"ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА"
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Другие выпуски

"ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА"

Деньги, машина, человек и окружающая среда.

Вернем себе наши улицы!

Сборник материалов на анти-автомобильную тему, подготовленный Пресс-службой Экологической организации "For the Earth!" (Ради Земли)

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ МАШИН!

В этом году многие были в замешательстве от того, что 19 апреля прошел еще один - совершено новый - Всемирный День Без Машин (Earth Car-Free Day). Многие решили, что это и есть какой-то объединенный Международный День Без Машин, однако, это не так. Но поскольку интерес к автомобильной проблеме неуклонно растет во всем мире, то это вовсе не плохо иметь несколько Дней Без Машин в год!

Всемирный День Без Машин - это великий День событий и акций. Постарайтесь, пусть будет присутствовать и творческий радикализм! Устройте блокады улиц и протесты, проводите пропаганду среди местных сообществ, делайте сами ваши собственные велосипедные дорожки, организуйте скандалы и розыгрыши, проведите семинары о городах и жизни, свободных от автомобильной зависимости, устройте массовые велосипедные туры и сборища на тему "Вернем себе улицы". Вообщем, проявите фантазию! Пусть этот день станет долгосрочными и постоянными переменами к лучшему, а не только одним днем-праздником призывающим к устойчивому транспорту и новой жизни.

Пусть Праздник День Без Машин никогда не останавливается!

Страшное предисловие

Уровень производства машин очень трудно представить: ежегодное производство 48 миллионов автомобилей, означает, что где-то в мире одну новую машину приобретает каждый второй! Только за 8 часов съезжают с заводского конвейера 40000! новых машин; в день 100000! Если рост населения планеты составляет около 90 миллионов в год, то получается, что рождение двух детей сопровождается выпуском одной новой машины! И уровень производства автомобилей продолжает увеличиваться, благодаря лоббированию и огромным суммам, которые щедро тратят монстры автомобильной индустрии, чтобы устранить все возможные "помехи". Исследователи Макензи и Волш в своем отчете Driving Forces, подсчитали, что количество грузовиков и легковых автомобилей в мире, которое составляет более 500 миллионов на сегодня, может быть удвоено, и достигнуть одного миллиарда в следующие 20 лет!

Экологическая стоимость одной машины!

Во сколько обходится природе производство одного автомобиля?!

При извлечении сырья:
26.5 тонн отходов
922 кубических метров загрязненного воздуха

При транспортировке сырья:
12 литров сырой нефти в океане
425 миллионов кубических литров загрязненного воздуха

При производстве машины:
1.5 тонны отходов
74 миллиона кубических литров загрязненного воздуха

При вождении машины:
18.4 килограмм абразивных отходов
1,016 миллионов кубических литров загрязненного воздуха

При ликвидации машины:
102 миллионов кубических литров загрязненного воздуха

Машины и Глобальное потепление

Автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферы, выбрасывая более 14% СО2 всех глобальных эмиссий, при сжигании ископаемых видов топлива. Этот показатель постоянно увеличивается. Добавьте сюда все выбросы, связанные с отработкой, транспортировкой, очисткой и распределением топлива и наш показатель вырастет до 20%. Как известно СО2 является основным газом, вызывающим парниковый эффект и как следствие этого глобальное потепление.

Автомобили, имеющие кондиционеры, также вносят свой "посильный вклад" в разрушение озонового слоя. ХлорФторУглероды (ХФУ) основные соединения вызывающие это разрушение до недавнего времени встречались почти во всех кондиционерах и др. морозильных газах. Несмотря на то, что сейчас ситуация улучшилась, известно, что в 1987 году 48% новых машин, грузовиков и автобусов были оборудованы кондиционерами. Ежегодно новые и старые автомобили вырабатывают около 120 000 тонн ХФУ.

Метан (еще один газ вызывающий глобальное потепление, в 21 раз мощнее, чем СО2) также выбрасывается машинами. Уровень выбросов достаточно не высок, например, только около 1% в Великобритании. Однако уровень метана в атмосфере увеличивается ежегодно на 0.9%, это связано с тем, что выбросы СО слишком велики. Угарный газ вступает в реакцию с радикалом гидроксила, который в свою очередь является главным разрушителем метана. Таким образом, СО уничтожает защиту, которая сдерживает накопление метана в атмосфере.

В среднем машина в Америке вырабатывает 300 фунтов (1 фунт = 459,6 г) СО2 в атмосферу при заполненном баке в 15 галлонов (около 68 литров). А в Европе каждая машина в срднем ввырабатывает более 4 тонн СО2 ежегодно.

Машины и Загрязнение

Выхлопные газы становятся причиной кислотных дождей, загрязнения, рака, свинцовых отравлений, а также массы бронхиальных и дыхательных заболеваний, включая астму. Средняя машина производит коктейль, включающий в себя более чем 1,000 загрязняющих веществ.

  • Тетраэтилсвинец: добавляется в топливо для увеличения вырабатываемой мощности мотора. Эффекты: очень токсичен и может поразить практически все части тела. Постоянное воздействие небольших доз в течение долгого периода негативно воздействует на нервную и кровяную системы, ослабляет умственные способности у детей. У 7 из 10 детей в Мехико наблюдается задержка в развитии, вызванная отравлениями свинцом, источником которого являются машины.
  • Бензол: естественно встречается в сырой нефти. Высокие концентрации встречаются в городах, а также у заправочных станций и предприятий, которые занимаются производством бензола. Эффекты: доказанная канцерогенность. Исследования рабочих, подверженных воздействию бензола, показывают связь с развитием у них острой лейкемии.
  • "Никакая доля примесей бензола в воздухе не может быть рекомендована как безопасная, потому как бензол вызывает рак у человека и невозможно определить его безопасную пороговую величину"
  • Угарный газ: автомобили основной источник угарного газа. Выбросы угарного газа в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достигают отметку 65%. Эффекты: одно из наиболее токсичных соединений, негативно влияет на здоровье людей. Он воздействует на организм человека, уменьшая насыщаемость крови кислородом, и тем самым, ослабляет восприятие, вызывает замедление рефлексов и сонливость. Это увеличивает частоту головных болей и негативно отражается на всей нервной системе, а также на сердце и кровообращении по всему организму. В больших дозах смертелен.
  • Двуокись азота. Воздействует и на человека и на растения. Приостанавливает рост и вызывает поражение зерновых. У человека вызывает заболевание дыхательных путей, негативно сказывается на функции легких, повышает вероятность вирусных заболеваний.
  • Окись азота и двуокись азота: вместе играют основную роль в формировании кислотных дождей (в Европе они образуют до 50% кислот, выпадающих с дождями). В странах ОЭСР, 47% окиси азота - это выбросы автомобилей. Они также участвуют в образовании приземного озона, который вызывает окисление почвы, и является причиной изменений в почвенной флоре - происходит развитие азотолюбивых видов, взамен других видов - и чрезмерного развития микрофлоры в морях и озерах, что создает недостаток кислорода в воде, и губительно действует на живые организмы. Приземный озон: Формирование озона косвенное последствие загрязнения, которое вызывают машины. Он получается в результате фотохимических реакций. Озон один из основных составных фотохимического смога, который вызывает глазные заболевания, головные боли, кашель, легочные заболевания и др. Наиболее подвержены негативному воздействию астматики и дети. Однажды в Афинах смог убил 8 человек, а еще 200 попали в больницы. По всей видимости, уровень озона в северном полушарии удвоился за последнее столетие. Озон также является загрязнителем, губящим растительность. Он наносит вред в основном посевам картошки, томата, пшеницы и др. Это заставляет фермеров выращивать другие более приспособленные культуры, что ведет к потере биоразнообразия. Например, сегодняшний уровень озона в Швейцарии приводит к тому, что сельское хозяйство теряет около US$200 с гектара. Озон оказывает разрушительное влияние и на леса в Америке и Европе - наиболее подвержены этому воздействию сосны и лиственницы.
  • Соединения серы: вызывают окисление почв и вод, являются причиной смога. Ухудшают здоровье. Разрушают растительность.
  • Каталитический дожигатель выхлопных газов (каталитический нейтрализатор) уменьшает выбросы угарного газа, углеводородов, и окисей азота, однако нуждается в постоянной проверке и уходе для поддержания в рабочем состоянии.
  • Каталитические нейтрализаторы показали в лабораторных условиях уменьшение выбросов угарного газа на 80%. Но, не смотря на это, например, в США, где катализатор используют уже не одно десятилетие, высокий уровень СО остается нерешенной проблемой американских городов.
  • Уровень выбросов окисей азота каталитический нейтрализатор уменьшает на 95%, однако, все зависит от скорости автомобиля. С увеличением скорости уровень выбросов NO увеличивается.
  • Сертификация машин тоже вызывает недоумения. Например, в Японии, машины проходят процедуру сертификации, где максимальной скоростью по правилам является 110 км/ч, но когда машины протестировали на дорогах Великобритании, оказалось, что на больших скоростях они выбрасывают чрезмерно много окиси азота - даже больше машин, которые вообще не имеют каталитического нейтрализатора.
  • По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) долговременное загрязнение машинами воздуха в Австрии, Швейцарии и Франции является причиной преждевременной смерти более чем 21 000 человек ЕЖЕГОДНО! в основном от заболеваний сердца и дыхательных путей. Этот показатель превышает количество людей, ежегодно погибающих в этих 3 странах при дорожно-транспортных происшествиях.
  • Из отчета Института Европейской Экологической Политики видно, что водители вдыхают в три раза больше токсических соединений, чем пешеходы или велосипедисты. Машины не защищают водителей от загрязнения и выбросов.
  • Национальная шведская химическая инспекция заявляет, что при изнашивании машинных шин освобождается вещество, названное PM10s, которое может вызвать рак. Машинные шины являются основным источником загрязнителей PM10s, которые являются причиной около 10,000 преждевременных смертей в Британии в год от заболеваний легких и сердца.

Смерть и Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

  • По всему миру около 265 000 человек ежегодно погибают в результате ДТП, а 10 миллионов получают различной степени ранения.
  • Прогнозы показывают, что это число может возрасти к 2030 году до 2 миллионов смертей и 50 миллионов раненных в год.
  • В совокупности в период между 1995-2030 гг. может погибнуть около 50 миллионов человек.
  • В глобальном разрезе, ДТП становятся причиной появления 800 000 инвалидов ежегодно.
  • В США American Lung Association подсчитала, что от 10 000 до 24 000 человек умирают каждый год от загрязнения воздуха автомобилями.
  • Работа эпидемиологов и других работников сферы здравоохранения в США и Великобритании, показывает, что до 60 000 американцев и до 10 000 британцев погибают ежегодно в результате загрязнения взвешенными частицами.

Строительство дорог

Строительство дорог вызывает непоправимую деградацию экосистем во всем мире. Ведь материал необходимый для строительства новых дорог "приходит" с крупномасштабных горных разработок и мест добычи гравия, что уже разрушает окружающую среду в этих местах. Вдобавок строительство дорог само по себе наносит огромнейший ущерб природе, особенно на участках уязвимых мест обитания и при прокладке дорог через особо-охраняемые природные территории.

  • Мало того, что новые дороги нуждаются в материале для строительства, они еще занимают огромные участки земель, которые могли бы быть использованы для парков, детских площадок, или еще для каких-нибудь социально значимых объектов, или попросту были частью сельского ландшафта. Это также увеличивает интенсивность движения и эксплуатацию новых участков природы на довольно широких пространствах.
  • Большинство дорог состоят из песка, гравия и имеют бетонное или асфальтное покрытие. Так, например, при строительстве каждой мили автострад в Великобритании используется 250 000 тонн песка и гравия. Почти по всей Европе и у нас тоже эти составные части дорог вырабатывают в экологически-уязвимых местах, например, таких как долины рек.

  • Оправдание, что новые дороги строятся, чтобы уменьшить интенсивность движения и высвободить пространство НЕ ОПРАВДАНИЕ! Рост использования машин ведет к росту строительства новых дорог, что опять же в свою очередь ведет к увеличению использования автомобилей.
  • Строительство дорог часто угрожает биоразнообразию и местам обитания различных видов флоры и фауны, что приводит к их исчезновению или резкому сокращению. Так, например, обзор, проведенный в юго-западной Англии, показал, что 372 важных участка дикой природы и 161 участок, имеющий особый интерес для ученых находятся под угрозой из-за развития транспортной инфраструктуры.
  • Строительство дорог изменяет уровень подземных вод, нарушая целостность круговорота воды и увеличивая утечку тяжелых металлов в окружающие районы. А покрытие больших площадей земель бетоном препятствует фильтрации воды в почву, что может вызвать наводнения.

Автомобиль и социальный статус

Очень многие видят в автомобиле даже не средство передвижения, а какой-то особый социальный статус. Страшно, что этому фальшивому представлению подвержена большая часть молодежи, в том числе и у нас в республике. Джеймс Данн так пишет в своей книге "Driving Forces: The Automobile, Its Enemies and the Politics of Mobility":

"Понятно, что существует огромная экономическая пропасть между шофером потертого Чевета 1980 года выпуска и владельцем новехонького Мерседеса. Но когда они вместе на открытой дороге, или застряли в дорожной пробке или когда они кружат в поисках свободного места для парковки: между ними и в их условиях - фундаментальное равенство двух автомобилистов, которое и объединяет их, несмотря на класс, расу, этические и религиозные принципы и другие общественные аспекты".

Мужчина хочет жениться на своей машине: судебный секретарь говорит НЕТ

источник: Ассошиэйтид Пресс (неофициальный перевод)

У многих мужчин существуют особые, любовные отношения к своим машинам. Митчелл захотел оформить эти отношения официально. Увлеченный своей подружкой, холостой Митчелл решил, что он женится на настоящей любви - на своем Мустанге GT 1996 года выпуска.

"Я пошел в суд и попытался жениться на своей машине", - сказал Митчелл перед тем, как попытаться получить свидетельство о браке. Однако, Митчелл не продвинулся далеко в заполнении необходимых бумаг, судебный секретарь прервал его мечту. Только мужчина и женщина по закону штата Тенесси могут вступать в брак, объяснили власти.

"В Калифорнии, например, разрешены однополые браки", сказал Митчелл, "А мы в Тенесси. Так почему бы нам не сделать хорошую вещь и разрешить жениться на наших машинах или грузовиках?" Митчелл заявил, что он не собирается сдваться. Он решил попробовать обвенчаться со своей машиной в какой-нибудь свадебной часовне в горах Great Smoky Mountains.

"Все ли спокойно в Багдаде?!"

В Таджикистане автомобилей не мало - более четверти миллиона. Поэтому и проблем достаточно. Что же говорят официальные данные?

"В условиях Таджикистана, транспортные средства (автомобильный, железнодорожный и авиатранспорт) и пути сообщения (железные и автомобильные дороги) в большой степени оказывают влияние на состояние атмосферного воздуха, здоровье населения и экосистем. Во многих случаях автомобильные трассы способствуют образованию оползней, что также создаёт угрозу разрушения населенных пунктов расположенных вблизи них. В течение последнего десятилетия, в результате разрушения отдельных участков автотрасс и мостов, был нанесен ущерб свыше 30 населенным пунктам в предгорьях и горных районах и прилегающим экосистемам. В результате строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог, в 1997 - 2000 годах, уничтожены до 20 тыс. га лесов и редколесий. Развитие дорожной сети ведет к фрагментации экосистем, нарушению естественных путей миграции видов животных и усилению факторов беспокойства, в том числе шумовых явлений. В Таджикистане имеется свыше 13 тыс. км автодорог общего пользования и 6-7 тысяч ведомственных и местных автодорог. При этом более 2 тыс. км автодорог пролегают в горной зоне, где наибольшему воздействию подвержены истоки и верховья водоемов, альпийские экосистемы. Транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна и ежегодно выбрасывает до 80 тыс. тонн вредных веществ, что составляет 70% суммарных выбросов от всех источников загрязнения атмосферы".

Рулевые торговли

Как корпорации проталкивают идею развития транспорта (глава из совместной брошюры A SEED Europe, СоЭС, Хранители Радуги "Глобализация: сопротивляйтесь власти корпораций!").

Некоторые мировые статистические данные: воздушный транспорт увеличился на 7% в год, а грузовой воздушный транспорт даже на 10%. С 1970 по 1994 год объем грузовых перевозок по автодорогам Европы вырос на 146,2%, а на железной дороге понизился на 22,3%. Выбросы углекислого газа, смог, шум, ухудшение здоровья, уничтожение природы, распадение местных сообществ, стрессы - результат этих изменений. В дорожных авариях каждый год погибают 300 000 людей и 1,2 миллиарда животных. Можно с уверенностью сказать, что транспорт и его инфраструктура очень негативно влияют на Землю и ее обитателей. Важно понимать, что транспорт и инфраструктура развиваются не сами по себе. Они тщательно планируются, строятся, оплачиваются, рекламируются и используются.

ЕКС: прокладывая пути

Европейский круглый стол промышленников (ЕКС) был образован в 1983 году с единственной целью - защищать интересы своих членов, 45-ти крупнейших европейских транснациональных корпораций (Нестле, Филипс, Бритиш Петролиум, Сименс, Оливетти, Рено и т.д.). Эти компании прекрасно понимают, что Европейский единый рынок (западноевропейская зона "свободной" торговли), начавшая действовать в 1992 году) - это их главное средство контролирования торговли. ЕКС, имеющий тесные связи с принимающими решения организациями Европейского Союза (Советом министров и Европейской комиссией), уверенно направляет Европу в нужном ему направлении Соединительные коридоры: куда тянуться щупальца... Если вы думаете, что ваш любимый лес не посмеют вырубить и проложить на его месте дорогу, потому что вы живете в стране, (все еще) не входящей в ЕС, не обольщайтесь!

В 1994 году ЕКМТ (Панъевропейская конференция министров транспорта, в которой прочно доминируют Нидерланды, Великобритания, Германия и Италия) приняла решение о девяти так называемых "соединительных коридорах". Это гигантские инфраструктурные проекты в ЦВЕ - Центральной и Восточной Европе (главным образом дороги), которые потянуться от Санкт-Петербурга до Софии и от Праги до Москвы. Большинство из них связывают Восток и Запад, облегчая западным компаниям покорение незащищенного и одурманенного рекламой восточного рынка. Несмотря на протесты населения, все страны ЦВЕ сейчас урезают бюджет общественного транспорта, повышают плату за проезд и отменяют автобусные и железнодорожные маршруты, чтобы выделить деньги на дорожное строительство.

Даже страна с крепкой экономикой, не входящая в ЕС, не защитит вас. Недавно правительство Швейцарии поддалось сильному давлению транспортных лобби ЕС и позволило тяжелым 40-тонным грузовикам проезжать через швейцарские Альпы. Споры о тарифах, пошлинах и движении в ночное время все еще продолжаются. Согласно референдуму 1994 года, все грузы через Швейцарию должны перевозиться по железной дороге. Швейцарское правительство столкнулось сейчас с серьезной проблемой. Его шантажирует ЕС (например, угрожая не принимать воздушный транспорт), заставляя разрешить перевозки грузов по автотрассам.

ГОРОД МАШИН

Начавшийся до второй мировой войны, но действительно разогнавшийся после нее процесс увеличения количества машин, постепенно стал транспортной технологией, которая, по сути, и формировала город, особенно в Северной Америке и Австралии. Не отставала и Западная Европа. Парк автомобилей резко возрастает в мире: если в 1950 году число легковых автомобилей составляло 48 миллионов, то в 1980г. - уже 310 миллионов штук, а в настоящее время - более 500 миллионов штук! Автомобили отвоевывали все новое и новое пространство у человека. Был рожден "Город Машин".

Важнейшим фактором в развитии транспорта, который разрушает окружающую среду, является скорость. Развитие и рост городов привели к тому, что многие участки невозможно было достигнуть пешим ходом, поскольку расстояния слишком выросли. Общественный транспорт давал такую возможность, и он завоевал город. С появлением автомобиля город вытянулся еще больше - ведь скорость увеличилась. В тоже время парадоксальным кажется то, что довольно часто гораздо быстрее добраться до места назначения на общественном транспорте или вообще пешком, нежели на автомобиле. Однако во многих городах автомобили просто вытеснили другие виды транспорта, и многие горожане просто вынуждены передвигаться с их помощью, как доминирующего или единственного вида транспорта.

Плотность населения в "Городе Машин" уменьшилась до 10-20 человек на гектар. Жилые дома и рабочие учреждения могли быть виртуально расположены в любом месте, поскольку индивидуумы имели свободу самостоятельно достигать необходимого места при условии, что у них была собственная машина. Начал развиваться, феномен автомобильной зависимости, который стал характерной чертой городской жизни. Но на самом деле достичь этой свободы никогда не было возможным.

ДУШАНБЕ

Что касается непосредственно Душанбе, то тут прежде надо отметить, что Душанбе небольшой город. Поэтому возможный резкий рост автомобилей может стать серьезной проблемой, как для планировщиков города, так и для всех горожан. Усиленное развитие индустрии и рост населения в Душанбе в течение нескольких десятков лет (в основном после Великой Отечественной Войны) трансформировал столицу в так называемый "Город Общественного транспорта". В таком типе города стало необходимостью иметь возможность достичь пункта назначения в среднем в течение получаса или часа. Плотность населения была средней, а социальные, промышленные учреждения, жилые зоны и т.п. были смешанны, но город оставался и остается централизованным.

Сейчас в г. Душанбе количество автомашин составляет более 30 тыс. единиц. Это официальные данные за 2000 год и мы уверены, что количество машин уже превышает эту цифру.

Темпы роста столичного автопарка набирают темпы. Формирующийся новый образ жизни - "общество потребления" несомненно, будет влиять на то, что автомобилей с каждым годом будет все больше и больше. Уже сейчас в разных частях столицы на наиболее оживленных участках дорог можно наблюдать заторы в часы пик. Если все будет развиваться по формуле "бизнес как обычно", то проблемы перегруженного дорожного движения, пробки на дорогах и увеличивающееся число дорожно-транспортных происшествий (с нашими то лихачами) лишь вопрос времени. Дворы и улицы стали опасными для детей и потеряли естественное предназначение - быть местом отдыха и общения людей. Они превратились в стоянки для машин, которые оккупируют пространство в каждой махале. Все это делает город неприятным и некомфортабельным для человека. А тем временем в Душанбе расширяют автомобильные дороги, и эта тенденция настораживает. Уже прослеживаются очертания трансформации Душанбе из "Города общественного транспорта" в "Город Машин". Вы даже не можете себе представить, как это изменит облик города.

Понятно, что выбросы автотранспорта обладают повышенной токсичностью и приносят значительный ущерб окружающей среде городов. Это во многом связано с крайне низким качеством используемого топлива и устаревшим эксплуатационным составом автотранспорта. Около 80% автомашин не отвечают санитарным требованиям. Среднее удельное потребление топлива в городских условиях составляет 10 - 12 л/100 км. Статистика утверждает, что, не смотря на довольно большое скопление заводов в черте города, именно автомобили на сегодняшний момент являются источником 70-75% всех вредных выбросов в атмосферу. Все усугубляется еще и географическим расположением Душанбе - окружающие столицу горы, препятствуют естественной вентиляции, вызывая смог и так называемую термическую инверсию.

В данных Министерства охраны природы говориться: "Основными мероприятиями по уменьшению количества выбросов являются использование высококачественного бензина, фильтры выхлопных газов, технологические и конструкционные меры, контроль выбросов".

На наш взгляд проблема является не только технической, а в большей степени социально-экономической и культурной. Поэтому уровень негативного воздействия на окружающую среду и человека от старых пыхтящих развалюх и новых железных "друзей" человека, количество которых будет расти, невозможно остановить и/или уменьшить, используя технологии "на конце трубы". Короче говоря, проблема не решена, даже если вы видите чистую машину и никакого дыма из выхлопной трубы. Есть масса примеров, когда многие усилия по установлению новых очистных технологий, улучшению качества топлива, улучшению технических характеристик автомашин и т.п. сводились на "нет" увеличивающимся количеством железок на 4-х колесах.

Но проблема заключается не только в загрязнении автомобилями окружающей среды, ведь: "Чтобы обслуживать все большее количество машин, нужны автостоянки, заправки, гаражи, дороги. Они постепенно отвоевывают пространство, которое можно было бы использовать под скверы, парки, детские площадки. Жизненное пространство человека в городе сокращается, что не может не сказываться на его здоровье" - выдержки из статьи "Зеленая версия".

Мы выступаем против расширения дорог и увеличения стоянок, парковок, заправочных станций. Лучше уменьшать количество автомобилей или остановить их рост, развивая альтернативные транспортные системы. Потому что, разгружая интенсивность движения на дорогах, мы строим новые дороги, или расширяем старые, при этом растущее число автомобилей просто заполняет это новое пространство и проблема, нарастая, возникает снова. То есть что-то в виде формулы Больше машин = Больше дорог = Больше машин.

Мы считаем, что именно сейчас необходимы срочные и радикальные меры в отношении автомобилей, как в Душанбе, так и в других крупных городах республики. Почему? Как мы уже оговорились выше, тенденция таджикистанских городов понятна - это увеличение количества автомобилей. Без сомнения это приведет ко всем "прелестям" "Города Машин" и соответствующим последствиям, включая деградацию окружающей среды и человека. Важно предупредить процесс формирования "Города Машин", чтобы не повторять ошибок многих городов мира. Сегодня развивать экологически чистые и устойчивые транспортные альтернативы будет гораздо легче и дешевле, чем спустя всего пару десятков лет.

Новые велосипедные дорожки. Местный автобусный и троллейбусный сервис. Высокие цены на бензин и запрет на использование бензина содержащего свинец. Создание новых пешеходных зон, парков и многое другое. Все это нужно внедрять уже сейчас.

Хочется надеется, что развитие и рост Душанбе и других городов республики не будет измеряться новыми удушающими кольцами автодорог, цементированными стоянками и смердящими бензином заправочными станциями. Ведь в "Городе Машин" остается все меньше и меньше места для окружающей среды и человека. Пора положить конец автомобильной эре и освободить наши города!

Важно понять, что городские улицы это не мера интенсивности движения автомобилей, там, где они доминируют как вид транспорта. Дэвид Энгвич, автор книги "Вернем себе улицы" определяет город как нечто созданное для максимальных возможностей обмена и минимального движения: "Эти обмены могут быть обменами товаров, дружбой, знаний, культур, работы, образования или эмоциональной и духовной поддержки. Мы выбираем жизнь в городах из-за возможностей обмена или человеческого взаимодействия, в этом и есть настоящее составляющее жизни".

Немного о развитии альтернатив и "зеленого" транспорта

Одна из самых популярных альтернатив автомобилям - развитие общественного транспорта и ограничение/прекращение роста автомобилей.

В Анкаре, например, вообще невозможно добраться до университетов на общественном транспорте, что толкает даже студентов к необходимости приобретать собственную машину. Во многих городах США вы даже не сможете поехать за покупками в магазин, если у вас нет машины, потому что вы не дождетесь трамвая или автобуса - их там практически нет.

Во времена Советского Союза в Душанбе была хорошо развита инфраструктура общественного транспорта. Не смотря на все кризисы, которые мы пережили в начале и середине 90-х и пришедшую в упадок систему общественного транспорта, он остается лидирующим в перевозке столичных пассажиров: "Основная масса перевозок пассажиров в крупных городах (Таджикистана) производится автобусами и маршрутными такси (70%) и меньшая часть троллейбусным транспортом (30%)".

Но всем известно, что общественный транспорт сейчас не может качественно удовлетворить имеющийся спрос. Не секрет и то, что большая часть общественного транспорта уже отжила свой срок и далеко не отвечает современным требованиям.

Если общественный транспорт будет быстрым, точным, регулярным и хотя бы немного комфортабельным, многие горожане сами отдадут ему свое предпочтение. Да, и еще самое главное - он будет относительно дешевой услугой!

Общественный транспорт способствует также сокращению использования топлива, что существенно влияет на улучшение качества окружающей среды и содействует решению проблемы глобального энергетического кризиса. В конце концов, общественный транспорт поможет придать городам человеческий облик.

Развитие общественного транспорта должно сопровождаться "отбиранием" пространства, которое использовалось для содержания автомобилей (включая и дороги и заправки и стоянки и т.п.). Потому, что зачастую, процесс развития общественного транспорта идет "параллельно" с автомобильной инфраструктурой, что собственно фактически и не решает настоящую проблему.

Не менее важную задачу, которая должна идти рука об руку с развитием общественного транспорта, является необходимость остановить рост автомобилей или хотя бы уменьшить его, на сколько это возможно, взяв под жесткий контроль. Надо постоянно ужесточать "зеленые" нормативы и правила, как для общественного транспорта, так и для автомобилей. Нам нужен устойчивый и экологически чистый транспорт, который будет постоянно совершенствоваться, становиться более комфортабельным, энергоемким и эффективным.

Кстати авторы книги: "Сохраним природу Таджикистана!" высказывают идеи о создании троллейбусных сообщений и даже электричек, которые могли бы курсировать из Душанбе в Кофарнихон, Гиссар и Турсун-заде и обратно. Представьте, сколько бы проблем, связанных с использованием автотранспорта это помогло бы решить, и сколько бы денег в конечном итоге удалось сэкономить. Интересен пример Сингапура.

Сингапур город-государство. Он занимает 650 кв. км. и имеет население более 4 миллионов человек. Ограниченное пространство и высокий уровень населения привели к тому, что Сингапур столкнулся с необходимостью срочно решать проблемы ужасной интенсивности дорожного движения, пробок, загрязнения окружающей среды и шума, а также захвата новых земель зданиями и постройками предназначенными для содержания автомобилей - гаражи, парковки, заправочные станции и т.п. Самой реальной альтернативой было развитие общественного транспорта. Это стало одной из ключевых вопросов развития политики. Сейчас в Сингапуре около 63% моторизованных поездок совершается посредством общественного транспорта, который ежедневно перевозит около 5 миллионов человек (3 миллионов человек автобусами, 1 миллион на поездах, похожих на наше метро, и 1 миллион на такси). Власти надеются, что показатель поездок на общественном транспорте однажды увеличится до 75%.

В Сингапуре 2 линии метро, длина которых будет увеличена на 57 км и 91 км. в течение последующих 5 лет. В планах также улучшение и развитие автобусного сектора и сектора такси. Автобусный сервис будет обеспечен специальной информационной системой, которая позволит каждому получить информацию о движении автобусов, их месторасположении и об ожидаемом времени прибытия.

Такси, в свою очередь, будут обеспечены спутниковыми системами, которые позволят водителям найти ближайшую точку, где их ожидают пассажиры. Это позволит экономить время и эффективно использовать парк такси.

В Сингапуре также действует система квот на автомобили. Это позволяет удерживать рост автомобилей на отметке 3% в год. Чтобы не загружать, дороги все машины в Сингапуре оборудованы специальными электронными системами, которые позволяют водителям оплачивать взносы на специальных точках перегруженной дороги во время часа пик. Это подталкивает их искать другую, более свободную дорогу, или вообще воспользоваться общественным транспортом.

В сентябре 1992 года власти Сингапура решили ввести запрет на импорт использованных более 3-х лет автомобилей. Существует также целый ряд других правил по отношению к старым и использованным автомобилям. Это позволило поддерживать современный и более экологически чистый автопарк.

Сингапур самый первый ввел в обращение свободный от свинца бензин - в 1991 году и уже к 1998 он полностью выместил с рынка старый "грязный" (с содержанием свинца) бензин. Огромная работа идет над снижением концентрации серы в дизельном топливе. Поощряются разработки и использование новых электронных или гибридных (использующих комбинацию дизеля и электричества) автомобилей. Проходит эксперимент перевода автобусов на природный газ.

Делается все возможное, чтобы, используя новейшие технологии и достижения, сделать общественный транспорт более экологически чистым и эффективным. В конечном итоге от этого выигрывают и люди, и природа.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ

Новые трамвайные линии в Гетеборге
Общественный транспорт в Гетеборге в основном состоит из 9-ти трамвайных линий, которые в свою очередь дополняют автобусные маршруты. Строится новый трамвайный круговой маршрут, который позволит избежать пересечений в наиболее оживленных и забитых участках города. Для линии купят специальные новые вагоны, которые оборудованы приспособлениями для инвалидов и людей с маленькими детьми.

Куритиба - новаторство в развитии общественного транспорта
Еще в 1973 Институт городского планирования начал разработку внедрения новых автобусных маршрутов в городе.

В последние годы получили развитие автобусные маршруты, проходящие рядом с автомобильными дорогами. Многие граждане стали оставлять машину дома и добираться до нужного места на общественном транспорте - он стал быстрым, пунктуальным и регулярным. Модели автобусов постоянно обновляются и обеспечиваются самыми новыми очистными технологиями. Куритиба является одним из первых городов в Бразилии, которые стали использовать менее загрязняющие топливо.

Сегодня более 2 миллионов жителей Куритибы используют общественный транспорт.

ВЕЛОСИПЕДЫ

Велосипеды прекрасная альтернатива автомобилям в условиях небольшого города и поездок на короткие и средние дистанции. К сожалению "велосипедная культура" (если можно так сказать) не привилась в условиях Душанбе.

В Европе, особенно в Западной, молодежь уже давно начала отвоевывать места у автомобилей и широко использовать велосипеды/самокаты при поездках на короткие дистанции. Только в Амстердаме процентный показатель велосипедных дорожек вдоль дорог или отдельно от них составляет 50%, а в Скопье аж 80% (данные приблизительные). Велосипеды теперь популярны и в Восточной Европе, и в крупных городах России.

Планы развития велосипедной инфраструктуры в городах, особенно в Западной Европе появились лет 30 назад, причем зачастую под нажимом зеленых и общественности.

Еще в 60-х одна из довольно известных тогда голландских организаций - "Прово" рекомендовала муниципалитету Амстердама приобрести 20000 белых велосипедов (это был один из "Белых планов" "Прово", поэтому цвет велосипедов белый) и давать их всем гражданам бесплатно, что привело бы к снижению интенсивности движения в городе. План не был тогда реализован, но разве это плохая идея?!

А во Фрейбурге (Германия) план создания велосипедных дорожек впервые появился в 1970 году. Тогда было только 29 километров велосипедных дорожек не связанных между собой. Сегодня это уже 500 километров связанных в одну сеть дорожек. Только в центре города действует более 5 000 парковок для велосипедов. Одна на 1000 велосипедов построена даже в метро. Благодаря специально разработанному и обновляемому транспортному плану, во Фрейбурге, использование общественного транспорта возросло с 11% до 18%, использование велосипедов с 15% до 26%, а автомобильный транспорт наоборот уменьшился с 38% до 32%. Одним из важнейших шагов реализации этого плана стало решение принятое в 1973 году о превращении центра города в пешеходную зону. Через пару лет подготовительных работ въезд в центр Фрейбурга всем автомобилям был запрещен.

В Копенгагене также запретили въезд машин в центральные части города. Поэтому всем молодоженам, которые хотят венчаться в центральных соборах, приходится бросать машины и ехать в церковь на велосипедах. Наверное, очень красиво!

В Праге (Чехия) во время Всемирного Дня Без Машин 2001 (который проходил в рамках Дня Земли) несколько организаций подготовили петицию для властей муниципалитета, в которой предлагали закрыть несколько улиц и набережных для автомобилей и разрешить туда въезд/вход только для пешеходов, велосипедистов и (на некоторых) для трамваев. Надо отметить, что таких примеров огромное множество. Нельзя представить развитие "зеленых" городов без велосипедов.

Вернем себе наши улицы!

Идеи для организации акций.

Хочешь сделать что-нибудь против автомобильной культуры и зависимости? Но не знаешь с чего начать? У нас есть пару советов, как тебе помочь! Наилучшими акциями являются те, которые наполнены яркими красками и юмором. Люди очень быстро реагируют на то, что предоставляется им в шутливой форме.

Все успешные акции можно объединить в четыре следующие категории:

  • Наиболее смешные и красочные образовательные акции, которые разоблачают все проблемы автомобильной культуры - начиная от загрязнения и заканчивая разрушением ареалов обитания, добывания ресурсов и нарушения человеческих прав, потери земель общин в городах и т.п., и организованны в виде смешного и веселого представления.
  • Наиболее радикальные акции, которые противостоят фальши в системе или лжи в рекламе и открывают правду о реальном положении дел.
  • Местные и сфокусированные акции, которые связанны с осуществляемыми или планируемыми проектами в вашей области или местности.
  • Долгосрочные акции - где ваша акция лишь первый шаг на пути к долговременным переменам, т.е. например, освободить ваш город от машин или запустить полугодовую программу направленную на то, чтобы оторвать водителей от своих машин и шаг за шагом менять стиль их жизни в направление "без машин" навсегда и т.п.
Надо сказать, что не существует идеальных акций (как и идеальных людей). Не бойтесь начать с малого. Ведь только наши совместные и объединенные маленькие и большие действия делают этот день успешным и эффективным. Ведь в принципе все, что может заставить людей задуматься о будущем городов, их устойчивом развитии и их будущей жизни достойно претворения в жизнь. Все, что ты делаешь может помочь. А наши идеи для проведения акций - только инструмент. Ты можешь им воспользоваться или взять свой! Главное, чтобы движение против машин росло и крепло!

Прямые акции

  • Вы узнали о том, что около вашего города, городка или поселка будут строить дорогу? Почему бы ни оформить большую фотографию в виде дорожного знака и поместить ее рядом с дорогой. Изымите кусок в центре, который является частью ландшафта, находящегося под угрозой. Сопроводите пейзаж красочным девизом вроде "Сегодня этот луг, а что завтра?!".
  • Постройте из картонных коробок и деревянных частей несколько машин. Купите или сделайте сами маски-гримасы. Затем раскрасьте ваши произведения надписями типа "Я загрязняю природу, делаю моего шофера агрессивным и убью тебя до того, как тебе исполнится 50 лет!". Повозите их по кругу, чтобы оживить вашу демонстрацию. Затем можно разыграть уличную сценку, а потом сжечь картонные машины в виде ритуального жертвоприношения.
  • Если в вашем городе или районе имеются планы строительства подземных автострад или парковок, вы можете последовать примеру мадридской организации Madrid Green Mole. Когда мэр Мадрида предложил проложить 140 км. скоростного подземного шоссе, группа Ecologistas en Accion представило городским лидерам "генетически модифицированное творение" - получеловека, полукрота, разработанного специально для выживания в городских условиях. Это существо часто появлялось на открытии туннелей и острило по поводу кампании по переизбранию мэра в знак "благодарности" за столь высокий землеройный энтузиазм.
  • Расчертите свои собственные велосипедные дорожки - покажите, что пора бы начинать развивать альтернативные транспортные системы в вашем городе. Затем можно послать официальное требование, чтобы в городе начали строить или увеличивать (там, где уже есть) велосипедные дорожки. Подобные акции можно периодически повторять.
  • Организуйте акцию "Пешеходный переход" в знак протеста против того, что зачастую машины не пропускают пешеходов вперед, даже если количество последних значительно превосходит количество скопившихся машин. Переоденьтесь в черные и белые костюмы, выберите удобное место и ложитесь прямо поперек улицы, чтобы образовать черно-белые полоски перехода. А костюм гаишника и знак СТОП, которые можно взять напрокат, помогут задержать машины и раздать ваши буклеты, а пешеходам без помех и в полной безопасности пересечь улицу, не дожидаясь, когда же прекратится бесконечный поток автомашин.
  • Наряжайтесь по случаю - костюмы всегда привлекают внимание. Почему бы ни одеться всем в коровий наряд и говорить всем попавшимся машинам, что "Пора бы вам уезжать отсюда!" Или можно использовать бинты и намазать себя кетчупом, а потом лечь на улице, чтобы изобразить жертву дорожно-транспортного происшествия.
  • Сдвигайте машины, которые припарковались против правил в пешеходных или велосипедных зонах за их пределы. И не забудьте оставить записочку на лобовом стекле, чтобы объяснить свою акцию наглому водителю.
  • Разбрызгивайте вонючие газы (запах бензина, выхлопных газов) и создавайте нефтяные или масляные лужи, разливая соответствующие жидкости - все это рекомендуется делать на больших автосалонах или выставках.
  • Пригоните старую машину, которая вам уже не нужна в центр города, затем попросите всех желающих выпустить свое разочарование и неудовлетворенность, разбив и разгромив машину. Одновременно загружайте их потоком информации о том, какой вред наносят машины людям и природе.
  • Проводите уличные вечеринки/сборища. Традиционные уличные гуляния и мероприятия были когда-то обычным явлением во многих городах, пока появление автомобилей не вытеснило общественное пространство, заменив его частными владениями людей, вынужденных передвигаться в железных коробках на 4-х колесах. Но, начиная с 1995 в Лондоне, "Вернем себе улицы" анти-автомобильные уличные сборища потрясли мир, показав насколько жизнь могла бы быть другой, если бы не было машин. Одно из самых больших уличных мероприятий в 1996 году собрало более 8 000 человек, которые требовали вернуть обратно улицы. Они разрушили участок одной из дорог в Лондоне и посадили там деревья.
  • Идей по поводу проведения уличных анти-автомобильных акций много. Одна из них - проведение акции на платной автомобильной стоянке. Вы платите за место, а вместо того, чтобы поставить туда машину устраиваете там акцию, собирая своих сподвижников и всех желающих. Чем больше места вы арендуете, тем больше народу можно будет собрать. Желательно выбирать стоянки в местах большого скопления народу.
  • Создайте более спокойное дорожное движение. Этого можно добиться с помощью островатых треугольных фигур, чтобы уменьшить широкий въезд или выезд с улицы. Это заставит водителей притормаживать и сбавлять скорость при повороте. Сделайте свои собственные асфальтовые гребни поперёк проезжей части, чтобы замедлить движение автомобилей в тех или иных местах. Вы можете посадить сад на небольших перемежающихся участках дороги, огородив его небольшим кирпичным бордюром. Такие участки могут быть сажены фруктами и овощами для свободного их использования людьми из местной общины.
  • Организуйте акцию для критически настроенных масс, например, для людей стесняющихся ездить или вообще не признающих езду на велосипеде. Добавьте красок поярче в вашу акцию - организуйте заезд на велосипедах в нижнем белье и с плакатами типа "НИКОГДА не бывает слишком холодно, чтобы ездить на велосипеде! или "Душанбинские велосипедисты чувствуют себя не защищенными".

Легальные подходы

  • Работайте совместно со своими местными советами или муниципалитетом по всем важным вопросам, касающихся транспортной проблемы. Одним из результатов такой работы может быть организация и проведение в вашем городе/местности ежегодного Дня Без Машин.
  • Вы можете подавать обращения и петиции к местным властям, требуя от них какие-то улицы полностью закрыть для машин, разрешив вход/въезд туда только пешеходам, велосипедистам или общественному транспорту.
  • Организуйте акцию по использованию альтернативного транспорта - сделайтесь на время рикшей (можно также использовать велосипед для двоих, лошадь с коляской и т.п.). Проверьте легальность такой акции, потому что у каждой из стран свои законы.
  • Организуйте вместе с группами художников акцию, в которой жертвой искусства станет машина (можно разукрасить машины, посадить на крыше цветы и т.п.). Все это можно выставить на улице на общее обозрение. Группа французских активистов заблокировало 7 километровый участок улицы под подобную акцию. На ней был даже разбит однодневный овощной сад!

Акции, ориентированные на семью

  • Организуйте альтернативную ярмарку с веселыми аттракционами на тему "Без машины" - начиная от наряжения в индейцев зажигающих стрелы на символе нефтяной компании Oxy Petroleum и заканчивая обучением езды на велосипеде всех желающих. Вы можете надувать воздушные шары при помощи выхлопных газов автомобиля - шар диаметром в 1 метр будет надут всего за 1 минуту от в холостую работающего двигателя.
  • Проводите уличные театральные представления, используя "безмашинную" тематику.
  • Организуйте пикничок на вашей улице/дороге. Пригласите соседей и попросите их взять с собой посуду. Приготовив еду и раздавая ее, расположите столики или коврики прямо в центре улицы. Наслаждаясь едой, вином и общением покажите им как прекрасно можно использовать эту улицу для других целей, вместо существующей автострады для автомобилей.

Личные акции (или для маленьких групп)

  • Наготовьте пестрых сертификатов и выдавайте их водителям за то, что они занимают общественные места или вносят свой вклад в глобальное потепление.
  • Нарисуйте собственные анти-автомобильные рекламные щиты на дорогах или подрисуйте уже имеющиеся, чтобы придать рекламе автомобилей анти-автомобильный смысл.
  • Последуйте примеру Biotic Baking Brigade. Они бросаются пирогами в машины или администраторов нефтяных компаний. Важно, чтобы пирог был испечен дома и содержал только органические продукты или был вегетарианским. Проводить акцию желательно на велосипедах. Группа Biotic Baking Brigade и Patisserie Brigade Internationale достаточно успешно используют эту тактику.
  • Вынесите свой диван на дорогу, сядьте в него и читайте журнал или пейте кофе. Отберите, таким образом, часть улицы у машин и приготовьтесь ответить на вопросы о том, что вы тут делаете. Кстати можно пригласить соседей посидеть вместе с вами!
  • Сделайте из картонных коробок каркас машины (в натуральную величину) и установите его на велосипед. После того, как вы сделали это можно выезжать на улицу. Акция немного с юмором - основная цель показать, почему нужно занимать столько места, чтобы перевозить одного человека? Как расточительно! Крутите педали, не спеша, не обращайте ни на кого внимания, спокойно следуйте выбранному маршруту по обочине дороги. Можно расписать свою картонную машину соответствующими лозунгами.
  • Подправляйте/изменяйте дорожные знаки "Стоп"/STOP в знак "Stop Driving", что означает "Остановитесь (хватит) водить машины!".
  • Возьмите плакат с надписью "Я жду тут автобуса уже 10 год!" и встаньте на тротуаре рядом с наиболее оживленным участком дороги, чтобы ваш плакат могли видеть водители и прохожие.
  • Пешком по машинам - чтобы показать водителям, которые незаконно припарковались в пешеходных зонах, что вы не собираетесь обходить их машины, сделайте следующее. Возьмите наклейки в виде изображения ступней и наклейте их на машину. Не забудьте оставить записку, где будет сказано что-то вроде "Предупреждаю! Если в следующий раз припаркуешся в пешеходной зоне, я, в самом деле, пройдусь по твоей машине!"

Покажите людям, насколько опасны машины на самом деле

  • Мемориальная табличка. Обратитесь в похоронную службу для того, чтобы узнать, сколько пешеходов и велосипедистов погибло "от рук" автомобилей. Затем вы можете установить мемориальные таблички с их именами на месте трагедий. Помните, это довольно сложная акция в эмоциональном аспекте. Лучше всего сначала связаться с семьями погибших и попросить разрешения сделать это. Некоторые группы рисуют на обочине очертания тела (в человеческую величину), и пишут имя жертвы и дату, когда он/она были сбиты автомобилем. Однако помните, что акция может вызвать негативную реакцию у некоторых людей и членов семей погибших.
  • Можно провести специальную кампанию по привлечению средств для строительства мемориала. Например, его можно оформить в виде мемориала погибшим во Вьетнамской войне - каменные плиты с именами жертв ДТП с начала века. Колонны с именами будут увеличиваться, символизируя и рост машин, и число погибших (что-то в виде прямоугольного треугольника или лестнички), а также все нарастающую проблему.
  • Вы можете организовать выставку, чтобы сопоставить сексуальным картинкам, которые часто встречаются в рекламе автомобилей фотографии жертв ДТП. Их можно взять в отделах ГАИ или других источниках. Помните: это достаточно сложный проект. Он достаточно мощный в эмоциональном плане и может вызвать неоднозначную реакцию. Вы можете посетить сайт , чтобы посмотреть, как подобный проект был реализован в Словакии.
Если у тебя есть другие не менее интересные идеи, то мы с удовольствием будем рады о них услышать!

****************************************************************

По всему миру люди объединяются в борьбе против Автомобильной культуры Растущее движение заявляет о себе все

ГРОМЧЕ и ГРОМЧЕ

через границы стран и языковые преграды люди вместе продолжают борьбу за сохранение Земли от УНИЧТОЖЕНИЯ

Уж в чем точно мир не нуждается, так это в еще одном новом автомобиле!

**********************************************************************

Пресс-служба Экологической организации "For the Earth!" (Ради Земли)
Все для Земли - Никаких компромиссов!
Над выпуском работал: Тимур Р. Идрисов
Перевод текста неофициальный. Перепечатка материалов приветствуется!

Мы - члены Мы члены Международного Социально-Экологического Союза и Youth and Environment Europe

Были использованы материалы: Car Busters, журнал UNEP "Our Planet", издание YEE "Green Cities", данные Министерства охраны природы РТ, брошюра "Глобализация: сопротивляйтесь власти корпораций!", брошюра "Экологические Нидерланды: движение из прошлого в будущее"

Наш адрес: 734003, ул. Набережная, 14, Таджикистан, г. Душанбе Э-почта:

Контакты:

Эко-организация "Ради Земли" (For the Earth!)
734003, Таджикистан, Душанбе,
ул. Набережная д.14
тел. (+992 372) 24-12-77
E-mail: forearth@yandex.ru
forearth1@yahoo.com

На главную страницу организации "Ради Земли"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность