воды, которые, кстати, и так непозволительно велики. Вот если б удалось снизить бессмысленные потери! Тогда Водоканалам можно было бы уменьшить количество подаваемой воды и улучшить ее качество. Поставить квартирные счетчики и по более высокому тарифу брать за лучшую воду. Тогда и люди, может быть, стали бы чуть-чуть экономнее - для начала.

К великому огорчению для рядовых потребителей, то и дело шла речь о повышении тарифов. А ведь многие из наших стран непозволительно бедны для этого. Министры так и говорили: наши граждане столько не зарабатывают. Например, в Молдавии пенсионеры не платят за коммунальные услуги просто потому, что тарифы и так на треть выше пенсии. О каких еще рассуждать повышениях? А посмотрите что у нас. Все прибавки к пенсиям и зарплатам делают исключительно ради коммунальщиков, а рекламируют как реальную заботу о людях!

Пугающе огромной и грозной предстала проблема несовершенства и даже полного отсутствия очистных сооружений. Строительство новых крайне дорого. Водоочистка, к вашему сведению, значительно дороже собственно водоснабжения. Правда, есть надежда на локальные, дешевые и качественные технологии, но где они? Для них были бы хороши небольшие пилотные проекты. И надо создавать реестр водных ресурсов. Если говорить о частном капитале, нужно заметить: для бизнеса наиболее привлекательны три направления - ТБО, водоснабжение и водоотведение. Здесь хоть какая-то надежда есть на инвестиции.

В общем, тут много всякой работы: и технической, и экономической, и законодательной, и воспитательной. Конечно, менталитет никуда не денешь. Если для гражданина Голландии нормально экономить и подсчитывать ежедневный расход всей воды - обычай такой национальный есть, то у нас пока принято лить ее направо и налево иногда безо всякой надобности. Если ничего не делать, то скоро и нам - чем черт не шутит! - как в некоторых городах Украины воду станут подавать по графику. Я так жить не хочу! А вы?

Всерьез говорилось о необходимости реформы муниципального сектора, местного самоуправления. Все в один голос говорили: надо прогнозировать риски, связанные с децентрализацией государственного управления! Проблемы огромные, с муниципалитетами замучались. Почти везде они оказались свободными, но безответственными. Во многом, например, в вопросах градостроительства, наломали дров. К тому же большинство городов до сих пор не обновили свои генпланы. Возникла, например, новая экологическая проблема - кошмар уплотненной застройки. Региональные власти смотрят на это сквозь пальцы, а простые люди еще недостаточно подкованы и сплочены для борьбы за свои основные права. Система аудита не отвечает современным требованиям. Прозрачность, реальность и скрупулезность местных бюджетных схем - и возможность влиять на расходование средств - оказываются важными составляющими качества жизни народа!

Интересно заявил о себе на встрече некий Комитет Подготовки Проектов. В качестве одного из хитов он представил очень полезное руководство «Как муниципалитетам привлекать инвестиции». Как грамотно просчитать и снизить риски для кредиторов местных проектов. Приводится оригинальная схема, которая, между прочим, предполагает, что сами кредиторы будут вкушать от плода своих кредитов. Еще до того, как получат прибыль. Комитет всегда готов к услугам, и, я думаю, наш город мог бы ими воспользоваться.

Вообще, как я вновь убедилась, нам очень не хватает размеренного, планомерного ежедневного менеджмента. Если его поставить, то многие проблемы скоро пойдут на убыль. Ну, и подробной грамотной рабочей стратегии для улучшения качества питьевой воды. Иначе она с каждым годом будет становиться все хуже. Уже теперь недоочищенная водопроводная вода гарантирует нам эффект постепенного ухудшения здоровья. В связи с этим я хотела бы предложить термин «безопасная питьевая вода». Итак, наша главная цель - обеспечить всем людям доступ к безопасной воде.

Наконец, были мы на приеме у замминистра экологии Молдавии. Я спросила его об отношениях министерства с неправительственными организациями. Поддерживают ли их? Бывают ли конфликты с ними, и какие? Как разрешаются? Во многих людях - самых разных и даже вовсе молодых - заметна скорбь о распавшемся великом Союзе как пространстве общих разумных дел. О чем-то плохом в прежней совместной жизни сейчас никто и не вспоминает. Вообще, к гостям из России отношение теплое и по-хорошему заинтересованное. От нашей страны там ждут серьезных шагов навстречу.

Все выразили глубокое соболезнование Казахстану и России относительно их безвременно почивших экологических фондов. И в то же время наша страна, у которой так много проблем, была названа в числе крупнейших потенциальных кредиторов экологических проектов!


Беседовал
Алексей ФРОЛОВ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность