Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Альтернатива

Думай глобально, кушай локально

Каждое утро грузовые самолеты, полные гвоздик и роз, взлетают в Найроби и приземляются в Амстердаме, снабжая крупнейший цветочный рынок мира. Ежедневно 21 миллион цветов отправляется с этого рынка в Лондон, Москву, Пекин и Сан-Франциско.

Цветы, еда и напитки путешествуют по планете извилистыми путями, совершенно не возможными еще лет 50 назад. Миллиарды людей в бедных странах могут позволить себе лишь продукты местного производства, в то время как сравнительно обеспеченные круглый год едят клубнику, помидоры и зеленый горошек. Южноафриканский виноград, австралийская баранина, гватемальские бананы и аргентинская говядина завершают свой путь на обеденном столе рядом с чилийскими яблоками и марокканской фасолью.

Транспорт стал быстрее и надежнее. Но немногие задумываются о том, что этот транспорт фактически субсидируется за счет того, что экологические издержки не включаются в стоимость топлива для авиа- и морских перевозок. Цена загрязнений (включая парниковые газы) не входит в цену большинства продуктов на прилавках магазинов.

В Монголии 25 миллионов голов молочного скота, но в супермаркетах монгольской столицы вы найдете сливочное масло, произведенное почти исключительно в Германии. Британия импортирует 430 000 тонн сливочного масла в год из стран Европейского Союза - и экспортирует примерно 470 000 тонн сливочного масла в те же самые страны.

72 % яблок на мировом рынке приобретается ЕС, и в европейских супермаркетах вы едва ли найдете более 4-5 сортов этого фрукта. Это при том, что в самой Европе произрастает более 2300 сортов яблок!

В Британии было проведено специальное исследование, показавшее, что входившая в типичный ужин жителя Южной Англии баранина проехала 21 462 километра из Австралии, картофель - 2 447 км из Италии, морковь - 9 629 км из Южной Африки, фасоль - 9 532 км из Таиланда и так далее, всего 73 448 км. Все континенты Земного шара приняли участие в приготовлении этого ужина, в то же время почти все эти продукты могли быть выращены в самой Южной Англии.

Все больше людей начинает сомневаться в целесообразности всего этого. Мы не станем жить хуже, если начнем питаться тем, что выросло в нашей местности. Идея о предпочтительности местных товаров возникает и развивается повсеместно - от Калифорнии (где ее губернатор Арнольд Шварценеггер провозгласил лозунг «Будь калифорнийцем - покупай калифорнийское!») и компании «Гордый южноафриканец» до движения фермерских рынков по всей Европе и США. Поощрение местного потребления - это не только способ возродить национальное достоинство и местные традиции, это еще и внушительный вклад в сохранение природы.

Покупка продуктов местного производства способствует укреплению общественного самосознания, установлению связей между людьми, помогает преодолеть отчужденность современного человека от природы и природных циклов. Употребление в пищу свежих продуктов - как это сформулировало итальянское движение «Slow Food» (антитеза fast food’у - быстрому питанию типа макдоналдс) - сохраняет «вкус, традиции и безвредные радости жизни».

Не пора ли дополнить всем известный экологический лозунг - «Думай глобально, действуй локально», новым - «Думай глобально, кушай локально»?


Перевод Гусляны КАРТЮШОВОЙ.
Молодежный журнал ЮНЕСКО.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность