Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Химическая безопасность

Детей - в Красную книгу?

В материале корреспондента пермской областной экологической газеты «Луч» говорится, по сути, не о чем ином, как о... цене пресловутого роста ВВП. Любой ценой - буквально. «В Прикамье - крае, вполне успешном с экономических позиций, к здоровым относятся чуть больше 10 процентов детей. В три раза меньше, чем в среднем по России. А ведь область имеет больше возможностей для оказания медицинской и профилактической помощи, чем дотационные области» (О.Ю.УСТИНОВА, профессор, заведующая клинической частью Пермского Института детской экопатологии).

Вот текст статьи.

РОССИЯ потихоньку стареет и дряхлеет. И даже тех новорожденных, которые появляются на свет вопреки демографическим тенденциям, врачи не всегда способны сберечь. Наша страна - один из лидеров по детской и материнской смертности в мире. Из каждой тысячи 16 малышей не доживают до года. Впереди нас только страны Центральной Африки. Не можем мы похвастаться и крепким подрастающим поколением. 70 процентов школьников к семнадцати годам уже имеют по два-три хронических заболевания. Кто виноват? Экология и наше отношение к окружающей среде, уверены в Пермском научно-исследовательском клиническом институте детской экопатологии.

Древние говорили: дети - это здоровье нации. Про наших детей такого не скажешь...

Хромотограмма крови Егора 3. из Орджоникидзевского района. В крови у ребенка фенол, трикрезол - компоненты выбросов «Камка-беля». Обнаруженная «химия» поражает сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, почки, органы дыхания. Маша И. приехала в институт с мамой из Губахи. В ее крови - метиловый спирт. Врачи говорят о прямой зависимости между его концентрацией в крови и в воздухе, которым дышит ребенок. Стоит ли удивляться, что иммунитет Машеньки «пробуксовывает» все чаще и чаще. Матвей К. из Индустриального района Перми (кстати, самого грязного и экологически неблагополучного в городе). Вот уже десять лет его мучает бронхиальная астма. Хромотограмма подростка выявила, что среди формальдегида, хлора, хрома, цинка, аммиака и железа, которые все (!) вызывают заболевания органов дыхания, к счастью, еще имеется кровь.

Третий год подряд постоянные пациенты института экопатологии - дети из деревни Павлово Ординского района, из Юго-Камска, деревни Паянцы Нытвенского района, поселка Сокол Пермского района. Все они, как губки, вобрали в себя токсиканты, которыми промышленные предприятия «потчуют» с каждым годом все больше и больше.

- ВОЗ считает, что факторы внешней среды относятся к части риска для здоровья населения примерно на уровне 20-25 %, - рассказывает Ирина Владиславовна Май, заместитель директора института по научной работе, доктор биологических наук, профессор. - Мы достаточно компетентно можем говорить о том, что для целого ряда территорий Пермской области этот вклад является гораздо большим. Интегральным показателем служит продолжительность жизни... в Пермской области она не просто низкая, за последние годы она имеет еще негативную тенденцию: в Перми и во всех крупных промышленных городах из каждой тысячи мы теряем 6 человек в год.

В 2004 году на всей территории Пермской области произошло увеличение общей и первичной заболеваемости населения. К примеру, среди детей общая заболеваемость выросла с 2 231,8 до 2 303,8 на каждую тысячу населения. С подростками дела обстоят еще хуже. Болезни органов дыхания - основная составляющая заболеваемости детей. Да и врожденные пороки развития, к сожалению, растут.

Любая хозяйственная деятельность связана с воздействием на окружающую среду. Вопрос лишь в том, насколько глубоко это воздействие. Наша окружающая среда, по большому счету, конечно, может перерабатывать те загрязняющие вещества, которые в нее поступают. Но, к сожалению, только до определенного предела. В Пермской области этот предел, когда природа сама себя может очищать, давно уже пройден. Это действительно так, и скрывать здесь нечего, говорят специалисты.

ОСОБЕННО отчетливо кризис виден по индексам загрязнения атмосферы наших крупных промышленных городов, по загрязнению наших вод и почвы. Во многом это происходит за счет увеличения выбросов автотранспорта. Для Перми это - проблема острейшая.

Жители разных районов области дышат абсолютно разным воздухом и потребляют совершено разную воду! В Соликамске, к примеру, горожане пьют подземную воду, не травятся поверхностной. Зато в Краснокамске, Чайковском и Перми, где открытые источники питьевого водоснабжения, мы вместе с питьевой водой получаем целый букет токсикантов. У каждого региона Пермской области есть и своя узкая «специализация» по классам болезней. Так, Березники на карте геопатологии «славятся» новообразованиями и травмами. В том же Соликамске - самая высокая в области заболеваемость мочеполовой системы. По распространенности заболеваний органов пищеварения лидирует Губаха. В Кунгуре жителей преследуют болезни кожи и подкожной клетчатки. Психические расстройства и расстройства поведения наиболее распространены в Чусовом. Горнозаводской район опережает все другие территории по распространенности болезней глаза и его придаточного аппарата. Еловский район известен медикам болезнями крови и иммунными нарушениями. По заболеваемости болезнями

кровообращения и костно-мышечной системы в лидеры вышел Кишертский район. А вот Красновишерский район - первый по распространенности врожденных аномалий (пороков развития), деформаций, хромосомных и наследственных болезней, а также симптомов отклонений от нормы. Заболеваниями эндокринной системы и нарушениями обмена веществ, а также болезнями органов дыхания страдают жители Оханского района. Очерский район занимает лидирующие позиции по заболеваниям нервной системы. Самая высокая распространенность болезней уха и сосцевидного отростка зафиксирована в Уинском районе. В Чернушенском районе население замучили инфекционные и паразитарные болезни. Кроме того, у женщин этого региона велик риск осложнений беременностей, родов и послеродового периода.

Ольга Юрьевна УСТИНОВА, профессор, заведующая клинической частью Института детской экопатологии:

- У ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ веществ, поступающих в организм ребенка, многоэтапный процесс обмена. Поэтому они влияют на огромное количество органов-мишеней. Продолжительность жизни, состояние здоровья определяются, прежде всего, состоянием трех основных систем - эндокринной, нервной, иммунной. Эти системы подвергаются действиям промышленных токсикантов в первую очередь. И если страдает эндокринная система, трудно представить, что у нас не будет проблем с рождаемостью... Та же бронхиальная астма является клиническим маркером экологического неблагополучия. Если в среднем по России уровень заболеваемости составляет порядка десяти человек на тысячу, то вот в конкретном городе Губахе этот показатель приближается к тридцати. А экологическая ситуация, складывающаяся на этой территории, не просто неблагополучна, она имеет отрицательную тенденцию. Таким образом, чем меньше мы обращаем внимание на экологию, тем больше медицина будет тратить денег на уже некачественное здоровье.

Людмила Ивановна ХАРУН, исполняющая обязанности начальника управления по охране окружающей среды Администрации Пермской области:

- Ни одна проверка промышленных предприятий не обходится без актов по поводу нарушений. Административный кодекс говорит, что нарушителей можно штрафовать на сумму от 500 до 40 000 рублей. Но разве это деньги, скажем, для «Метафракса», если при получении прибыли в 10 миллиардов рублей за год на природоохранную деятельность предприятие выделило жалкие 210 тысяч? Есть здесь и еще одна хитрость: государство позволило природоохранным органам ревизовать предприятия не чаще, чем один раз в два года. Органы экоконтроля узнают о случившихся авариях уже постфактум, хотя по действующему порядку предприятие обязано информировать обо всех технологических сбоях. Увы, на сегодняшний день такой порядок не выполняется. Заводы всеми средствами пытаются скрыть возможные чрезвычайные ситуации, а экологи довольствуются последствиями, пытаясь разбираться, что, как и почему. И в этом смысле повышение социальной ответственности предприятий - основное направление, на которое надо делать упор всеми способами.

- МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО собираемся продвигать это направление дальше, - в голос говорят Людмила ХАРУН и Ирина МАЙ. - Нас обвиняют в том, что мы предъявляем очень жесткие требования к предприятиям, мешаем развиваться промышленности. Но если мы нормируем жесткие ПДК, значит, предприятия вынуждены будут планировать дополнительные мероприятия по охране окружающей среды. Да, это вынудит тот же «Метафракс» пойти на лишние затраты. Но ведь в Губахе бронхиальной астмой болеют в три раза чаще, чем в среднем по всей России! В Губахе три предприятия - «Кокс», «Метафракс» и Кизеловская ГРЭС - выбрасывают порядка 60 веществ. В Березниках эта цифра зашкаливает за 90. Как результат: в 2004 году в Губахе зафиксировано 2402 случая заболевания детей на тысячу человек. Из них болезней органов дыхания - 900. Это - больше, чем в среднем по области и гораздо больше, чем по Перми. Чтобы улучшить ситуацию в городе, губахинскому «Коксу» еще на 62 % придется сократить выбросы пыли, а «Метафраксу» на 18 % -выбросы метанола. Специалисты твердят им о закрытой эстакаде налива - вполне современном способе производства, и слышат в ответ: что вы, это же такие деньги! Но самое забавное в этой истории, что в действующие нормативные показатели «Метафракс» укладывается. Выходит, это именно то предприятие, которое по существующей системе нормирования ничего не нарушает. Видимо, поэтому третью батарею запускает «Коксохим», а «Метафракс» плюс к метанолу и формальдегиду развивает новое производство пентоэритрита. Конечно, людям нужны рабочие места, но мы, наверное, все-таки должны однажды научиться себя уважать, а не становиться территорией третьего мира, где развиваются грязные производства без соответствующей компенсации населению. Тем более что основной пакет акций на «Метафраксе» принадлежит отнюдь не рабочим предприятия, жителям города или Прикамья. Остается надеяться, что промышленные гиганты не останутся в стороне, осознав всю необходимость этих мер. В конце концов, мы должны понять, что похвальное увеличение производства и экономического благополучия должно совершаться прежде всего во имя людей и их здоровья.

И. В. МАЙ:

- С 2007 года вступит в силу закон о техническом регулировании, который интенсивно будет стимулировать внедрение новых малоотходных технологий. Многие предприятия, которые выходят сейчас на мировой рынок со своей продукцией и услугами, обязаны будут подчиниться требованиям мирового торгового сообщества. А оно ставит обязательное условие наличия сертификата соответствия экологическим требованиям. Но и у нас появились такие предприятия, которые стараются уже сейчас соответствовать этим требованиям: ООО «Соликамскбумпром», «Уралкалий», «Пермнефтеоргсинтез», который, несмотря на всю вредность своего производства, за последние годы делает колоссальные шаги вперед. К сожалению, эта тенденция пока не повсеместна. И чтобы сделать ее такой, должны прикладывать усилия и органы государственной власти, и общественность. Экология - это всегда затраты. И зачастую эти затраты предприятия производят только под давлением. А устойчивая динамика - это развитие общества, которое подразумевает не только сиюминутное благо, но и благо будущих поколений.

****
В Пермской области России предел, когда природа может себя очищать, перерабатывать загрязняющие вещества, поступающие от хозяйственной деятельности, давно уже пройден - скрывать здесь нечего, говорят специалисты. Только ли в Пермской, добавим мы?

****
Бронхиальная астма - клинический маркер экологического благополучия. В городе Губахе ею болеет каждый тридцатый (в среднем по России каждый сотый). Три предприятия города - "Кокс", "Метафракс" и Кизеловская ГРЭС - выбрасывают в атмосферу города порядка 60 веществ, умудряясь "укладываться в нормативы".

****
"Стремясь любыми способами увеличить пресловутый ВВП, правительство не шибко блюдет экологические интересы. Указ Президента от 9 марта 2004 года № 314 затормозил работу федеральных органов, которые контролируют основные промышленные предприятия. Из-за этой нестабильности структуры и самого экологического права можно с уверенностью говорить о социальной безответственности многих промышленных предприятий. Мы должны научить себя уважать, а не становиться территорией третьего мира, где развиваются грязные производства без соответствующей компенсации населению" (Л.И. Харун, и.о. начальника управления по охране окружающей среды админристрации Пермской области).

****
Существующая система нормирования не учитывает комплексной нагрузки, которая сейчас воздействует на нас. В одной Перми предприятия выбрасывают 360 загрязняющих веществ - и это только по статистической отчетности. Анализ же проводится по нескольким десяткам веществ, причем на половину из них вообще нет гигиенических нормативов. Подопытное животное в лаборатории испытывает на себе одно вещество, а мы с вами в реальности испытываем сразу несколько десятков или сотен.
 



Маргарита НЕУГОДОВА.
 

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность