Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                    Сообщение CHEM&WAR.730, 9 августа 2005 г. **
*******************************************************************
                                             Химическое разоружение


        ГОСУДАРСТВО СОБРАЛОСЬ ПОЖЕРТВОВАТЬ ЛЮДЬМИ. СЮЖЕТ 6


    И ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ?
    Итак, мы рассмотрели трудный вопрос, сможет или нет государственная
система нашей страны узнать об утечках ОВ и предупредить об этом ее граждан.
    Осталось понять, а будет ли население защищено от нашего собственного
химоружия? Если даже будет извещено об утечке.
    Если обратиться к объекту, возводимому  в Щучьем, то уместно отметить,
что начальник ФУБХУХО генерал В.П.Капашин и др. ответственные авторы
популярной брошюры не сообщили жителям о том, что хранящиеся на складе в
районе Щучьего советский V-газ и зоман, проникают через кожу людей столь же
эффективно (в смысле смертельного поражения), как и через органы дыхания.
В противном случае им бы пришлось объяснять, по какому праву они пренебрегли
безопасностью жителей Щучанского района - ни в одном плане мероприятий по
безопасности раздача средств защиты кожи жителям не предусмотрена.
    Впрочем, жители это поняли и без генеральских объяснений. А группа
обеспокоенных граждан даже составила на сей счет акт от 25 апреля 2003 года.
Посетив соответствующий склад и не обнаружив средств защиты кожи, они
услышали в ответ на заданный прямо вопрос столь же прямой ответ: "их в
наличии нет и не было". Кстати, помимо нормальных противогазов, на том
складе хранится и списанная рухлядь, причем отличить одно от другого не так-то
просто, а в условиях химической тревоги во время аварий и просто невозможно.
    Важно иметь в виду, что генералу В.П.Капашину придется объяснять то
же самое насчет всех объектов химоружия страны. Потому что на всех 7 складах
химоружия России хранятся ОВ, эффективно поражающие человека через кожу -
не только иприт и люизит, но также зоман, и V-газ. Жители, которые имеют
несчастье жить недалеко от объектов химоружия, легко поймут это, например, из
общедоступной книги. Однако же никто из руководящих лиц понимать и тем
более обсуждать все это не собирается. Потому что еще в 1995 году было решено
ограничить снабжение рядовых граждан средствами защиты.
    Во всяком случае два автора из неизвестной организации при решении
"проблемы защиты населения при чрезвычайных ситуациях на объектах по
хранению и уничтожению химического оружия" сочли целесообразным еще в
1993 году ограничить защиту жителей, которые проживают вокруг этих объектов,
более чем просто: средства индивидуальной защиты органов дыхания
(противогазы) - "для работающего населения и детей"; ну а средства защиты
кожи - лишь "для оснащения невоенизированных формирований". И все.
    Остальным гражданам места в этом "защитном" построении не нашлось.
А "общественность" из придворного "Чистого дома" сделала вид, что не заметила
планирования невыдачи рядовым жителям средств защиты кожи против ОВ...
кожно-нарывного действия.
    Чтобы этот вывод стал еще очевиднее, процитируем "Памятку жителям",
которую информационный центр Зеленого креста распространяет среди жителей
Почепского района Брянской области, где в поселке Речица квартирует склад
авиахиморужия602. В той памятке указано, что при получении сигнала "Возникла
непосредственная угроза химического заражения" жителям нужно "надеть
имеющиеся противогазы" или "получить противогазы в местах, указанных в
тексте сообщения штаба ГО". Ну а далее необходимо "двигаться кратчайшим
путем перпендикулярно направлению ветра". Что касается тех, у кого все-таки
возникнет вопрос, как быть с защитой кожи от зомана и советского V-газа,
хранящихся на складе, то в той памятке указано однозначно: "использовать для
защиты поверхности тела спортивную одежду". Такая рекомендация могла бы
вызвать лишь улыбку, если бы в действительности дело было не столь трагично.
Поэтому процитируем официальное письмо от 22 октября 1993 года заместителя
директора "Химпрома" (Чувашия) А.Г.Шкуро, где выпускался советский V-газ:
"Продукт высокотоксичен, проникает в организм человека через кожные
покровы, слизистые оболочки глаз, носа и верхних дыхательных путей, а также
через ткань одежды. Вызывает тяжелые отравления или смерть. Скрытый
период поражения от нескольких минут до 4-6 часов".
    В Кировской области, где в Мирном (Марадыковском) тоже имеется склад
авиахиморужия, положение сходно. Осенью 2003 года один из руководителей
Оричевского района высказывал претензии насчет нерешенности вопроса с
"выдачей населению СИЗ-противогазов". Похоже, он просто не понимает, что
только с помощью противогазов население района защитить невозможно.
    В отношении положения в Леонидовке в связи со складом авиахиморужия
можно констатировать то же самое. При государственной экологической
экспертизе ТЭО на возведение объекта в Леонидовке (зима 2002-2003 годов)
эксперты сочли необходимым указать, что надо бы в проектных материалах
рассмотреть возможность защиты персонала объекта с использованием единого
противогаза (например, с коробкой БКФ), а также вместо защитного костюма
Л-1 - других средств защиты кожи. Достаточно убедительных объяснений этим
предложениям дано не было, хотя выглядели они вполне гуманистично.
Единственное неудобство состояло в том, что попутно выяснилось отсутствие
в проектных материалах каких-либо мер по защите местного населения при
возможных авариях на опасных объектах. Да они и не могли быть разработаны,
потому что к тому времени не были утверждены ЗЗМ по обоим объектам в
Леонидовке - ни по складу химоружия, ни по объекту его уничтожения.
    Остается констатировать, что пока ни в одном из рассматривающихся
проектов по возведению объектов уничтожения химоружия не запланирована
удовлетворительная система защиты ни живущих в ЗЗМ людей, ни природы. Как
видим, разработчики однозначно восприняли указание официальных изданий.
    Что касается профилактики и лечения, то мы вынуждены повторить то,
что выше уже подробно обсуждалось - в случае острого отравления людей ОВ -
старыми кожно-нарывными ОВ и новыми нервно-паралитическими ФОВ -
лечить их будет нечем. А о лечении отравленных малыми дозами разговор даже
не возникает.
    На Западе в 1980-е годы, еще до подписания Конвенции о запрещении
химоружия были созданы так называемые реактиваторы холинэстеразы (в
частности, препарат HI-6), которые проявляют профилактическое и лечебное
действие при отравлениях фосфорорганическими соединениями.
Но это - на Западе.
    Чтобы мысль об отсутствии в России средств лечения от ОВ не показалась
слишком сильной, приведем цитаты из документов 2001-2003 годов. Первая
относится к решению коллегии Минздрава 2001 года, вторая принадлежит перу
специалистов института токсикологии из С.-Петербурга (они в первую очередь
ответственны за разработку противоядий-антидотов), а третья - одному из
руководителей Медбиоэкстрема из Москвы.

    ВЕСТИ С ПОЛЕЙ ХИМИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ:
    "Специалистами НИИ токсикологии разработан новый
профилактический антидот при угрозе воздействия ФОВ П-10М, продолжаются
работы по внедрению нового поколения антидотов: пеликсим и карбоксим".
"Для ОВ кожно-нарывного действия антидоты известны только в
отношении люизита. Это препарат БАЛ (британский антилюизит) и
отечественный препарат унитиол... Несмотря на 75-летнюю историю поиска
антидотов иприта, они не созданы до сих пор... Профилактический антидот
П-10М рекомендован к применению только для военнослужащих, а решение
вопроса о медицинском применении антидота ФОВ само- и взаимопомощи
пеликсима находится в стадии рассмотрения. Он также будет разрешен к
применению только в отношении здоровых лиц ограниченного возрастного
диапазона."
    "Ведутся работы по созданию тест-системы для ранней диагностики
поражений ипритом...
Специалистами НИИ токсикологии минздрава России проводится работа
по определению возможности использования для населения профилактического
антидота при угрозе воздействия ФОВ в случае техногенных аварий. Внедрен в
практическое здравоохранение новый антидот, разработанный специалистами
института - реактиватор холинэстеразы карбоксим."

    В отличие от авторов этих текстов, мы не будем упоминать о том, какие
средства профилактики и лечения от отравлений зарином, зоманом и советским
V-газом имеются в наше время (в секретном порядке) у армии. Обсуждать это
бесполезно - эти средства никогда не будут демобилизованы "на гражданку". Не
будем комментировать также и их мысли в отношении противостояния ипритной
опасности - в ноябре 2003 года иприт в России закончился - так было объявлено
официально. Остались крохи, размазанные по стенкам цистерн и бочек. Укажем
лишь, что соответствующее постановление ЦК КПСС и СМ СССР было издано
еще 16 марта 1976 года ("О дальнейшем развертывании методов и средств
защиты от оружия массового поражения"). И при исполнении этого и других
решений в советские годы были созданы не только антидоты против ФОВ, но и
родилось новое направление военной медицины - военная психофармакология.
Ну а возвращаясь в наши дни, стоит лишь еще раз подчеркнуть, что в
случае отравления или угрозы отравления людей ФОВ в процессе уничтожения
химоружия (в рабочей зоне или же вне ее) профилактировать и лечить их
будет практически нечем. Не удивительно, что наш Минздрав, если и доходит
до вопросов медицинского обеспечения химического разоружения, меньше всего
озабочен именно лечением людей - хватает других забот. Не отстает от него
и ручная "общественность", которая готова гордо говорить о наличии антидота
против люизита и скромно умалчивает об отсутствии такового против иприта.
    Остается задаться вопросом, а нужно ли вообще так уж стараться иметь
чувствительные газоанализаторы, средства защиты кожи для всего населения (а
не только для избранных) и средства лечения от всех возможных типов ОВ в
связи с работами с химоружием? К сожалению, нужно. Выше уже упоминалось,
что добиваться абсолютной безопасности объектов хранения и уничтожения
химоружия никто не станет - наши подпольные "специалисты", чьи должностные
полномочия иной раз и не выяснишь, кружатся вокруг "приемлемого" риска.
    Они все еще готовы поставить жизни непричастных людей на кон.
                            *   *   *
    Итак, мы выяснили, сколь готовы (или не готовы) ведомства страны -
Минздрав, МПР и МЧС - к защите граждан России от химоружия, которое
залежалось на ее складах. Ясно, что должной по нормам нынешнего времени
инфрастуктуры обеспечения химической безопасности в стране пока нет.
 А что же наша армия, по заказу которой химоружие было изготовлено и
которая бодро докладывала о своей готовности защитить наших граждан от
вражеских ОВ? Чтобы понять это, перечислим те войсковые части, которые
будто бы будут обеспечивать защиту Отечества в случае, если коварный враг
совершит на нас вероломное нападение с применением оружия массового
поражения - химического, биологического, ядерного.
    Вот они, эти пожелавшие остаться в тени отдельные бригады войск
РХБЗ: Саратовская область (Шиханы) - 1-я отдельная бригада РХБЗ; Курская
область - 27-я отдельная бригада РХБЗ; Ивановская область (Кинешма) -
3-я отдельная бригада РХБЗ;  Екатеринбург - 29-я отдельная бригада РХБЗ;
Вологодская область - 41-я отдельная бригада РХБЗ; Волгоградская область
(Фролово) 21-я отдельная бригада РХБЗ; Алтайский край (Поспелиха) - 11-я
отдельная бригада РХБЗ;  Хабаровский край (Галкино) - 16-я отдельная бригада
РХБЗ. Отечество, возможно, они и защитят, если под этим подразумевается
сама армия. А вот людей, живущих возле объектов химоружия, они защищать
вряд ли будут - очень уж аварии скоротечны.
    Впрочем, жители могут проверить все это не себе. Пусть звонят, если
что. А вдруг и в самом деле помогут?

                (Из неопубликованного)

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность