Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Город

22 сентября: оживающие мечты

...Что-то случилось с городом, и его улицы и переулки стали свободными и просторными. Почему-то стало лучше видно небо и зелень. И на опустевшие улицы сначала по одному, потом вереницами выехали велосипедисты, роллеры, повалили пешеходы, дети с разноцветными шарами, флажками, мячами...

Ну что ж братцы, опять 22 сентября. Опять читаем радостные вести о том, как проводят этот день - Международный День без машин, а по сути - демонстрацию возможностей альтернативного передвижения, а заодно городской праздник - в Торонто и Фрайбурге, Копенгагене и Кракове, Токио и Париже - всего-то в 1389 городах мира. Happy Car Free Day! - Счастливого Дня без машин! Так прямо и пишут на официальных городских сайтах.

И дело не только в праздниках, но и в буднях, по которым тоже надо и дышать, и передвигаться по городу.

Где уже нахлебались и поняли

«...Руководство городского транспорта в Риме, учитывая осеннюю активизацию деловой жизни, тоже ищет способы повысить привлекательность городского транспорта. Так, процедура покупки билетов с недавних пор получила преимущество в виде SMS-сервиса, позволяющего приобрести «электронный» талончик, и предъявлять контролеру только сообщение от сервисной службы с пожеланием счастливого пути.

Еще одна - также европейская инициатива - предлагает жителям британского города Ньюпорт получить годовой проездной на автобусы и электрички, сдав личное авто в металлолом. Обе инициативы приурочены к Европейской неделе мобильности».

«...Столица Бельгии, одновременно являющаяся административным центром Евросоюза, сегодня больше напоминает гигантский спортивный лагерь.

По центральным улицам и городским переулкам движутся бесконечные вереницы велосипедистов разных возрастов, не отстают от них любители роликовых коньков. На проезжей части никакого транспорта, кроме полицейских машин, нет. Сесть за руль автомобиля в этот день разрешено только практикующим докторам, инвалидам и торговцам, однако скорость передвижения для них ограничена 30 километрами в час.

К услугам остальных автомобилистов, не имеющих специальных пропусков, - периферийные «паркинги-ловушки», от которых при необходимости можно легко добраться до центра Брюсселя на общественном транспорте, проезд на котором сегодня был бесплатным.

В большинстве своем брюссельцы воспринимают «День без автомобиля» как праздник, поэтому во многих районах города сегодня организованы различного рода культурно-спортивные мероприятия.

Примечательно, что в этот день в парках и скверах бельгийской столицы кто-то мог даже повстречать генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера и высокого представителя Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Солану, известных своим пристрастием к бегу трусцой.

В нынешнем году «День без автомобиля» приурочен к «Дню культурного достояния» франкоязычного региона Бельгии - Валлонии. По этому случаю для всех желающих открыт бесплатный доступ в музеи и королевский дворец.

На площади у Дворца правосудия в центре Брюсселя обустроили стилизованную сельскую деревню.

На устланной травой просторной лужайке площадью 1500 квадратных метров брюссельцы и гости города смогли поучаствовать в импровизированном пикнике в окружении домашних животных.

Представители крестьянских хозяйств угощали всех желающих экологически чистыми продуктами. В то время как взрослые трапезничали, дети с удовольствием бродили по закоулкам лабиринта из натуральной соломы...»

И где пока нет

Вести из близких мест более однообразны: в Чите, Горноалтайске... Архангельске, Новосибирске... Москве... день без автомобилей официально не отмечался, а сама проблема крайне наболела.

«Международный день без автомобилей... в Чите прошел незамеченным... никаких массовых акций по отказу от использования автотранспорта не проводилось. Между тем... городские улицы не выдерживают постоянно увеличивающееся количество легковых, грузовых автомобилей и общественного транспорта. Возможностей для расширения проезжей части на большинстве улиц нет».

«Москва, которая чрезвычайно загружена транспортом, опять отказалась от проведения Дня без автомобилей. По данным экологов, автопарк столицы ежегодно увеличивается на 100-200 тысяч единиц, а количество машин на улицах уже превысило 3 миллиона. По данным Департамента экологии и природопользования столицы, более 90 % выбросов приходится на долю автотранспорта. При этом в Москве автомобилем для регулярных поездок пользуются не более 20 % жителей».

И только Белгород официально поддержал общеевропейскую акцию. В этот день здесь проводился мониторинг движения, проверка экологической обстановки и технического состояния транспортных средств, выехавших на магистрали города, и администрация города обратилась «ко всем руководителям предприятий, организаций, учреждений города, независимо от организационно-правовой формы собственности, владельцам личного автотранспорта, по возможности, максимально ограничить выход на линию всех видов служебного, частного, грузового транспорта, за исключением чрезвычайной необходимости, транспорта для инвалидов и транспорта, связанного с обслуживанием населения и специального транспорта». «Давайте вместе улучшать экологическую ситуацию и делать наш город чище!» - с таким призывом обратилась администрация к жителям Белгорода и призвала 22 сентября поддержать акцию «День без автомобиля».

В остальных городах постсоветского пространства акции организуют не городские власти, а общественные организации. В Международный день без автомобилей межрегиональные экологические организации МСоЭС и Союз «За химическую безопасность», ряд региональных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода призвали россиян отказаться от автомобиля.

А многие ТВ-новости были посвящены не столько экологии, сколько подорожанию автомобильного топлива. Что, мол, еще может интересовать народ!

Игра на улицах нижнего новгорода

Что еще? Об этом могут рассказать, например, школьники и студенты - участники городской игры «Транспортация», проходившей в Нижнем Новгороде уже в третий раз, в поддержку Международного дня без машин и стартовавшей из клуба «Зеленый парус». Это что-то вроде городского ориентирования, которое учит пользоваться возможностями центра города для пешей ходьбы, узнавать родные съезды и переулки, составлять оптимальный маршрут перемещения по выбранным точкам. Семь команд - «Самовары», «Спайдермены», «Кроты» и прочие выполняли задания, на этот раз предполагавшие экспресс-оценку городской среды в этих точках, а также включавшие мини-опрос нижегородцев относительно транспортных проблем.

«Самым интересным было общение с народом. Мы встретили столько заинтересованных людей! Например, мужчину из старого дома, который хотят сносить под автомагистраль. Он к тому же оказался велосипедистом и продавцом велосипедов». Это говорит третьекурсница нижегородского инъяза Оля Головина из команды «Самовары», спортивная Оля в комбинезончике, с чистым доверчивым взглядом, сама велосипедистка и любительница ходьбы.

Конечно, опрос был непрофессиональным, не очень репрезентативным - опрошено всего 70 человек, 10 на одну команду, - но и он заставляет задуматься.

Мы видим, что наших властей экология города и загрязнение воздуха (главным виновником чего в городах является автомобиль) являются чем-то десятистепенным. А для нижегородцев? Такая чисто экологическая проблема, как загрязнение воздуха выхлопами, беспокоит больше половины опрошенных - 43 из 70. Причем это практически не зависит от возраста: среди опрошенных, заявивших о своем беспокойстве, и дети, и 17-25-летние юноши и девушки, и люди средних лет. Другой больной аспект автомобилизации - усиление опасности на дорогах. «Я хочу знать, провожая свою дочь в школу, что она дойдет», - написал один участник транспортного форума. Так вот, 42 из 70 опрошенных, в том числе дети, переживают из-за опасности аварий и наездов на пешеходов. А на первое место среди последствий автомобилизации, вызывающих беспокойство, конечно, вышли автомобильные пробки, о которых раньше мы и не знали. Теперь они беспокоят почти всех опрошенных. Вот только - кого интересует их беспокойство?

Что делать? Спрашивали и об этом. Процентов 20 наиболее обеспокоенных нижегородцев заявили, что поддерживают все перечисленные в опросном листе меры, да еще и предложили дополнительные - свои. В опросном листе значилось: введение более жестких норм на выхлопы - всего эту меру поддержало 40 из 70; организацию движения общественного транспорта по отдельной выделенной полосе - 42 из 70. Более радикальная и менее привычная для нас идея безмашинного центра нашла поддержку у 27 нижегородцев из 70. А развитие велосипеда набрало аж 48 сторонников из 70, хотя у чиновников эта мера вызывает кривую усмешку.

Дополнительно люди предлагали: вынести бизнес-центр на окраину; достроить, наконец, метромост и провести метро в верхнюю часть города; пропагандировать чистый воздух и пользу пешего хождения (кроме шуток - 10 минут ходьбы сжигают 50 калорий!); ограничить въезд в центр города грузового транспорта; ограничить въезд в город автомобилей в зависимости от номеров машины и дней недели. О последней мере женщина прочитала... в учебнике французского языка, в разделе, посвященном транспортной тематике. А мы в «Берегине» подробно описывали применение этой меры в столице Колумбии Боготе.

Конечно , некоторые предлагали и строить новые дороги. Ничего удивительного в том, что есть такое ощущение: вот дашь этому напирающему потоку «трубу» пошире - и все вздохнут свободно. Удивительно, что так продолжают думать городские планировщики. В Нижнем Новгороде планируется провести через центр города новую автомагистраль - так называемый Октябрьский бульвар, для чего планируется снос исторической застройки, а с нею, как водится, и оставшихся от городских усадеб зеленых островков. Магистраль пройдет рядом с жилыми зонами, 1-й городской больницей. Но о том, что на самом деле расширение дорожной сети лишь увеличивает автопоток, красноречиво говорит пример Москвы, где построено множество новых дорог и развязок, при этом пробок становится все больше.

Участники в ходе игры получили грустную возможность попрощаться со старым кварталом, который должен пойти под бульдозер ради новой магистрали. Это несколько деревянных и кирпичных частично восстановленных домов по улице Ошарской, включающих городской приют-богадельню Сухаревых. С двух сторон их обрамляют дома - памятники регионального значения, которые на бумаге остаются, но, как считают специалисты из НПО «Этнос», не устоят в агрессивной среде автомагистралей, без поддерживающей их исторической застройки усадебного типа, типичной для Нижнего. Исчезнет и дворик домов NN 9, 9 В и Г, со старыми тополями, березами, ясенем и сливой, с кирпичной стеной, густо заплетенной девичьим виноградом. И еще целый ряд подобных дворов и кварталов. Может быть, можно еще остановить решение, которое все равно ничего не решит?

Новая автомагистраль должна будет пересечь и так очень напряженную улицу Варварскую. Здесь игроки считали автопоток и вычисляли количество углекислого газа, которое выбрасывается им за час. Вышло - больше 70 кг только углекислого газа, это не считая взвешенных частиц, угарного газа, оксидов азота, бензапирена, и только за час, и только в одной точке...

...Да, это наши города, это наше передвижение - такое есть. В надежде на лучшее - ура Белгороду, критмассовцам и Виктору Похмелкину, председателю «Движения автомобилистов России»! «Жаль, что в нашей стране пока не удается устроить подобную акцию, - поделился он с «Российской Газетой». Но лично я сегодня все-таки планирую отказаться от машины и пройтись пешком».





К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность