Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Великое иное

Воды Алтая в преданиях алтайских народов

Стоит хоть немного погрузиться в мир алтайца - и поражаешься тому странному взгляду, каким смотрит таежный человек на мир природы. Казалось бы, суровые условия его существования должны сделать отношение к природе предельно прагматичным, но на деле все обстоит иначе. Слушаешь, собираешь многочисленные поверья, былички, легенды, и всякая живая тварь - от червяка до горной тайги - обрастает бесчисленными значениями и тонкостями понимания. И очень большая часть этих пониманий вообще не связана с отношением к природе как к ресурсу.

Также обстоит дело и с водным миром Алтая: как горы и перевалы, так и водные объекты - озера, реки и источники-аржаны - почитаются и выделяются из природного ландшафта как нечто особенное и важное. Как и гора-тайга, водный мир предстает в двух основных ипостасях: как пространство хозяйственных притязаний человека и как совершенно ИНОЕ, не связанное с людьми, некое самостоятельное природное пространство, наполненное духами-обитателями и живущее по своим собственным законам. Человек, по сути дела, здесь не подразумевается, но он может сталкиваться со знакомыми с детства реками, родниками, озерами как с совершенно Иным, потусторонним миром. Это случается очень часто: как во время таких масштабных явлений, как разливы рек, так и во время перехода водных путей вброд и посещений реки ближе к вечеру и ночи. «Иное» здесь во многом тождественно «дикому», первозданному в природе. Но и любое хозяйственное действие на воде - от попить до лова рыбы - сталкивает человека с водой как с обителью духов. Все эти рассуждения прозрачно выводимы из рассказов самих алтайцев - теленгитов, тубаларов, чалканцев и других народов.

Вообще, вода у алтайских народов традиционно считалась воротами в Иной мир, и с ней всегда старались держаться очень осторожно. Гладь озер и рек находится в двух мирах: в Среднем мире вода - видимая и доступная хозяйству человека природа, здесь она предстает в облике водных духов-хозяев - Суу-ээзи. Эти существа контролируют поведение людей на аржанах, озерах и реках и могут явиться человеку, наказать, наградить, предупредить... С другой стороны, вода и ее глубины - это уже Нижний мир, мир подземного, темного, хтонического. Так, многие аржаны и обычные родники называются Кара-суу - «черная (прозрачная) вода». Источники бьют из недр земли, они в прямом смысле - ключи, открывающие двери между Средним и Нижним миром. Значит, духи-хозяева родников, озер и рек - в то же время существа Нижнего мира.

Например, как существа, близкие к Среднему миру и человеку, Хозяева вод в особых случаях предстают перед людьми в человеческом облике. Например, когда шаман просит у аржана воды для проведения обряда, от которого зависит благополучие рода - аржан-ээзи является в виде девочки (молодой девушки или мужчины) в традиционном костюме. Но в других, менее позитивных случаях водные Хозяева приобретают иной раз чудовищный образ. Как, например, вот в этой жутковатой быличке, записанной нами в августе 2003 года в Старом Кебезене от четы Тропеевых - пожилых и мудрых тубалар.

Жадный рыбак и черная рыба

На счет рыбы тоже: поверье было - много не брали раньше! Сколько хочешь - взял, больше не лови, хватит! Рыбы много ловить тоже не надо - Водяной утащит! Воды Хозяйка тебя потом после этого поймает... Мой сводный брат... сильно любил рыбачить: чуть свободно - на рыбалку, чуть свободно - на рыбалку. А потом вот в октябре - это в Майском жил он - пошел тоже на рыбалку... на Лебедь - речка... Ну, рыбачил-рыбачил, говорит, ему показался... очень большой рыба... из-под яра вылез, весь его, говорит, обрызгал водой... я, говорит, никогда - сколько жизнь рыбачить ходил - никогда так не пугался! И опомнился - удочку, говорит, назад вот так поставил и стою, говорит! ...Потом очнулся - и чё, говорит, я стою-то и удочку назад поставил-то - испугался? А эта рыба ...обратно... туда под яр ушел! И все рассказывал - пришел, говорит, с рыбалки и своим рассказывал: «Вот такую рыбу видел большую! И че это такой - меня весь водой обрызгал! Я испугался, - стоял вот так вот. Это очень большой рыба, наверное, - завтра пойдем, мы его поймаем!»

Ночью в два часа умер! Приступ сердца приключился. Не болел, ничего! Вечером поели, чай попили...

...Говорили: Водяной его утащил! Сууынг-ээзu - Водяная Хозяйка, Хозяин Воды его утащил! Он сильно много по речку ходил, много стал рыбачить... он надоедал этой речке! Ну, так если много рыбачишь... дак каждый раз рыбачишь и рыбачишь - не надо так!

Суу-ээзи предстал здесь в образе черной огромной рыбы Нижнего мира - как предвестник воздаяния и смерти жадного до рыбы, потерявшего всякую осторожность и почтение человека. Дух просто взял рыбака себе как некую заместительную жертву за взятую из реки рыбу. Всякий охотник и рыбак, желающий остаться в живых и получить удачу в промысле, обязательно оставляет что-то реке и тайге, отдает взамен добычи. Они подобны купцам, ведущим торговлю и обмен с Хозяевами природы. Лживый купец рано или поздно расплачивается другим способом - товаром и платой становится он сам. Конечно, в подобных ситуациях ээзи предстает как враждебное, пугающее и гневное божество.

Между этими двумя крайностями - девочкой и чудовищем - существуют и другие варианты воплощения водных Хозяев. Есть большое число рассказов о встречах с Суу-ээзи как бы мимоходом: например, охотник или рыбак, проходя у реки на рассвете, вдруг видит купающихся обнаженных девушек или белую девушку, расчесывающую длинные волосы гребнем. Здесь много общего с русскими русалками и водными женскими существами других народов. Но в отличие от русалок, девушки суу-ээзи значимы для мира людей как хранители, распорядители и хозяева вод. Такие «встречи мимоходом» регулярно напоминают людям о том, что природа - не просто ресурс для потребления. Вода так постоянно поддерживает свою ипостась Иного пространства.

Кто еще встречает водных Хозяев? Не всякий. Есть поверья, что видят их только особые люди - кёспёкчи, - те, которым вообще приоткрыт с рождения мир духов: им суждено слышать разговоры духов, и видеть мертвецов, и распознавать людей, приближающихся к этой грани. Но являются эти девушки и простым людям - например, тем, кто по жадности или в силу судьбы должен умереть, утонув.

Как говорят на Алтае, Суу-ээзи «притянул к себе». Слишком «любить реку» (то есть бывать на ней часто) считалось опасным, и, например, детей ограждали от этого. Как и во многих других традиционных культурах, на Алтае до сих пор не ходят по воду вечером и ночью и, тем более, к реке или озеру.

Переходя реку вброд, беря из нее воду или просто желая напиться, алтаец сопровождает свои действия обрядом, разговаривает с водой и ее хозяевами - обращается к ним, просит у них разрешения, хвалит, благодарит их. Иначе - беда, угроза здоровью, жизни. Естественно, о мусоре в реке и речи быть не может. Везде, конечно, есть люди, неряшливые к природе, но общее мнение в народе таково: это небезопасно! Хочешь испытать судьбу, умереть пораньше - пожалуйста, мусори, делай что попало!

Ульяна Аныевна Акпашева, знаток чалканских традиций, рассказывает показательную историю, в которой люди разных культур и народов прекрасно понимают друг друга, когда речь идет об отношении к воде.

Монета реке

Мой брат на Востоке жил, у Китая - там Кайлaстой, у реки Аргунь, там, где Амур, - знаешь? И вот он мне пишет (оттуда письмо): пойдешь за водой - молча не бери! Говори: «Ес-каштy, - говори, - энe-ooн, суг(х)aтарнын(г) шувaл-рогаальдын, ай-чернa!» И - монеты обязательно, говорит, в прорубь спускай! ...И у нас так же делают, да! Когда просят, да. Вот здесь, на Бие... я пошла, просила, чтобы не сердился на меня. Тогда мы в феврале, зимой (сюда) приехали. К проруби пошла - так вот и сделала. И вот - (река) Абакан, когда на теплые ключи ездишь, - тоже видела: посыпают монеты.

Ульяна Аныевна рассказала также нам про обряд, связанный с освобождением реки ото льда и проводами ледохода. Такие обряды также существовали повсеместно - во многих культурах Евразии.

Папа лед провожал

А папа у меня ни один ледоход не пропускал! Ледоход идет, лед уже тронулся, пошел, да? - а папа обязательно: из бересты сделанная чашка у него, а в чашке, значит, - талкaн размешанный или аракa, еще если у тебя яички есть, блины есть или чё... А папа говорит воде: «В дальний путь идешь - палa-варгaмнэ тoсoмнэ аврa простeктер-флoр», - брызгает в реку, отдает. Это значит: «В дальний путь идешь - запас тебе нужен!» - брызгает. И: «Благополучно чтоб ты все до места (добрался)!»

Ни один ледоход не пропускал! У него - сто с лишним (лет было), на сто пятом похоронили. Ни одна скотина никогда не тонула! Ни один ребенок не утоп! Ледоход когда идешь - так делаешь. Ну и говоришь: «В дальний путь идешь...» - но путь же длинный! Дальше: «Палa-варгaм(н) - у тебя своих-то детишек... (или) - ребятишек своих...» «Ар кoжoм - вещей своих...» - но, лед - это его же вещи! Ну, льдинки - это его же вещи! Суу-ээзин(г), Хозяева - эти же вещи его! «Аанмыр аварыт-кeттер - благополучно чтобы ты довез, донес!» - брызгает и говорит так. «Дальняя дорога - запас тебе нужен!» Вот когда ледоход шел - папа всегда такое, всегда желал!

Вообще, для алтайцев свойственно разговаривать со всей природой: идет ли он на охоту, проходит ли мимо реки или могучего дерева - он говорит с ними, сочиняет о них песни. Реки и озера, считают они, сотворены в былые времена могучими богатырями: добрый Сартакпай проводит пальцем черту на земле, и - текут Бия и Катунь, опирается ребром ладони - вот оно Телецкое озеро!

Телецкое озеро - Алтын-Кёль, Золотое озеро - таит в себе не меньше таинственного и значительного, чем Светлояр Китежа. Одно из глубочайших озер мира, по преданиям, имеет в своих глубинах горный перевал, выступающий на поверхность небольшим островком Ажу, что и значит «перевал». На ветвях деревьев колышутся ленты дьялама, это - священное место, «пуп земли», ее центр. Земля, по древнейшим представлениям, как живое существо имеет свое тело и его части. В глубинах Телецкого обитает огромное рогатое рыбоподобное существо - Керь-Балык - ээзи озера, появляющееся не всякое десятилетие. У южной оконечности озера высится Алтын-Ту - почитаемая в народе священная гора, прообраз изначальной мировой золотой горы - оси и вертикали мира, соединяющей, подобно мировому древу, все три мира Вселенной. Воды Золотого озера - одно из мест, молчащих о тайне погребения Чингисхана. Правитель, по одной из легенд, был захоронен на разных рубежах империи - особые избранные несли к границам части его тела. А в двадцатом веке некие исследователи глубин, спустившиеся в батискафе в глубины Телецкого, увидели жуткую картину: в толще воды, на стометровых глубинах, словно бы парили, плавно вращаясь в подводных течениях и не погружаясь ко дну, люди в доспехах, с оружием и обряженными конями. Их было множество, отсутствие кислорода не дало им разрушиться, - это были избранные Чингисхана, люди его последнего похода. Легенды говорят, что все, знавшие о местах его погребения, были посажены на большое судно и затоплены в Телецком озере.

Воды озера возмущаются, если в округе среди людей случается что-то плохое. Когда в прибрежной деревне была убита девушка, ураганный шторм сотряс озеро и многие дома были просто смыты в воду. Когда у Телецкого на очередной умный симпозиум собрались экстрасенсы-европейцы и прочие люди «тайного знания», с озером случилось то же самое, и только местным камам-шаманам удалось упросить остановиться разбушевавшуюся стихию.

Кроме рек и озер, много поверий, запретов и обрядов связано с родниками и целебными источниками-аржанами. Это - места лечения, священные места, места поклонения, обитания духов-ээзи (аржанын-ээзи), места особого, строго регламентированного поведения. На аржане нельзя делать ничего плохого: ругаться, плевать, мусорить, даже думать плохое - духи аржана слышат не только слова. Нельзя пить спиртное и есть соленое, нельзя - в течение целого года - бывать человеку, у которого умер кто-то из близких, нельзя приезжать на убывающей луне и т.д. Если что-то нарушается - человеку является Хозяин аржана и журит или выгоняет его, отправляет домой. Аржанын-ээзи приходит во сне или наяву, он также может принимать облик змеи, лягушки или цветка.

Люди приезжают на аржан и в спокойствии живут там несколько дней: окунаются, пьют чай на воде аржана, делают приношения Хозяину: монеты, еду, молочную водку-арачку, молоко, чай, повязывают на деревья ленты-дьялама. В стороне от аржана - несколько срубленных аилов, шестиугольных жилищ с конической крышей с дымовым отверстием. Люди живут, многие исцеляются.

Известен случай, когда у аржана поселились городские туристы, которые много шумели на европейский манер. Так вот: вода из аржана ушла, и появилась гораздо позднее. И хорошо, что шумные ребята остались в живых...

Поверья гласят, что истоки всех рек идут от аржанов. Все воды Алтая священны.


Дмитрий ДОРОНИН.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность