Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                    Сообщение CHEM&WAR.725, 4 августа 2005 г. **
*******************************************************************
                                             Химическое разоружение



        ГОСУДАРСТВО СОБРАЛОСЬ ПОЖЕРТВОВАТЬ ЛЮДЬМИ. СЮЖЕТ 1

    Техногенные опасности, связанные с хранением, перевозками и
уничтожением запасов химоружия, более чем реальны. Поэтому мы не можем
не приглядеться к тому, на что годятся службы, которые должны все эти
опасности преодолевать, когда и если - не дай Бог - случится большая беда.
Другими словами, необходимо посмотреть, создала ли наша государственная
бюрократическая система инфраструктуру безопасности в тех местах, где
идут работы с химоружием. А она (инфраструктура) должна покоиться на
четырех китах - правильном выборе территории безопасности, установлении
строгих санитарно-гигиенических нормативов, оснащении соответствующих
служб высокочувствительными приборами контроля выбросов и, наконец,
обеспечении всего населения средствами индивидуальной и коллективной защиты
от химического оружия.

    МАНЕВРЫ МЕЖДУ ЗОНАМИ
    Начнем с зон, имеющих отношение не к быту жителей страны развитого
социализма, а к химоружию вообще и к процессу химического разоружения в
особенности. То есть в первую очередь связаны с заботой о благополучии людей
и сохранении природы.
    В результате гуманистического осмысления работ конца XX века по
хранению и уничтожению ОВ понятие "зона" раздвоилось. К давно известной в
обществе санитарно-защитной зоне (СЗЗ), которая устанавливалась и опекалась
санитарными врачами, с времен принятого в 1997 году специального закона
возникло понятие зоны защитных мероприятий (ЗЗМ). Эта зона имеет не только
санитарное, но и экологическое и социальной наполнение. Соответственно, и
ведомств, имеющих к ней отношение, стало много больше.
    Официально декларируемая цель  установления санитарно-защитных зон -
это преодоление вреда, который вызывается техногенными факторами в связи с
промышленным и иным влиянием на людей и окружающую среду, в первую
очередь вредными выбросами в атмосферу. Имеется в виду, что предприятия и
отдельные сооружения с технологическими процессами, опасными для здоровья
людей и их среды обитания, должны быть отделены от жилой застройки, что и
фиксируется в виде СЗЗ того или иного размера. Тем самым достигается нужная
дистанцированность промышленной площадки и ее вредных выбросов от жилой
(селитебной) застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха с
обязательным обозначением границ. При этом предполагается, что вредные
выбросы должны рассеиваться в атмосфере до достижения жилой застройки до
уровня "безвредности", то есть становиться не выше нормативных величин.
Размер СЗЗ зависит от уровня опасности объекта, но в любом случае проживание
людей в ней запрещено.
    Регулирование вопросов безопасности при помощи установления СЗЗ
восходит к 1930-м годам, когда в Советском Союзе только-только начинал
налаживаться санитарно-эпидемиологический надзор за промышленностью и за
иными предприятиями и организациями.
    Важно иметь в виду, что в годы активной подготовки к химической войне
малые (и не только малые) концентрации выбрасываемых с химических заводов
и складов ОВ принесли немало бед населению регионов. Особенно это важно для
складов хранения ОВ и химических боеприпасов, о существовании которых не
знали не только население, но иной раз даже органы здравоохранения. Как
следствие, медицинские учреждения по всей стране никогда и нигде не лечили
от утечек ОВ гражданское население, проживавшее в неведомых ему СЗЗ.
    В отношении производственных объектов было несколько проще, так как
на них хотя бы в конце 1960-х годов появились так называемые медсанчасти
(МСЧ) - органы третьего главного управления при Минздраве СССР, которые
теоретически могли заботиться о непопадании ОВ в жилые кварталы, хотя вряд
ли делали это так уж квалифицированно и тем более регулярно. Осколки от того
прошлого остались и в наши дни. Выше уже говорилось о жителях трех поселков
в городе химоружия Дзержинске, которые так и не были переселены из СЗЗ
заводов химоружия в построенный в некотором отдалении город.
    И они не были единственными.

    ИЗ ПЕЧАТИ:
    "Наш деревня Ураево-Магазь причислена к санитарно-защитной зоне
АО "Химпром". Запрещаются любые застройки, прекращено выделение средств на
развитие социальной сферы и благоустройство деревни. Заставляет задуматься
преждевременная смерть двух трудоспособных мужчин нашей деревни по
причине рака дыхательных путей. Две супружеские пары лишились своих
новорожденных чад. Нравственно поступил глава Новочебоксарской городской
администрации, издав постановление, запрещающее заготовку овощей для
горожан в 4-км зоне, прилегающей к "Химпрому". А мы не только употребляем
овощи, выращенные прямо за воротами "Химпрома", но и дышим все 24 ч в сутки
"ароматами" этого предприятия."
                 "Грани", Новочебоксарск, 14 марта 1995 года.

    То же самое относится и к новочебоксарскому "Химпрому", возведенному
в более позднюю эпоху. Там не только не выселили всех людей из СЗЗ, но и не
смогли оценить уровень опасности в пределах официально установленной СЗЗ.
И лето 1994 года оказалось временем подведения промежуточных итогов
действенности СЗЗ "Химпрома", которая была установлена во времена
производства химоружия. Через 7 лет после "прекращения" выпуска ОВ органы
власти Новочебоксарска были вынуждены декларировать необходимость не
сокращения, а расширения санитарно-защитной зоны до 4-х км570. Как
оказалось, потребление овощей, выращиваемых на землях зоны, отрицательно
влияет на печень и иммунную систему людей.
    В годы подготовки к началу химического разоружения размеры СЗЗ и
способы их установления регулировались документом СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных
сооружений", который был введен с 1 октября 1997 года. В соответствии с п.3.9
этого документа, для объектов I класса опасности минимальный размер СЗЗ был
определен в 2 км. Однако предприятия по уничтожению химоружия, не имеющие
аналога в стране и за рубежом и с недостаточно изученными технологическими
процессами, не были включены в общую санитарную классификацию, так что для
них размер СЗЗ должен устанавливаться главным государственным санитарным
врачом отдельно в каждом конкретном случае. При этом, в соответствии с
п.3.15, при возведении новых вредных в санитарном отношении производств с
высоким возможным уровнем загрязнения атмосферы и неблагоприятной медико-
демографической ситуацией размер СЗЗ мог быть увеличен до трех раз.
 В дальнейшем ему на смену пришли более поздние документы - 2000
(СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00), 2001 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01) и 2003
(СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)467 годов.
    Исполнители - органы санитарно-эпидемиологического надзора.
    Склады химоружия, если иметь в виду их внешние контуры, никогда не
имели СЗЗ, и это мало кого волновало. Армия совершенно секретным приказом
N 00190 по министерству обороны установила в 1990 году свой размер СЗЗ от
объектов хранения химоружия (3000 м), однако это был скорее разрыв внешней
безопасности, чем санитарный норматив. Лишь в 1999 году при создании "Норм
специального проектирования..." армия была вынуждена установить СЗЗ в
размере 3000 м от промплощадки до селитебной зоны населенных пунктов
(п.7.4.). Хотя справедливости ради следует иметь в виду, что потом в связи
с реформами в деле организации уничтожения химоружия нашлись энтузиасты,
которые постарались отказаться от исполнения того армейского документа.
 В связи с началом проектирования и экспертизы проектов для объектов
уничтожения химоружия пришлось обращаться к СЗЗ складов химоружия и
объектов по его уничтожению. Этот вопрос возник при рассмотрении первого же
документа - обоснования инвестиций по объекту уничтожения химоружия в
Щучьем480. Для него в заключении санитарно-эпидемиологической службы 1997
года была установлена СЗЗ в 3 км. Характерно, что когда начальник химических
войск генерал С.В.Петров выступил с инициативой сократить СЗЗ объекта до 2
км, главный государственный санитарный врач Г.Г.Онищенко письмом от 7
марта 1998 года подтвердил величину СЗЗ в 3 км. И добавил, что вопрос о
сокращении может возникнуть лишь по результатам эксплуатации объекта (в
течение не менее года) и что расчетный путь здесь неприемлем (п.3.16 СанПиН ).
Решение о 3-км СЗЗ было воспроизведено также в материалах ТЭО (1999 год).
    В отношении складов химоружия ситуация оказалась несколько иной.
11 июня 1999 года заместитель главного государственного санитарного врача
РФ А.А.Монисов издал не самый корректный документ - постановление "Об
установлении размера санитарно-защитных зон объектов хранения химического
оружия". Им размер СЗЗ от объектов хранения химоружия был определен в 2000 м.
А точкой отсчета были определены не внешние границы складов, а участки
расснаряжения и утилизации боеприпасов. Таким образом, население оказалось
обреченным верить на слово руководству складов о месте источника реальной
опасности - проверить это невозможно (во всяком случае документ о порядке
посещения складов химоружия составлен так, что население в принципе не
сможет посетить саму территорию склада, не говоря уж о его технической
территории).
    Под зонами защитных мероприятий, начиная с 1997 года, имеется в
виду та территория вокруг объектов хранения и/или уничтожения химоружия, в
пределах которой должны осуществляться меры по защите людей и окружающей
среды от возможного воздействия ОВ при возникновении чрезвычайных
ситуаций. Можно только лишь сожалеть, но постановление правительства об
утверждении "Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой
вокруг объектов хранения химического оружия или объекта по уничтожению
химического оружия," появилось лишь 24 февраля 1999 года.
    Исполнителем первых заданий было определено министерство обороны
РФ, поскольку тогда именно оно было хозяином складов химоружия. Ему было
поручено в 6-месячный срок рассчитать площади ЗЗМ вокруг объектов хранения
химоружия и представить в правительство проекты решений об их утверждении.
Однако, хотя площади ЗЗМ для складов химоружия следовало рассчитать и
представить в правительство еще к концу августа 1999 года, это задание не
было выполнено. Тем постановлением, кроме того, было определено, что после
утверждения проектной документации на строительство каждого объекта по
уничтожению химоружия министерство обороны в течение 3-х месяцев должно
было рассчитать ЗЗМ и представить в правительство документы на их
утверждение. "Старательность" министерства обороны была такова: осенью 1999
года УЛХО передало в Госкомэкологию проектные материалы на строительство
объекта уничтожения химоружия в Щучьем не только без утвержденной ЗЗМ, но
даже без упоминания о ее существования. И это при том, что она была
установлена законом 1997 года.
    Впрочем, для дальнейшего функционирования складов химоружия и
объектов по его уничтожению упоминания о министерстве обороны не так уж и
важны, потому что вопросы ответственности в постановлении правительства
были определены достаточно определенно. Ответственность за выполнение и
обеспечение защитных мероприятий в ЗЗМ возлагается: 1) в пределах СЗЗ - на
руководителя объекта (он оставался таковым и в рамках Минобороны и затем
при подчинении Росбоеприпасам), 2) за границами СЗЗ - на федеральные органы
исполнительной власти, на которые возложено осуществление работ по
хранению и уничтожению химоружия. И этот орган был очевиден - ранее это
Минобороны, потом - Росбоеприпасы, ныне - Агентство по промышленности.
    Фактически в течение полугода 2000 года были утверждены ЗЗМ лишь для
4 из 7 объектов хранения химоружия403-406,- министерство обороны РФ к тому
времени уже было отставлено от лидерства в делах химического разоружения, а
Росбоеприпасы, похоже, еще не поняли важности вопроса и не стали расширять
круг объектов с утвержденной ЗЗМ. Отметим, что в двух случаях (в Горном и в
Щучьем), где уже вовсю шло строительство, в официальных документах
правительства речь шла о комплексных ЗЗМ, которые должны были объединять
оба объекта - и хранения, и уничтожения химоружия.
    Разумеется, началось с объектов в районе пос.Горный. По постановлению
правительства от 21 января 2000 года общая площадь ЗЗМ составила 77,23 км2,
причем в нее пришлось вводить четыре населенных пункта - не только Горный и
Большую Сакму, но и вновь созданные поселки Октябрьский и Михайловский-4.
 Дальше настала очередь складов химоружия в Удмуртии. 12 апреля 2000
года правительство издало два решения. Постановлением N 329 определены
площади и населенные пункты ЗЗМ склада химоружия в районе пос.Кизнер. Ее
площадь составила 510 км2, причем в зону вошли 32 населенных пункта. В
постановлении N 330 была утверждена ЗЗМ вокруг склада люизита в районе
г.Камбарка: площадь - 87 км2, причем в ЗЗМ, помимо Камбарки, вошли также
населенные пункты Балаки и Кама.
    Методические материалы для оценки масштабов крупных аварий и расчета
размеров ЗЗМ известны обитателям всех этажей чиновной лестницы. В
целом рекомендуется устанавливать ЗЗМ в виде круга с радиусом, который равен
размеру, наибольшему из секторов, рассчитанных исходя из величин пороговой
токсодозы ОВ при максимальной гипотетической аварии. Однако возможности
для разночтений в этим материалы заложены богатые. И дальше многое, если
не все (общественность полностью не в курсе - уж ее-то не извещали о деталях
подковерной борьбы), зависит от региональных и местных властей, если они на
самом деле заинтересованы в защите населения. К сожалению, размер ЗЗМ - это
не только и не столько элемент борьбы за безопасность людей и природы. Вокруг
этого числа кормятся, причем кормятся далеко небескорыстно, также и борцы за
"экономию государственной казны" и работающие у них на подхвате разного
рода никому не известные ЗАО и ООО. Приведем несколько примеров.
    До ЗЗМ вокруг комплекса объектов хранения и уничтожения химоружия в
районе г.Щучье дошло чуть позже Камбарки, Кизнера, Горного. Постановлением
правительства от 14 июля 2000 года ее площадь была утверждена в размере 445
км2, причем в зону вошли 16 населенных пунктов.
    Очевидно, что значительные размеры ЗЗМ вокруг объектов в Кизнере (510
км2) и Щучьем (445 км2) - отражение уровня реальной опасности в случае
аварий и катастроф. Однако не может не удивлять размер ЗЗМ, принятый для
Щучанского района. Дело в том, что артхимсклады в Кизнере и в Плановом
(Щучьем) лишь на первый взгляд могут считаться однородными. На самом деле
сам факт наличия на складе в Щучанском районе химических боеприпасов с
очень большими объемами ОВ в каждом (боеголовок ракет) не мог не требовать
установления более значительной ЗЗМ.
    Поначалу местная комиссия по экологической экспертизе во главе с
проф.О.И.Бухтояровым (Курганская область) приняла ЗЗМ только для объекта
хранения, хотя данные, подготовленные каким-то необозначенным коллективом,
рассматривали обе ЗЗМ - и вокруг объекта хранения в Плановом, и вокруг
будущего объекта уничтожения. Предельный случай, который рассматривался
группой неизвестных товарищей, - это одновременная полная разгерметизация во
время пожара всех (100%) артиллерийских химических боеприпасов в трех
хранилищах с высвобождением 161,2 т зарина, 102,0 т зомана и 38,5 т советского
V-газа. При этом продолжительность существования изначального источника
загрязнения определялось ими в 4 часа. Взяв за основу пролив при пожаре 161,2 т
зарина и внимательно посмотрев на карту, "рабочая группа представителей
федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной
власти Курганской области" своим решением от 22-23 июня 1999 года
рекомендовала размер ЗЗМ в 445 км2, где расположены 16 населенных пунктов
(Щучье, Плановый, Чумляк и т.д.). Дальше все пошло по накатанной колее -
размер приняла экспертная комиссия области, утвердил председатель областного
комитета по охране окружающей среды В.П.Шевелев и окончательно закрепило
правительство РФ, имея в виду обе ЗЗМ - и объекта хранения, и уничтожения406.
 По-видимому, размер возможной утечки ОВ на объекте в Курганской
области показался участникам рабочей группы по тем временам очень смелым.
Во всяком случае в брошюре 1999 года цитируется предположение (его авторы
- В.М.Колодкин и И.И.Манило, 1997 год) о менее серьезной утечке - "только
порядка сотни килограммов ОВ". Такая вот слабая оказалсь у них фантазия.
    И лишь в январе 2004 года природоохранный орган области выступил с
новым заявлением, что на самом деле ЗЗМ надо бы увеличить, включив в нее еще
5 населенных пунктов. И даже сослался на расчеты некоего ООО "Экоцентр".
Было бы, однако, очень хорошо для жителей, если бы правительство России не
только согласилось с таким расширением ЗЗМ в Щучанском районе, но и указало
на неуместность трогательного единства, которое было явлено в июне 1999 года
"рабочей группой представителей федеральных органов исполнительной власти
РФ и органов исполнительной власти Курганской области". К сожалению, опыт
нашей страны известен - переутверждать документы труднее, чем утверждать.
    Переходя к Брянской области, можно изумляться, но комиссия, которая на
рубеже 2001-2002 годов проводила государственную экологическую экспертизу
документации на объект в Почепе в отсутствие утвержденной ЗЗМ, предложила
сократить возможную зону поражения зоманом в случае возможной аварийной
разгерметизации боеприпасов вне производственных помещений до размеров
СЗЗ. Ей надо было бы просто вернуть материалы на переработку, поскольку
разработчики вообще не оперировали понятиями более широкой и не менее
легитимной ЗЗМ, установленной законом "Об уничтожении химического
оружия" в 1997 году. Так нет же...
    Тем не менее поначалу в секретном чиновном подполье фигурировали два
варианта ЗЗМ для Почепского района: 235 км2 с численностью проживающего
населения около 27 тысяч человек (это число нравилось скупому Центру) и 1048
км2 с численностью около 36 тысяч человек (этот вариант предпочитали власти
Брянской области). И лишь в январе 2004 года была утверждена ЗЗМ для этого
самого западного в России склада химоружия. К счастью, победила величина,
отстаивавшаяся администрацией области. Площадь ЗЗМ в Почепском районе
была утверждена в размере 1048 км2 и в нее вошло 130 населенных пунктов, в
том числе сам г.Почеп, а также пос.Рамасуха, деревни Татищево, Коростелево,
село Котляково, пос.Михайловский, пос.Николаевский...
    Дольше всего затянулось дело с изданием правительственных решений по
установлению ЗЗМ вокруг объектов в Мирном (Марадыковском) и Леонидовке.
    В отношении Мирного (Марадыковского) соответствующий документ
поступил в Росбоеприпасы еще в 2001 году. Ориентировочная оценка
параметров ЗЗМ, выполненная областными специалистами и положенная в
основу этого документа, исходит из расчета аварии на складе авиахиморужия с
возможным проливом 20 т зомана - это дает ЗЗМ для объекта хранения размером
891,7 км2. В центре аварии, естественно, оказывается пос.Мирный. Всего же в
ЗЗМ входят 196 населенных пунктов двух районов области с населением 54590
человек, в том числе оба районных центра - г.Котельнич и пос.Оричи. Однако
все было бы слишком просто. Помимо расчета, который был сделан в Кировской
области, существует и заказной расчет, осуществленный в Москве вряд ли
кому известным ООО "Рост". Так вот, как и можно было ожидать, столичный
расчет оказался для казны много экономнее - всего-то 352,8 км2. Фактически
постановление правительства от 29 декабря 2004 года N 867 утвердило ЗЗМ в
размере 891,7 км2. Однако, она относится лишь к складу химоружия. ЗЗМ для
объекта уничтожения пока нет.
    В отношении Леонидовки положение оказалось столь же сложным. Та
ориентировочная ЗЗМ, которая была рассчитана только для объекта хранения
химоружия в районе Леонидовки еще в 1999 году, составила 167 км2. В нее
должны были войти 10 населенных пунктов с населением 69660 человек, в том
числе ядерный город Заречный (Пенза-19). Тот расчет дипломатично обошел
стороной проблему включения в ЗЗМ самой Пензы. А вот дальше положение дел
не могло не усложниться. Когда в августе 2003 года губернатор Пензенской
области бездумно дал согласие на совмещение объекта уничтожения химоружия с
объектом его нынешнего хранения, он автоматически сделал заложниками своего
малопочтенного решения жителей Пензы. Не будем забывать, что расстояние
между Леонидовкой и Пензой не превышает и 10 км. Между тем при расчетах
сценариев аварийной ситуации ни один специалист не способен обойтись без
предположения о распространении облака ОВ по крайней мере на 20 км от места
разлива или еще дальше (называлось даже 40 км). В общем, сколько бы ни
изворачивались специалисты по экономии бюджетных денег, включения Пензы в
ЗЗМ им не избежать. Между тем зимой 2004-2005 годов таковые специалисты
сыскались, и они попытались протащить через процедуру утверждения проект
ЗЗМ, в которой расстояние от склада химоружия до края ЗЗМ не превышало 5,9
км. Пока та откровенная профанация не прошла, так что насчет предательства
интересов своих сограждан у Пензенского губернатора все еще впереди.
    Следует подчеркнуть, что имеющееся положение о ЗЗМ предусматривает
наличие планов действий по предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуации. Среди прочего, эти планы содержат такие положения: мониторинг
окружающей среды на объектах и в пределах ЗЗМ по контролю за соблюдением
ОБУВ, например на ОВ в воздухе; мониторинг здоровья персонала объектов и
граждан, живущих и работающих в ЗЗМ; выдача людям, живущим и работающим
в ЗЗМ, средств индивидуальной защиты для личного хранения.
    Впрочем реальный уровень защищенности людей, проживающих в ЗЗМ,
был продемонстрирован в 2001-2002 годах, когда была осуществлена ликвидация
партии химических снарядов с фосгеном на складе в Щучьем, и в 2002-2003
годах, когда были уничтожены 400 т иприта на объекте в Горном. Жители
Щучьего не только не были извещены о факте работ с фосгеном, но и власти не
проводили того, что записано в их адрес - мониторинга состояния окружающей
среды и мониторинга здоровья людей. И в Горном не проводилось мониторинга
окружающей среды и здоровья жителей. Разумеется, в обоих случаях власти не
раздавали населению средств защиты.
    В свое время такую норму, как отселение людей из ЗЗМ, Государственная
дума РФ исключила из проекта закона "Об уничтожении химического оружия",
хотя на этом настаивали общественные экологические организации. Между тем
совершенно ясно, что во всех местах, где предполагается уничтожать химоружие,
власти обязаны отселять желающих жителей из ЗЗМ за счет бюджета, поскольку
в пределах ЗЗМ могут распространяться аварийные выбросы ОВ (ничтожные
концентрации ОВ якобы не опасны - по традиционным меркам,- а на самом деле
более чем опасны). Или же обеспечить, как ни странно это звучит, абсолютную
безопасность обитателей ЗЗМ. Тем не менее в проектных организациях и в
государственной экологической экспертизе сейчас идет работа с документами
объектов уничтожения химоружия, причем безопасность населения в пределах
ЗЗМ пока не представляется обеспеченной.
    Итак, или отселение или же абсолютная безопасность. Если же власти
не способны или не хотят делать ни того, ни другого, тем самым они
сознательно обрекают людей на беды и провоцируют будущие социальные
конфликты.
    Ну а в заключение стоит упомянуть также о том, что в феврале 2000 года
премьер-министр В.В.Путин установил еще и так называемые запретные зоны и
запретные районы при арсеналах и складах. Разумеется, было объявлено, что
цель их установления - это обеспечение безопасности хранения химоружия и
защита населения и территории. Было решено, что запретная зона включает
территорию, непосредственно примыкающую к военному складу, шириной до
400 метров. И на этой земле запрещается проживание людей, их нахождение без
специального разрешения; строительство объектов, устройство туристических
лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта. Границы запретной
зоны обозначаются на местности хорошо видимыми указателями и надписями.
Запретный район имеет ширину до 3-х километров от ограждения военного
склада. На его территории запрещается проживание иностранцев, проведение
ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и других работ и даже полеты
летательных аппаратов. Что касается строительства объектов производственного
и социально-бытового назначения, то оно подлежит согласованию.
    Конечно, вопросов, которые можно задать в отношении смысла запретных
зон и районов в связи со складами химоружия XXI века, гораздо больше, чем у
бюрократической вертикали имеется ответов. Во всяком случае какой-либо новой
экологической идеи за ними не видно. Да и среди террористов безмозглые лица
давно перевелись.
        (Из неопубликованного)

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность