Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                      Сообщение CHEM&WAR.722, 30 июля 2005 г. **
*******************************************************************
                                                        Разоружение


      ПЕРЕСКАЗ ПРИОБЩЕННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ УСЛЫШАННОГО О РАЗОРУЖЕНИИ
             (и правительство, и журналисты при деле)


    ОРУЖИЕ ХИМИЧЕСКОЕ
    РОССИЯ БУДЕТ УНИЧТОЖАТЬ ХИМОРУЖИЕ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ
    21 июля на заседании правительства были одобрены предложенные
Минпромэнерго уточнения к Федеральной целевой программе (ФЦП) "Уничтожение
запасов химического оружия в Российской Федерации". Министр промышленности и
энергетики Виктор Христенко заявил, что к 2007 г. в России будет уничтожено
20% запасов химического оружия.
    Обладание химическим оружием - "атомной бомбой для бедных" - для России
больше недопустимо.
    Эта Федеральная целевая программа носит статус президентской. Она была
принята в 1995 г. и должна быть завершена в 2012 г. В настоящее время
действует ее вторая редакция, принятая в 2001 г. Корректировка ФЦП
потребовалась в связи с тем, что в силу экономических причин, а также
недофинансирования программы, реализация ее в указанные сроки ставилась под
угрозу. Ее предыдущая редакция была во многом ориентирована на зарубежную
безвозмездную техническую помощь, в частности, на поддержку США.
    Предполагалось, что за счет технической помощи Россия получит до 60%
средств, необходимых для уничтожения ХО. Однако в силу ряда причин эта
помощь не была до конца оказана. В частности, США в 1999-2002 гг. не
производили финансирования строительства объекта по уничтожению химоружия в
Щучьем. В результате строительство этого объекта (должно было завершиться в
2005 г.) на сегодняшний день выполнено лишь на 20%. Сдача его в эксплуатацию
отложена на 2008 г. Технологически завершить уничтожение отравляющих
веществ, содержащихся в хранилище в Щучьем, можно не ранее 2012 г., когда
Россия (в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и о его уничтожении) должна
будет полностью избавиться от запасов химического оружия. Однако по
предварительным планам в Щучьем должны были уничтожаться
нервно-паралитические и кожно-нарывные вещества из арсенала в городе Кизнер
(Удмуртия), но до 2012 г. сделать этого уже не удастся. Поэтому принятые 21
июля уточнения к ФЦП предполагают строительство в Кизнере собственного
объекта по детоксикации боеприпасов с ОВ, на котором в течение 2009-2012 гг.
планируется уничтожить 5,5 тыс. тонн хранящихся здесь отравляющих веществ.
    Надо отметить, что срыв Россией сроков выполнения программы по
уничтожению химического оружия грозит нам серьезными последствиями:
исключением из Исполнительного Совета Организации по запрещению химического
оружия, ухудшением экспорта продукции отечественной химической промышленности,
в первую очередь - удобрений. А в целом отступление от сроков реализации
программы повлечет за собой снижение геополитического влияния нашей страны
и негативно отразится на репутации России. Тем более что мы уже
воспользовались своим правом передвинуть окончательный срок уничтожения
запасов химоружия, сместив его с 2007 на 2012 г.
    Помимо строительства завода в Кизнере, Минпромэнерго предложило расширить
возможности объектов в городе Щучье (Курганская область), поселках
Марадыковский (Кировская область), Горный (Саратовская область), Леонидовка
(Пензенская область). На заводах "Марадыковский" и "Леонидовка" планируется
создать комплексы по детоксикации отравляющих веществ в корпусах
боеприпасов, в Щучьем - терминал снаряжения технологических контейнеров
боеприпасами, в Горном - комплекс по переработке мышьякосодержащих сухих
солей. Следует отметить, что заводу "Марадыковский" предстоит в 2006-2012 гг.
уничтожить 6,9 тыс. тонн фосфорорганических отравляющих веществ, а также
ипритно-люизитной смеси, заводу в Щучьем - 5,5 тыс. тонн тех же веществ с
2008 по 2012 г. Завод в Горном - на сегодняшний день единственный реально
работающий объект по детоксикации боеприпасов с ОВ - к концу этого года
должен завершить уничтожение 1,1 тыс. тонн иприта, люизита и их смесей, а
после выполнения этого задания будет переориентирован на утилизацию
реакционных масс, образовывающихся при детоксикации химического оружия на
заводе "Камбарка" (Удмуртия). На заводе "Леонидовка" в 2008-2012 гг.
запланировано уничтожить 6,9 тыс. тонн фосфорорганических отравляющих
веществ.
    Помимо этих направлений работы, уточнения к ФЦП предполагают увеличение
финансирования мер по обеспечению антитеррористической безопасности объектов
по уничтожению ОВ.
    В соответствии с запросом Минпромэнерго на заседании правительства было
утверждено бюджетное финансирование программы в 2006 г. в размере 18,3 млрд.
рублей. Кроме того, 3 млрд. планируется получить в виде технической помощи
зарубежных государств. Около 70% всех средств (21,3 млрд. рублей) будет
направлено на строительство, поскольку все технологические и обеспечивающие
мощности объектов по уничтожению ОВ необходимо возвести в течение ближайших
2-3 лет. Ведь в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении
к 2009 г. России необходимо избавиться от 45% из накопленных отравляющих
веществ.
    После завершения уничтожения всех 40 тыс. тонн химического оружия в
2012 г. часть заводов по уничтожению ОВ будет ликвидирована, а часть -
переориентирована на производство востребованной продукции. Также в
соответствии с ФЦП намечено конверсировать 16 объектов по производству
отравляющих веществ, а 8 из них - уничтожить. Надо отметить, что на
сегодняшний день программа ликвидации этих предприятий почти выполнена - "в
живых" остался лишь один объект. По подсчетам экспертов, прибыль России от
реализации продуктов утилизации химического оружия может составить более
600 млн. рублей. Кроме того, после уничтожения к 2012 г. всех запасов
отравляющих веществ останется около 600 тыс. тонн металла - корпусов
артиллерийских и авиационных боеприпасов, которые также планируется
реализовать в интересах бюджета.
    В результате реализации предложенных Минпромэнерго дополнений к ФЦП
получит развитие промышленная и социальная инфраструктура районов, в которых
разместятся новые объекты уничтожения ОВ. Будут созданы дополнительные
рабочие места (более 7,5 тыс.), улучшены социально-бытовые условия граждан,
проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, за счет строительства
125 жилых домов, 6 общеобразовательных школ и других социально значимых
объектов. Будет использован производственный, научно-технический и
интеллектуальный потенциал организаций, расположенных в регионах размещения
объектов по хранению и уничтожению химического оружия и объектов по его
разработке и производству.
    И.Кедров, Военно-промышленный курьер, N 27, 27 июля - 2 авг. 2005 года
    http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.94.articles.defence_02

    ОРУЖИЕ ВООБЩЕ
    ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ. США выделят на программу утилизации отечественного
вооружения и военной техники около 1,2 миллиарда долларов
    Вчера правительство рассмотрело предложения Минпромэнерго по внесению
изменений в проект федеральной целевой программы (ФЦП) <Промышленная
утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 гг.)>. Слушания проходили
в закрытом режиме. По данным <НГ>, полученным в Минпромэнерго, общий объем
финансирования, необходимый для реализации этой ФЦП, оценивается в 73,15
млрд. руб. Однако разработчики программы уверяют, что для госбюджета цена
вопроса составит немногим более 26,57 млрд. руб. 33 млрд. руб. должны
выделить США. Остальные средства планируется изыскать из внебюджетных
источников. В частности, специалисты рассчитывают на доходы от реализации
продуктов, образующихся в ходе утилизации армейской техники и вооружений -
черных, цветных и драгоценных металлов.
    Дело должно оказаться достаточно прибыльным. Во всяком случае, в
Минпромэнерго уверены, что от частных инвесторов, желающих поучаствовать в
утилизации танков, пушек и боеприпасов, отбоя не будет. В связи с чем допуск
будет осуществляться на конкурсной основе. Работы хватит на долгие годы.
Исполнение международных обязательств по сокращению и ограничению
вооружений, мероприятия в рамках реформирования силовых структур, а также
завершение естественного жизненного цикла военной техники и боеприпасов
привели к высвобождению и накоплению большого объема этого добра, хранение
которого сопряжено с высокой опасностью. ФЦП призвана, с одной стороны,
снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а с другой стороны, свести
к минимуму бюджетные расходы на хранение и поддержание в безопасном
состоянии списанной военной техники и вооружений.
    Программой предусматривается создание региональных центров комплексной
утилизации большинства видов обычных вооружений на базе предприятий
оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Центральном,
Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном районах и в Поволжье.
Реализация ФЦП позволит загрузить производственные мощности предприятий
оборонно-промышленного комплекса. В отрасль вернется до 20 тысяч
высококлассных специалистов. Таким образом, все заботы по утилизации
вооружений и боевой техники постепенно перейдут из ведения Минобороны в
промышленность, что, как считают разработчики, автоматически снимет проблему
злоупотреблений, существующих сегодня в этой сфере.
    И еще одну экономическую выгоду отмечают разработчики документа:
сложившаяся в ходе реализации ФЦП промышленная инфраструктура в дальнейшем
может эффективно использоваться для переработки промышленных отходов и
утилизации выведенной из эксплуатации гражданской техники. Перечень военной
техники и вооружений, подлежащих утилизации, будет уточняться ежегодно при
подготовке проекта федерального бюджета. Ну а саму программу планируется
осуществлять в рамках государственного оборонного заказа.
    Всего утилизации подлежат 500 стратегических, 5 тыс. крылатых и 30 тыс.
зенитных ракет, более 1 тыс. летательных аппаратов, более 5 млрд. штук
артиллерийских снарядов, десятки миллиардов патронов. Поэтому программа
рассчитанная на пять лет, скорее всего и после 2010 года не прекратит
существования. Причем пик работ по утилизации, по оценкам Минобороны,
придется на 20012-2013 годы.
    Ресурсный потенциал подлежащих уничтожению боевой техники и оружия
составляет 13,36 млрд. руб. Так, черного металла будет получено около 1400
тыс. тонн, цветного металла - около 350 тыс. тонн, драгоценных металлов -
порядка 35 тонн, из которых до 6 тонн золота, платины и металлов платиновой
группы. На вчерашнем брифинге директор департамента оборонно-промышленного
комплекса Минпромэнеро Юрий Коптев признал, что раньше до этого у Минобороны
не всегда доходили руки. В результате в иные годы терялось до 4 тонн золота,
а потери серебра достигали нескольких десятков тонн. Отвечая на вопрос <НГ>,
не сорвется ли программа, если США прекратят финансовую помощь, Юрий Коптев
заявил, что по большому счету утилизация старого оружия и армейской техники
всегда была заботой государства. Поэтому государству придется найти в случае
чего дополнительно свыше 1 млрд. долл.
         И.Наумов, "Независимая газета", 29.07.2005 г.
         http://www.ng.ru/economics/2005-07-29/3_orujie.html

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.2

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами