Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Охранная грамота

Чем дальше в лес...

«Больше всего нас беспокоит, конечно, идущая реформа российского лесоуправления - с частным случаем Лесного кодекса и всем, что с ним связано». О неисповедимых и причудливых путях российской лесной реформы размышляет гость «Берегини» - председатель Лесной программы Международного Социально-экологического союза, редактор бюллетеня «Лесные новости» Владимир ЗАХАРОВ.

«Никто не говорит, зачем реформы!»

- Не могли бы вы предположить, что станет с российским лесоуправлением, допустим, в течение ближайших 5 лет - если нынешние тенденции сохранятся?

- Я бы на 5 лет не заглядывал. Ведь реформа-то идет уже 5 лет, начиная со знаменитого указа президента 2000 г., когда были ликвидированы Госкомэкология и Рослесхоз. С тех пор и началась постояная череда реорганизаций - объединений, разъединений... По большому счету они почти поставили на грань развала всю систему управления лесами и охраны природы.

К чему это приведет - вопрос сложный. До сих пор за эту пятилетку никто цель реформ не обозначил! Не сказал, чего ради они ведутся! Возникла идея, что министерств должно быть меньше. Объединили. Ничего не получается. Начали создавать новые структуры. Новая система еще практически не заработала, только-только все к ней привыкли - опять ее меняют. У одних функции забрали, другим функции отдали.

Отдав функции государственного контроля новой структуре, не наделили ее ни бюджетом, ни штатами... как один сотрудник Росприроднадзора сказал: женить женили, а приданым обнесли. Вроде бы все полномочия есть, а... больше ничего нет. Несколько человек - 2-5 инспекторов на область - не в состоянии проконтролировать все, что происходит в лесу, даже если будут планомерно каждый район объезжать.

Получается, что сейчас реального контроля нет. И судя по разговорам со специалистами, эта бесконтрольность уже явилась причиной всплеска нарушений. Если раньше лесник был в лесу хозяином - был при форме, имел полномочия, мог (по крайней мере, имел право, мог ли - другой вопрос) схватить нарушителей за руку, направить материал в милицию для возбуждения уголовных дел, то сейчас - кто такой лесник? Лесной рабочий, и все. Тем более - без формы. Любой более или менее грамотный нарушитель скажет: а кто ты такой? Что ты мне указываешь? Иди мимо.

Так если речь идет о том, чтобы - как декларируется в законодательстве, «природные ресурсы работали на государство», - государству суждено этот ресурс охранять должным образом. Для начала - сформулировать политику в области лесного хозяйства, лесопользования. Вариантов много. Может быть вариант, например: «Все леса вырубить, получить быстро деньги». Я не говорю, что это хорошо, но это четкая, понятная государственная политика. Или другой крайний вариант: «Вообще запретить трогать леса. Пусть они растут». Тоже крайний вариант, нереальный, фантастический и ненужный - мы не в состоянии от использования лесов отказаться. Но тоже понятная государственная политика. То есть надо сформулировать цель, то, как лесное хозяйство должно взаимодействовать с лесной промышленностью, с развитием органов местного самоуправления (со следующего года как раз грядет очередная реформа в этой сфере). А у нас все по отдельности происходит.

И потом уже на основании сформулированной лесной политики давайте разрабатывать - и новый Лесной кодекс, и структуру государственных органов, определять, как они должны взаимодействовать, на каком этапе нужно подключать общественность... А получается так. Сначала все поставили с ног на голову. Не получилось. Перевернули еще раз - опять не получилось. Как дети маленькие играют с каким-то незнакомым предметом: пробуют и так, и сяк, и что-то не получается, другой стороной пытаются как-то приладить...Результаты могут быть плачевные, и трудно говорить о какой-то перспективе, если вектор не изменится.

- Что же ждет в ближайшее время наши леса?

- Дело не только в том, что леса пострадают. Кстати, хотя незаконные порубки отчасти и обострились - кто раньше воровал по ночам, теперь ворует днем - но в центре Европейской части все-таки нет такого безобразия, как на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, северо-западе России. Там ближе к заграничному потребителю, высок экономический стимул. А в центре нет ажиотажа вокруг древесины: и газ есть, и дома строят из кирпича...

Основная проблема, которая уже сейчас видна: лесное хозяйство, лесная охрана, охрана лесов от пожаров в ближайшее время могут окончательно потерять свои лучшие кадры.

Главная потеря - люди

-Те, кто по призванию и образованию много-много лет работал в этой системе, просто уходят. Понимая, что их опыт, навыки, мотивация - леса сохранять, сажать, охранять от пожаров - никому не нужны. Человек может проработать по инерции год, два... Но если молодые мужики, прошедшие ВДВ, получают три тысячи рублей на руки, работая пожарными авиадесантниками, то вскоре они уходят. Конечно, у них нет суперсовременного оборудования, но они могут положиться на свой опыт, знания, выдержку, возможность прогнозировать ситуацию, то есть это специалисты достаточно высокого уровня. Или лесничие. В их работе тоже нет шаблона - в лесу каждая ситуация уникальна. А им говорят: не знаем, может, мы вас сократим... может, не сократим... но денег не дадим. Вы уж заработайте сами. А как заработать самим? Нарушать закон, как-то мухлевать? Не все на это идут, и люди просто разбегаются. Остаются те, кому некуда идти, кому нужно доработать до пенсии, кого никуда больше не берут. Идет отрицательный отбор. Скоро некому будет работать.

Вот это действительно серьезная проблема. Сами леса рано или поздно восстановятся - я не говорю про заказники, памятники природы, заповедники, - обычные эксплуатационные леса. Природа свое возьмет. А вот двухсотлетняя российская система управления лесами может окончательно умереть. Мы ее все время критиковали, всегда ругались с руководством лесной службы, думаю, и впредь поводов будет не меньше... Но без нее все равно никуда. Как угодно можно ругать медицину: врачи и то не так делают, и то не сяк... но все равно в критических случаях вызывают неотложку.

И основная причина этого - не обозначены цели, направление движения. Куда двигаться? Кому нужны изменения? Кто получит выгоду? Что получат государство и граждане?

Сейчас основная идея - все переложить на арендаторов-промышленников. Вроде как бизнесмены знают лучше, как лес поддерживать, потому что это им выгодно. Да, есть положительные примеры - вот в «Берегине» рассказывалось об замечательном опыте ЛКП «Лесной». Но немало и обратных примеров - бизнес работает по своим законам. А потом еще окажется, что государству лесопользователи будут предъявлять счет. Вот, мы выполнили работу по охране леса от пожаров, но это задача государственная, так что, государство, оплачивай расходы. Но инициативу, оперативное управление, тактику, стратегию будет определять уже частник. Нельзя будет говорить о лесах области - будут небольшие арендные участки. Новая феодальная раздробленность.

Да и не все лесозаготовители заинтересованы в том, чтобы лес взять себе надолго. Это дорого, за все нужно платить. Проще покупать лес, а государство пусть обеспечивает лесовосстановление. У лесозаготовителей нет персонала, техники, опыта такой работы... Конечно, этому можно научиться...Научились же обходить законы, договариваться с милицией - так же научатся и лес выращивать. Благо, спрос получит предложения, кадры пойдут. Но вот разрыв - смутное время - в истории всегда приводит к печальным последствиям.

Не все фатально

- А есть ли обнадеживающие факторы?

- Конечно, не все так уж фатально и печально. Взять тот же новый Лесной кодекс, который сейчас непонятно уже зачем продвигают. Впрочем, зачем - понятно: если откажутся от него, получится, что Минэкономразвития два года проработало впустую. А это значит - доказать полную свою недееспособность.

Первые варианты Лесного кодекса были жуткие, но благодаря массированной общественной кампании удалось изменить ситуацию. И к думскому рассмотрению Лесной кодекс вышел уже менее опасным. Эта проблема получила наибольший общественный резонанс за все последнее время в нашей стране. Все люди, даже если не выходили на митинги, обсуждали Лесной кодекс. Потому что лес - последний ресурс, который еще не распродан, а большинство населения так или иначе связано с лесом. Удалось как-то сгладить кодекс, поддержали и региональные законодатели, хотя им трудно что-то сказать поперек Москвы в условиях укрепления вертикали власти.

Но и в менее опасном Лесном кодексе есть достаточно серьезные и опасные положения. Не сами по себе опасные, но, основываясь на традициях и понятиях в применении нашего лесного законодательства, можно прогнозировать достаточно неприятные вещи. Могут какие-то «закладки» сыграть в определенный момент отрицательную роль.

Сейчас первое чтение прошло, идет процедура поправок, их очень много, и сами разработчики - Минэкономразвития - тоже, видимо, получают со всех сторон много замечаний и предложений. И уже идут на контакт. Я так понимаю, им сказали - ну, ребята, сделайте вы по-нормальному закон, доработайте, есть возможность. Ведь кодекс должны были принять сначала в прошлом году. Потом на весенней сессии в этом году. Сейчас отложили на осень. Время есть, и что-то удастся нивелировать... что-то, может, будет лучше, чем в ныне действующем кодексе.

Кстати, все внимание обращено на еще не принятый Лесной кодекс, а на самом деле мы сейчас уже живем по новому Лесному кодексу - речь о знаменитых законах 122 и 199. У них, конечно, там стоит «образца 97 года», но на самом деле это Лесной кодекс образца 2004 года. Он вступил в силу с 1 января этого года и принес много структурных изменений. Теперь Агентство лесного хозяйства не контролер, появился Росприроднадзор, изменились взаимоотношения регионов и федерального центра. Все поменялось, система изменилась. Хотя если посмотреть на деле... И теперь профессионалы говорят, что когда новый Лесной кодекс будет принят - нич-ч-чего не изменится.

- А те «закладки», о которых вы говорили ,- они и сейчас уже есть?

- Многие опасные вещи и сейчас возможны. Впрямую частная собственность на леса не наступает по новому Лесному кодексу, там просто есть оговорочка, что она может быть, но отдельным законом регулируется. А посмотрим с другой стороны - у нас и сейчас есть частные леса! Они, может быть, формально государственные, на бумаге, - а за трехметровый забор вы уже не пройдете! Есть леса, в которые не попадает ни один контролер, ни один милиционер. Это что - не частная собственность? Если заборы подходят к берегам озер, водохранилищ и берега уже закрыты, там охрана с ружьями - разве это не частная собственность? Без всякого нового кодекса.

И люди, которые с этим работают впрямую, понимают, что ситуация после принятия обсуждаемого кодекса не изменится кардинально. Просто что-то будет по-другому называться, будет немножко другая структура документации, другая система взаимоотношений... Стараясь смягчить негативные моменты в обсуждаемом кодексе, мы выходим и на уровень Думы, работаем с федеральным Агентством лесного хозяйства. Есть такая структура, как общественный совет при руководителе Рослесхоза, туда входят представители общественных организаций, в том числе МСоЭС. Это площадка для обсуждений, одна из многих.

- Есть ли в Минэкономразвития люди, с кем можно вести переговоры?

- Разговор идет, они готовы слушать. Говорят: «Вот за эти положения мы будем стоять насмерть, а здесь мы затрудняемся свою позицию сформировать и заинтересованы в вашем мнении».

- Какие вопросы для них принципиальны?

- Вопрос барьера для бизнеса. Поскольку их задача - снизить коррупционную емкость законодательства, они считают, что разрешительная система документации - это источник коррупции.

- А вы считаете, разрешительная система - это источник коррупции? Здесь есть какая-то логика?

- Логика-то в этом безусловно есть. Но каким образом государство будет осуществлять контроль за использованием леса, если не будет разрешительного документа? В первых вариантах лесной декларации, которую предлагается ввести на смену лесорубочному билету и лесному билету, было то, что не поддается проверке, а это значит, в случае конфликта, кто кого переубедит. Это как раз и есть предмет для неофициальных договоренностей, неформальных взаимоотношений. Возможностей для коррупции тем меньше, чем более четко обозначены границы. Вот это ваше - вы рубите. Вышли за границы - нарушение. То, что можно посчитать - объем, площадь, сроки. Мы на этом настаивали и вроде как нашли понимание. Есть ряд различных вопросов, связанных с лесами первой группы, или сейчас, по новой терминологии, защитными лесами. Очень усложненная классификация защитных лесов, очень много категорий. Для охраны природы такое количество категорий не нужно. Причем для ряда категорий режим одинаков. Получается большая путаница. А надо, может быть, всего четыре категории: там, где рубки запрещены, там, где разрешено выборочное пользование, запрещены главные рубки, и т.д. Охраняемые территории - отдельный вопрос. Есть отдельное законодательство об особо охраняемых территориях.

Судьба леса должна обсуждаться

- То есть дискуссия идет, и хорошо, что тема вызвала такой общественный резонанс. В апреле, когда встречались общественные лесные организации Европейской России, все согласились, что жизнь будет новый Лесной кодекс дорабатывать и перерабатывать. И мы предложили уже сейчас лесоводам, лесопромышленникам, экологам, ученым предлагать свои варианты: что должно быть в лесном законодательстве.

Всегда в России ситуация с лесами обсуждалась на съездах лесовладельцев, лесных хозяев, лесоводов. В них активно участвовали наши великие лесные ученые - Г.Ф.Морозов, М.М.Орлов, были споры, дебаты, был заинтересованный круг людей. Сообщество профессионалов и общество в целом должны интересоваться лесным законодательством, и обсуждение его должно идти. Наверное, хорошо иметь профессиональное правительство, жесткую вертикаль власти, но, кроме московских чиновников, есть огромная армия специалистов и масса населения.

Сейчас обсуждается, как охранять леса от пожаров по новой схеме. Хорошо вот дожди были в европейской части, а Западная Сибирь и Урал уже погорели в этом году. А денег лесные пожарные до сих пор не получили. И как работать - не знают, идет разведка боем. Все упирается в то, что чиновничья машина не проработала все финансовые механизмы. Есть федеральная структура, областные структуры, казначейство, кто-то должен был подготовить некий документ, но вовремя этого не сделал. Теперь невозможно рассчитать норматив и перечислить деньги. А нет денег - у руководителя авиабазы два варианта: либо сидеть и ждать, тогда он окажется виноват в бездействии. Либо на свой страх и риск отправлять людей на работу - на пожар. Но денег на зарплату не перевели, накапливается задолженнность. Он опять виноват, потому что задолженность сейчас наказуема. Люди меж двух огней, и как работать - непонятно.

Мы хотели бы, чтобы новый Лесной кодекс был опубликован, чтобы прошло обсуждение, сформировалось бы представление о том, как заложенные в кодексе механизмы будут работать. И, кстати, это еще не поздно сделать, благо регламент Думы позволяет отправить его на обсуждение, но скорее всего до этого не дойдет. Очень сильно стремление принять кодекс. И все-таки обсуждение должно идти.

В нашем «Лесном бюллетене», который, кстати, выходит уже почти 9 лет, мы стараемся вовлечь в обсуждение специалистов. Ведь они почти потеряли веру в то, что можно что-то изменить, что от их мнения что-то зависит. Но мы стараемся, и потихоньку у нас увеличивается аудитория и возникает обратная связь. Стараемся избегать научного, казенного языка, писать неформально. Нам пишут лесники, лесничие, арендаторы...

- А бизнесмены?

- С бизнесменами сложнее. Вот теперь знаем в Нижегородской области ЛКП «Лесной». И в других местах есть предприниматели, которым интересно не просто напилить денег, а разумно вести хозяйство. Осталась еще потребность, чтоб добрым словом вспомнили человека. Везде, даже на Дальнем Востоке, где разгул криминала, есть люди, которые заинтересованы не сливки снимать, а устойчиво работать на территории. Ведь в селе, где они живут, будут жить их дети. И их не устраивает богатеть на воровстве.

- Знаем и о ваших других интересных делах...

- Не только Лесным кодексом и борьбой с незаконными рубками живут природоохранные организации. Стараемся давать и описания реального опыта, и какие-то общие схемы, которые можно тиражировать, нестандартные подходы. Пытаемся подключить какие-то культурные вещи, связанные с лесом... Новое направление идет по линии школьных лесничеств. Ребятам интересно не просто елочки пропалывать и заготавливать лекарственное сырье, а что-то исследовать. И эти ребята - или потенциальная смена сегодняшних лесоводов, или просто люди, которые на лес по-другому будут смотреть, потрогав многое своими руками. Другое интересное направление - усадебные парки и сады. Некоторые из них - памятники природы, некоторые - памятники культуры, подавляющее большинство - вообще без статуса. Ни о какой реставрации речь не идет, даже зданий часто не осталось - лишь зарастающие сады. На этих территориях сохранились редкие, исчезающие растения. Из-за того, что сохранились старые деревья, обитают птицы... Здесь мы выходим на стык с другими группами общественного движения, заинтересованными научными кругами, историками, литературоведами, краеведами... Тематика широкая - возможно, это предмет для следующих бесед. Готовы ответить и на вопросы «Берегини», и пообщаться с читателями на интернет-форумах нашего сайта Forest.RU. Заходите!


Беседовала Ирина ФУФАЕВА
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность