"ѕ≈Ў≈’ќƒЌјя «ќЌј"
ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

ƒругие выпуски

"ѕ≈Ў≈’ќƒЌјя «ќЌј"

ƒеньги, машина, человек и окружающа€ среда.

¬ернем себе наши улицы!

—борник материалов на анти-автомобильную тему, подготовленный ѕресс-службой Ёкологической организации "For the Earth!" (–ади «емли)

¬—≈ћ»–Ќџ… ƒ≈Ќ№ Ѕ≈« ћјЎ»Ќ!

¬ этом году многие были в замешательстве от того, что 19 апрел€ прошел еще один - совершено новый - ¬семирный ƒень Ѕез ћашин (Earth Car-Free Day). ћногие решили, что это и есть какой-то объединенный ћеждународный ƒень Ѕез ћашин, однако, это не так. Ќо поскольку интерес к автомобильной проблеме неуклонно растет во всем мире, то это вовсе не плохо иметь несколько ƒней Ѕез ћашин в год!

¬семирный ƒень Ѕез ћашин - это великий ƒень событий и акций. ѕостарайтесь, пусть будет присутствовать и творческий радикализм! ”стройте блокады улиц и протесты, проводите пропаганду среди местных сообществ, делайте сами ваши собственные велосипедные дорожки, организуйте скандалы и розыгрыши, проведите семинары о городах и жизни, свободных от автомобильной зависимости, устройте массовые велосипедные туры и сборища на тему "¬ернем себе улицы". ¬ообщем, про€вите фантазию! ѕусть этот день станет долгосрочными и посто€нными переменами к лучшему, а не только одним днем-праздником призывающим к устойчивому транспорту и новой жизни.

ѕусть ѕраздник ƒень Ѕез ћашин никогда не останавливаетс€!

—трашное предисловие

”ровень производства машин очень трудно представить: ежегодное производство 48 миллионов автомобилей, означает, что где-то в мире одну новую машину приобретает каждый второй! “олько за 8 часов съезжают с заводского конвейера 40000! новых машин; в день 100000! ≈сли рост населени€ планеты составл€ет около 90 миллионов в год, то получаетс€, что рождение двух детей сопровождаетс€ выпуском одной новой машины! » уровень производства автомобилей продолжает увеличиватьс€, благодар€ лоббированию и огромным суммам, которые щедро трат€т монстры автомобильной индустрии, чтобы устранить все возможные "помехи". »сследователи ћакензи и ¬олш в своем отчете Driving Forces, подсчитали, что количество грузовиков и легковых автомобилей в мире, которое составл€ет более 500 миллионов на сегодн€, может быть удвоено, и достигнуть одного миллиарда в следующие 20 лет!

Ёкологическа€ стоимость одной машины!

¬о сколько обходитс€ природе производство одного автомобил€?!

ѕри извлечении сырь€:
26.5 тонн отходов
922 кубических метров загр€зненного воздуха

ѕри транспортировке сырь€:
12 литров сырой нефти в океане
425 миллионов кубических литров загр€зненного воздуха

ѕри производстве машины:
1.5 тонны отходов
74 миллиона кубических литров загр€зненного воздуха

ѕри вождении машины:
18.4 килограмм абразивных отходов
1,016 миллионов кубических литров загр€зненного воздуха

ѕри ликвидации машины:
102 миллионов кубических литров загр€зненного воздуха

ћашины и √лобальное потепление

јвтотранспорт €вл€етс€ одним из основных источников загр€знени€ атмосферы, выбрасыва€ более 14% —ќ2 всех глобальных эмиссий, при сжигании ископаемых видов топлива. Ётот показатель посто€нно увеличиваетс€. ƒобавьте сюда все выбросы, св€занные с отработкой, транспортировкой, очисткой и распределением топлива и наш показатель вырастет до 20%.  ак известно —ќ2 €вл€етс€ основным газом, вызывающим парниковый эффект и как следствие этого глобальное потепление.

јвтомобили, имеющие кондиционеры, также внос€т свой "посильный вклад" в разрушение озонового сло€. ’лор‘тор”глероды (’‘”) основные соединени€ вызывающие это разрушение до недавнего времени встречались почти во всех кондиционерах и др. морозильных газах. Ќесмотр€ на то, что сейчас ситуаци€ улучшилась, известно, что в 1987 году 48% новых машин, грузовиков и автобусов были оборудованы кондиционерами. ≈жегодно новые и старые автомобили вырабатывают около 120 000 тонн ’‘”.

ћетан (еще один газ вызывающий глобальное потепление, в 21 раз мощнее, чем —ќ2) также выбрасываетс€ машинами. ”ровень выбросов достаточно не высок, например, только около 1% в ¬еликобритании. ќднако уровень метана в атмосфере увеличиваетс€ ежегодно на 0.9%, это св€зано с тем, что выбросы —ќ слишком велики. ”гарный газ вступает в реакцию с радикалом гидроксила, который в свою очередь €вл€етс€ главным разрушителем метана. “аким образом, —ќ уничтожает защиту, котора€ сдерживает накопление метана в атмосфере.

¬ среднем машина в јмерике вырабатывает 300 фунтов (1 фунт = 459,6 г) —ќ2 в атмосферу при заполненном баке в 15 галлонов (около 68 литров). ј в ≈вропе кажда€ машина в срднем ввырабатывает более 4 тонн —ќ2 ежегодно.

ћашины и «агр€знение

¬ыхлопные газы станов€тс€ причиной кислотных дождей, загр€знени€, рака, свинцовых отравлений, а также массы бронхиальных и дыхательных заболеваний, включа€ астму. —редн€€ машина производит коктейль, включающий в себ€ более чем 1,000 загр€зн€ющих веществ.

  • “етраэтилсвинец: добавл€етс€ в топливо дл€ увеличени€ вырабатываемой мощности мотора. Ёффекты: очень токсичен и может поразить практически все части тела. ѕосто€нное воздействие небольших доз в течение долгого периода негативно воздействует на нервную и кров€ную системы, ослабл€ет умственные способности у детей. ” 7 из 10 детей в ћехико наблюдаетс€ задержка в развитии, вызванна€ отравлени€ми свинцом, источником которого €вл€ютс€ машины.
  • Ѕензол: естественно встречаетс€ в сырой нефти. ¬ысокие концентрации встречаютс€ в городах, а также у заправочных станций и предпри€тий, которые занимаютс€ производством бензола. Ёффекты: доказанна€ канцерогенность. »сследовани€ рабочих, подверженных воздействию бензола, показывают св€зь с развитием у них острой лейкемии.
  • "Ќикака€ дол€ примесей бензола в воздухе не может быть рекомендована как безопасна€, потому как бензол вызывает рак у человека и невозможно определить его безопасную пороговую величину"
  • ”гарный газ: автомобили основной источник угарного газа. ¬ыбросы угарного газа в странах членах ќрганизации экономического сотрудничества и развити€ (ќЁ—–) достигают отметку 65%. Ёффекты: одно из наиболее токсичных соединений, негативно вли€ет на здоровье людей. ќн воздействует на организм человека, уменьша€ насыщаемость крови кислородом, и тем самым, ослабл€ет воспри€тие, вызывает замедление рефлексов и сонливость. Ёто увеличивает частоту головных болей и негативно отражаетс€ на всей нервной системе, а также на сердце и кровообращении по всему организму. ¬ больших дозах смертелен.
  • ƒвуокись азота. ¬оздействует и на человека и на растени€. ѕриостанавливает рост и вызывает поражение зерновых. ” человека вызывает заболевание дыхательных путей, негативно сказываетс€ на функции легких, повышает веро€тность вирусных заболеваний.
  • ќкись азота и двуокись азота: вместе играют основную роль в формировании кислотных дождей (в ≈вропе они образуют до 50% кислот, выпадающих с дожд€ми). ¬ странах ќЁ—–, 47% окиси азота - это выбросы автомобилей. ќни также участвуют в образовании приземного озона, который вызывает окисление почвы, и €вл€етс€ причиной изменений в почвенной флоре - происходит развитие азотолюбивых видов, взамен других видов - и чрезмерного развити€ микрофлоры в мор€х и озерах, что создает недостаток кислорода в воде, и губительно действует на живые организмы. ѕриземный озон: ‘ормирование озона косвенное последствие загр€знени€, которое вызывают машины. ќн получаетс€ в результате фотохимических реакций. ќзон один из основных составных фотохимического смога, который вызывает глазные заболевани€, головные боли, кашель, легочные заболевани€ и др. Ќаиболее подвержены негативному воздействию астматики и дети. ќднажды в јфинах смог убил 8 человек, а еще 200 попали в больницы. ѕо всей видимости, уровень озона в северном полушарии удвоилс€ за последнее столетие. ќзон также €вл€етс€ загр€знителем, губ€щим растительность. ќн наносит вред в основном посевам картошки, томата, пшеницы и др. Ёто заставл€ет фермеров выращивать другие более приспособленные культуры, что ведет к потере биоразнообрази€. Ќапример, сегодн€шний уровень озона в Ўвейцарии приводит к тому, что сельское хоз€йство тер€ет около US$200 с гектара. ќзон оказывает разрушительное вли€ние и на леса в јмерике и ≈вропе - наиболее подвержены этому воздействию сосны и лиственницы.
  • —оединени€ серы: вызывают окисление почв и вод, €вл€ютс€ причиной смога. ”худшают здоровье. –азрушают растительность.
  •  аталитический дожигатель выхлопных газов (каталитический нейтрализатор) уменьшает выбросы угарного газа, углеводородов, и окисей азота, однако нуждаетс€ в посто€нной проверке и уходе дл€ поддержани€ в рабочем состо€нии.
  •  аталитические нейтрализаторы показали в лабораторных услови€х уменьшение выбросов угарного газа на 80%. Ќо, не смотр€ на это, например, в —Ўј, где катализатор используют уже не одно дес€тилетие, высокий уровень —ќ остаетс€ нерешенной проблемой американских городов.
  • ”ровень выбросов окисей азота каталитический нейтрализатор уменьшает на 95%, однако, все зависит от скорости автомобил€. — увеличением скорости уровень выбросов NO увеличиваетс€.
  • —ертификаци€ машин тоже вызывает недоумени€. Ќапример, в японии, машины проход€т процедуру сертификации, где максимальной скоростью по правилам €вл€етс€ 110 км/ч, но когда машины протестировали на дорогах ¬еликобритании, оказалось, что на больших скорост€х они выбрасывают чрезмерно много окиси азота - даже больше машин, которые вообще не имеют каталитического нейтрализатора.
  • ѕо данным ¬семирной ќрганизации «дравоохранени€ (¬ќ«) долговременное загр€знение машинами воздуха в јвстрии, Ўвейцарии и ‘ранции €вл€етс€ причиной преждевременной смерти более чем 21 000 человек ≈∆≈√ќƒЌќ! в основном от заболеваний сердца и дыхательных путей. Ётот показатель превышает количество людей, ежегодно погибающих в этих 3 странах при дорожно-транспортных происшестви€х.
  • »з отчета »нститута ≈вропейской Ёкологической ѕолитики видно, что водители вдыхают в три раза больше токсических соединений, чем пешеходы или велосипедисты. ћашины не защищают водителей от загр€знени€ и выбросов.
  • Ќациональна€ шведска€ химическа€ инспекци€ за€вл€ет, что при изнашивании машинных шин освобождаетс€ вещество, названное PM10s, которое может вызвать рак. ћашинные шины €вл€ютс€ основным источником загр€знителей PM10s, которые €вл€ютс€ причиной около 10,000 преждевременных смертей в Ѕритании в год от заболеваний легких и сердца.

—мерть и ƒорожно-транспортные происшестви€ (ƒ“ѕ)

  • ѕо всему миру около 265 000 человек ежегодно погибают в результате ƒ“ѕ, а 10 миллионов получают различной степени ранени€.
  • ѕрогнозы показывают, что это число может возрасти к 2030 году до 2 миллионов смертей и 50 миллионов раненных в год.
  • ¬ совокупности в период между 1995-2030 гг. может погибнуть около 50 миллионов человек.
  • ¬ глобальном разрезе, ƒ“ѕ станов€тс€ причиной по€влени€ 800 000 инвалидов ежегодно.
  • ¬ —Ўј American Lung Association подсчитала, что от 10 000 до 24 000 человек умирают каждый год от загр€знени€ воздуха автомобил€ми.
  • –абота эпидемиологов и других работников сферы здравоохранени€ в —Ўј и ¬еликобритании, показывает, что до 60 000 американцев и до 10 000 британцев погибают ежегодно в результате загр€знени€ взвешенными частицами.

—троительство дорог

—троительство дорог вызывает непоправимую деградацию экосистем во всем мире. ¬едь материал необходимый дл€ строительства новых дорог "приходит" с крупномасштабных горных разработок и мест добычи грави€, что уже разрушает окружающую среду в этих местах. ¬добавок строительство дорог само по себе наносит огромнейший ущерб природе, особенно на участках у€звимых мест обитани€ и при прокладке дорог через особо-охран€емые природные территории.

  • ћало того, что новые дороги нуждаютс€ в материале дл€ строительства, они еще занимают огромные участки земель, которые могли бы быть использованы дл€ парков, детских площадок, или еще дл€ каких-нибудь социально значимых объектов, или попросту были частью сельского ландшафта. Ёто также увеличивает интенсивность движени€ и эксплуатацию новых участков природы на довольно широких пространствах.
  • Ѕольшинство дорог состо€т из песка, грави€ и имеют бетонное или асфальтное покрытие. “ак, например, при строительстве каждой мили автострад в ¬еликобритании используетс€ 250 000 тонн песка и грави€. ѕочти по всей ≈вропе и у нас тоже эти составные части дорог вырабатывают в экологически-у€звимых местах, например, таких как долины рек.

  • ќправдание, что новые дороги стро€тс€, чтобы уменьшить интенсивность движени€ и высвободить пространство Ќ≈ ќѕ–ј¬ƒјЌ»≈! –ост использовани€ машин ведет к росту строительства новых дорог, что оп€ть же в свою очередь ведет к увеличению использовани€ автомобилей.
  • —троительство дорог часто угрожает биоразнообразию и местам обитани€ различных видов флоры и фауны, что приводит к их исчезновению или резкому сокращению. “ак, например, обзор, проведенный в юго-западной јнглии, показал, что 372 важных участка дикой природы и 161 участок, имеющий особый интерес дл€ ученых наход€тс€ под угрозой из-за развити€ транспортной инфраструктуры.
  • —троительство дорог измен€ет уровень подземных вод, наруша€ целостность круговорота воды и увеличива€ утечку т€желых металлов в окружающие районы. ј покрытие больших площадей земель бетоном преп€тствует фильтрации воды в почву, что может вызвать наводнени€.

јвтомобиль и социальный статус

ќчень многие вид€т в автомобиле даже не средство передвижени€, а какой-то особый социальный статус. —трашно, что этому фальшивому представлению подвержена больша€ часть молодежи, в том числе и у нас в республике. ƒжеймс ƒанн так пишет в своей книге "Driving Forces: The Automobile, Its Enemies and the Politics of Mobility":

"ѕон€тно, что существует огромна€ экономическа€ пропасть между шофером потертого „евета 1980 года выпуска и владельцем новехонького ћерседеса. Ќо когда они вместе на открытой дороге, или застр€ли в дорожной пробке или когда они кружат в поисках свободного места дл€ парковки: между ними и в их услови€х - фундаментальное равенство двух автомобилистов, которое и объедин€ет их, несмотр€ на класс, расу, этические и религиозные принципы и другие общественные аспекты".

ћужчина хочет женитьс€ на своей машине: судебный секретарь говорит Ќ≈“

источник: јссошиэйтид ѕресс (неофициальный перевод)

” многих мужчин существуют особые, любовные отношени€ к своим машинам. ћитчелл захотел оформить эти отношени€ официально. ”влеченный своей подружкой, холостой ћитчелл решил, что он женитс€ на насто€щей любви - на своем ћустанге GT 1996 года выпуска.

"я пошел в суд и попыталс€ женитьс€ на своей машине", - сказал ћитчелл перед тем, как попытатьс€ получить свидетельство о браке. ќднако, ћитчелл не продвинулс€ далеко в заполнении необходимых бумаг, судебный секретарь прервал его мечту. “олько мужчина и женщина по закону штата “енесси могут вступать в брак, объ€снили власти.

"¬  алифорнии, например, разрешены однополые браки", сказал ћитчелл, "ј мы в “енесси. “ак почему бы нам не сделать хорошую вещь и разрешить женитьс€ на наших машинах или грузовиках?" ћитчелл за€вил, что он не собираетс€ сдватьс€. ќн решил попробовать обвенчатьс€ со своей машиной в какой-нибудь свадебной часовне в горах Great Smoky Mountains.

"¬се ли спокойно в Ѕагдаде?!"

¬ “аджикистане автомобилей не мало - более четверти миллиона. ѕоэтому и проблем достаточно. „то же говор€т официальные данные?

"¬ услови€х “аджикистана, транспортные средства (автомобильный, железнодорожный и авиатранспорт) и пути сообщени€ (железные и автомобильные дороги) в большой степени оказывают вли€ние на состо€ние атмосферного воздуха, здоровье населени€ и экосистем. ¬о многих случа€х автомобильные трассы способствуют образованию оползней, что также создаЄт угрозу разрушени€ населенных пунктов расположенных вблизи них. ¬ течение последнего дес€тилети€, в результате разрушени€ отдельных участков автотрасс и мостов, был нанесен ущерб свыше 30 населенным пунктам в предгорь€х и горных районах и прилегающим экосистемам. ¬ результате строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог, в 1997 - 2000 годах, уничтожены до 20 тыс. га лесов и редколесий. –азвитие дорожной сети ведет к фрагментации экосистем, нарушению естественных путей миграции видов животных и усилению факторов беспокойства, в том числе шумовых €влений. ¬ “аджикистане имеетс€ свыше 13 тыс. км автодорог общего пользовани€ и 6-7 тыс€ч ведомственных и местных автодорог. ѕри этом более 2 тыс. км автодорог пролегают в горной зоне, где наибольшему воздействию подвержены истоки и верховь€ водоемов, альпийские экосистемы. “ранспорт €вл€етс€ основным загр€знителем воздушного бассейна и ежегодно выбрасывает до 80 тыс. тонн вредных веществ, что составл€ет 70% суммарных выбросов от всех источников загр€знени€ атмосферы".

–улевые торговли

 ак корпорации проталкивают идею развити€ транспорта (глава из совместной брошюры A SEED Europe, —оЁ—, ’ранители –адуги "√лобализаци€: сопротивл€йтесь власти корпораций!").

Ќекоторые мировые статистические данные: воздушный транспорт увеличилс€ на 7% в год, а грузовой воздушный транспорт даже на 10%. — 1970 по 1994 год объем грузовых перевозок по автодорогам ≈вропы вырос на 146,2%, а на железной дороге понизилс€ на 22,3%. ¬ыбросы углекислого газа, смог, шум, ухудшение здоровь€, уничтожение природы, распадение местных сообществ, стрессы - результат этих изменений. ¬ дорожных авари€х каждый год погибают 300 000 людей и 1,2 миллиарда животных. ћожно с уверенностью сказать, что транспорт и его инфраструктура очень негативно вли€ют на «емлю и ее обитателей. ¬ажно понимать, что транспорт и инфраструктура развиваютс€ не сами по себе. ќни тщательно планируютс€, стро€тс€, оплачиваютс€, рекламируютс€ и используютс€.

≈ —: прокладыва€ пути

≈вропейский круглый стол промышленников (≈ —) был образован в 1983 году с единственной целью - защищать интересы своих членов, 45-ти крупнейших европейских транснациональных корпораций (Ќестле, ‘илипс, Ѕритиш ѕетролиум, —именс, ќливетти, –ено и т.д.). Ёти компании прекрасно понимают, что ≈вропейский единый рынок (западноевропейска€ зона "свободной" торговли), начавша€ действовать в 1992 году) - это их главное средство контролировани€ торговли. ≈ —, имеющий тесные св€зи с принимающими решени€ организаци€ми ≈вропейского —оюза (—оветом министров и ≈вропейской комиссией), уверенно направл€ет ≈вропу в нужном ему направлении —оединительные коридоры: куда т€нутьс€ щупальца... ≈сли вы думаете, что ваш любимый лес не посмеют вырубить и проложить на его месте дорогу, потому что вы живете в стране, (все еще) не вход€щей в ≈—, не обольщайтесь!

¬ 1994 году ≈ ћ“ (ѕанъевропейска€ конференци€ министров транспорта, в которой прочно доминируют Ќидерланды, ¬еликобритани€, √ермани€ и »тали€) прин€ла решение о дев€ти так называемых "соединительных коридорах". Ёто гигантские инфраструктурные проекты в ÷¬≈ - ÷ентральной и ¬осточной ≈вропе (главным образом дороги), которые пот€нутьс€ от —анкт-ѕетербурга до —офии и от ѕраги до ћосквы. Ѕольшинство из них св€зывают ¬осток и «апад, облегча€ западным компани€м покорение незащищенного и одурманенного рекламой восточного рынка. Ќесмотр€ на протесты населени€, все страны ÷¬≈ сейчас урезают бюджет общественного транспорта, повышают плату за проезд и отмен€ют автобусные и железнодорожные маршруты, чтобы выделить деньги на дорожное строительство.

ƒаже страна с крепкой экономикой, не вход€ща€ в ≈—, не защитит вас. Ќедавно правительство Ўвейцарии поддалось сильному давлению транспортных лобби ≈— и позволило т€желым 40-тонным грузовикам проезжать через швейцарские јльпы. —поры о тарифах, пошлинах и движении в ночное врем€ все еще продолжаютс€. —огласно референдуму 1994 года, все грузы через Ўвейцарию должны перевозитьс€ по железной дороге. Ўвейцарское правительство столкнулось сейчас с серьезной проблемой. ≈го шантажирует ≈— (например, угрожа€ не принимать воздушный транспорт), заставл€€ разрешить перевозки грузов по автотрассам.

√ќ–ќƒ ћјЎ»Ќ

Ќачавшийс€ до второй мировой войны, но действительно разогнавшийс€ после нее процесс увеличени€ количества машин, постепенно стал транспортной технологией, котора€, по сути, и формировала город, особенно в —еверной јмерике и јвстралии. Ќе отставала и «ападна€ ≈вропа. ѕарк автомобилей резко возрастает в мире: если в 1950 году число легковых автомобилей составл€ло 48 миллионов, то в 1980г. - уже 310 миллионов штук, а в насто€щее врем€ - более 500 миллионов штук! јвтомобили отвоевывали все новое и новое пространство у человека. Ѕыл рожден "√ород ћашин".

¬ажнейшим фактором в развитии транспорта, который разрушает окружающую среду, €вл€етс€ скорость. –азвитие и рост городов привели к тому, что многие участки невозможно было достигнуть пешим ходом, поскольку рассто€ни€ слишком выросли. ќбщественный транспорт давал такую возможность, и он завоевал город. — по€влением автомобил€ город выт€нулс€ еще больше - ведь скорость увеличилась. ¬ тоже врем€ парадоксальным кажетс€ то, что довольно часто гораздо быстрее добратьс€ до места назначени€ на общественном транспорте или вообще пешком, нежели на автомобиле. ќднако во многих городах автомобили просто вытеснили другие виды транспорта, и многие горожане просто вынуждены передвигатьс€ с их помощью, как доминирующего или единственного вида транспорта.

ѕлотность населени€ в "√ороде ћашин" уменьшилась до 10-20 человек на гектар. ∆илые дома и рабочие учреждени€ могли быть виртуально расположены в любом месте, поскольку индивидуумы имели свободу самосто€тельно достигать необходимого места при условии, что у них была собственна€ машина. Ќачал развиватьс€, феномен автомобильной зависимости, который стал характерной чертой городской жизни. Ќо на самом деле достичь этой свободы никогда не было возможным.

ƒ”ЎјЌЅ≈

„то касаетс€ непосредственно ƒушанбе, то тут прежде надо отметить, что ƒушанбе небольшой город. ѕоэтому возможный резкий рост автомобилей может стать серьезной проблемой, как дл€ планировщиков города, так и дл€ всех горожан. ”силенное развитие индустрии и рост населени€ в ƒушанбе в течение нескольких дес€тков лет (в основном после ¬еликой ќтечественной ¬ойны) трансформировал столицу в так называемый "√ород ќбщественного транспорта". ¬ таком типе города стало необходимостью иметь возможность достичь пункта назначени€ в среднем в течение получаса или часа. ѕлотность населени€ была средней, а социальные, промышленные учреждени€, жилые зоны и т.п. были смешанны, но город оставалс€ и остаетс€ централизованным.

—ейчас в г. ƒушанбе количество автомашин составл€ет более 30 тыс. единиц. Ёто официальные данные за 2000 год и мы уверены, что количество машин уже превышает эту цифру.

“емпы роста столичного автопарка набирают темпы. ‘ормирующийс€ новый образ жизни - "общество потреблени€" несомненно, будет вли€ть на то, что автомобилей с каждым годом будет все больше и больше. ”же сейчас в разных част€х столицы на наиболее оживленных участках дорог можно наблюдать заторы в часы пик. ≈сли все будет развиватьс€ по формуле "бизнес как обычно", то проблемы перегруженного дорожного движени€, пробки на дорогах и увеличивающеес€ число дорожно-транспортных происшествий (с нашими то лихачами) лишь вопрос времени. ƒворы и улицы стали опасными дл€ детей и потер€ли естественное предназначение - быть местом отдыха и общени€ людей. ќни превратились в сто€нки дл€ машин, которые оккупируют пространство в каждой махале. ¬се это делает город непри€тным и некомфортабельным дл€ человека. ј тем временем в ƒушанбе расшир€ют автомобильные дороги, и эта тенденци€ настораживает. ”же прослеживаютс€ очертани€ трансформации ƒушанбе из "√орода общественного транспорта" в "√ород ћашин". ¬ы даже не можете себе представить, как это изменит облик города.

ѕон€тно, что выбросы автотранспорта обладают повышенной токсичностью и принос€т значительный ущерб окружающей среде городов. Ёто во многом св€зано с крайне низким качеством используемого топлива и устаревшим эксплуатационным составом автотранспорта. ќколо 80% автомашин не отвечают санитарным требовани€м. —реднее удельное потребление топлива в городских услови€х составл€ет 10 - 12 л/100 км. —татистика утверждает, что, не смотр€ на довольно большое скопление заводов в черте города, именно автомобили на сегодн€шний момент €вл€ютс€ источником 70-75% всех вредных выбросов в атмосферу. ¬се усугубл€етс€ еще и географическим расположением ƒушанбе - окружающие столицу горы, преп€тствуют естественной вентил€ции, вызыва€ смог и так называемую термическую инверсию.

¬ данных ћинистерства охраны природы говоритьс€: "ќсновными меропри€ти€ми по уменьшению количества выбросов €вл€ютс€ использование высококачественного бензина, фильтры выхлопных газов, технологические и конструкционные меры, контроль выбросов".

Ќа наш взгл€д проблема €вл€етс€ не только технической, а в большей степени социально-экономической и культурной. ѕоэтому уровень негативного воздействи€ на окружающую среду и человека от старых пыхт€щих развалюх и новых железных "друзей" человека, количество которых будет расти, невозможно остановить и/или уменьшить, использу€ технологии "на конце трубы".  ороче говор€, проблема не решена, даже если вы видите чистую машину и никакого дыма из выхлопной трубы. ≈сть масса примеров, когда многие усили€ по установлению новых очистных технологий, улучшению качества топлива, улучшению технических характеристик автомашин и т.п. сводились на "нет" увеличивающимс€ количеством железок на 4-х колесах.

Ќо проблема заключаетс€ не только в загр€знении автомобил€ми окружающей среды, ведь: "„тобы обслуживать все большее количество машин, нужны автосто€нки, заправки, гаражи, дороги. ќни постепенно отвоевывают пространство, которое можно было бы использовать под скверы, парки, детские площадки. ∆изненное пространство человека в городе сокращаетс€, что не может не сказыватьс€ на его здоровье" - выдержки из статьи "«елена€ верси€".

ћы выступаем против расширени€ дорог и увеличени€ сто€нок, парковок, заправочных станций. Ћучше уменьшать количество автомобилей или остановить их рост, развива€ альтернативные транспортные системы. ѕотому что, разгружа€ интенсивность движени€ на дорогах, мы строим новые дороги, или расшир€ем старые, при этом растущее число автомобилей просто заполн€ет это новое пространство и проблема, нараста€, возникает снова. “о есть что-то в виде формулы Ѕольше машин = Ѕольше дорог = Ѕольше машин.

ћы считаем, что именно сейчас необходимы срочные и радикальные меры в отношении автомобилей, как в ƒушанбе, так и в других крупных городах республики. ѕочему?  ак мы уже оговорились выше, тенденци€ таджикистанских городов пон€тна - это увеличение количества автомобилей. Ѕез сомнени€ это приведет ко всем "прелест€м" "√орода ћашин" и соответствующим последстви€м, включа€ деградацию окружающей среды и человека. ¬ажно предупредить процесс формировани€ "√орода ћашин", чтобы не повтор€ть ошибок многих городов мира. —егодн€ развивать экологически чистые и устойчивые транспортные альтернативы будет гораздо легче и дешевле, чем спуст€ всего пару дес€тков лет.

Ќовые велосипедные дорожки. ћестный автобусный и троллейбусный сервис. ¬ысокие цены на бензин и запрет на использование бензина содержащего свинец. —оздание новых пешеходных зон, парков и многое другое. ¬се это нужно внедр€ть уже сейчас.

’очетс€ надеетс€, что развитие и рост ƒушанбе и других городов республики не будет измер€тьс€ новыми удушающими кольцами автодорог, цементированными сто€нками и смерд€щими бензином заправочными станци€ми. ¬едь в "√ороде ћашин" остаетс€ все меньше и меньше места дл€ окружающей среды и человека. ѕора положить конец автомобильной эре и освободить наши города!

¬ажно пон€ть, что городские улицы это не мера интенсивности движени€ автомобилей, там, где они доминируют как вид транспорта. ƒэвид Ёнгвич, автор книги "¬ернем себе улицы" определ€ет город как нечто созданное дл€ максимальных возможностей обмена и минимального движени€: "Ёти обмены могут быть обменами товаров, дружбой, знаний, культур, работы, образовани€ или эмоциональной и духовной поддержки. ћы выбираем жизнь в городах из-за возможностей обмена или человеческого взаимодействи€, в этом и есть насто€щее составл€ющее жизни".

Ќемного о развитии альтернатив и "зеленого" транспорта

ќдна из самых попул€рных альтернатив автомобил€м - развитие общественного транспорта и ограничение/прекращение роста автомобилей.

¬ јнкаре, например, вообще невозможно добратьс€ до университетов на общественном транспорте, что толкает даже студентов к необходимости приобретать собственную машину. ¬о многих городах —Ўј вы даже не сможете поехать за покупками в магазин, если у вас нет машины, потому что вы не дождетесь трамва€ или автобуса - их там практически нет.

¬о времена —оветского —оюза в ƒушанбе была хорошо развита инфраструктура общественного транспорта. Ќе смотр€ на все кризисы, которые мы пережили в начале и середине 90-х и пришедшую в упадок систему общественного транспорта, он остаетс€ лидирующим в перевозке столичных пассажиров: "ќсновна€ масса перевозок пассажиров в крупных городах (“аджикистана) производитс€ автобусами и маршрутными такси (70%) и меньша€ часть троллейбусным транспортом (30%)".

Ќо всем известно, что общественный транспорт сейчас не может качественно удовлетворить имеющийс€ спрос. Ќе секрет и то, что больша€ часть общественного транспорта уже отжила свой срок и далеко не отвечает современным требовани€м.

≈сли общественный транспорт будет быстрым, точным, регул€рным и хот€ бы немного комфортабельным, многие горожане сами отдадут ему свое предпочтение. ƒа, и еще самое главное - он будет относительно дешевой услугой!

ќбщественный транспорт способствует также сокращению использовани€ топлива, что существенно вли€ет на улучшение качества окружающей среды и содействует решению проблемы глобального энергетического кризиса. ¬ конце концов, общественный транспорт поможет придать городам человеческий облик.

–азвитие общественного транспорта должно сопровождатьс€ "отбиранием" пространства, которое использовалось дл€ содержани€ автомобилей (включа€ и дороги и заправки и сто€нки и т.п.). ѕотому, что зачастую, процесс развити€ общественного транспорта идет "параллельно" с автомобильной инфраструктурой, что собственно фактически и не решает насто€щую проблему.

Ќе менее важную задачу, котора€ должна идти рука об руку с развитием общественного транспорта, €вл€етс€ необходимость остановить рост автомобилей или хот€ бы уменьшить его, на сколько это возможно, вз€в под жесткий контроль. Ќадо посто€нно ужесточать "зеленые" нормативы и правила, как дл€ общественного транспорта, так и дл€ автомобилей. Ќам нужен устойчивый и экологически чистый транспорт, который будет посто€нно совершенствоватьс€, становитьс€ более комфортабельным, энергоемким и эффективным.

 стати авторы книги: "—охраним природу “аджикистана!" высказывают идеи о создании троллейбусных сообщений и даже электричек, которые могли бы курсировать из ƒушанбе в  офарнихон, √иссар и “урсун-заде и обратно. ѕредставьте, сколько бы проблем, св€занных с использованием автотранспорта это помогло бы решить, и сколько бы денег в конечном итоге удалось сэкономить. »нтересен пример —ингапура.

—ингапур город-государство. ќн занимает 650 кв. км. и имеет население более 4 миллионов человек. ќграниченное пространство и высокий уровень населени€ привели к тому, что —ингапур столкнулс€ с необходимостью срочно решать проблемы ужасной интенсивности дорожного движени€, пробок, загр€знени€ окружающей среды и шума, а также захвата новых земель здани€ми и постройками предназначенными дл€ содержани€ автомобилей - гаражи, парковки, заправочные станции и т.п. —амой реальной альтернативой было развитие общественного транспорта. Ёто стало одной из ключевых вопросов развити€ политики. —ейчас в —ингапуре около 63% моторизованных поездок совершаетс€ посредством общественного транспорта, который ежедневно перевозит около 5 миллионов человек (3 миллионов человек автобусами, 1 миллион на поездах, похожих на наше метро, и 1 миллион на такси). ¬ласти надеютс€, что показатель поездок на общественном транспорте однажды увеличитс€ до 75%.

¬ —ингапуре 2 линии метро, длина которых будет увеличена на 57 км и 91 км. в течение последующих 5 лет. ¬ планах также улучшение и развитие автобусного сектора и сектора такси. јвтобусный сервис будет обеспечен специальной информационной системой, котора€ позволит каждому получить информацию о движении автобусов, их месторасположении и об ожидаемом времени прибыти€.

“акси, в свою очередь, будут обеспечены спутниковыми системами, которые позвол€т водител€м найти ближайшую точку, где их ожидают пассажиры. Ёто позволит экономить врем€ и эффективно использовать парк такси.

¬ —ингапуре также действует система квот на автомобили. Ёто позвол€ет удерживать рост автомобилей на отметке 3% в год. „тобы не загружать, дороги все машины в —ингапуре оборудованы специальными электронными системами, которые позвол€ют водител€м оплачивать взносы на специальных точках перегруженной дороги во врем€ часа пик. Ёто подталкивает их искать другую, более свободную дорогу, или вообще воспользоватьс€ общественным транспортом.

¬ сент€бре 1992 года власти —ингапура решили ввести запрет на импорт использованных более 3-х лет автомобилей. —уществует также целый р€д других правил по отношению к старым и использованным автомобил€м. Ёто позволило поддерживать современный и более экологически чистый автопарк.

—ингапур самый первый ввел в обращение свободный от свинца бензин - в 1991 году и уже к 1998 он полностью выместил с рынка старый "гр€зный" (с содержанием свинца) бензин. ќгромна€ работа идет над снижением концентрации серы в дизельном топливе. ѕоощр€ютс€ разработки и использование новых электронных или гибридных (использующих комбинацию дизел€ и электричества) автомобилей. ѕроходит эксперимент перевода автобусов на природный газ.

ƒелаетс€ все возможное, чтобы, использу€ новейшие технологии и достижени€, сделать общественный транспорт более экологически чистым и эффективным. ¬ конечном итоге от этого выигрывают и люди, и природа.

ƒ–”√»≈ ѕ–»ћ≈–џ

Ќовые трамвайные линии в √етеборге
ќбщественный транспорт в √етеборге в основном состоит из 9-ти трамвайных линий, которые в свою очередь дополн€ют автобусные маршруты. —троитс€ новый трамвайный круговой маршрут, который позволит избежать пересечений в наиболее оживленных и забитых участках города. ƒл€ линии куп€т специальные новые вагоны, которые оборудованы приспособлени€ми дл€ инвалидов и людей с маленькими детьми.

 уритиба - новаторство в развитии общественного транспорта
≈ще в 1973 »нститут городского планировани€ начал разработку внедрени€ новых автобусных маршрутов в городе.

¬ последние годы получили развитие автобусные маршруты, проход€щие р€дом с автомобильными дорогами. ћногие граждане стали оставл€ть машину дома и добиратьс€ до нужного места на общественном транспорте - он стал быстрым, пунктуальным и регул€рным. ћодели автобусов посто€нно обновл€ютс€ и обеспечиваютс€ самыми новыми очистными технологи€ми.  уритиба €вл€етс€ одним из первых городов в Ѕразилии, которые стали использовать менее загр€зн€ющие топливо.

—егодн€ более 2 миллионов жителей  уритибы используют общественный транспорт.

¬≈Ћќ—»ѕ≈ƒџ

¬елосипеды прекрасна€ альтернатива автомобил€м в услови€х небольшого города и поездок на короткие и средние дистанции.   сожалению "велосипедна€ культура" (если можно так сказать) не привилась в услови€х ƒушанбе.

¬ ≈вропе, особенно в «ападной, молодежь уже давно начала отвоевывать места у автомобилей и широко использовать велосипеды/самокаты при поездках на короткие дистанции. “олько в јмстердаме процентный показатель велосипедных дорожек вдоль дорог или отдельно от них составл€ет 50%, а в —копье аж 80% (данные приблизительные). ¬елосипеды теперь попул€рны и в ¬осточной ≈вропе, и в крупных городах –оссии.

ѕланы развити€ велосипедной инфраструктуры в городах, особенно в «ападной ≈вропе по€вились лет 30 назад, причем зачастую под нажимом зеленых и общественности.

≈ще в 60-х одна из довольно известных тогда голландских организаций - "ѕрово" рекомендовала муниципалитету јмстердама приобрести 20000 белых велосипедов (это был один из "Ѕелых планов" "ѕрово", поэтому цвет велосипедов белый) и давать их всем гражданам бесплатно, что привело бы к снижению интенсивности движени€ в городе. ѕлан не был тогда реализован, но разве это плоха€ иде€?!

ј во ‘рейбурге (√ермани€) план создани€ велосипедных дорожек впервые по€вилс€ в 1970 году. “огда было только 29 километров велосипедных дорожек не св€занных между собой. —егодн€ это уже 500 километров св€занных в одну сеть дорожек. “олько в центре города действует более 5 000 парковок дл€ велосипедов. ќдна на 1000 велосипедов построена даже в метро. Ѕлагодар€ специально разработанному и обновл€емому транспортному плану, во ‘рейбурге, использование общественного транспорта возросло с 11% до 18%, использование велосипедов с 15% до 26%, а автомобильный транспорт наоборот уменьшилс€ с 38% до 32%. ќдним из важнейших шагов реализации этого плана стало решение прин€тое в 1973 году о превращении центра города в пешеходную зону. „ерез пару лет подготовительных работ въезд в центр ‘рейбурга всем автомобил€м был запрещен.

¬  опенгагене также запретили въезд машин в центральные части города. ѕоэтому всем молодоженам, которые хот€т венчатьс€ в центральных соборах, приходитс€ бросать машины и ехать в церковь на велосипедах. Ќаверное, очень красиво!

¬ ѕраге („ехи€) во врем€ ¬семирного ƒн€ Ѕез ћашин 2001 (который проходил в рамках ƒн€ «емли) несколько организаций подготовили петицию дл€ властей муниципалитета, в которой предлагали закрыть несколько улиц и набережных дл€ автомобилей и разрешить туда въезд/вход только дл€ пешеходов, велосипедистов и (на некоторых) дл€ трамваев. Ќадо отметить, что таких примеров огромное множество. Ќельз€ представить развитие "зеленых" городов без велосипедов.

¬ернем себе наши улицы!

»деи дл€ организации акций.

’очешь сделать что-нибудь против автомобильной культуры и зависимости? Ќо не знаешь с чего начать? ” нас есть пару советов, как тебе помочь! Ќаилучшими акци€ми €вл€ютс€ те, которые наполнены €ркими красками и юмором. Ћюди очень быстро реагируют на то, что предоставл€етс€ им в шутливой форме.

¬се успешные акции можно объединить в четыре следующие категории:

  • Ќаиболее смешные и красочные образовательные акции, которые разоблачают все проблемы автомобильной культуры - начина€ от загр€знени€ и заканчива€ разрушением ареалов обитани€, добывани€ ресурсов и нарушени€ человеческих прав, потери земель общин в городах и т.п., и организованны в виде смешного и веселого представлени€.
  • Ќаиболее радикальные акции, которые противосто€т фальши в системе или лжи в рекламе и открывают правду о реальном положении дел.
  • ћестные и сфокусированные акции, которые св€занны с осуществл€емыми или планируемыми проектами в вашей области или местности.
  • ƒолгосрочные акции - где ваша акци€ лишь первый шаг на пути к долговременным переменам, т.е. например, освободить ваш город от машин или запустить полугодовую программу направленную на то, чтобы оторвать водителей от своих машин и шаг за шагом мен€ть стиль их жизни в направление "без машин" навсегда и т.п.
Ќадо сказать, что не существует идеальных акций (как и идеальных людей). Ќе бойтесь начать с малого. ¬едь только наши совместные и объединенные маленькие и большие действи€ делают этот день успешным и эффективным. ¬едь в принципе все, что может заставить людей задуматьс€ о будущем городов, их устойчивом развитии и их будущей жизни достойно претворени€ в жизнь. ¬се, что ты делаешь может помочь. ј наши идеи дл€ проведени€ акций - только инструмент. “ы можешь им воспользоватьс€ или вз€ть свой! √лавное, чтобы движение против машин росло и крепло!

ѕр€мые акции

  • ¬ы узнали о том, что около вашего города, городка или поселка будут строить дорогу? ѕочему бы ни оформить большую фотографию в виде дорожного знака и поместить ее р€дом с дорогой. »зымите кусок в центре, который €вл€етс€ частью ландшафта, наход€щегос€ под угрозой. —опроводите пейзаж красочным девизом вроде "—егодн€ этот луг, а что завтра?!".
  • ѕостройте из картонных коробок и дерев€нных частей несколько машин.  упите или сделайте сами маски-гримасы. «атем раскрасьте ваши произведени€ надпис€ми типа "я загр€зн€ю природу, делаю моего шофера агрессивным и убью теб€ до того, как тебе исполнитс€ 50 лет!". ѕовозите их по кругу, чтобы оживить вашу демонстрацию. «атем можно разыграть уличную сценку, а потом сжечь картонные машины в виде ритуального жертвоприношени€.
  • ≈сли в вашем городе или районе имеютс€ планы строительства подземных автострад или парковок, вы можете последовать примеру мадридской организации Madrid Green Mole.  огда мэр ћадрида предложил проложить 140 км. скоростного подземного шоссе, группа Ecologistas en Accion представило городским лидерам "генетически модифицированное творение" - получеловека, полукрота, разработанного специально дл€ выживани€ в городских услови€х. Ёто существо часто по€вл€лось на открытии туннелей и острило по поводу кампании по переизбранию мэра в знак "благодарности" за столь высокий землеройный энтузиазм.
  • –асчертите свои собственные велосипедные дорожки - покажите, что пора бы начинать развивать альтернативные транспортные системы в вашем городе. «атем можно послать официальное требование, чтобы в городе начали строить или увеличивать (там, где уже есть) велосипедные дорожки. ѕодобные акции можно периодически повтор€ть.
  • ќрганизуйте акцию "ѕешеходный переход" в знак протеста против того, что зачастую машины не пропускают пешеходов вперед, даже если количество последних значительно превосходит количество скопившихс€ машин. ѕереоденьтесь в черные и белые костюмы, выберите удобное место и ложитесь пр€мо поперек улицы, чтобы образовать черно-белые полоски перехода. ј костюм гаишника и знак —“ќѕ, которые можно вз€ть напрокат, помогут задержать машины и раздать ваши буклеты, а пешеходам без помех и в полной безопасности пересечь улицу, не дожида€сь, когда же прекратитс€ бесконечный поток автомашин.
  • Ќар€жайтесь по случаю - костюмы всегда привлекают внимание. ѕочему бы ни одетьс€ всем в коровий нар€д и говорить всем попавшимс€ машинам, что "ѕора бы вам уезжать отсюда!" »ли можно использовать бинты и намазать себ€ кетчупом, а потом лечь на улице, чтобы изобразить жертву дорожно-транспортного происшестви€.
  • —двигайте машины, которые припарковались против правил в пешеходных или велосипедных зонах за их пределы. » не забудьте оставить записочку на лобовом стекле, чтобы объ€снить свою акцию наглому водителю.
  • –азбрызгивайте вонючие газы (запах бензина, выхлопных газов) и создавайте нефт€ные или масл€ные лужи, разлива€ соответствующие жидкости - все это рекомендуетс€ делать на больших автосалонах или выставках.
  • ѕригоните старую машину, котора€ вам уже не нужна в центр города, затем попросите всех желающих выпустить свое разочарование и неудовлетворенность, разбив и разгромив машину. ќдновременно загружайте их потоком информации о том, какой вред нанос€т машины люд€м и природе.
  • ѕроводите уличные вечеринки/сборища. “радиционные уличные гул€ни€ и меропри€ти€ были когда-то обычным €влением во многих городах, пока по€вление автомобилей не вытеснило общественное пространство, заменив его частными владени€ми людей, вынужденных передвигатьс€ в железных коробках на 4-х колесах. Ќо, начина€ с 1995 в Ћондоне, "¬ернем себе улицы" анти-автомобильные уличные сборища потр€сли мир, показав насколько жизнь могла бы быть другой, если бы не было машин. ќдно из самых больших уличных меропри€тий в 1996 году собрало более 8 000 человек, которые требовали вернуть обратно улицы. ќни разрушили участок одной из дорог в Ћондоне и посадили там деревь€.
  • »дей по поводу проведени€ уличных анти-автомобильных акций много. ќдна из них - проведение акции на платной автомобильной сто€нке. ¬ы платите за место, а вместо того, чтобы поставить туда машину устраиваете там акцию, собира€ своих сподвижников и всех желающих. „ем больше места вы арендуете, тем больше народу можно будет собрать. ∆елательно выбирать сто€нки в местах большого скоплени€ народу.
  • —оздайте более спокойное дорожное движение. Ётого можно добитьс€ с помощью островатых треугольных фигур, чтобы уменьшить широкий въезд или выезд с улицы. Ёто заставит водителей притормаживать и сбавл€ть скорость при повороте. —делайте свои собственные асфальтовые гребни поперЄк проезжей части, чтобы замедлить движение автомобилей в тех или иных местах. ¬ы можете посадить сад на небольших перемежающихс€ участках дороги, огородив его небольшим кирпичным бордюром. “акие участки могут быть сажены фруктами и овощами дл€ свободного их использовани€ людьми из местной общины.
  • ќрганизуйте акцию дл€ критически настроенных масс, например, дл€ людей стесн€ющихс€ ездить или вообще не признающих езду на велосипеде. ƒобавьте красок по€рче в вашу акцию - организуйте заезд на велосипедах в нижнем белье и с плакатами типа "Ќ» ќ√ƒј не бывает слишком холодно, чтобы ездить на велосипеде! или "ƒушанбинские велосипедисты чувствуют себ€ не защищенными".

Ћегальные подходы

  • –аботайте совместно со своими местными советами или муниципалитетом по всем важным вопросам, касающихс€ транспортной проблемы. ќдним из результатов такой работы может быть организаци€ и проведение в вашем городе/местности ежегодного ƒн€ Ѕез ћашин.
  • ¬ы можете подавать обращени€ и петиции к местным власт€м, требу€ от них какие-то улицы полностью закрыть дл€ машин, разрешив вход/въезд туда только пешеходам, велосипедистам или общественному транспорту.
  • ќрганизуйте акцию по использованию альтернативного транспорта - сделайтесь на врем€ рикшей (можно также использовать велосипед дл€ двоих, лошадь с кол€ской и т.п.). ѕроверьте легальность такой акции, потому что у каждой из стран свои законы.
  • ќрганизуйте вместе с группами художников акцию, в которой жертвой искусства станет машина (можно разукрасить машины, посадить на крыше цветы и т.п.). ¬се это можно выставить на улице на общее обозрение. √руппа французских активистов заблокировало 7 километровый участок улицы под подобную акцию. Ќа ней был даже разбит однодневный овощной сад!

јкции, ориентированные на семью

  • ќрганизуйте альтернативную €рмарку с веселыми аттракционами на тему "Ѕез машины" - начина€ от нар€жени€ в индейцев зажигающих стрелы на символе нефт€ной компании Oxy Petroleum и заканчива€ обучением езды на велосипеде всех желающих. ¬ы можете надувать воздушные шары при помощи выхлопных газов автомобил€ - шар диаметром в 1 метр будет надут всего за 1 минуту от в холостую работающего двигател€.
  • ѕроводите уличные театральные представлени€, использу€ "безмашинную" тематику.
  • ќрганизуйте пикничок на вашей улице/дороге. ѕригласите соседей и попросите их вз€ть с собой посуду. ѕриготовив еду и раздава€ ее, расположите столики или коврики пр€мо в центре улицы. Ќаслажда€сь едой, вином и общением покажите им как прекрасно можно использовать эту улицу дл€ других целей, вместо существующей автострады дл€ автомобилей.

Ћичные акции (или дл€ маленьких групп)

  • Ќаготовьте пестрых сертификатов и выдавайте их водител€м за то, что они занимают общественные места или внос€т свой вклад в глобальное потепление.
  • Ќарисуйте собственные анти-автомобильные рекламные щиты на дорогах или подрисуйте уже имеющиес€, чтобы придать рекламе автомобилей анти-автомобильный смысл.
  • ѕоследуйте примеру Biotic Baking Brigade. ќни бросаютс€ пирогами в машины или администраторов нефт€ных компаний. ¬ажно, чтобы пирог был испечен дома и содержал только органические продукты или был вегетарианским. ѕроводить акцию желательно на велосипедах. √руппа Biotic Baking Brigade и Patisserie Brigade Internationale достаточно успешно используют эту тактику.
  • ¬ынесите свой диван на дорогу, с€дьте в него и читайте журнал или пейте кофе. ќтберите, таким образом, часть улицы у машин и приготовьтесь ответить на вопросы о том, что вы тут делаете.  стати можно пригласить соседей посидеть вместе с вами!
  • —делайте из картонных коробок каркас машины (в натуральную величину) и установите его на велосипед. ѕосле того, как вы сделали это можно выезжать на улицу. јкци€ немного с юмором - основна€ цель показать, почему нужно занимать столько места, чтобы перевозить одного человека?  ак расточительно!  рутите педали, не спеша, не обращайте ни на кого внимани€, спокойно следуйте выбранному маршруту по обочине дороги. ћожно расписать свою картонную машину соответствующими лозунгами.
  • ѕодправл€йте/измен€йте дорожные знаки "—топ"/STOP в знак "Stop Driving", что означает "ќстановитесь (хватит) водить машины!".
  • ¬озьмите плакат с надписью "я жду тут автобуса уже 10 год!" и встаньте на тротуаре р€дом с наиболее оживленным участком дороги, чтобы ваш плакат могли видеть водители и прохожие.
  • ѕешком по машинам - чтобы показать водител€м, которые незаконно припарковались в пешеходных зонах, что вы не собираетесь обходить их машины, сделайте следующее. ¬озьмите наклейки в виде изображени€ ступней и наклейте их на машину. Ќе забудьте оставить записку, где будет сказано что-то вроде "ѕредупреждаю! ≈сли в следующий раз припаркуешс€ в пешеходной зоне, €, в самом деле, пройдусь по твоей машине!"

ѕокажите люд€м, насколько опасны машины на самом деле

  • ћемориальна€ табличка. ќбратитесь в похоронную службу дл€ того, чтобы узнать, сколько пешеходов и велосипедистов погибло "от рук" автомобилей. «атем вы можете установить мемориальные таблички с их именами на месте трагедий. ѕомните, это довольно сложна€ акци€ в эмоциональном аспекте. Ћучше всего сначала св€затьс€ с семь€ми погибших и попросить разрешени€ сделать это. Ќекоторые группы рисуют на обочине очертани€ тела (в человеческую величину), и пишут им€ жертвы и дату, когда он/она были сбиты автомобилем. ќднако помните, что акци€ может вызвать негативную реакцию у некоторых людей и членов семей погибших.
  • ћожно провести специальную кампанию по привлечению средств дл€ строительства мемориала. Ќапример, его можно оформить в виде мемориала погибшим во ¬ьетнамской войне - каменные плиты с именами жертв ƒ“ѕ с начала века.  олонны с именами будут увеличиватьс€, символизиру€ и рост машин, и число погибших (что-то в виде пр€моугольного треугольника или лестнички), а также все нарастающую проблему.
  • ¬ы можете организовать выставку, чтобы сопоставить сексуальным картинкам, которые часто встречаютс€ в рекламе автомобилей фотографии жертв ƒ“ѕ. »х можно вз€ть в отделах √ј» или других источниках. ѕомните: это достаточно сложный проект. ќн достаточно мощный в эмоциональном плане и может вызвать неоднозначную реакцию. ¬ы можете посетить сайт , чтобы посмотреть, как подобный проект был реализован в —ловакии.
≈сли у теб€ есть другие не менее интересные идеи, то мы с удовольствием будем рады о них услышать!

****************************************************************

ѕо всему миру люди объедин€ютс€ в борьбе против јвтомобильной культуры –астущее движение за€вл€ет о себе все

√–ќћ„≈ и √–ќћ„≈

через границы стран и €зыковые преграды люди вместе продолжают борьбу за сохранение «емли от ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»я

”ж в чем точно мир не нуждаетс€, так это в еще одном новом автомобиле!

**********************************************************************

ѕресс-служба Ёкологической организации "For the Earth!" (–ади «емли)
¬се дл€ «емли - Ќикаких компромиссов!
Ќад выпуском работал: “имур –. »дрисов
ѕеревод текста неофициальный. ѕерепечатка материалов приветствуетс€!

ћы - члены ћы члены ћеждународного —оциально-Ёкологического —оюза и Youth and Environment Europe

Ѕыли использованы материалы: Car Busters, журнал UNEP "Our Planet", издание YEE "Green Cities", данные ћинистерства охраны природы –“, брошюра "√лобализаци€: сопротивл€йтесь власти корпораций!", брошюра "Ёкологические Ќидерланды: движение из прошлого в будущее"

Ќаш адрес: 734003, ул. Ќабережна€, 14, “аджикистан, г. ƒушанбе Ё-почта:

 онтакты:

Ёко-организаци€ "–ади «емли" (For the Earth!)
734003, “аджикистан, ƒушанбе,
ул. Ќабережна€ д.14
тел. (+992 372) 24-12-77
E-mail: forearth@yandex.ru
forearth1@yahoo.com

Ќа главную страницу организации "–ади «емли"

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є