Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
******       Х И М И Я * И * В О Й Н А       **********************
*******************************************************************
***                    Сообщение CHEM&WAR.759, 8 октября 2005 г. **
*******************************************************************
                                                      Дела ракетные



           ХЛОПОТЫ ВОКРУГ РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА



    ПО НИСХОДЯЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ
    ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВОССТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГКНПЦ
им. ХРУНИЧЕВА
    Ситуация, в которой находится одно из ведущих предприятий
ракетно-космической отрасли России - ФГУП "Государственный космический
научно-производственный центр им. М.В.Хруничева", сегодня вызывает
серьезную озабоченность органов государственной власти и управления. Только
за последнее время претензии в адрес ГКНПЦ им. Хруничева высказали Счетная
палата РФ, Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральное космическое
агентство.
    Так, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. объем выручки ГКНПЦ им. Хруничева
по сравнению с расходами сократился на 35%. Задолженность по налогам и сборам
увеличилась на 81%, дебиторская задолженность - на 30%. При общем объеме
товарной продукции в объеме 9 млрд. руб. кредиторская задолженность в три
раза превышает объемы производства и составляет 26 млрд. руб. Это
единственное предприятие отрасли, имеющее такие негативные показатели своей
деятельности.
    Продолжается резкое снижение общего объема товарной продукции. Если в
наиболее удачный для предприятия 1999 г. общий объем продукции в абсолютных
ценах составлял более 15 млрд. руб., то в 2004 г. он едва превышал 9 млрд.
руб. Если сравнить эти показатели в сопоставимых ценах, то производство
продукции снизилось на предприятии за этот период в 4 раза.
    Одной из основных причин такого положения дел является отсутствие
какого-либо стратегического планирования руководством предприятия
долгосрочных финансовых вложений. На сегодняшний день Центр им. М.В.
Хруничева участвует в 18 коммерческих, 6 зарубежных и 9 некоммерческих
организациях. Общая сумма долей Центра в коммерческих организациях
составляет более 24 млн. руб. 4 коммерческие организации в настоящее время
ликвидированы, осуществляется процедура ликвидации еще 2-х зарубежных
организаций. Ориентировочные потери в связи с этим составляют более 33 млн.
руб. Тем самым Российской Федерации нанесен ущерб - как собственнику
имущества предприятия, так и в качестве не поступления в бюджет государства
соответствующей доли прибыли.
    ГКНПЦ им. Хруничева в 2005 г. был заключен крайне невыгодный для российской
стороны контракт с одной из посреднических австрийских фирм на приобретение
трубогибочного комплекса. При реальной стоимости оборудования в 387 тыс.
евро сумма контракта была превышена примерно на 152 тыс. евро. С какой целью
была завышена сумма контракта? Вопрос, как говорится, риторический:
    Какие еще претензии выдвинуты в адрес ГКНПЦ им. Хруничева? Это грубейшие
нарушения действующего законодательства и нормативно-правовых актов в
области финансово-хозяйственной деятельности, а также выстраивание
независимой системы хозяйствования в обход федеральных органов
исполнительной власти. Систематическое невыполнение соответствующих
руководящих документов, непредставление установленных докладов, отчетов,
нежелание согласовывать определенные законодательством документы с
федеральными органами исполнительной власти стали осмысленной и
целенаправленной системой работы руководства предприятия. Цель подобных
действий со стороны генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Александра
Медведева, как представляется, состоит в том, чтобы выйти из-под контроля
государства и бесконтрольно распоряжаться государственным имуществом и
денежными средствами.
    Совершение невыгодных для государства сделок, стремление любым путем
заключить контракт с превышением своей компетенции и возможностей
предприятия, получить как можно больше кредитов без учета возможностей их
реального погашения стало нормой деятельности руководства ГКНПЦ им.
Хруничева и приводит к срыву взятых на себя обязательств, как перед нашим
государством и российскими предприятиями, так и перед зарубежными
партнерами, и может привести к банкротству.
    Так, несмотря на представление Счетной палаты Российской Федерации от 17
ноября 2004 г. по результатам ее работы в ГКНПЦ им. Хруничева, требования,
изложенные в представлении, руководством указанного предприятия
проигнорированы и до настоящего времени не выполнены, указания Роскосмоса по
этим вопросам оставлены без внимания. До настоящего времени не приведен в
соответствие с требованиями законодательства устав ГКНПЦ им. Хруничева в
части порядка учета и распоряжения правами на результаты интеллектуальной
деятельности.
    В нарушение действующего законодательства до сих пор на большинство
зданий, сооружений и земельных участков, закрепленных за предприятием и
стоящих на его бухгалтерском балансе, свидетельства о государственной
регистрации права и паспорта БТИ отсутствуют. Отсутствуют также и
правоустанавливающие документы на земельные участки под жилыми домами
предприятия в г. Москве, Московской, Владимирской, Архангельской областях.
Ежегодные сведения о закрепленных за предприятием земельных участках в
Роскосмос не представляются, соответствующие запросы по этому вопросу
попросту игнорируются.
    В 2001 г. предприятие передало в собственность покупателя 45 строений
детского оздоровительного лагеря за 16620250 руб. По заключенному с
покупателем договору эти средства предназначались для реконструкции
недвижимого государственного имущества. Однако полученные предприятием
средства на эти цели до сих пор не направлены и растрачены на другие,
скрытые от всех цели.
    По инвестиционному контракту с правительством г. Москвы предприятие
обязалось провести реконструкцию и строительство жилищного комплекса по
адресу ул. Большая Филевская, вл.14-16 на собственные денежные средства,
полученные от хозяйственной деятельности. Затраты предприятия за весь период
строительства составили более 900 млн. руб.
    В 2003 г. Центр им.М.В.Хруничева в нарушение действующего законодательства
без согласования с федеральным собственником в лице Росавиакосмоса уступает
свои права по инвестиционному контракту ОАО "Промтехэнергомаш" за 31 млн.
долл. и обязуется приобрести жилье для очередников предприятия на 20 млн.
долл. В настоящее время для приобретения жилья направлено чуть более 60 тыс.
долл. Куда делись остальные средства?
    В 2003 г. из состава федерального имущества, находящегося в хозяйственном
ведении предприятия, были проданы за 81 млн. руб. 6 объектов недвижимости
без согласования с Росавиакосмосом под прикрытием недействительных
инвестиционных договоров с различными коммерческими организациями, которые и
стали в последствии вместо инвесторов покупателями этих объектов
недвижимости. В нарушение распоряжения правительства РФ предприятием до сих
пор не переданы государству имеющиеся у него акции кредитных организаций на
сумму порядка 50 млн. руб.
    В 2003 г. предприятие по итогам 2002 г. получило по этим акциям дивиденды в
размере 1,272 млн. руб. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации
эти денежные средства в федеральный бюджет переданы не были, а
использовались руководством предприятия по своему усмотрению. По итогам
деятельности предприятия за 2002 г. в соответствии с постановлением
правительства РФ Центру им. М.В.Хруничева был установлен размер платежа в
бюджет государства от прибыли, полученной от использования государственного
имущества, в сумме 10,5 млн. руб. Однако в 2003 г. предприятием было
направлено в государственный бюджет только 2 млн. руб., а 8,5 млн. руб. в
бюджет государства так и не поступило. Давать какие-то разъяснения по этому
вопросу федеральным органам исполнительной власти Александр Медведев считает
необязательным.
    В нарушение действующего законодательства без согласования с федеральными
органами исполнительной власти предприятие заключает контракты и берет на
себя обязательства, превышающие его полномочия и возможности. Это в свою
очередь приводит к срыву взятых на себя обязательств и падению престижа
государства в сфере космической деятельности.
    Одним из характерных примеров является контракт по корейской системе
запуска. В январе 2005 г. без согласования с правительством РФ, Роскосмосом
и основными соисполнителями работ ГКНПЦ им. Хруничева был заключен контракт
с корейским аэрокосмическим институтом на общую сумму 198 млн. долл. Из этой
суммы заказчик выплатил в качестве аванса 28 млн. долларов. В результате до
настоящего времени контракт не вступил в законную силу в связи с отсутствием
постановления правительства РФ. Реализация контракта не осуществляется,
подорвано доверие корейской стороны к нашему государству.
    Таким же образом, не согласовав свои действия с правительством РФ и
Роскосмосом, Центр им.М.В.Хруничева поставил под угрозу срыва
межправительственное соглашение между Республикой Казахстан и Российской
Федерацией по космическому аппарату КАЗСАТ и созданию РКК "Байтерек". Это
привело к тому, что руководство Казахстана было вынуждено обратиться в
правительство Российской Федерации за разъяснениями.
    Стремление любой ценой получить как можно больше денежных средств,
нежелание заниматься реальным производством, привело к запуску практически
неработоспособного КА "Монитор-Э". Летные испытания по вине руководства
ГКНПЦ им.Хруничева фактически сорваны. Впустую потрачено около 2 млрд. руб.
государственных средств.
    Бьет тревогу и Федеральная служба по оборонному заказу. В своем обращении к
руководителю Роскосмоса в сентябре 2005 г. директор службы Андрей Бельянинов
высказывает крайнюю обеспокоенность действиями руководства Центра им.
М.В.Хруничева. В частности, на предприятии отсутствует согласование с
Министерством экономического развития и торговли возможности размещения
государственного оборонного заказа по заключенным контрактам. Поручения
федеральных органов исполнительной власти по вопросам стандартизации не
выполнены, грубо нарушается порядок работы с нормативными документами по
стандартизации оборонной продукции.
    С начала действия государственного контракта работы по производству РКН
"Рокот" до сих пор не ведутся, специальная конструкторская документация на
изготовление РКН "Рокот" отсутствует, контракты с поставщиками комплектующих
изделий (более 150 предприятий) до настоящего времени не заключены. Любые
указания и требования Роскосмоса по устранению этих недостатков руководством
ГКНПЦ им. Хруничева игнорируются.
    Почему все перечисленные нарушения стали возможными? Причина, похоже,
одна: только в отношении одного-единственного федерального государственного
унитарного предприятия России, а именно ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, действует
особый порядок назначения на должность и освобождения от должности
генерального директора этого предприятия лично президентом РФ. Этот особый
порядок был в свое время определен распоряжением Бориса Ельцина от 7 июня
1993 г. No 421-рп по ходатайству его дочери Татьяны Дьяченко, которая на тот
момент работала в КБ "Салют", вошедшим в состав Центра им. М.В.Хруничева в
соответствии с указанным распоряжением. Несмотря на то, что этот порядок
абсолютно не соответствует требованиям Федерального закона от 14 ноября 2002
г. No 161-ФЗ и постановлению правительства РФ от 3 декабря 2004 г. No 739, он
продолжает действовать до настоящего времени (хотя Ельцин давным-давно на
пенсии) и обеспечивает Александру Медведеву полную бесконтрольность от
федеральных органов исполнительной власти.
      Г.Пулин, Военно-промышленный курьер, 5-11 октября 2005 года
      http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.104.articles.economics_01

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.12.2

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами