Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Ростки неподдельного тепла

Читаю интернет-новости. Еврокомиссия озаботилась заболеваниями европейцев, связанными с качеством воздуха. Из доклада Еврокомиссии следует, что загрязнение воздуха ежегодно является причиной преждевременной смерти 310 тысяч человек в Европе. А главную угрозу для здоровья представляет загрязнение воздуха взвешенными частицами, свинцом, угарным газом, бензолом и бутадиеном-1,3, а также химическими соединениями - результатом взаимодействия озона с выбросами автомобилей, преимущественно работающих на дизельном топливе. Наихудшие показатели загрязнения воздуха зафиксированы в Бенилюксе, Северной Италии, Польше и Венгрии. Ну, а ситуация с воздухом в наших «постсоветских» городах известна нам самим без докладов - им мы дышим. И в то же время все больше в этих городах находится странных людей, которые передвигаются по ним на велосипедах, а время от времени устраивают мирные велодемонстрации - за адаптацию своего города под этот экологичный транспорт. «Критические массы» продолжились с наступлением весны, вот, например, 30 апреля в Москве прошла «велолюция» в компании с многолюдным праздником. Ну, а у меня на столе - лучшее, что, на мой взгляд, написано об этом. Это несколько страничек, глава из неизданной пока книги «Дневник ускоренного города», взгляд курьера, развозящего дорогие игрушки, на супермегаполис - с его богатыми офисами и забитыми улицами, выброшенными за борт людьми и вещами, чадящими трубами и растущими небоскребами... Эти странички я получила от автора на встрече участников «критических масс». Они не безлико-идеологичны, а непосредственны, искренни, субъективны: ведь изменить что-то по-настоящему к лучшему можно, только если этого искренне захотят люди. И еще тем, что автор пишет не только о велосипедах и машинах. Жаль, размеры полосы не позволяют привести здесь всю главу целиком... Ирина ФУФАЕВА.

«Приватизация общественного пространства, одним из символов которой стали автомобили, углубляет разрушение жилых кварталов и местных сообществ, из которых и состоит наш город. Расположение дорог, бизнес-парки, торговые комплексы - все это приводит к распаду местных сообществ и уничтожает городской уклад. Все становится одинаковым. Жилой район превращается в товар - деревню, созданную для шопинга, усыпленную и находящуюся под постоянным наблюдением. Стремление людей к общности восполняется в других местах, через зрелища, которые создаются искусственно, чтобы продать их нам. Те «улицы» и «площади», которые мы видим по телевизору в сериалах, - это всего лишь пародии на общественное пространство, уничтожаемое бетоном и капитализмом. Настоящая улица при таком сценарии развития становится пустой и бесплодной. Это место, через которое можно проходить, но в котором нельзя жить. Улица существуют лишь как придаток чего-либо еще - витрины магазина, рекламного щита или автозаправочной станции.

                                                                                                                                            Reclaim the Streets - Лондон

...поднимаясь на площадь, убеждаюсь, что большинство велосипедистов добрались без проблем: человек двести со своими велосипедами оккупировали стоянку для автомобилей. Улыбаюсь и подхожу к ним - с некоторых пор у меня нет велосипеда, но я полон решимости бежать. Мне говорят, что будут ехать не очень быстро: километров 15 в час... я надеюсь поспеть. Велосипеды и люди поражают своим разнообразием: спортсмены на скоростных велосипедах, экстремалы на BMX’ах, пожилые люди на старых советских великах, активисты с плакатами за трамваи, велосипедные дорожки и хороший воздух; неформалы на невообразимых растабайках и вообще - куча всякого народу...

...на заранее назначенном перекрестке собираются велосипедисты от семнадцати до семи тысяч человек и отправляются в путь. Одним свои количеством они формируют «критическую массу», и автомобили вынуждены уступать им дорогу. «Мы не блокируем движение транспорта, - говорят велосипедисты «Критической массы», - мы сами и есть движение транспорта».

...началось! Врубаю тяжелые аккорды в левом ухе и вместе с первыми велосипедами выбегаю на проезжую часть, где водители в ужасе начинают притормаживать и бибикать. Велосипедисты орут и нажимают на клаксоны, из моей груди вырывается бешеный радостный рев, и среди сотни велосипедных колес я бегу по середине бульварного кольца города. Мы веселы и добры друг к другу, мы чувствуем себя сообщниками в каком-то сумасшедшем и благородном хулиганстве! Прохожие останавливаются, улыбаются и долго провожают взглядами длинную вереницу велосипедистов (и не только). Мы орем и улыбаемся, нехотя пропускаем машины в левом ряду и машем руками водителям. Я начинаю отставать, но догоняю массу, когда она останавливается на красный свет на следующем перекрестке. Зеленый свет - снова старт! Все вместе, оря и бушуя, мы выдвигаемся на огромную дорогу, вырывая асфальт у машин, и направляемся к самому центру города. На перекрестках меня уже спрашивают: «Не устал?» и на халяву поят минералкой; я благодарю, улыбаюсь, врубаю музыку в наушниках, и мы двигаемся! Вот и пересечение Пушкинской и Тверской: через самый громадный перекресток центра мы проносимся одной огромной массой, превращая задымленные площади и забитые дороги в маленькую, но громкую революцию! Сколько раз я ходил здесь пешком, прячась от машин по подземным переходам, и вот я бегу по самому сердцу асфальта, а вокруг меня - свободное пространство до самых домов, и машины, наконец, считаются со мной, с нами! Выбегая на самую середину перекрестка, оказываясь за десятки метров от направленных на нас глаз сотен офигевающих автомобилистов, я поднимаю к небу кулак и в каком-то бешеном угаре ору звук «А» до последней капли воздуха в легких! В этом совместном движении я ощущаю, что готов бежать так, как не бегал почти никогда!

Наконец, у метро «Арбатская» я выдыхаюсь, снимаю тельняшку и целиком опускаю свою голову в фонтан - последний велосипедист обгоняет меня. Пробыв у фонтана минут пять, я встаю, поднимаю голову, включаю музыку и, улыбаясь, бегу в метро. В вагоне, на удивление пассажирам, я, весь взмыленный, делаю руками круговые движения, чтобы восстановить дыхание. На пересадках я тоже бегу!

...ленивой трусцой направляюсь к реке. Солнце освещает огромный проспект - бежать в таком задымленном воздухе немного тяжело, и я сбавляю темп. То и дело оборачиваюсь, но на двух колесах еще никого не видно...

Наша огромная река, вся в радужных разводах, искрится на солнце. Поднимаюсь на мост, сопровождаемый ревом и дымом нескольких огромных фур. Весь Юго-Запад города, освещаемый ярким светом, виден с высоты моста. Добежав до середины реки, я пропускаю первого велосипедиста. Оборачиваюсь и вижу небывалую картину: до самого горизонта растянулась бесконечная вереница людей на двух, а иногда и на трех колесах! Мы двигаемся в сторону Воробьевых Гор, и весь путь дотуда меня обгоняют велосипедисты. Некоторые узнают меня, и мы кричим друг другу: «Привет!»

Мы возвращаемся на проспект и едем к старому советскому дворцу культуры, на площадке перед которым и тормозим. На этой площадке нас уже ждали какие-то веселые девочки с едой и водой. Пока они что-то там приготавливали, я одолжил велосипед и, сделав пару кругов, понял теперь по-настоящему, насколько он упрощает процесс движения! Вскоре девчонки прокричали, что пора есть, и все мы, уставшие и проголодавшиеся, выстроились в очередь за бесплатной веганской пищей и стаканчиком воды. Это простое блюдо - чечевица с куском белого хлеба - доставляло мне сегодня неописуемое удовольствие! Довольные велосипедисты уже начали подходить к девочкам, чтобы их поблагодарить... Тогда девочки достали огромную заранее заготовленную коробку и прокричали, что поблагодарить можно деньгами! Эти девочки рассказали о своей организации «FOOD NOT BOMBS», о том, что подобной пищей они бесплатно кормят нищих людей и что все деньги, которыми мы поблагодарим их, пойдут на приготовление этой еды. Понимаете, насколько это все здорово отличается от всего, к чему я привык с детства?! То есть, обычно, оказываясь на каких-нибудь праздниках с родителями или друзьями, мы покупали хот-доги у какой-нибудь продавщицы, которая улыбалась, но улыбка ее была до тошноты искусственной, и деньги прямо и сквозили из этого хот-дога, который умело скрывал, что сделан он из дешевого дерьма. Девочки, кормившие нас, были вовсе не продавщицами - они были нашими щедрыми королевами, безвозмездно кормящими потную толпу велосипедистов. Они были счастливы от своей щедрости к нам, а мы - от своей благодарности к ним! Затем, поев, мы тут же превратились не в безразличную сытую толпу, а в покровителей, в знак благодарности дарящих (а не платящих) нашим королевам деньги - залог еды для других людей. И мы складывали в коробку ровно столько, сколько нам самим хотелось положить... Может, кто-нибудь скажет, что это только утопичная игра... но, даже если и так, когда я на следующей «Критической массе» поравнялся с девочкой, кормившей нас, она рассказала мне, что денег в коробке оказалось как раз столько, сколько было потрачено на продукты! Конечно, это еще плохой результат, но... но есть все поводы надеяться, что в следующий раз денег в копилке будет больше! По крайней мере, я для себя точно решил быть щедрее... потому что я понял...

После еды наша разношерстная разновозрастная, но «солидарная» компания отправилась в клуб имени Д.Р. Велосипеды прицепили замками к забору детского сада и спустились в подвал. Там, в тесноте, но совершенно не в обиде, мы смотрели фильм про то, где и когда появилась идея этой «Критической массы» и как ее проводят в других городах мира... а на следующую «КМ» мы с К. приехали уже на велосипедах, предварительно найдя отличный велосипедный прокат!

Возможно, когда велосипедистов станет не 300, а три тысячи, все это превратится в моду, в очередную пустышку моего города. Возможно... но пока этого не произошло, пока неподдельное тепло рождается в наших «велосипедных покатушках», мы будем прилагать все усилия, чтобы тепла между нами становилось все больше... Давайте постараемся сделать так, чтобы пространство, которое мы освобождаем от автомобилей, на те пять секунд, что мы едем, становилось по-настоящему «общественным», чтобы оно тут же наполнялось духом живых людей, разнообразием и солидарностью, чтобы каждый, кто находится внутри этого пространства, почувствовал тепло, в независимости от того, в погонах он или нет, на велосипеде или пешком...

Ну, а когда машина города найдет на нас управу, включит наше увлечение в свою систему, мы уже изменимся и будем делать что-то совершенно другое; вырвемся из толпы, которую сами же и привели. Мы будем гибче, чем город, но будем так же его любить, и мы заставим его измениться...


СНУСМУМРИК.
Белгородские картинки Критической Массы:
перед стартом; велопоток.
Власти Белгорода - самые конструктивные:
после «велолюции» стали строить велосипедные стоянки. 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность