Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Новости движения

Нижегородский травник, или русский Кастанеда: от разрыв-травы до конопли (продолжение)

Мы продолжаем разговор о древнем народном знании трав. Нам, горожанам, обычно известна только одна его сторона - традиционная медицина. На самом деле сторон очень много...

Привороты

Традиционное применение ряда магических трав - привороты, чарования любимых, но не любящих. Вот что, например, рассказывают еще об одной купальской траве - девясиле (Inula) в Ветлужском районе: «Действие этого растения от того велико, что он заключает в себе девять сил. Накануне Иванова дня нужно сорвать девясил до восхода солнца, высушить эту траву и истолочь и смешать с растолченным ладаном, носить, не снимая девять дней, а потом зашить в платье любимой особе, чтобы было ей невдомек» (записано в августе 2005 года от Г.Н.Смирновой, 1942 г. р., в городе Ветлуга Юлией Шершневой).

«Отвар кувшинки считался любовным напитком, способным пробуждать нежные чувства в сердцах жестоких красавиц», - считается повсеместно и в Большеболдинском районе (получено осенью 2004 года от Е.Тургунбаевой в Большом Болдине Дмитрием Дорониным). «Магическую силу имела одолень-трава. Были травы, которыми мы завораживали парней. Подсыпем во что-нибудь и дадим выпить» - рассказывают и в Перевозском районе (записано летом 2005 года от Л.И.Бердниковой, 1935 г. р., в городе Перевоз Ольгой Спицыной). «Ежали тябе милай любить не зхочеть, дай яму зьесьти з кашею чи со щами корень одолень-травы. Крепко любить станет» (записано в июле 2004 года от О.И.Семенковой, 1926 г.р., в Большом Болдине Е.Тургунбаевой).

Рогоз-камыш (Typha) как приворотная трава фигурирует в мордовском заговоре: «Ох, шайтан шушке, шайтан шушке, тон а гокшне, тон а чить а удат, мелявтат, аки монь бедной седнем. Мелявты сон лисиме чисте, лисиме чись и арась мене беднойте омсимка. Ох, шайтан шушке, шайтан пгушке помогат моне тошнаканьть вечкевитьнь ялганьть кирьдемс. Кода поте сезить тоньть корешенть модас, естя кадык... седейс сови тоньть вечкимат и пек кирьдеви монь седейсе, аки тоньть кореньтне пексейсть лей модаст». Это значит: «Ой, камыш, камыш, ты не ночью, ни днем не спишь, волнуешься, как мое бедное сердечко. Мучается оно от зари и до зари, и нет мне, бедной, покою. Ой, камыш, камыш, помоги мне, тоскующей, милого дружка сохранить, удержать. Как глубоко уходят твои корни в землю, так пусть в сердце... войдет любовь ко мне и так крепко зацепится в нем, как твои корни глубоко ушли в землю речную» (записано в августе 2004 года от А.И.Кельдеватовой, 1923 г. р., в селе Пикшень Большеболдинского района Е.Тургунбаевой).

Частный случай приворота - прекращение ссоры, исправление вздорного характера - тоже решались с помощью трав: «Слухай шо стары люди баяли. В какой бабы мужик дюжа ругачай, злой - нада яво травой стародубкой поподчевать. Чаю там заварить аль баньку стопить и тую траву у ваде у бани попарить и усю избу покрапить. Смирнай сразу станит, аки агнец» (записано в августе 2004 года от О.И.Семенковой, 1926 г. р., в Большом Болдине Е.Тургунбаевой).

Галлюциногены и дурманы

Интересная глава традиционного знания о травах - сознательное употребление дурманящих растений. Как видно из части текстов, подобное явление часто характерно для детей, причём начиналось пробование таких трав с младенчества: «Если маленький ребёнок беспокоится - рвали мак (Papaver), мяли из него порошок и давали малышу с молоком» (записано летом 2005 года от Бердниковой Л.И., 1935 г. р., в гор. Перевоз О. Спицыной )

«Есть в нашей местности опасные для человека растения. Когда мы были маленькие, мальчишки наелись цветков куриной слепоты, и им соломинка стала казаться поленом, но через некоторое время всё прошло» (записано 17.07.2005 года от Волковой С.А., 1935 г. р., в д. Осинское Ковернинского р-на И. Груничевой ).

Однако потребление таких трав не прекращается и у взрослых, что видно из сюжета на юге области: «Белена росла. Некоторые шутили: дадут молодежи попробовать. Если напьёшься её, голова начинает кружиться, рвет, все кажется большим. Лежит соломинка, а они перешагивают - кажется, что бревно. Все смеются» (записано летом 2005 года от Л.И. Бердниковой, 1935 г. р., в г. Перевоз Ольгой Спицыной).

Подобное практиковалось и на праздниках: «Мне еще мама моя рассказывала (ей сейчас 96 лет), это было лет 70 назад, на свадьбе в нашем селе. Подсыпали семена белены одному мужику молодому в вино, он и давай потом на палке как на метле скакать. Вот страху-то было. Перепугались и гости, и молодые. Все говорили, нечистый в него вселился, значит, примета плохая, молодые плохо жить будут. Ну а потом признались, кто это сделал, и все успокоились. А те, кто женились, хорошо в жизни жили» (записано летом 2005 года от Л.И.Бердниковой в городе Перевоз Ольгой Спицыной).

В экспедиции августа 2003 года в Солтонском районе Алтайского края от кумандинцев с. Шатобол мы собирали похожие истории про употребление взрослыми людьми настоек на белене и дурмане (Datura). Однако на Алтае эти снадобья составляются и пьются целенаправленно - как сильные тонизирующее средства: опьяненный человек обретает невиданную работоспособность и выносливость, преодолевая в короткие сроки большие расстояния по тайге.

Бесовы колючки: экзорцизмы и обереги

Синеголовник (Eryngium), как и некоторые другие колючие травы, повсеместно применяется как оберег от нечистой силы, колдунов и людского сглаза. В ряде случаев в народе его могут называть именами других видов растений: чертополох, мордовник, столетник, бессмертник. Последние два названия заимствуются, видимо, потому, что засушенный чертогон внешне мало чем отличается от своего живого состояния. Магический смысл растения - гнать, всполашивать чертей...

«Говорят, что многие растения обладают свойством отпугивать нечистую силу, в число которых входят домовые, лешие, оборотни, черти и др., защищать человека от порчи и сглаза. Самое распространенное из них - чертополох. Одно его название говорит само за себя - чертей полошит. Под порог дома нужно положить чертополох, лучше с татарником (Onopordum), чтобы нечистая сила в дом не попала. Можно посадить чертополох и под окнами дома» (записано в 2005 году от Цалановой А.Н. в городе Ветлуга Юлией Шершневой).

Иногда указывают другие места для положения магической травы в доме - как правило, это пограничные пространства (порог, ворота, над дверью, угол, сени, окно): «Раньше во всех домах над дверью лежал кустик чертогона. Говорили, что чертогон выгоняет из дома чертей» (записано летом 2005 года от Л.И.Бердниковой Ольгой Спицыной)

«От нечистой силы существует растение чертогон. Его помещают в угол какой-либо комнаты, особенно в сенях, чтобы нечистая сила не смела шагнуть за порог дома» (получено осенью 2005 года от Кристины Наевой в деревне Надёжино Ардатовского района Дмитрием Дорониным).

«Вот от нечистой силы бессмертник хорошо помогает. Только вот надо знать, куды его класть-то. Вот бабка Маша кинула его в угол - ей всю ночь черти снились. Бессмертник надо класть над дверью или над окном. А то влезят черти-то и покорят душу. Будешь в бесовом плену» (записано летом 2005 года от Лосевой М.С., 1928 г. р., в с. Филинское Вачского р-на Л.Лосевой )

«Трава есть такая. Колючая такая. Этот человек знает колдовство - он не прийдет ни за что! Не подойдёт, не прийдёт к тебе! Над дверь ты ее положишь - эту травку - и всё» (записано в 2005 году от К.И.Сениной, 1946 г. р., в селе Гремячево Кулебакского района Дмитрием Дорониным). Почему же колдун не придет ни за что? - «Чертополох очень колючее растение, и нечисть очень боится уколоться, потому проникнуть в дом нет возможности. Колдуны боятся его и ничего не сделают» (записано в 2005 году от Ляпиной Н.А., 1943 г. р., в д. Фатьянково Перевозского р-на Д.Е.Горюновой ). «Чертополох у нас называют «шишебарник», «чертогон-трава», «басурман-трава» или «басурманник». Раньше чертей называли шишами. Значит, разгоняет чертей, прогоняет всякую нечисть. Слово «басурман» пошло от монголо-татар - «враг», т.е. прогоняет врага. Наверное, он получил такое название из-за его внешнего вида. Стебель твердый, листья жесткие, а сам колючий. Отпугнет кого угодно. Иногда можно услышать, что его называют татарник» (получено осенью 2004 года от Е.Тургунбаевой в Большом Болдине Дмитрием Дорониным).

Синеголовник применяют как оберег не только для людей, но и скота:

«Есть трава, ее много было на Калушках. Она вся колючая как кактус. Чертополохом зовут ее. Раньше держали корову, - вот эту траву, пучок вешали у входа. Она не пускает нечистую силу» (записано осенью 2005 года от Гусевой Т.И. в с. Соломаты Чкаловского района С. Гусевым).

Описание поисков чертогон-травы - тоже обряд: «Баушка ище говаривала: «Ищи светок, 40 шапок на ём должно быть, - выкоренивай. Коренишь, - читай 40 «Богородиц», вешай на дворе нат коровой. Порчу-ту уж ни навёдут» (записано осенью 2005 года, от Макаровой А.И. в с. Соломаты Чкаловского р-на А.Рекушиным).

В некоторых случаях эта трава действует как активное орудие против нечисти, а не как пассивный оберег: «Были у нашей деревни два человека, баяли, шо воны у чартей превращались и пугали баб да девок на посиделках, в избы не давали возвертаться. Стары люди их надоумили: набрать шишек чертовой травы да и бросить в их со богом со Христом и молитовкой. И шо ты, мила мая, думаешь? Стали девки в их чертяшником, шишабарами бросать, а те давай блажью орать, так и згинули и боле про их нихто не слыхивал» (записано в 2004 году от Семенковой О.И. 1926 г. р. в Большом Болдине Е.Тургунбаевой ).

Как орудие активного экзорцизма колючая трава применяется и в тюркских культурах Алтая: «Вот раньше у нас в поговоре, мама тоже рассказывала, - человек иногда заболевает: со всякими чертями разговаривает и всякие эти... Он как бы превращается в алмыса - в чёрта. Убегает от людей, - но, вот, шизофрения по-вашему, по-русски получается. Человек нормально живёт-живёт и становится как бы шизофреником. Вселяется дух алмыса в человека. Ну, бывает такое явление. И чтобы вылечить вот этого человека, люди ловили вот этого человека: у него ногти становятся как будто длиннее и твёрже, что ли, - такое явление происходит. И чтобы предотвратить это явление - ловили человека, вводили в баню и хлестали вот этой тецнеком - вот такое растение, у него шипы длинные. Хлестали до тех пор колючим, и вот этот человек должен в конце концов выговорить слово «алмыс». И когда только он произнесет это слово - он вылечивается и становится как бы прежним. Но - вылетает из него дух алмыса, и он становится обратно нормальным человеком. Это мама нам все рассказывала - говорит, при ней такое было. Только так и лечили. В Язуле это было, там у мамы родня была - старая бабушка. В наше, научное время - это говорится как «шизофрения», а тогда у людей говорили, что это от алмысов. И так вылечивали много, говорят» (записано в 2003 году от Мансыровой М.М. 1928 г. р., Теленгит, сёок Jабак в п.Улаган Улаганского р-на Республики Алтай Дмитрием и Татьяной Дорониными).

Ограждение и изгнание нечисти чем-то острым/торчащим - ножом, «рогами» ухвата, вилкой, шипастой травой - архаичный мотив древней обережной практики.

Дмитрий ДОРОНИН.



К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность