Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

мы едем-едем-едем

А проблемы-то решаемые!

Одной из главных экологических проблем российских городов, как известно, является автотранспорт.

Не знаю, стоит ли вновь упоминать, что в Нижнем Новгороде и Москве, Питере, Самаре и пр. его доля в загрязнении воздуха - 80-90 процентов, что в среднем при пробеге 15 тысяч километров за год автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 4.5 тонны кислорода, производя коктейль из более чем 200 загрязняющих веществ, что выхлопные газы попадают практически в зону дыхания и воздействию ядов особенно подвержены дети... Что «на фоне выраженной тенденции к росту общей заболеваемости детей в Нижнем Новгороде значительно количество заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха. Выявлена сильная прямая связь заболеваемости бронхиальной астмой и болезнями органов дыхания с загрязнением атмосферного воздуха в городе». Что на самых машинных территориях Нижнего Новгорода (Комсомольская площадь, площадь Лядова, улица Рябцева, центр Автозавода...) Госсанэпиднадзор обнаружил сильный рост заболеваемости детей бронхиальной астмой (самым экозависимым аллергическим заболеванием, тесно связанным с атмосферным воздухом) - за 5 лет в 2 раза... хотя вообще-то рост, пусть не такой гигантский, наблюдается во всем городе. Что загрязнения атмосферного воздуха оказывают воздействие и на кроветворную систему ребенка и, например, анемия у детей в центре Автозавода почти в 2 раза чаще, чем в среднем по городу (наивысшие показатели по анемии - у детей до 6 лет). Что на площади Лядова, где развязка 5 автопотоков, где тоже колоссальный рост детской заболеваемости бронхиальной астмой и анемией, скоро машин будет еще больше, потому что строящийся (с паузами) метромост планируется совместить с еще одним автомобильным мостом. Места на остальных мостах машинам уже не хватает.

Что автомобилизация порождает пробки, а с ними пытаются справиться с помощью устаревшей, тупиковой политики расширения дорог. Что при этом уничтожается зелень и история, трамвай и простое счастье - жить не в лабиринте бетонных развязок, но цель не достигается. Пробок все больше.

И самое главное - что транспортные проблемы города вполне решаемы, и многие города мира, наступив на грабли, теперь создали приличные транспортные системы. Решений немало.

  • Платный въезд в центр города (Лондон, Стокгольм и др.).
  • Выделенная полоса для общественного транспорта - благодаря ей трамваи и автобусы не застревают в пробках, и автомобилисты с удовольствием пересаживаются из-за руля в кресло пассажира (многие города Европы).
  • Велодорожки и повсеместные велостоянки (Хельсинки, Копенгаген, Амстердам, Сан-Франциско... да множество городов).
  • Реальные (то есть высокие) цены на парковку машин в центре города - поэтому люди предпочитают ездить в центр на общественном транспорте (или велосипеде) и не создают пробок (модель Копенгагена, очень распространена).
  • Целая система стимулов для пользования общественным транспортом и антистимулов для пользования автомобилем (Фрайбург, Оксфордшир, Берлин...).
  • Так называемые перехватывающие парковки. На них оставляют машины при въезде в город (или центр города), а дальше едут на общественном транспорте.
  • Запрет на въезд в город машин, не удовлетворяющих строгим нормативам на выхлопы.
  • Создание «безмашинных зон», где разрешен проезд только для общественного транспорта и велосипеда (и Лондон, и Париж, и Амстердам, и Копенгаген... а во Фрайбурге она аж 10000 га!);
  • Так называемый уличный дизайн «трэфик-калминг», или «дорожный штиль». Специальные дорожные устройства для жилых зон типа лежачего полицейского, которые затрудняют езду на машине и облегчают жизнь пешеходам. И так далее.
Итак, все уже есть и доступно для изучения в виде подробных отчетов, причем многие из этих мероприятий - низкозатратные. В 1970 годы быстро растущий парк личных автомобилей в Хельсинки стал приводить к пробкам, ухудшению экологической ситуации. Правительство города сделало ставку на общественный транспорт и велосипед. Сегодня в Хельсинки пробок нет, зато есть 1000 км активно использующихся велодорожек.

...Соединенные Штаты Америки - это не Скандинавия, не Финляндия, это символ автомобилизации. Но, очутившись в августе благодаря программе «Открытый мир» в районе залива Сан-Франциско (штат Калифорния), я обнаружила здесь, в городах Сан-Франциско, Беркли, Окленде, всю ту же современную тенденцию. И власти, и горожане гордятся своими успехами во внедрении «нового» транспорта - метро, трамвая, автобуса, велосипеда. О чем говорить, если недавно построен новый мост через залив Сан-Франциско специально для велосипедистов и пешеходов! Он обошелся налогоплательщикам в 5 миллионов долларов и очень востребован.

Все больше народу в мире осознает: автомобиль несовременен не только потому, что неудобен для города, но и потому, что состояние планетарной атмосферы уже не позволяет человечеству бездумно сжигать нефть и выбрасывать парниковые газы. Каждый день эксплуатации миллиардного автопарка планеты приближает все новые природные катаклизмы и усиливает нефтяную зависимость. Современно - отвечать за будущее. И по этой причине тоже примерно тысяча городов 22 сентября вновь присоединилась к Международному Дню без автомобилей. Но среди этой тысячи, увы, снова из российских городов был только Белгород. В Нижнем Новгороде и Москве, Петрозаводске и Липецке на улицы снова вышла только общественность. С плакатами и великами, листовками и готовностью к диалогу с властями. Юрию Лужкову даже подарили велосипед.

Ирина Фуфаева.
Ссылки по теме: www.22september.org,
www.worldcarfree.net,
www.carfree.org.ru,
www.22september.org.ru




К содержанию | На главную страницу "Берегини" | Обсудить статью на форуме

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность