Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Этноэкология

Святые вечера

Коляда, коляда,
                        за воротами была!

А где ворота?
                       Водой снесло.

А где вода?
                        Быки выпили.

А где быки?
                        За гора ушли.

А где горы?
                        Девки выкопали.

А где девки?
                        На печке лапти плетут

Под осьметочкам сидят,

Выковыривают.

                                   (Больше-Болдинский район, село Чернявское, сообщила А.И.Тихонова)

Заинька беленький!

Ты побегай по снежку,

Ты понюхай-ка душку,

Где кокурочки пекут,

Там и нам подадут

Блин, да лепешку,

Да свиную ножку

На кнут навязать,

Свиней погонять.

Стукнем в окошко -

Вылезет лепешка.

Стукнем в печурку -

Вынесут кокурку.

                                       (Записано в деревне Бочиха Сосновского района от И.А.Архиповой 1928 г.р.)

                                                                             Из песенного сборника Нижегородского Дома фольклора.

Мистерии рождения нового Солнца и Спасителя мира посвящены всеми любимые Святки. Так на Руси называли двенадцатидневный период с Рождества 25/7 до Крещения 6/19 января.

Эти двенадцать дней издревле связывались с двенадцатью месяцами года, что делало Святки своеобразным оглавлением, огранкой всего календаря, соединяя в себе самые яркие праздничные обряды и традиции.

С глубокой древности дошли до нас отголоски поверий, выделяющих эти дни среди остальных, они считались как бы вне закона, не вписывающимися в общую систему устройства мира. Древние считали, что в это время мир заново выстраивается из хаоса, поэтому все устоявшиеся нормы жизни и поведения перестают действовать, а грани между мирами стираются. Рождение нового Солнца соотносится в сознании людей с рождением нового мира, в который каждый должен войти обновленным.

Многие поверья и обряды, связанные со святками, основаны на поверье о том, что на рождественский сочельник раскрывается небо и остается оно раскрытым до самого Крещения. «Ить-та, перед Рождеством, вышла во двор - а промежду облаков так и сиять, так и сиять, словно окно тако, а в ем-та город какой аль церква. Смотрю - бабушка моя из церквы этой выходит и ласково так мене машет» (из этнографических очерков Шиловского края с. Сасыкино). Вера в то, что после Рождества умершие родственники приходят в свои дома греться, до сих пор живет в сельской местности. Чтобы согреть души умерших, около домов зажигают небольшие костры. Этим поверьем объясняется и обязательное поминальное угощение кутья на праздничном святочном столе. В Рязанской области верили, что в Рождество к раскрытым райским воротам Божья мать подводит души еще не родившихся детей, чтобы они смогли выбрать себе будущих родителей.

В народной культуре человек является непременным участником изменений, происходящих в окружающем мире, он считает себя причастным ко всему, что происходит в природе и космосе, и это в свою очередь является залогом его гармоничного состояния и размеренного течения его жизни. По этому выстраивающийся раз в год заново мир давал каждому живущему новый шанс изменить собственную судьбу, повлиять на нее. В народной традиции до сих пор остались следы поверий, говоривших, что от того, как пройдут святочные дни, какие знаки и приметы человек получит, зависит весь предстоящий год. Большая часть из доживших до нас народных обрядов подсказывает человеку, как себя вести в выделенные календарем периоды, как заручиться поддержкой вышних сил и защитить себя от темных. Например, в древности судьба человека представлялась нитью, которую прядут богини судьбы, - и именно поэтому, чтобы не спутать нить своей судьбы, на Святки прядение было строго запрещено.

Современные Святки представляют собой смешение множества традиций, но все же хочется отметить постоянство архаичных образов, которые являются их твердой, хотя и незаметной на первый взгляд основой.

Двенадцатидневные святки включают в себя три праздничных кануна: Рождество Христово, Василий Щедрый, окончательно утвердившийся в современном народном сознании как старый новый год, и Крещение Господне. Эти три кануна задают структуру всего святочного цикла, деля его на две равные части с Рождества до Васильева вечера - Светлые вечера, которые и дали в свою очередь название всему двенадцатидневному периоду от Васильева вечера до Крещения: страшные вечера.

Светлые вечера посвящены чудесным событиям Рождества Христова. Накануне веселые колядовщики ходят по домам, желая добра и счастья, и получают за это угощение и деньги. Колядовщики не воспринимались как знакомые люди или односельчане, они представлялись посланниками иного мира, способными принести в дом счастье и благополучие. Прогнать колядовщиков, не угостить их было дурным знаком, человек тем накликал на себя беду. Но такое случалось редко. В дом колядующие старались не входить, по традиции стоя под окном или за воротами.

Страшные вечера связаны с поверьем, что открываются темные чертоги и на землю спускается нечисть: по более поздним народным представлениям, Господь настолько возрадовался рождению сына, что открыл ворота ада - и с Васильева дня до Крещения нечисть ходит по земле, пытаясь напакостить живущим. Для защиты от ее разгула в традицию святок прочно вошли ряженые, чьи маски призваны защитить от воздействия темных сил - ведь нечисть не может навредить смертному, если не знает его имени, не может его узнать. Святочные ряженые должны были не просто закрыть лица личинами, но и полностью перевоплотиться, изменяя походку, голос и повадки. В некоторый деревнях узнанных ряженых просто выгоняли с посиделок. В эти дни на домах и воротах рисовали углем и мелом защитные кресты.

Загадочный и притягательный элемент святочной традиции - всевозможные гадания о судьбе, которые приходились как раз на вторую половину святок (первая по традиции была посвящена гаданию об урожае и благосостоянии). Среди гаданий особенно выделялись страшные - когда для того, чтобы узнать будущее, человек прибегал к помощи нечистой силы. От них предостерегали старые люди, говоря о том, что в них можно потерять душу, а некоторые из них нельзя даже отмолить.

Говоря о гаданиях, напоминаем вам о том, что именно в эти времена открытые небеса принимают и слышат все молитвы. Весь мир в эти дни «говорит» с человеком, и тот, кто мог услышать и распознать эти знаки, без помощи и участия потусторонних сил получал удивительные качества и узнавал дорогу к желаемому.

Заканчиваются двенадцать святочных дней кануном Крещения Господня, который в традиции считался уже постным. После полуночи все земные воды становились святыми в память о Великом Крещении Господнем. После ночной храмовой службы, заканчивающейся водосвятием, участники святочных игрищ купались в Крещенской проруби, снимая со своего тела и души хаос святочных дней. Купание в крещенской проруби очищало от всех накопленных за год грехов и давало каждому человеку возможность перейти к привычному ходу жизни...


Ольга ГАЛИЦА,
научный сотрудник Музея архитектуры
и быта народов Нижегородского Поволжья.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность