Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                       Сообщение CHEM&WAR.703, 6 июня 2005 г. **
*******************************************************************
                                                Ядерное разоружение



                 ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ: ОРЛЯТА УЧАТСЯ СЧИТАТЬ


    США намерены сосчитать российское тактическое ядерное оружие
    Обладая высокой мобильностью, оперативностью и способностью при
необходимости выполнять стратегические задачи, "тактика" не может не
беспокоить американцев
    Бывший, но по-прежнему влиятельный американский сенатор Сэм Нанн на днях
озвучил планы Вашингтона по дальнейшим действиям в отношении ядерного оружия
России. "Нам нужна окончательная цифра по тактическому ядерному оружию. Это
переносные вооружения малого размера, и их могут украсть или продать. Мы не
знаем, сколько их у русских", - заявил Нанн в эфире телекомпании Эн-би-си.
"Я надеюсь, что русские знают, сколько этих вооружений у них и где они точно
находятся. Мы этого не знаем и у нас нет в этом никаких гарантий", - заявил
экс-сенатор. Вместе с тем, по словам Нанна, вопрос о тактическом ядерном
оружии сейчас "отсутствует в повестке дня" российско-американских переговоров
и поэтому должен быть поднят на самом высоком уровне, вплоть до уровня
президентов России и США. Но тактическое ядерное оружие, которое для далекой,
заокеанской Америки по-прежнему остается именно тактическим, для Москвы
изначально было стратегическим. А потому вопросы США в этом плане, скорее
всего, будут даже более острыми для национальной безопасности России, чем
во многом уже известная Вашингтону ситуация вокруг стратегических ядерных
вооружений нашей страны.
    Оружие поля боя
    До последнего времени решающая роль в поддержании стратегической
стабильности отводилась стратегическим наступательным вооружениям -
межконтинентальным баллистическим ракетам, которые доставляются к цели за
тысячи километров пусками с наземных мобильных и стационарных ракетных
комплексов, атомных подводных ракетоносцев и стратегических бомбардировщиков.
Тактическому же оружию - авиационным атомным бомбам, оперативно-тактическим
ракетам с дальностью стрельбы до 500 км, ядерным минам, фугасам, торпедам и
артилеррийским снарядам - придавалось гораздо меньшее значение.
    Такое деление ядерных воружений можно считать весьма условным: за его
основу берется не само оружие, а его носители. Иногда, обладая большей
мощностью и сопоставимой со "стратегами" дальностью доставки боеприпаса,
тактическое ядерное оружие (ТЯО) способно решать стратегические задачи. Если
сравнить многие образцы ТЯО по их поражающему действию с некоторыми системами
стратегического оружия, то можно увидеть, что, например, тактические
авиабомбы США и России превосходят по своей мощности американские
"стратегические" боеголовки межконтинентальной балллистической ракеты
"Минитмен-3" (170 килотонн).
    Например, известно, что боевое применение стратегического ядерного оружия
возможно лишь по запланированным неподвижным целям, по которым полетные
программы ракет заблаговременно должны быть рассчитаны и введены в систему
их управления. Тактическое же ядерное оружие обладает высокой оперативностью
и мобильностью, способностью наносить удары по целям, появляющимся в ходе
боевых действий, по подвижным группировкам войск и сил флота.
    "Стратегов" вряд ли кто-то стал бы использовать в региональных конфликтах
- слишком дорого. Да и вероятность применения в таких конфликтах, например,
против России, именно ядерного оружия многие военные специалисты считают все
же не такой высокой. Скорее, это может быть другое оружие массового поражения
- химическое, биологическое, бактериологическое - или массированное нанесение
ракетно-бомбовых ударов, в частности с применением высокоточного оружия.
Вот здесь наиболее вероятным является как раз ответ, например, по группировке
войск противника тактическим оружием. Более того, не исключена возможность
проведения демонстрационного взрыва "тактики" - для того, чтобы показать
ужасающие последствия применения ядерного оружия и продемонстрировать
решимость обороняющейся стороны в его боевом использовании.
    К тому же, в отличие от обычных вооружений, у которых сдерживающая
функция проявляется в условиях превосходства или, в крайнем случае,
примерного равенства сил, ядерное оружие, в том числе и тактическое, в силу
огромной разрушительной силы обеспечивает сдерживание потенциального
агрессора от нападения даже при его значительном превосходстве.
    Для России это по-прежнему более чем актуально. Во-первых, мы имеем
4,5 тысячи км сухопутной границы с более чем миллиардным населением Китая,
которое, как в известном анекдоте, может переходить в Россию "маленьким
кучками по 5-6 миллионов человек". Во-вторых, на российские западные рубежи
полноценно вышел крупнейший и мощнейший военно-политический блок в мире -
НАТО. Альянс создает в странах Балтии военные базы (например, резко
сокращается подлетное время ракет, запущенных со взлетевшей с этих баз
ударной авиации). При этом в силу проблем с присоединением стран Балтии к
Договору об обычных вооруженных силах в Европе у альянса по-прежнему
существует юридическая возможность в короткие сроки нарастить сухопутные
вооружения и тяжелую бронетехнику до уровня максимального превосходства над
российскими вооружениями и боевой техникой в регионе.
    К тому же никто не даст России никаких гарантий, что в регионе "при
создании соответствующих условий" не будет размещено и американское
тактическое ядерное оружие. Вместе с тем не так уж и сложно "устроить"
военный конфликт в Европе, в который может быть втянута Россия. О возможности
такого развития событий свидетельствуют даже те учения, которые периодически
(заметим, с 1992 года!) проводятся, например, в странах Балтии американскими
и натовскими военнослужащими. В основе их замысла так или иначе фигурирует
конфликт между Россией и странами Балтии вследствие нарушения прав
русскоязычного меньшинства в этих странах и неурегулированности
территориальных проблем.
    Всего этого исключать из, пусть и пессимистичных, но перспектив,
наверное, не следовало бы. Тем более, что и сегодня, несмотря на
действительно развивающиеся семимильными шагами отношения РФ с Альянсом и
входящими в него крупными государствами, совместные учения российских и
натовских военнослужащих, позиции России и НАТО по очень многим аспектам
не совпадают. При этом российское ТЯО для американцев не несет угрозы. Но
тактическое оружие США, размещенное в Европе, приобретает для России характер
оружия стратегического назначения. Теоретически оно может быть применено по
нашим пунктам управления, командным и стратегическим ядерным центрам.
    Нанн+Лугар=разоружение
    Вот на таком военно-политическом фоне прозвучало заявление влиятельного
американского экс-сенатора. Добавим к этому объявленное США стремление
Вашингтона получить доступ на все без исключения российские объекты для
оценки состояния их безопасности и в перспективе их совместной охраны и
обороны, и весьма кстати для США возникшее дело бывшего министра по атомной
энергии РФ Евгения Адамова. Экс-глава российского Минатома арестован по
уголовному преступлению. И, видимо, здесь, по мнению американцев, должна
прослеживаться прямая связь с российским ядерным арсеналом. И, в первую
очередь, с тактическими ядерными боеприпасами. Они более уязвимы в смысле их
похищения. Сравнительно небольшие размеры этого оружия, отсутствие у старых
его поколений электронных замков, исключающих несанкционированное применение,
усиливают уязвимость ТЯО в антитеррористическом плане. А порядок его
развертывания и боевого применения представляет собой вообще серьезную
проблему с точки зрения контроля - повторимся, ТЯО очень мобильно,
сравнительно портативно и потому легко транспортабельно, и хранится оно, как
правило, ближе к потенциальным "горячим точкам". Вспомнить хотя бы недавние
скандалы вокруг "продажи тактического ядерного боезаряда террористам из
"Аль-Каиды" на Украине".
    Сам же Сэм Нанн уже давно известен в России. Именно Сэм Нанн совместно с
сенатором от штата Индиана республиканцем Ричардом Лугаром, который ныне
занимает пост председателя комитета по международным связям сената США, еще
в начале 1990-х годов в соответствии с законом США о снижении советской
ядерной угрозы разработали "Программу совместного уменьшения угрозы". Она
получила название "Программа Нанна-Лугара". И с 1992 года в рамках военного
бюджета США ежегодно выделяются средства для содействия в ликвидации ОМП в
России. Основные направления сотрудничества - утилизация сокращаемых СНВ,
безопасная и надежная перевозка ядерных материалов, включая оружейный
плутоний и уран, уничтожение химического оружия. Правовая основа
использования средств в России - двустороннее российско-американское
соглашение о безопасных и надежных перевозках, хранении и уничтожении оружия
массового поражения и предотвращении его распространения от 17 июня 1992
года.
    К настоящему времени по этим программам, по американским данным, США
дезактивировали или уничтожили свыше 6300 российских ядерных боеголовок,
порядка 530 межконтинентальных баллистических ракет (МКБР), около 460 шахт
и более 10 мобильных пусковых установок для них. Также на средства программы
Нанна-Лугара Россия уничтожила свыше 120 стратегических бомбардировщиков,
более 700 ядерных ракет класса "воздух-земля", порядка 30 атомных подводных
лодок и 500 ракет подводного пуска, а также свыше 400 ракетных пусковых
установок на подводных лодках. На все это Америка, по данным госдепартамента
США, потратила 6,3 миллиарда долларов.
    Теперь экс-сенатор Нанн снова - это не первые заявления американца -
заговорил о тактическом ядерном оружии России. Отметим, что оно входит в
число приоритетов США в плане "укрепления режима нераспространения". На
первом месте у Вашингтона, судя по выступлениям экспертов, - добиться
полного, проверяемого и необратимого демонтажа северокорейской ядерной
программы. На втором - "обеспечить международную волю и положить конец
иранской ядерной программе". И на третьем - включить в программу Нанна-Лугара
российское тактическое ядерное оружие. "При всех успехах, достигнутых нами
в демонтаже российских межконтинентальных ракет и стратегических боеголовок,
Москва отказывается даже обсуждать вопрос о тактическом ядерном оружии,
которое во многих отношениях может быть еще более опасным", - заявлял
недавно коллега Нанна Ричард Лугар.
    Не нужно-нужное оружие
    Вместе с тем в США в последнее время возникает все больше дискуссий об
устаревании ядерного оружия и вообще его ненужности. Американские эксперты
полагают, что сегодня США обладают самыми мощными вооруженными силами в
мире, и для них "нет таких угроз", с которыми бы они не смогли справиться
без использования ядерного оружия. Действительно, Пентагон располагает
современными авиационными средствами поражения, включая сверхтяжелые бомбы
(например, "Мать всех бомб"),  которые по своей разрушительной силе
равнозначны ТЯО, при этом отсутствует радиоактивное заражение местности и
атмосферы. Кроме того, у США достаточно высокоточного оружия, чтобы
отказаться от применения тактического ядерного оружия или разработки так
называемых ядерных мини-бомб.
    В то же время единственной реальной угрозой для США является ядерное
оружие других стран, в первую очередь России. Поэтому Вашингтон и
заинтересован в ускорении процесса его ликвидации, желательно полной. Таким
путем, как отмечают эксперты, США надеются обеспечить себе безопасность,
характерную для периода до Второй мировой войны, когда за 200 лет ни один
снаряд или бомба не упали на их территорию.
    Но тактическое ядерное оружие никогда не подпадало под все
"разоруженческие" российско-американские соглашения и договоры. Если по
российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных
потенциалов, вступившему в силу в 2003 году, "большие" ядерные арсеналы
каждой из сторон сократятся к 2012 году почти на две трети и достигнут
1700-2200 боевых блоков, то о сокращении ТЯО речь вообще не идет.
    Это объяснялось и объясняется, например, тем, что в отличие от
стратегических, хорошо контролируемых носителей, средства доставки
тактического ядерного оружия имеют двойное предназначение: они могут
доставлять к целям как ядерные, так и обычные боеприпасы. Поэтому
ликвидировать такие самолеты, орудия-ракеты не представляется возможным.
Единственный путь состоит в том, чтобы ликвидировать сами боезаряды. Однако
осуществить взаимный контроль над демонтажом боезарядов, которые обе стороны
и поныне считают объектами чрезвычайной секретности, вряд ли возможно.
    Не совсем, видимо, выгодно это и Америке. Специалисты напоминают, что на
протяжении многих лет "холодной войны" США отказывались от предложений СССР
об открытии переговоров. Это объяснялось, прежде всего, тем, что американское
тактическое ядерное оружие в Европе рассматривалось как основное средство
нейтрализации превосходства Организации Варшавского Договора (ОВД) над НАТО
в обычных вооруженных силах. Одновременно США не без оснований полагали, что
их тактическое ядерное оружие является серьезным средством укрепления своего
лидирующего положения в Европе, создает реальную возможность оказывать
влияние на развитие политических и экономических процессов на континенте.
Отрицательное отношение к переговорам со стороны стран НАТО не исчерпывалось
военными факторами, поскольку американское ТЯО прочно вросло в политическую
структуру Западной Европы. В то же время лидеры стран НАТО полагали, что
тактическое ядерное оружие, размещенное на континенте, обеспечивает тесную
связь со стратегическими ядерными силами (СЯС) США и в случае военного
конфликта в Европе США пустят в ход свои СЯС. Все это создавало ситуацию,
когда предложения СССР об открытии переговоров по ТЯО рассматривались на
Западе как попытка подорвать североатлантическую солидарность.
    Сейчас американское тактическое ядерное оружие все еще остается в Европе,
хотя того, для чего оно туда официально завозилось - компенсации
количественного превосходства вооруженных сил Организации Варшавского
Договора над НАТО, - уже давно не существует. Конечно, после распада СССР
и ОВД американцы его сильно сократили. Но, по данным Стокгольмского
международного института исследования проблем мира (СИПРИ), порядка 800
американских нестратегических ядерных бомб В61 по-прежнему находятся в
оперативном доступе и готовы к установке на различные типы самолетов США и
НАТО. Еще 500 находятся в резерве. Около 150 атомных бомб В61 (в 2003 году
была закончена их шестилетняя модернизация) хранятся на авиабазах США в 6
европейских странах НАТО - Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Турции
и Великобритании. Помимо ракет на подводных лодках, это сегодня единственный
тип американского ядерного оружия передового базирования. Но применять его
могут не только ВВС США, но и ВВС неядерных стран-членов НАТО. Например,
самолеты F-16 ВВС Бельгии и Нидерландов, а также немецкие и итальянские
"Торнадо".
    При этом сокращение ТЯО Россией и США по-прежнему предусмотрено лишь
односторонними инициативами далекого 1991 года, к тому же, не являющимися
юридически обязательными и не предусматривающими мер верификации. Стороны в
любой момент могут отказаться от добровольных самоограничений. А арсенал
"тактики" в армиях и на флотах США и СССР к концу 1980-х годов составлял
соответственно порядка 7-8 и 15-17 тысяч боезарядов. Сегодня арсенал только
России составляет, по разным данным, от 3500 до 4000 боеприпасов, среди
которых примерно 1200 боеголовок для зенитных ракет и 1500 авиационных
боеприпасов различных типов. В США к 2003 году оставалось, по данным СИПРИ,
1120 нестратегических ядерных боезарядов: 800 бомб свободного падения В61
трех модификаций и 320 боеголовок для крылатых ракет "Томагавк".
    И американские, и некоторые российские специалисты считают, что настало
время юридической активности в области контроля над тактическим ядерным
оружием. Эффективная система контроля должна обеспечивать стороны информацией
о статусе арсеналов ТЯО, то есть о его количестве и типах, а также об
изменениях в местоположении боезарядов, предполагать существование механизмов
заблаговременного предупреждения о повышении боеготовности средств ТЯО другой
стороны.                 Н.Петров, 2 июня 2005, Страна.ru

    Минобороны РФ о хранении тактического ядерного оружия
    БАЙКОНУР, 2 июн - РИА "Новости". Россия готова начинать разговор о
каких-либо соглашениях, касающихся тактического ядерного оружия, только
тогда, когда обладающие им страны будут хранить это оружие на своей
территории. Об этом в четверг на Байконуре сообщил журналистам министр
обороны РФ Сергей Иванов.
    "Мы готовы начинать разговор о тактическом ядерном оружии только тогда,
когда страны, обладающие им, будут хранить его на своей территории", - сказал
он, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать предложение американских
сенаторов заключить соглашение о запрещении тактического ядерного оружия.
    Министр подчеркнул, что в настоящее время практически только одна Россия
хранит тактическое ядерное оружие только на своей территории.
    "Остальные страны, как вам известно, так не делают", - сказал Иванов.
    Министр отметил также, что подобные предложения о запрещении ядерного
оружия должны вносить не сенаторы, а правительства или главы государств.

    Россия готова вести переговоры о тактическом ядерном оружии на
определенных условиях
    Россия готова вести переговоры о тактическом ядерном оружии только при
условии, если обладающие им страны будут хранить его на своей территории.
Об этом заявил сегодня на Байконуре министр обороны РФ Сергей Иванов.
    "В принципе, мы готовы начать разговор о тактическом ядерном оружии
только тогда, когда все страны, которые им обладают, будут хранить это оружие
на своей территории, - сказал глава российского военного ведомства. Так он
прокомментировал инициативу бывшего американского сенатора Сэма Нанна о
подписании российско-американского соглашения по контролю за тактическим
ядерным оружием. "Россия тактическое ядерное оружие хранит у себя, в отличие
от других государств", - отметил министр.
    Согласно данным ежедегодника "СИПРИ-2004", изданного Стокгольмским
международным институтом исследований проблем мира (СИПРИ), к январю 2003
года у США было 1120 нестратегических ядерных зарядов. "800 нестратегических
ядерных бомб находятся в оперативном доступе и готовы к установке на
различные типы самолетов США и НАТО. Еще 500 бомб находятся в резерве. Около
150 бомб В61 размещено на 9 авиабазах в 6 странах - членах НАТО (Бельгии,
Германии, Италии, Нидердандах, Турции и Великобритании)", - отмечается в
ежегоднике.
    Официальные представители Пентагона не раз давали понять, что вывод
американского тактического ядерного оружия из Европы считают преждевременным.
Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
          Известия.Ru, 2-06-2005

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.2

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами