Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российская Сеть Рек

Опять "отнять и поделить"?

Проект Водного Кодекса и проект ФЗ "О введении в действие Водного Кодекса РФ" нарушают права граждан России. Анализ юриста

Правительством РФ разработан, а большинством Государственной Думы принят проект Водного кодекса, в котором уничтожена система норм по охране и восстановлению водных объектов, вместо чего создана правовая база для изъятия у государства и народа водных ресурсов для их раздела между будущими собственниками.

Проект направлен на принципиальное изменение концепции правоотношений в области водопользования.

Цели проекта - изменить правовой статус водных объектов Российской Федерации; изъять из собственности государства и общества водные объекты, передав это право частным юридическим и физическим лицам; превратить водные объекты в имущество и включить их в гражданский оборот; создать правовые механизмы запрета доступа к водным объектам граждан; создать правовые механизмы защиты прав собственников водных объектов; ликвидировать государственный контроль за состоянием водных объектов; заменить административную систему управления водными объектами на гражданско-правовую, по сути рыночную.

Содержание проекта полностью подтверждает четкое следование этим целям.

Статус водных объектов и права граждан

В соответствии с п. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Преамбула действующего Водного кодекса содержит определение водных ресурсов, полностью соответствующее Конституции.

В проекте нового кодекса преамбула изъята, а ее содержание не вошло ни в одну статью проекта. Чтобы это не показалось случайностью, обратим внимание на другие концептуальные положения.

Действующий Водный кодекс - статья 3. Цели водного законодательства: «Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду...» В проекте эти положения изъяты, отсутствует и сама статья «Цели». Ни в одну другую статью не включены изъятые положения «Об использовании и охране вод в целях обеспечения прав граждан».

По действующему Водному кодексу все водные объекты являются государственной собственностью. Исключения составляют обособленные искусственные, непроточные водоемы небольшой площади (пруды), которые могут находиться в частной собственности. Таким образом, именно государство как собственник всех водных объектов обеспечивает охрану вод и право граждан на свободное водопользование.

Граждане России на протяжении многих поколений живут, не задумываясь о праве доступа ко всем водным объектам (реки, озера, моря, заливы и лиманы). Как повлияет новый Водный кодекс на право каждого человека свободно пользоваться водными объектами?

Ответ дает сам проект. Рассмотрим статью 6, регулирующую общедоступное водопользование. Объектами общего пользования, т.е. общедоступными признаются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Неопределенная оговорка многократно используется в проекте, чтобы перечеркивать любые формально продекларированные гарантии прав граждан.

Пункт 2 статьи 6 ясно показывает, насколько условным является право граждан на общедоступное водопользование: «Отдельные части водного объекта общего пользования могут быть предоставлены в пользование только одному физическому лицу или юридическому лицу (обособленное пользование)». Таким образом, формально общедоступные водные объекты (реки, озера, водохранилища, моря, заливы, бухты, лиманы и др.) на практике будут недоступными для обычных граждан, поскольку их «отдельные части» (можно не сомневаться: наиболее доступные, удобные, богатые рыбными ресурсами) предполагается выделять конкретным физическим и юридическим лицам для обособленного водопользования.

Неопределенные оговорки по ограничению доступа граждан к водным объектам связаны с предлагаемым изменением их правового статуса. В проекте формально допускается право частной собственности только на замкнутые водные объекты - пруды и обводненные карьеры. Однако статья 12 Водного кодекса указывает, что к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Статья 624 п. 1. Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность перехода арендованного имущества в собственность арендатора как по истечении срока аренды, так и до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Таким образом, Водный кодекс, отсылая к Гражданскому кодексу, создает реальный механизм выкупа арендованных водных объектов. Причем ограничение в настоящее время права частной собственности только искусственными водоемами вовсе не является препятствием для приобретения в собственность других объектов путем выкупа арендованных.

Часть 3 статьи 624 закрепляет возможность установления законом случаев запрещения выкупа арендованного имущества. Однако Водный кодекс ст.12 такого запрета не содержит. Следовательно, все не урегулированные (умалчиваемые) в Водном кодексе ситуации регулируются Гражданским кодексом, имеющим в данном случае приоритет. Депутатом В.И. Кашиным была предложена поправка в статью 12, вводящая запрет на выкуп водных объектов. Но она не была принята на пленарном заседании.

Это не случайность. В проекте Водного кодекса намеренно не используется и положение статьи 607 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других природных объектов (в том числе и возможность запрета выкупа водных объектов). На это обратило внимание даже Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на проект Водного кодекса РФ. Это замечание было также проигнорировано.

Остановимся на анализе положений ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», принятие которого не стало столь заметным, как принятие самого кодекса. Проект Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» представляет собой дополнительный механизм по изъятию у государства и народа водных ресурсов России.

Он вносит принципиальные изменения в основополагающие акты, регулирующие гражданские правоотношения и, в первую очередь, право собственности на землю и водные объекты.

Изменения, предлагаемые в Гражданский кодекс РФ

Статья 9 п. 4 этого закона вносит изменения в статью 261 п.2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой право собственности на земельный участок распространяется только на замкнутые водоемы, расположенные в пределах участка.

Проект ликвидирует этот критерий (замкнутые) и предлагает, чтобы в собственность хозяина участка переходили все без исключения водные объекты, расположенные на участке.

Это положение корреспондируется с соответствующими положениями проекта Лесного кодекса, который создает возможность передачи в собственность лесных участков без ограничения их размеров. В совокупности Лесной и Водный кодексы создают возможность получить в собственность огромные лесные территории со всеми находящимися на них водными объектами. Именно для этого в Гражданском кодексе и предлагается убрать «неудобное» для будущих собственников положение ЗАМКНУТЫЕ водоемы.

Изменения, предлагаемые в Земельный кодекс

В статье 77 изменяется понятие «земель сельскохозяйственного назначения». В настоящее время в состав земель сельскохозяйственного назначения входят только замкнутые водоемы. В проекте исключается слово «замкнутые» и вводится понятие «водные объекты». Это означает, что любые водные объекты, находящиеся в пределах земель сельскохозяйственного назначения, становятся неотъемлемой частью этих земель. Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в частной собственности, передаются по наследству, являются предметом гражданского оборота. Эти земли являются предметом аренды. Таким образом, любые водные объекты в пределах конкретного участка земель сельскохозяйственного назначения могут перейти в собственность хозяина конкретного земельного участка или в распоряжение арендатора.

Принятые изменения в Гражданском и Земельном кодексах в совокупности с проектом Лесного кодекса позволяют получить в частную собственность огромные лесные территории и земли сельхозназначения со всеми находящимися в их границах водными объектами. Размеры участков земель и всех без исключения водных объектов не ограничены.

Кроме того, изменения в Гражданском кодексе гарантируют наследникам олигархов право на получение как земель, так и любых водных объектов, расположенных на них. Статья 16 п. 1 вносит изменения в часть вторую статьи 1181 Гражданского кодекса «Наследование земельных участков». В настоящее время вместе с земельным участком могут наследоваться только замкнутые водоемы. В проекте исключается слово «замкнутые». Это механизм для передачи по наследству вместе с земельными участками любых расположенных на них водных объектов.

Теперь становится понятным, о ком заботились законодатели, освобождая близких родственников от налогов на получаемое наследство. По «странному совпадению» это новое положение Налогового кодекса действует с 2006 г.

Проект Водного кодекса является правовой базой для приватизации всех водных ресурсов страны. О недопустимости его принятия говорят ученые, граждане, депутаты Государственной Думы. Более 70 депутатов Государственной Думы обратились к Президенту РФ с требованием отклонить проект Водного кодекса РФ.

Мы совместными усилиями можем остановить принятие этого антиконституционного законопроекта. Предлагаем присоединиться к Гражданскому движению «Земля России - достояние народа» и направлять обращения в Совет Федерации РФ и Президенту РФ об отклонении проекта Водного кодекса, его опубликовании и всенародном обсуждении, направлении на экологическую экспертизу.

Под документами необходимо собрать подписи. Копии всех документов и квитанции об отправке просим направить по адресу: 115573, г. Москва, а/я 146, Правовой центр «Право на жизнь».

Это необходимо для того, чтобы ваши обращения были зарегистрированы. Все эти документы - наши доказательства в будущих судебных процессах.


Ольга ЯКОВЛЕВА,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России.
(Опубликовано в сокращении).

К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность