Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Химическая безопасность

Леонидовские страдания:

химическое разоружение "по-русски" продолжается

Россия обожжена химической войной, пожалуй, больше, чем другие страны. Помимо огромного количества морально и физически устаревших химических, металлургических производств, мы еще обладаем самыми большими в мире запасами химического оружия. Причем большая его часть (65 %) сосредоточена в густонаселенных регионах Поволжья. Один из крупнейших арсеналов химоружия находится рядом с поселком и железнодорожной станцией Леонидовка, в центре густонаселенной Пензенской губернии.

На леонидовском арсенале хранится 17,2 процента от общего запаса химического оружия России, 6885 тонн - фосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия: 267 тонн зарина; 1494 тонн зомана и 5124 тонн V-газов. Расположен арсенал в 7 км от Пензы, фактически в зеленой зоне города, в 5 км от Сурского водохранилища - крупнейшего в области источника питьевого водоснабжения объемом свыше полумиллиарда кубометров. Между прочим, Сура - второй по величине правый приток Волги (впадает в Волгу на границе Нижегородской области и Чувашии). А еще Сура - самая полноводная река Пензенской области, длина ее от истока до устья - 841 километр.

Леонидовка, поселок в 500 с небольшим дворов, почти ничем не отличается от остальных российских поселков и городков, рядом с которыми расположены арсеналы химоружия. Все то же: массовая безработица, непролазная грязь из-за отсутствия дорог, перебои с водоснабжением или просто отсутствие пригодной питьевой воды, отсутствие нормального медицинского обслуживания населения. Хотя всем этим и многими другими социальными благами, гарантированными несколькими Федеральными Законами, этих людей, невольных заложников химоружия, должно обеспечить государство. Ведь оно практически лишило их нормальной окружающей среды.

Вот, например, что происходит с местной водой. Основная причина загрязнения питьевой воды высокотоксичными соединениями в этих местах - давние работы по уничтожению химического оружия еще в послевоенный период. В 1995 году Юрий Вобликов, активист зеленого движения, обнаружил и описал, в том числе в федеральных СМИ, места былого уничтожения химического оружия в Пензенской области. После этого в 2000-2004 годах были проведены исследования почвы, растительной продукции на этих территориях и местах, прилегающих к ним; воды, донных отложений ручьев и родников правобережной части Сурского водохранилища, воды родников и артезианских скважин поселков Золотаревка и Леонидовка, воды Сурского водохранилища.

В те времена одним из основных мест уничтожения химического оружия служило озеро Моховое в Пугачевском лесничестве. После «опустошения» химических бомб на Моховом (называемом в народе Мертвым), корпуса их обмывали водой, а затем газоэлектросварщик Василий Сорокин их «переваривал», отрезая лопасти, приваривая к ним крышку и трубу. Получалась... полутораметровая печка на восемь ведер. Брат бывшего председателя сельского Совета Алексея Александровича Жукова Анатолий, работавший на химбазе, вывез с ее территории несколько десятков химических бомб ХАБ-200. Некоторые жители Леонидовки их покупали. Большинство солдат и гражданских лиц, «уничтожавших» на торфяниках химоружие путем вылива, умерли от рака и других болезней...

На местах прежнего уничтожения химического оружия в почве обнаружен мышьяк, присутствие которого указывает на загрязнение почвы основным компонентом люизита (боевого отравляющего вещества) и продуктами его разложения. Он присутствует в донных отложениях ручьев Кичкилейка, Безымянный, правого притока речки Медоевки, родников Кичкилейки и Жданки. В почвах Леонидовского лесничества Ахунского лесхоза, где находятся площадки уничтожения химического оружия, содержание мышьяка в почве в 9654 - 42866 раз превышает допустимое! В пробах почвы, отобранных вблизи жилого городка войсковой части 21222 (того самого химического арсенала), валовое содержание кадмия превышает допустимое в 18,6 - 57 раз. Превышение содержания мышьяка и кадмия в несколько раз по сравнению с ПДК обнаружилось в землянике, собранной вблизи озера в кварталах 36 и 42, в орехах, собранных в квартале 373, в траве с квартала 385, в грибах из квартала 396 и 386, в рыбе, отловленной в пруду квартала 395...

Что же касается вод, то в пруду полигона арсенала в несколько раз превышены ПДК по азоту аммонийному, фенолам, железу, марганцу, меди (в 14 раз), цинку. Вода артезианской скважины поселка Золотаревка, рядом с суконной фабрикой, загрязнена фенолами и железом (в 8,4 раза). В каптаже родников санатория «Кичкилейка» содержание фенолов превышает норму в 2,6 раза, а в донных отложениях повышено содержание мышьяка. В поселке Золотаревка вода родников содержит повышенное содержание марганца, железа. В пруду на территории войсковой части № 21222 в несколько раз превышены ПДК по органическим веществам, азоту аммонийному, фенолам, марганцу, меди...

В соответствии с корректировкой госпрограммы по уничтожению запасов химического оружия, ОУХО (объект по уничтожению химического оружия - прим. ред.) в Леонидовке должен быть запущен в начале 2008 года. При этом для развития социнфраструктуры в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия в обязательном порядке должна выделяться десятая часть от средств на уничтожение химоружия. На населенные пункты, расположенные в непосредственной близости от химического арсенала, должен пролиться золотой дождь в размере 600 миллионов рублей - 10 % от 6 с лишним миллиардов, запланированных в 2004 году. Сейчас сумма увеличилась вдвое.

На деле всё совсем по-другому. Леонидовцы, как и 60 лет назад (именно осенью 1941 рядом с поселком появился арсенал) не имеют таких привычных в XXI веке благ, как газ, водопровод, канализация. Дорог, тротуаров в поселке нет совсем, единственная асфальтированная - от железнодорожной станции до воинской части.

Золотой дождь, очевидно, растекается где-то по дороге, достается спаянным бандам чиновников и подрядчиков, не доходя до людей...

Вот картинки коммунальных и социальных страданий леонидовцев.

В мае половина поселка была без воды: мы с коллегой по Союзу «За химическую безопасность» Юрием Вобликовым были этому свидетелями. В проекте заложено множество водоразборных колонок, гидрантов, но их нет! А на те, которые есть, ставятся «почему-то» бракованные круги. Водоснабжение - одна из главных проблем для поселков Леонидовка и Золотаревка. Многие годы жители Леонидовки пользовались водой, поступавшей из родников. По госпрограмме решили построить новый водопровод. Рядом с арсеналом пробурили скважины, вбухав в это строительство более 30 миллионов рублей. Однако вода оказалась совсем непригодной для питья: в ней обнаружились концентрации железа и брома во много раз выше ПДК.

Проблемы с электричеством. Как рассказал нам преподаватель ОБЖ Леонидовской средней школы Павел Петрович Припешнюк, «света в поселке не было почти неделю с 17-го мая - в результате продукты испортились. Его отключали и в 2003 году... В мае вылетали электрические вставки. Мы считаем, это от работы минизавода химуничтожения - он потребляет много электроэнергии. Раньше в поселке было стадо в полсотни голов, потом, когда из-за близости к химарсеналу появились трудности со сдачей молока - стадо зарезали».

Так же обстоят дела и с газификацией. Подрядчики обманывают жителей, поставляют некачественное оборудование, и людям приходится выкладывать деньги из своего кармана. Как говорит Алексей Александрович Жуков, «осенью 2004 года леонидовцам обещали скорый пуск газа в их дома. Однако для большинства сельчан эти благие намерения так и не стали реальностью. ООО «Актор», газифицирующее Леонидовку, должно провести природный газ в 316 домов, обеспечив их необходимым газовым оборудованием. Но горелки производства Брянского машзавода оказались некондиционными, не подходящими к уже установленному газовому оборудованию. Мастер «Актора» рекомендовал жителям покупать горелки за свой счет. Арифметика здесь простая: 500 рублей умножаем на 200 домов, жители которых получили бракованные горелки, - вот и «лишние 100 тысяч». Павел Петрович добавляет: «Бывший глава райадминистрации говорил на сходе, что нужно за подвод газа с улицы в дом по 3 тысячи рублей заплатить с каждого дома, а когда мы стали писать во все инстанции - вдруг оказалось, что эта подводка бесплатная. Подрядчик поставил бракованные горелки. Три месяца люди ждали газа, затем стали менять горелки».

Проблемы и со связью, и с медпомощью. Телефоны в Леонидовке имеются только на почте и в сельской администрации. Скорую вызвать - целая проблема. В прошлом году, когда одна женщина рожала, мужу пришлось останавливать тепловоз и везти жену в больницу, в областной центр. Сейчас в Леонидовке в фельдшерско-акушерском пункте всего 2 медсестры, из них одна - заведующая, в ее отсутствие за больничным придется ехать за несколько километров в Золотаревку или Терновку. Рядом с каждым объектом должен функционировать медико-диагностический центр для обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, оборудованный всем необходимым. Когда он появится в Леонидовке, неизвестно...

Новая школа (всего в 100 метрах от забора химического арсенала), построенная в рамках госпрограммы, смотрится очень красиво: евроремонт внутри, автономная котельная, покрытая черепицей крыша... В ней из 139 детей учится всего 20 ребят местных, из поселка, остальные - дети военных из химарсенала. Строить школу начали военные строители, но так, что достраивать пришлось местному УКСу. Построили ее фактически на песке, один угол осыпается, крыша неоднократно рушилась под натиском снега.

Здесь же, в школе, находится пункт выдачи средств индивидуальной защиты, противогазов. Логика у наших военных, как всегда, простая - противогазы должны храниться на пункте, выдавать их местному населению нельзя - пропьют! А то, что жителям в случае аварии на объектах хранения или уничтожения химоружия предписывается бежать не от очага химического поражения, а в школу, то есть к химарсеналу, видимо, ни местное МЧС, ни власти не волнует... Несколько лет в школе по плану на раздаче средств индивидуальной защиты должны были быть задействованы дети! С 2005 года по приказу начальника химбазы их должны выдавать населению педагоги, но половина их живет в Пензе. Плана вывода людей, а также бомбоубежища как не было, так и нет!

Головной болью леонидовцев, проживающих на окраине поселка, от которого всего пара сотен метров до забора химарсенала, являются его хозбытовые и фекальные стоки. Жалкое подобие плотины не спасает огороды и погреба сельчан от затопления дерьмом (извиняюсь, хозфекальными стоками). В далеком 1983 году в письме КЭУ Краснознаменного Приволжского военного округа № 36/34071 от 18 августа Подкопаеву Михаилу Ивановичу и другим жителям улицы Лесной военные обещали: «Командиру в/ч дано предписание немедленно укрепить дамбу в срок до 10 августа 1983 года. Для предотвращения в будущем затоплений, КЭУ ПРИВО выдала задание Военпроекту-347 на разработку проектной документации в 1984 году по укреплению дамбы и отводу дождевых и талых вод, с целью исключения их попадания на Ваши огороды. Строительство будет осуществлено в 1985 году». Но... дамбу, из двух бетонных плит, которая всего на 30 сантиметров выше зловонного болота химарсенала, уже в 1991 году прорвало, и фекальные воды устремились в огороды и погреба сельчан. У того же М.И. Подкопаева корова стояла по колено в этой жиже... Государство тогда заплатило за уничтоженные войсковым дерьмом «картошку семенную, 20 ведер, капусту свежую 45 кг, морковь, 16 кг, масло растительное, 10 литров, стиральный порошок «Лотос», 450 грамм, соль, 100 кг, комбикорм, 4 мешка, саженцы яблони, 9 штук, вино красное «Поляна», 2 бутылки» (пунктуация сохранена - прим. ред.)...

А если, не дай Бог, эта история повторится - заплатит ли? У нас ведь сейчас в стране государственно-правовой беспредел. К примеру, гражданские водители, работающие на химарсенале, даже судились из-за того, что им, в отличие от военных, не давали льготы за вредные условия работы на объекте!

... Не до конца изучены и до сих пор не ликвидированы экологические последствия уничтожения химического оружия в окрестностях Леонидовки в 40-х - 60-х годах. В следующих номерах «Берегини» мы продолжим информировать наших читателей...


Дмитрий Левашов,
наш спецкор.
Н.Новгород - Пенза - Н.Новгород.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность